Тайна завещания Петра Великого

Аркадий Ялынычев
 В обстоятельствах смерти Петра Великого 28 января 1725 года много странного. Начнём с того, что к умирающему императору не допустили самых доверенных лиц, отказались от вскрытия, подменили историю болезни. А завещания он сделать вроде бы не успел. Но если так, то почему Екатерина и её дочери царевны Анна и Елизавета, находившиеся у постели умирающего не объявили его последнюю волю? Из записок Бассевича – главного помощника герцога Голштинского, мужа царевны Анны, вроде бы известно, что перед смертью Пётр успел написать: «Отдайте всё…», и на обрывке этой мысли перо выпало из ослабевших рук.

 Неоконченная фраза Петра породила вокруг этой истории множество кривотолков. По одной из версий, последней волей умирающего было видеть на престоле свою дочь Анну. Другие историки утверждают, что император охладел к Екатерине и её потомству и именно поэтому завещал царство своему внуку от царевича Алексея Петру II. В этом контексте становится понятным, почему Екатерина и «голштинская партия» её старшей дочери упорно распускали слухи, что Пётр Великий умер не успев объявить наследника, а также прочие странные обстоятельства смерти упомянутого императора. Эта версия звучит особенно правдоподобно, если учесть, что за месяц до описанных трагических событий Пётр казнил любовника Екатерины Виллима Монса, а его заспиртованную голову прислал жене в дворцовые покои.

 История со злополучным завещанием всплыла неожиданно несколько позже, полвека спустя. Самозваная «принцесса», а на самом деле просто авантюристка княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, на основании подложных бумаг претендовала на российский престол.

 И, наконец, в 1812 году перед нашествием Наполеона на Россию некий историк Шарль Луи Лезюр опубликовал ещё одно, третье по счёту, «завещание» Петра I. Его книга называлась «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия». Этот труд был издан по личному распоряжению Наполеона, который старался оправдать своё вторжение, как и многие после него, противодействием «русской угрозе». В оном по пунктам излагалось, как Россия собирается завоевать Европу и Азию. После поражения Наполеона этот неловкий демарш его пропагандистской машины был предан забвению.


 Но полностью «завещание» опубликовал в 1836 году Ф. Гайярде. По легенде публикатора оно найдено ещё в 1757 году в Петербурге французским авантюристом де Эоном, печально известным тем, что он наряжался в женские платья и был тайным агентом Людовика XV.

 На этот раз фальшивка понаделала много шума.  Европейская публика, которую не особенно волновал вопрос достоверности, будучи напуганной до предела военной угрозой со стороны России, подхватила с охотой эту версию, чтобы сформировать негативный образ нашей страны. Последний раз фальшивка была использована нацистским министерством пропаганды Геббельса. Во время кровопролитной битвы под Москвой в 1941 году Гитлер отдал приказ издать её под громким заголовком «Большевики выполняют завещание Петра Великого о мировом господстве».
 Вот краткий текст этого завещания:
«Во имя святой и нераздельной троицы, мы, Пётр, император и самодержец всероссийский всем нашим потомкам и приемникам на престоле и правительству русской нации.
1. Придерживать русский народ в состоянии постоянной войны, чтобы солдат был закалён в бою и не знал отдыха.
2. Вызывать всевозможными средствами из наиболее просвещённых стран военачальников во время войны и учёных во время мира для того, чтобы русский народ мог воспользоваться выгодами других стран, ничего не теряя из собственных.
3. При всяком случае вмешиваться в дела и распри Европы, особенно Германии, которая, как ближайшая, представляет непосредственный интерес.
4. Разделять Польшу, поддерживая в ней смуты и постоянные раздоры.
5. Делать возможно большие захваты Швеции и искусно вызывать с её стороны нападения.
6. Преимущественно добиваться союза с Англией в видах торговли, ибо это именно та держава, которая для своего флота наиболее нуждается в нас и которая может быть наиболее полезна для нашего флота.
7. Неустанно расширять свои пределы к северу и к югу, вдоль Чёрного моря.
8. Когда Швеция будет раздроблена, Персия побеждена, Польша похоронена, Турция завоёвана, армии соединены, Чёрное и Балтийские моря охраняемы нашими кораблями, тогда надлежит под великою тайною предложить сперва Версальскому договору, а потом Венскому, разделить власть над Вселенною».

Текст данного завещания давно признан фальшивкой. Однако, трудно поверить в то, что реформатор и политик такого масштаба, как Пётр I, мог умереть не оставив никаких указаний на то, кому передать власть над огромной империей и в каком направлении продолжать реформы. Как так получилось, и кто в этом виноват, остаётся загадкой и по сей день.