Дело об Иисусе Христе

Иван Валерьев
Мара бар Серапион ( жил ок. 73 г. н. э.)письмо к сыну, конец I — го века

"Скажи нам, мудрейший из людей, на какое обладание может положиться человек? Ибо какую пользу получили афиняне от того, что они убили Сократа, — ведь возмездием им за это был голод и чума? Или самосцы, что сожгли Пифагора, — ведь вся страна их в единый миг была занесена песком? Или Иудеи от казни своего Мудрого Царя — ведь с этого времени у них было отнято царство? Ибо Бог справедливо воздал за этих трех мудрецов: афиняне умерли от голода, самосцы были затоплены морем, иудеи сокрушены и изгнаны из своего царства, живут повсюду в рассеянии".

Рукопись хранится в Британском музее, представляет собой текст письма, написанного не позднее 73 г. н. э.


Иосиф Флавий (род. ок. 37 г. н. э.)

"Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Cебе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он явился им опять живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени".

"Иудейские древности”, книга 18, гл. 3, 3.


Гай Светоний Транквилл (род. ок 70 г. н. э.)

"Ликийцев за пагубные междоусобицы он лишил свободы, родосцам, покаявшимся в былых провинностях, вернул свободу. Жителей Илиона как родоначальников римского народа он навеки освободил от подати, огласив написанное на греческом языке старинное письмо, в котором сенат и народ римский предлагал царю Селевку дружбу и союз только за то, чтобы он предоставил соплеменникам их, илионянам свободу от всяких поборов. Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом он изгнал из Рима. Германским послам он позволил сидеть в орхестре, так как ему понравилась их простота и твердость: им отвели места среди народа, но они, заметив, что парфяне и армяне сидят вместе с сенаторами, самовольно перешли на те же места, заявляя что они ничуть не ниже их ни положением, ни доблестью..."
Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Кн. 5, 25. С. 185.



Плиний (род. между 22 и 24 годами н. э.)письмо X,96 к императору Траяну

"(1) Я поставил себе за правило, владыка, обращаться к тебе со всеми моими сомнениями. Кто лучше может направить меня в моей нерешительности или наставить в моем неведении? Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказывать или как вести дознание. (2) Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя[1], даже при отсутствии преступления, или же только преступления, связанные с именем. Пока что с теми, кого приводили ко мне в качестве христиан, я придерживался такого образа действий. (3) Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая им казнью; упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомневался, что какова бы ни была сущность их признания, их следовало, конечно, наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. (4) Были такие же безумцы, которых я, как римских граждан, решил отправить в Рим[2]. Вскоре в ходе самого разбирательства, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и появились многочисленные виды их. (5) Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, совершили перед изображением твоим[3], которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. (6) Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые даже за двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и обругали Христа. (7) Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням[4], собирались до рассвета[5], воспевали, чередуясь[6], Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать[7], а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи, обычной и невинной[8], но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. (8) Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь[9], называвшихся прислужницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия. (9) Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие числа тех, над кем нависла эта угроза: множество людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов идут и будут идти на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. (10) Достоверно установлено, что покинутые храмы опять начали посещаться, торжественные службы, давно оставленные, восстановлены, и корм для жертвенных животных, на которых до сих пор едва-едва находился покупатель, теперь опять распродается. Из этого легко заключить, какое скопище людей можно исправить, если дать место раскаянию".

Текст приводится по изд.: Плиний Младший. Письма Плиния Младшего. М.-Л., 1950 (сер. "Литературные памятники"). Перев. с лат. М.Е. Сергеенко.


Ответ императора Траяна (род. 15 сентября 53 г. н. э.) Плинию(Письмо X, 97)

"Ты держался правильного образа действий, любезный Секунд, при расследовании виновности тех, о которых тебе доносили как о христианах. Ибо по отношению к этим людям нельзя руководствоваться какими-либо твердо установленными правилами. Подробные расследования излишни: если донос подтверждается, наказание обязательно, но с тем, однако, чтобы тот, кто отречется и докажет на деле молитвенным обращением к нашим богам, что он не христианин, мог раскаянием заслужить прощение, какие бы на нем ни лежали подозрения в прошлом. На основании же лишь одних анонимных доносов никого осуждать отнюдь не следует, ибо это служило бы весьма дурным примером и не отвечало бы духу нашего века".

Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства. С. 34 – 37. Письма, X, 96: “Плиний императору Траяну”; X, 97: “Траян Плинию”. Авторизованный перевод графа Андрея Бобринского.


Тацит(род. ок. 55 г.н.э.)«Анналы» – о пожаре в Риме во время Нерона:

"И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим
казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого
толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название,
казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат, подавленное на время это зловредное
суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта
пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и
где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто
признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое
множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в
ненависти к роду людскому" (Тац. Анн. XV, 44)


Татиан (род. ок. 112 г.)

"Красноречие вы употребляете на неправду и клевету; за деньги продаете свободу вашего слова и часто, что ныне признаете справедливым, то в другое время представляете злом. Поэзия служит у вас к тому, чтобы изображать битвы, любовные похождения богов и растленность души. Что хорошего приобрели вы от философствования? Кто из отличавшихся в нем был чужд тщеславия? ...Не должны привлекать вас торжественные собрания философов, которые противоречат сами себе и болтают, что каждому придет на ум... Один другого ненавидит, спорят между собой о мнениях и по своему тщеславию избирают себе высшие места... И как вам не стыдно клеветать на честность наших женщин, когда у вас столько женщин... пустейших и развратниц, столько преступных мужчин?"



Дело епископа Поликарпа

Провинциальный наместник Асии, проконсул Стаций Квадрат торжественно воссел на возвышение в субботу, за семь дней до мартовских календ в 17-е лето правления августейшего императора Антонина Пия – "божественного" кесаря, и начал суд.
При появлении арестованного седовласого старца поднялся такой шум, что невозможно было расслышать ни одного слова. Подсудимый стал перед проконсулом. Стаций Квадрат начал допрос строго официально. Проконсул спросил:

 - Ты ли Поликарп? – и, получив утвердительный ответ, стал убеждать его отречься, говоря:

- Уважь свою старость. Клянись счастьем кесаря, одумайся и я отпущу тебя; хули Христа.

Поликарп ответил:
 
- Восемьдесят шесть лет служу я Ему и никакой обиды не потерпел от Него: как же я могу похулить Царя моего, Который спас меня?

 Проконсул продолжал склонять Поликарпа к отречению:

-Поклянись же гением кесаря, и я отпущу тебя.

Тогда Поликарп заметил:

- Напрасно ты делаешь вид, что не понимаешь меня, предлагая поклясться гением кесаря. Если ты не хочешь понять меня, я скажу ясно. Слушай: я христианин. А если желаешь узнать, что такое христианин, то назначь особый день и выслушай…

- У меня есть звери, – сказал проконсул, – я тебя им отдам, если не отречешься. А если зверей не боишься, то я сожгу тебя.

- Что же ты медлишь? Делай, что тебе угодно.

 Тогда проконсул объявил через глашатая:

- Поликарп признал себя христианином!

 Услышав это, толпа разразилась криками ярости:

- Поликарп – учитель Асии, отец христиан; он отвергает наших богов!
 
Собравшиеся в безумии требовали, чтобы на Поликарпа выпустили льва, но этого не дозволяли правила, потому что бой со зверями уже закончился. Тогда народ закричал, что Поликарпа следует сжечь, – и в этом смысле состоялся приговор проконсула... Скоро костер был готов. Для христиан было трогательно видеть, что престарелый епископ, раздевшись, сам стал снимать обувь (прежде его разували верующие). Когда он разделся, его хотели пригвоздить к столбу. Но священномученик, отклонив это, сказал:

- Оставьте меня так. Тот, Кто дает мне силу терпеть огонь, даст мне силу и без гвоздей остаться на костре неподвижным.

 Затем он произнес краткую благодарственную молитву Господу за то, что Спаситель удостоил его чести мученичества. По окончании моления зажгли огонь, но пламя образовало дугу вокруг Поликарпа и не касалось тела мученика. Тогда по приказанию проконсула палач заколол Поликарпа, а тело его сожгли на костре, так что христиане могли собрать лишь драгоценные останки своего епископа.


Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, II. История Церкви в период до Константина Великого (репр. изд. СПб., 1907). М., 1994. С. 93 – 95.

При определении даты мученического подвига Полнкарна, епископа Смирнского предпочтение отдастся 23/22 февраля 155/156 г. н. э. См.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 370, 390.

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский, ученик апостольский. По свидетельству св. Иринея Лионского, Поликарп “всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно” (Против ересей, III, 3, 4).



В "Британской энциклопедии" (издание 2002 года) приводятся упоминания об Иисусе Христе и первых христианах, встречающиеся в трудах историков первого и второго веков, и затем делается вывод: "Эти независимые сообщения доказывают, что в древние времена даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса; впервые и без веских оснований его существование стало подвергаться сомнению некоторыми авторами в конце XVIII, в течение XIX и в начале XX веков".

В "Библии" Иисус предстает как реальная историческая личность. В ней упоминаются имена его предков, а также ближайших родственников (Матфея 1:1; 13:55). В ней также упоминаются имена известных правителей, которые жили в дни Иисуса Христа (Луки 3:1, 2). Такие подробности позволяют исследователям проверить достоверность библейского повествования.



Что говорит Библия о внешности Иисуса Христа?


Как «Агнец Божий» Иисус был совершенен, поэтому, несомненно, он обладал
привлекательной внешностью (Иоанна 1:29; Евреям 7:26).

А какие у него были черты лица и цвет кожи?

Вероятно, как у семитских народов. Должно быть, он был похож на свою мать, Марию, которая была еврейкой. Ее предки были из еврейского колена Иуды. Поэтому, вероятно, черты лица и цвет кожи у Иисуса были такие же, как у большинства евреев.
Даже среди своих апостолов Иисус внешне не очень выделялся, так как его предателю, Иуде, пришлось поцелуем указать на него врагам. Таким образом, Иисус мог легко слиться с толпой. И он по крайней мере однажды так и сделал, когда, никем не замеченный, пришел из Галилеи в Иерусалим (Марка 14:44; Иоанна 7:10, 11).

Иисус не был физически слабым

В противоположность традиционным представлениям, Библия не говорит о том, что Иисус был физически слабым или женоподобным. Наоборот, в ней указывается, что в юношестве он "преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков" (Луки 2:52). Большую часть из своих 30 лет он был плотником. А это ремесло не для изнеженных и слабых, тем более что в то время не было современных приспособлений, облегчающих труд (Марка 6:3). Кроме того, Иисус выгнал скот и меновщиков из храма, перевернув столы меновщиков (Иоанна 2:14, 15). Это также показывает, что он был физически крепким мужчиной.
В течение последних трех с половиной лет своей жизни Иисус прошел пешком сотни километров, проповедуя людям. И ученики никогда не предлагали ему "немного отдохнуть". Напротив, Иисус сам предлагал это им, а некоторые из них были выносливыми рыбаками: "Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного" (Марка 6:31).
Как утверждает "Энциклопедия" Макклинтока и Стронга, "все повествование Евангелий указывает на то, что [Иисус] имел крепкое здоровье и был полон сил". Почему же тогда ему потребовалась помощь, чтобы нести Свой Крест? Известно, что перед распятием Иисуса Христа бичевали римские воины.

 В "Журнале американской медицинской ассоциации" римская практика бичевания описывается следующим образом:

"Обычным орудием была короткая плеть... из нескольких отдельных или перевитых кожаных ремней разной длины, к которым, на некотором расстоянии друг от друга, были привязаны небольшие железные шарики или острые куски овечьих костей... Поскольку римские солдаты многократно изо всей силы ударяли по спине жертвы, железные шарики причиняли глубокие ушибы, а кожаные ремни и овечьи кости врезались в кожу и подкожные ткани. Чем дольше продолжалась порка, тем глубже происходил разрыв тканей, затрагивая внутренние скелетные мышцы и образуя дрожащие обрывки кровоточащего мяса...Физические и эмоциональные издевательства евреев и римлян, а кроме того жажда, голод и недостаток сна сыграли свою роль, вследствие чего силы Иисуса были на исходе. Поэтому перед распятием физическое состояние Иисуса было уже серьезно ослаблено, возможно, даже было критическим".