Шуваев Родион председатель колхоза с. Мирное. 1933

Владимир Пузиков
Селу Мирному – 110 лет!

ШУВАЕВ РОДИОН ФЕДОРОВИЧ
- ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛХОЗА «ГИГАНТ»
МИРНЕНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
1933-1936 гг.

В 1928 году, накануне массовой коллективизации, в селе Мирном Благодарненского района Северо-Кавказского края действовали два товарищества по общественной обработке земли: «Путь социализма», «Имени Чапаева» и сельскохозяйственная артель «Путь батрака».

В конце 1929 года мелкие товарищества села объединились в крупное сельхозпредприятие – колхоз «Гигант», с площадью сельхозугодий 13,5 тыс. га. Своим председателем колхозники выбрали бывшего кавалериста Первой конной армии Першина Василия Романовича. Когда в 1933 году жители села избрали В. Р. Першина депутатом и председателем Мирненского сельского Совета, то по рекомендации бюро Благодаренского райкома ВКП(б) колхозники коллективного хозяйства «Гигант» проголосовали большинством за нового председателя – Шуваева Р. Ф., присланного из другого села.

Шуваев Родион Федорович родился в 1895 году в селе Александрии Новогригорьевского (с 1900 г. – Благодарненского) уезда Ставропольской губернии. Его родители занимались крестьянским трудом, обрабатывали землю, выращивали хлеб, разводили скот, жили не бедно. Родион окончил сельское училище, образование получил низшее. Осенью 1914 года он был свидетелем Александрийского бунта, восстания крестьян против земства. В этом же году он женился на Ольге Федоровне. Через год в семье родилась девочка, которую назвали Александрой.

В 1915 году Родиона призвали в царскую армию, послали на германский фронт, где он попал в плен. В начале 1919 года он был репатриирован из Германии, вернулся на родину. Советская власть в Александрии продержалась всего год, с января 1918 по январь 1919 года. С 3 января село Александрия было занято войсками белых генералов Врангеля и Улагая.

24 марта 1919 года Родиона Шуваева мобилизовали и направили в город Ейск, воевать против Красной армии. Пробыв в Добровольческой армии около двух недель, Родион и его земляки: Крицких Сергей Федорович, Юшин Василий Васильевич и Черемисин Евдоким Тихонович сговорились и перебежали к красным. Их по железной дороге отправили в город Воронеж, а затем на станцию Купинск-Узловая, где формировался запасной полк 8-й Красной армии. В запасной полк проникла группа белогвардейских офицеров, которые арестовали командный и политический состав полка, а затем спровоцировали солдат на мятеж, переросший в крупномасштабное восстание. Восстание возглавил белогвардейский офицер Зубков. Под его руководством полк начал выдвигаться на фронт против красных.

На разгром восставших были подняты местные рабочие военизированные дружины. В подавлении мятежа принимали участие и красноармейцы полка, сочувствующие Советской власти. Восстание было подавлено, полк расформирован. Родион Шуваев и его земляки из села Александрии, как не благонадежные, в строевые войска, на передовую больше не направлялись. Служили они в инженерно-технической части саперного батальона на Юго-Западном фронте. В 1920 году Родион Шуваев вступил в партию ВКП(б).

В 1921 году саперный батальон в срочном порядке отправили в распоряжение командования Тамбовского военного округа на подавление банды Антонова. Так что, демобилизовался Родион Шуваев в декабре 1921 года. В это время, 1921-1922 годы, на Северном Кавказе был жесточайший голод, люди погибали от недоедания и инфекционных болезней. Родиону надо было добывать хлеб насущный, поэтому он на учет в партийную организацию села не стал, выбыл из рядов ВКП(б) механически.

Родион Шуваев активно участвовал в организации коллективных крестьянских кооперативов на территории Александрийского сельского Совета. Во второй половине 20-х годов прошлого века на хуторе Терновом была организована коммуна «Красное знамя» (председатель Ворсин Василий), на хуторе Ключи – коммуна «Красный Ключ» (председатель Кузнецов Ипат).

В селе Александрии организовали колхоз «Красный партизан», в который вошли 17 полеводческих бригад. Председателем колхоза избрали Шуваева Родиона Федоровича, агрономом – Андреева, председателем контрольного Совета – Авксентищева Ивана Федоровича, завхозом – Будаева Гавриила Ефремовича.

С ноября 1929 по октябрь 1930 годов заместителем председателя колхоза «Красный партизан» работал Пузиков Тихон Евдокимович, а с октября 1930 по сентябрь 1931 годов он избирался председателем сельхозкоммуны «Красное знамя» на хуторе Терновом.

В 1930 году Родион Шуваев вновь вступил в ряды ВКП(б). Коллективизация проходила в трудных условиях. На помощь местным партийным и советским органов из рабочих центров ЦК партии прислал надежных рабочих – двадцатипятитысячников. Кулаки срывали выполнение работ, агитировали людей выходить из колхозов. Банды Мартынова из села Сухой Буйволы и Ивана Ключкина из села Медведского (ныне с. Гофицкое) стреляли в активистов.

Из воспоминаний Е. Е. Нестеренко, который с осени 1930 года работал заместителем председателя колхоза «Красный партизан»: «…В 1930 году был неурожай, часть скота, лошадей направили на Черные земли. А там зимой были сильные морозы, метель, скот почти весь погиб. Весной 1931 года пахали на коровах. В упряжке коровы не привычны, они ярмом набивали шеи, отказывались давать молоко. Многие колхозники были недовольны, но нужно было сеять, сдавать хлеб государству. Председателем колхоза тогда был Лелеков Филипп Денисович, агрономом – Шуваев Родион Федорович, полеводом Евдаков Иван.

Затем из колхоза «Красный партизан» выделились самостоятельные колхозы: «Первое мая» (председатель Лукин Тимофей Михайлович) и «1-я Конная армия» (председатель Тарановский Андрей Колистратьевич). На хуторе Алтухове организовали колхоз имени Ворошилова (председатель Бузов Андрей). Председателем Александрийского сельского Совета жители села избрали Евглевского Егора Матвеевича».

В конце 1932 года Родиона Шуваева из партии исключили «…за превышение власти, за халатное отношение к колхозному имуществу и искривление колхозной торговли», осудили на один год условно. Партийный билет у него отобрала комиссия по чистке партийных рядов. Через год в партии его восстановили и направили в село Мирное руководить крупным колхозом.

Родион Шуваев переехал в село Мирное с семьей, приступил к исполнению обязанностей председателя колхоза «Гигант». Благодаря его настойчивости были преодолены последствия голода, росли урожаи зерна, восстановили животноводство. Постепенно на смену тяжелому ручному труду на село приходила механизация. В марте 1934 года в соседнем селе Алексеевском была организована Мирненская МТС. На полях колхоза «Гигант» появились тракторы, улучшилась культура земледелия. МТС обслуживала шесть колхозов, хотя и имела всего 16 тракторов и две грузовых автомашины. Через год парк МТС составлял: 36 тракторов, 8 комбайнов и 4 автомашины.

Колхоз «Гигант» был в передовиках. Его председатель на районных совещаниях приглашался в президиумы. Но два факта в биографии Родиона Шуваева: служба в Добровольческой армии и участие в восстании запасного полка 8-й Красной Армии серьезно мешали продвижению по карьерной лестнице.

В 1935 году с мая по октябрь проводилась проверка партийных документов. Родион Шуваев проверку не прошел, его обвинили в том, что он скрыл при вступлении в ВКП(б) службу «…в Белой армии и участие в восстании запасного полка 8-й Армии». 6 ноября 1935 года бюро Благодарненского райкома партии исключило его из партии и рекомендовало правлению колхоза «Гигант» освободить от должности председателя колхоза.

9 декабря 1935 года Р. Ф. Шуваева вызвали в село Благодарное в районный земельный отдел, якобы на совещание, где его уже ждали и арестовали сотрудники Благодарненского районного отдела НКВД. При аресте изъяли паспорт, военный билет и 40 рублей.

- Почему Вы скрыли от партии ваше участие в восстании красноармейского запасного полка на станции Купинск-Узловая? - спросил его на следующий день на первом допросе начальник Благодарненского райотдела НКВД Глобенченко.
- В восстании полка я участия не принимал, занимал нейтральную позицию, потому и не писал об этом в заявлении в партию, - уверенно ответил Шуваев.

- Сколько раз Вы вступали в партию?
- Дважды, в 1920 и 1930-х годах. Дважды исключался, в 1933 и 1935-ом.

- Следствие установило, что в 1919 году, служа в Белой армии и будучи в патруле по городу Ейску, Вы стреляли по задерживаемому солдату Сапрыкину Сергею Герасимовичу, вашему земляку из села Александрии.
- Я не помню, - ответил Шуваев.
- Удивительно! Как можно такое забыть! Вы стреляли в человека, который хотел перейти на сторону красных, а Вы этому препятствовали.
- Я не помню, - стоял на своем подследственный.

Глобенченко поискал в папке с документами протокол допроса свидетеля Е. Т. Черемисина и зачитал его показания: «…Шуваев не хотел переходить на сторону красных. Стрелял в Сапрыкина, но не попал. Мне с трудом удалось убедить Родиона перебежать к  красным. Ведь он был в германском плену и не участвовал в установлении советской власти в Благодарненском уезде и селе Александрии в январе 1918 года, не участвовал в боях с Добровольческой армией, которая захватила наше село в январе 1919 года».

После допроса Р. Ф. Шуваева под конвоем отправили в город Ворошиловск Северо-Кавказского края, где поместили в дом предварительного заключения Ворошиловского районного отдела НКВД. По его делу проходили свидетелями и были допрошены: Черемисин, Юшин, Крицких и Сапрыкин.

25 января 1936 года уполномоченный УГБ Ворошиловского РО НКВД Васильев и начальник СПО Сорокин составили на Р. Ф. Шуваева обвинительное заключение, установив, что он «…в корыстных целях пролез в ряды ВКП(б), правящей пролетарским государством. Служил активно в белой армии и скрыл от партии свое участие в восстании полка РККА в г. Купинске…», то есть в преступлении, предусмотренном Статьей 169 Частью 2-й УК.

Обвинительное заключение подписал начальник Ворошиловского РО НКВД Крылов, направив следственное дело Р. Ф. Шуваева в порядке Статьи 208 УПК в город Пятигорск в УНКВД Северо-Кавказского края для дальнейшего представления на Особое совещание при НКВД СССР.

В марте 1936 года в городе Пятигорске дело Р. Ф. Шуваева попало на стол оперативного уполномоченного 1-го отдела СПО УГБ Северо-Кавказского края, младшего лейтенанта госбезопасности С. И. Барского, в котором он не усмотрел состава преступления и постановил: «…Следственное дело № 4250 по обвинению Шуваева Родиона Федоровича по Ст. 169 ч.2 УК прекратить и сдать в архив. Обвиняемого из под стражи освободить. Копию постановления направить начальнику Ворошиловского РО НКВД для исполнения и прокурору по спецделам – для сведения».

Постановление согласовали: начальник 1 отделения СПО СКК, старший лейтенант ГБ Ковалев и начальник СПО УГБ СКК, капитан ГБ Лаврушин. Утвердил постановление заместитель начальника УНКВД по Северо-Кавказскому краю, майор госбезопасности Курский. Таким образом, дело Родиона Шуваева благополучно завершилось.

28 октября 1941 года Благодарненский объединенный райвоенкомат призвал Шуваева Родиона Федоровича в РККА. Служил он рядовым в 835-м строительном батальоне, попал в плен, был освобожден, затем направлен в войска для дальнейшего прохождения службы. Его жена – Шуваева Ольга Федоровна проживала в селе Благодарном Орджоникидзевского края.
В книге Памяти Ставропольского края фамилии участника гражданской и Отечественной войны Шуваева Родиона Федоровича нет.

ИСТОЧНИКИ:

Шуваев Родион Федорович. Следственное дело. 1935-1936 гг. Архив.
Нестеренко Евдоким Емельянович. Воспоминания. Архив Благодарненского районного историко-краеведческого музея. Г. Благодарный.
Шуваев Родион Федорович. ОБД Мемориал. ЦАМО 58/18001/1583. Донесение об освобождении из плена № 16550 от 29 апреля 1943 года Ставропольского КВК.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
23 ноября 2015 г.