Рассказ - На всю жизнь...

Пенькова Вера
Рассказ : "На всю жизнь..."

Этого дня я ждала всю свою одинокую жизнь. Выставка моих картин прошла успешно. Счастливая, я шла домой. На душе было легко и спокойно. Поздняя осень посеребрила инеем ветки деревьев и они дрожали от холода. А мне было тепло и уютно от счастья. Первый морозец слегка прихватил опавшие листья и они застыли, прогнув спинки, словно от удивления. Это было грустное и красивое увядание. Загрустив, я стала вспоминать детство, юность, любовь...Всю свою жизнь...

Я любила рисовать с детства. Природу, людей, лесных и домашних зверюшек и птиц. Всё красивое и живое. Могла подолгу любоваться цветком и рисовать потом, пытаясь оживить его на бумаге. Или увидеть одинокую берёзку и передать её грусть красками.  Ещё я любила поездки на этюды на Финский залив. Занимаясь в студии у любимого преподавателя Ивана Дмитриевича, мы часто ездили рисовать природу. Ему уже тогда было за семьдесят. Но он был живой и энергичный, а с нами - просто молодел на глазах. И мы радовались общению с ним. Мы учились всему, что он преподавал, с юной любознательностью и восторгом.
На заливе я любила рисовать волны, набегающие на прибрежные валуны. Они разлетались весёлыми брызгами, откатывались и снова с шипением катили на камни. Я замирала, любуясь водой, слушая её весёлый плеск. Меня завораживало её движение, переливы цвета. Хотелось передать на бумаге или холсте это волшебное кружение. Как же удержать его... Я старательно подбирала цвета, смешивая краски. Неуверенные мазки понемногу оживили волны. У меня получилось. Я до сих пор храню эту свою живую акварельку...

Помню на одном из занятий, меня усадили на стул и стали рисовать мой портрет. Интересно было посмотреть потом на эти рисунки, ведь каждый видел меня по-своему. И, конечно, узнать себя мне было очень трудно. Иван Дмитриевич  тоже сделал набросок. Он видел меня очень красивой, какой то неземной, черты лица были узнаваемы. Но он сумел понять во мне что-то возвышенное, непонятное для всех… Я берегу этот рисунок.

Иван Дмитриевич любил наблюдать за мной, а я стеснялась глаз художника. Он всегда радовался моему приходу. Я ведь пришла к нему в изостудию совсем девочкой, очень тихой и стеснительной. Мне было тогда всего лишь 17 лет. Я очень хотела научиться рисовать и сама нашла эту изостудию. Стать художником было моей детской мечтой. Сколько себя помню, я постоянно что-то рисовала в своем блокнотике, вечные наброски. Обожала портреты, мне было очень интересно поймать ту неуловимую «изюминку» человека и выразить это на бумаге. Не скажу, что часто , но иногда мне это удавалось.

Прошло около года. К нам в студию пришел Алексей, жизнерадостный, весёлый, целеустремленный. Столько было энергии в нём, он умел всему радоваться и всем восхищаться! Лёша был старше меня на два года, но казался таким взрослым и  самостоятельным. Да он и был таким. Лёша приехал в Ленинград из деревни под Смоленском. Я никогда не расспрашивала его о родственниках, а он и не считал нужным делиться со мной. Мне тогда казалось, что он просто стесняется об этом говорить. А я, по своей простоте, обожала рассказывать о деревне, ведь там прошло всё моё детство, и я никогда не стеснялась этого.
Леша мечтал поступить в Академию художеств, он очень много читал и его было интересно слушать. Я всегда верила, что он преодолеет всё. А я же была обычной домашней девочкой, у которой не было других забот и проблем, кроме учебы. Да и мама всегда рядом. Мы с мамой жили очень скромно. Я не могла себе ни чего позволить лишнего. У нас тогда была комната в коммуналке. Мама целыми днями работала, а я просто училась и строила планы на жизнь, многие из которых так и не осуществились. И всё же я была счастлива в своей юности….

Я не прекращала вечерами ходить на занятия в Изостудию и с удовольствием общалась с Иваном Дмитриевичем. Он очень бережно обращался с нами, учениками, старался, чтобы каждый мог сам проявиться в творчестве, не нарушал наше представление об окружающем мире. А мы старательно рисовали гипсовые головки и натюрморты, боясь нажать на грифель и сделать слишком яркий мазок кистью и гордились, что рисуем сами.

Часто в студии появлялись новенькие, желающие, благодаря занятиям, поступить учиться в художественное училище. Но не у всех, к сожалению, был талант. А мне было просто интересно самой для себя чему-то научится.  Леша часто приходил на занятия и  я радовалась каждой встрече с ним. Он мне очень нравился, но я стеснялась ему в этом признаться. Чаще отмалчивалась, а душа просто разрывалась от недосказанности. Первая любовь, первые переживания. Ах, эта безответная любовь, в ней светлая радость, в ней сладкая грусть! Я так часто мечтала и думала о Лёше. Видно, я ему была не интересна. Что толку от меня, перспектив нет никаких. Я и сама понимала, что коммуналка и всё очень скромно ...Но это всего лишь мои предположения и домыслы. На эти темы мы с ним не говорили. Я часто слышала, как Алексей восхищался городом, восхищался его красотой и величием. Он стремился «завоевать» Северную столицу, а я просто с детства жила в этом красивом городе.

Жизнь шла своим чередом. Все эти годы мы очень близко общались с Алексеем и уже не могли жить друг без друга. И, наконец-то, он признался мне в любви. Я была на «седьмом небе» от счастья. Ведь я готова была отдать за него жизнь, я безумно любила своего Лёшку. Потом мы несколько лет жили вместе. Нашу коммуналку расселили, к тому времени у нас была небольшая квартира в спальном районе Питера. Радовались друг другу. Нам было легко вместе, мы были так счастливы!

Я уже работала художником-реставратором, мне нравилось, чем я занимаюсь. Конечно, я не забывала и рисовать. Когда было свободное время, я  доставала свой мольберт, краски и творила... Я всё так же обожала портреты и мечтала о своей персональной выставке. Надеялась, что мечты иногда сбываются...
Алексей закончил Академию художеств, но по специальности трудно было найти работу. Но всё же ему удавалось ездить в экспедиции на археологические раскопки, хотя и не так часто. И конечно с каждой поездки привозил свои акварельки и наброски. Он был художником, притом очень талантливым. У нас в квартире на стенах висели его работы. Особенно я любила его пейзажи на деревенские темы. Хорошо, что поездки были не очень частыми. Где бы он ни  был, он никогда меня не забывал, звонил постоянно, беспокоился, как я там без него.

Часто оставаясь одна, я мысленно  разговаривала с ним. Думала, как он там без меня. Мне так хотелось, чтобы он знал, что я берегу его от бед всей своей душой… Берегу и очень люблю! Я так радовалась, когда любимый приезжал, так любила его встречать. Сумасшедшая радость была в душе. А ему очень нравилось дарить мне цветы. Он просто любил меня радовать! Он называл меня своим солнышком, любил нежно, а я не могла на него налюбоваться. Когда он уезжал в командировки, я очень скучала. Как же быстро летит время, словно один миг. Вот уже пять лет, мы вместе и счастливы. Я очень любила этого мужчину. Ничего не предвещало беду, жизнь шла своим чередом. Лёша, в очередной раз, уехал в экспедицию в другой город, ведь это его жизнь, он к этому стремился и безумно любил свою работу. В душе я его даже немного ревновала к работе.

Когда Леша бывал в командировке, у меня много было свободного времени. Вечерами я творила! Я так и не ушла от пристрастия писать портреты, мне это было интересно.Я не была уверена в своём мастерстве. И меня это терзало...До слёз.Но, однажды, наш друг Саша попросил меня написать портрет своей девушки с её  фотографии. Я с ней не была знакома. С фотографии на меня смотрела молоденькая женщина. Улыбчивый взгляд, красивая.  Я внимательно изучила портрет, пытаясь понять выражение глаз, заглянуть ей в душу...Я так и не научилась делать много эскизов, у меня чаще получалось спонтанно, быстро. Легким движением я набросала контур головы , шеи. Я немного «отходила» от оригинала фотографии, мне хотелось понять, прочувствовать душевное состояние этой женщины, чтобы потом прорисовать правильно глаза. Ведь глаза говорят о многом, каково душевное состоянии героини. Обычно я рисовала за один день, для портрета карандашом этого было бы достаточно, но нужен был «живой» портрет, в красках. Я сделала несколько набросков карандашом. Казалось бы, всё правильно, похоже. Очень хочется видеть максимальное сходство. Хорошо бы с девушкой с фотографии познакомиться поближе, поговорить с ней! Но портрет этот должен стать подарком. За несколько дней я написала её портрет. Мне очень нравился он, я столько вложила в него своей души.  Мы с этой девочкой стали как сестры, я много думала о ней, представляла, какая она и всё моё состояние отразилось в ней.Утром за портретом приехал Саша и был в восторге. Я была рада, что моя работа ему понравилось. Я пожелала им счастья.Скоро они поженились и мной написанный портрет висит на стене со специальной подсветкой.Я часто захожу к ним. Этот портрет  заставил меня поверить в свой талант. Сомнения пропали...

Леша всё не возвращался, а уже прошло два дня. Я очень переживала. И очень ждала. Я всегда его ждала и верила, что с ним всё хорошо! Телефонный звонок, я так обрадовалась. Наконец-то я сейчас услышу любимый голос... Он поинтересовался моим здоровьем, всё ли у меня хорошо. Я сразу почувствовала какую-то напряженность в его голосе. Конечно, всё в порядке с улыбкой отвечала я ему. А в ответ молчание и тихое - прости, прости меня, но я не могу вернуться к тебе, я полюбил другую женщину. Ты её знаешь, мы вместе работаем. В этот миг что-то оборвалось во мне, словно лопнула струна. "Я желаю тебе счастья"- сдерживая слёзы, ответила я и повесила трубку... Вот так в одно мгновение всё закончилось, словно жизнь остановилась. Я осталась одна наедине со своей бедой. У меня не осталось злобы на него, я даже его не ругала, переживала за него и хотела очень, чтобы он был в своей новой жизни счастлив. Я и до сих пор, живу с его именем в душе.

Прошло много лет, замуж я так и не вышла. Летели обычные дни, дом, любимая работа, городская суета… Я всё ещё была привлекательной, мужчины обращали внимание на меня, а я ни на кого не смотрела. Я до сих пор жила с именем Алексей! О замужестве я не хотела даже думать. Я очень часто представляла, как ко мне навстречу идёт, как когда-то в юности, он мой любимый. С букетом цветов в пальто нараспашку… Как же я его любила и до сих пор его люблю.
Я часто просматривала свои письма, которые писала ему тогда. И переживала всё заново, словно это было вчера. Я до сих пор верила, что моя любовь, поддерживает его и помогает ему жить. Я так часто думала о Лёше. Столько было в моей душе к нему тепла и нежности. Любить не может никто запретить, ведь любовь эту я несла в себе всю жизнь... Мечтала быть рядом с ним , мечтала просто обнять, прижаться к груди. А бывало, уткнувшись в подушку, засыпала со слезами и с его именем на губах... У меня было столько тепла и нежности к этому человеку, знать бы только что у него всё в порядке и он счастлив.

Иногда меня посещают и довольно грустные мысли. Ведь жизнь не вечна. Время, к сожалению, летит так быстро, и если вдруг он когда-нибудь устанет жить, то пусть заберёт с собой, только пусть не оставит меня одну на этом свете, обязательно заберёт с собой... мне будет лучше, правда, я этого очень хочу, пусть даже в ином мире, но быть рядом с ним...Я просто не представляла себя без него.

Уже несколько последних лет я ничего не знаю об Алексее. Как он живёт? Что с ним? Счастлив ли?
Раньше встречала, наших общих знакомых и они мне рассказывали немного о нем, что очень много работает, чтобы прокормить свою семью. Совсем забросил свои картины, просто нет времени на это. С женой он развёлся, двое детей уже выросли,  совсем взрослые. Доставалось ему, кем он только не работал. Даже разнорабочим на стройке, все специальности освоил. Как-то надо выживать. Он мужчина, справится! А я всё равно беспокоилась о нем...

А за окном опять осень. Такая благодатная пора для художника, только нужно успеть, всё меняется на глазах. Краски ложатся мазок за мазком, люблю осень… Невероятные ощущения покоя в душе. Я начала готовиться к своей выставке. Кажется, одна моя мечта сбылась. А ведь когда-то мы с Лешей об этом мечтали. Он любил мои воздушные, немного неуверенные акварельки и обожал рассматривать написанные мной портреты наших общих знакомых. Он всегда удивлялся, как я могла разглядеть в человеке его суть и показать это на обычном листке бумаги. Он любил мои карандашные наброски. Были у меня и портреты Алексея, правда последние, нарисованные только по памяти. С них на меня смотрел Он, единственный мужчина всей моей жизни.

Моя жизнь не остановилась, всё как у всех. Дом, близкие люди, друзья, любимая работа и любовь во мне до сих пор трепетная и нежная! Завтра выставка у меня, первая и наверно единственная в моей жизни . Самое главное она пройдет в бывшем помещении изостудии, в которую я когда-то ходила в юности. Это мне очень дорого, как память. Жаль, что Иван Дмитриевич этого не увидит, его давно уже нет в этой жизни. Но не проходит дня, чтобы я его не вспоминала. К известности я никогда не стремилась, всегда была незаметной. Мне просто хотелось собрать всех знакомых и близких, вспомнить прошлое и помечтать о будущем... Всё уже готово. Совсем немного нежных акварелек, а главное портреты дорогих мне людей и мой Леша. Вспомнит ли он обо мне, придет ли. Я почему- то этого боюсь. Какой он сейчас. Сердце тревожно бьётся, я ужасно переживаю…

Нарядное, но скромное платье. Охапка цветов от друзей. Просто кружится голова…
Первые посетители, первые поздравления. Приятно встретить своих знакомых, которых не встречала очень много лет. Как же мы все изменились. Вот они вчерашние юноши и девушки, когда-то ходившие со мной учиться рисовать. Очень грустно и всё же приятно, что благодаря этой выставке, мы все собрались. О юности такие нежные воспоминания. Мои портреты узнаваемы, я рада очень, что сумела подарить радость и тепло своим друзьям. Я была счастлива видеть всё происходящее. Но в потаённом уголочке души было так неспокойно. Народу в зале было много и всё же я искала глазами его… Его нет. И не было печали страшнее, чем эта. Темнело и до закрытия выставки оставалось совсем немного времени. У меня щемило сердце, мне было больно, почему он так и не пришел.

Гости стали уже расходиться. Всё прошло замечательно, такой счастливый день и столько светлых воспоминаний и впечатлений. Но я чувствовала себя ужасно одинокой. Ведь я несла в душе всю жизнь любовь к мужчине, любимому мужчине. И может только благодаря этой любви я жила, работала, писала свои картины. Я очень хотела увидеть его, хотя бы ещё один раз, пусть даже в последний. Надежда о встрече еле теплилась в моей душе и всё же она была…

Какой-то шум, всё обернулись…В открывшуюся дверь чуть ли не «влетел» высокий мужчина с букетом белых лилий и большим пакетом в руках. На шее небрежно повязанный шарф, пальто нараспашку .
« Я так спешил, я так боялся опоздать…. Я так рад за тебя…. >>
О боже, неужели это он, мой Леша! Дрожь в коленках. Сердце забилось так сильно, что готово было впрыгнуть из груди. Он уже стоял около меня с букетом белых цветов. Я не могла этому поверить и закрыла глаза, а может это мне просто померещилось. Я почувствовала ошеломительный аромат лилий. Касание его моей руки, привело меня в чувство. Передо мной стоял он, мой Леша. Он сильно изменился, он повзрослел. Седые, почти белые пряди волос. Серые улыбающиеся, как в юности, глаза. Я не могла вымолвить даже слова, смотрела на него и не могла поверить, что это всё происходит наяву. Мы не виделись более тридцати лет… И вот теперь он стоит передо мной, мужчина любовь всей моей жизни.

Он смотрел мне прямо в глаза, а я прижимала к своей груди его букет, я всё ещё находилась под впечатлением…. Алексей достал из пакета сверток и стал торопливо с него срывать упаковку. Я поняла, что это картина. « Это для тебя! Это мой подарок тебе!» - сказал он. Он развернул ко мне картину и я увидела свой портрет. На меня смотрела женщина, улыбающаяся с немного грустными глазами. Мне трудно уловить возраст, конечно на портрете я намного моложе ,чем сейчас. Мне так понравился портрет, надо же было так точно уловить выражение глаз, легкую улыбку, слегка припухлость губ… Я была поражена таким сильным сходством .
Леша писал маслом, чувствовалась твердая рука мастера, он не всегда четко вырисовывал детали, но сходство было потрясающее. Чувствовалось, что всё строилось на эмоциях. На меня смотрела я, художник сумел открыть мой внутренний мир. Я чувствовала себя, словно обнаженной. Гости восторженно зааплодировали.
Организатор выставки предложила Алексею подумать над своей персональной выставкой. Услышав это, я так обрадовалась, мне так хотелось, чтобы о нем узнали, ведь Алексей художник от бога.

Я уловила на себе его взгляд, Алексей смотрел на меня . А я старалась наглядеться на него.
Он был такой красивый. Я ведь так боялась увидеть его неухоженным, растерянным и несчастным. Меня так обрадовало, что он счастлив. Значит в его жизни всё хорошо. Моя мечта сбылась, столько радости в один день. Открытие моей скромной выставки прошло хорошо, на радость мне. И Алексей, мой Лешка был рядом. Я его увидела, я убедилась, что с ним всё в порядке и что он счастлив. Подарок его произвел на меня сильное впечатление, ведь получается, что он тоже думал обо мне, он меня помнил. Значит, он не забывал меня никогда.
Он по памяти писал мой портрет, значит, все эти годы он вспоминал обо мне. А я всю жизнь его берегла от всех бед, всей душой берегла. Значит это было не напрасно! Я так рада нашей встрече. Мне теперь так спокойно на душе. Я счастлива. Вот теперь кажется и всё...Я не хочу расспрашивать его о его жизни, о его семье. Пусть всё остается как есть. Он там, а я здесь. Ведь уже ни чего не изменишь и время не повернёшь вспять...
Я витала в своих мыслях, а мой Алексей в это время рассматривал мои картины. Ведь и его портрет был на выставке. Я видела, как менялось его выражение лица, то растерянный, то задумчивый. Чувствуется, что ему интересно, да и как же иначе, это моя и его молодость, наши мечты и не исполнившиеся желания. Алексея окружили, друзья и наши общие знакомые. Я слышала, как они расспрашивают его, как радуются и смеются. Мне было так приятно на душе. Для Алексея, эта встреча тоже была радостью. А в моей душе было чувство удовлетворенности и счастья...

Уже поздно и мне пора уходить. Нужно расставаться. Расставаться с прошлым…. Портрет, подаренный Лешей, я поставила рядом с его портретом, нарисованным мной. Пусть они хотя бы тут будут вместе, подумала я и накинув плащ, незаметно от всех, выскочила на улицу. Свежий воздух привел меня в чувство.
Я шла не спеша по улице. Уже начинало темнеть. На газонах слегка белел первый снежок. Красные розы от холода грустно опустили свои головки. Они ведь не ожидали, что так внезапно выпадет снег и их жизнь закончится. Воздух холодный, чувствуется, что к ночи приморозит. Ноябрь. Сегодня был трудный день, столько событий. Я шла вся в своих мыслях, словно в один миг перед глазами пролетела вся моя жизнь. И тут я спохватилась, что забыла взять с собой букет лилий, это ведь лилии от Алексея, для меня. Наворачивались слёзы, но вернуться за ними я уже не могла. Вот и скоро мой дом, тихий дом, в котором нет никого, кроме тишины. Около моего подъезда я увидела силуэт, даже немного испугалась. Кто же это, да в такое время? И каково же было моё удивление, когда увидела Алексея. Он держал в руке лилии, мои лилии. « Ну, что же ты, я так и понял, что ты их забыла..» сказал он и подошел ко мне так близко, что я ощутила аромат цветов. Запах был сильным, чуть ли не до головокружения. Я не знала как себя вести, ведь рядом был он, мой Лёшка. Мне так хотелось его обнять. Он словно почувствовал это и, обхватив меня руками, прижал к себе. «Простишь ли ты меня когда-нибудь?»- спросил он. «Все эти годы ты была со мной, не было ни одного дня, чтобы я не думал о тебе…Я написал твой портрет, словно ты была рядом. Я люблю тебя и хочу быть с тобой…» Я боялась пошевелиться... Я так боялась спугнуть своё счастье….