Диплом инженера

Виктор Курьянов
После перестройки и роспуска СССР, когда появилось платное образование, а вместе с ним и торговля дипломами не только о высшем  образовании, но  и кандидатов и докторов наук, образование в советское время вспоминается с ностальгией. Но и в то время было всё: и липовые аттестаты о среднем образовании, и фальшивые дипломы, и написание диссертаций на заказ. Меньше, конечно же, но было. Только об этом редко писали и совсем не говорили по телевидению, вот и кажется, что ничего такого и не было.

Я познакомился с ним в Новокузнецке в середине 70-х годов. Сергей принадлежал к числу «золотой молодёжи», мать работала главным бухгалтером в крупном строительном тресте. Сам он не работал. Занимался, как и многие из них, мелкой спекуляцией. Привозил вещи из Москвы, продавал за полтора-два номинала, на рестораны хватало, пока жил за счёт матери. Понимая, что так вечно продолжаться не может, поступил в Москву на заочное отделение, чтобы потом занять какую-нибудь должность. Скажете, зачем такие сложности, что  дома нельзя было диплом получить? Можно, конечно, и без проблем. Но студенческий билет тогда давал право на 50-ти процентную скидку в любое время, то есть круглый год все шесть лет ему можно было летать в Москву туда-обратно всего за 75 рублей!

В 1980-м я в поисках работы жил временно в Москве. Позвонил Сергей: «Я на сессии, буду три недели, давай встретимся». Года не прошло, как я уехал из Кузни, хотелось узнать новости об общих знакомых. Договорились встретиться на ВДНХ – ближайшая станция метро от ВЗПИ, где он учился. Кроме новостей из Кузни, меня разбирало любопытство -  как он  балбес-балбесом,  никогда в жизни не  работавший, да вдобавок наркоман, умудряется учиться в институте. Правда метла у него хорошо была подвешена, но даже для гуманитария этого мало, а он всё же в техническом вузе. Пошли в пивную, взяли по кружке.
 - Сергей, ты на каком курсе, на каком факультете?
 - На четвертом уже. Факультет энергетический.
Следующий вопрос: « А специальность, какая?»  - уже вызвал затруднение.

Но он не растерялся, достал зачетку и прочитал: «Э- нерго-снаб-же-ние про-мыш-лен-ных пред-при-ятий и эк-сплу-а-та-ция   э-нер-ге-ти-ческих установок».
 Забрал у него зачетку, проверил.  Всё верно, четвертый курс. Всё сдано, хотя на тройки, но все-таки сдано!
- Как же ты сдаешь?
- А я узнаю по расписанию, кто принимает. Прихожу к нему. Говорю, что есть желающие сдать с гарантией. Он просит дать список. Затем я обхожу группу. Объясняю, что можно получить оценку за экзамен без особых трудностей:  тройка – 10, четвёрка  -  15, пятерка  – 25 рублей. Все работают – деньги есть. Правда, пятёрку никто не заказывает, нам, говорят, красные дипломы ни к чему. Набирается обычно около десяти человек. Отношу преподу список и деньги. Я, естественно, получаю свой трояк бесплатно.

 Как же они потом работают, эти специалисты?   Вот один из вариантов ответа на этот вопрос.  Через два года после нашей встречи я стал ездить по работе в Новокузнецк, там и встретил  Сергея, который уже окончил институт и работал в  строительной  организации мастером. Устроила его туда мать.
- Ну, и как ты работаешь? Не возникает трудностей?
- Начальство знает, какой я специалист, и с вопросами не лезет. Мое дело только выдавать материалы, а в конце месяца составить отчет и подписать наряды. Поначалу  работяги попытались меня технически прощупать, но я их быстро отучил от лишних вопросов.

- Сергей Иванович, а как разводку делать, какое сечение провода взять?
- А у тебя какой разряд, что ты такие вопросы задаешь? Пятый, говоришь? А таких вещей не знаешь?  Придется  тебя на переаттестацию послать!  Будешь по билетам  на вопросы отвечать, причем учти,  на один вопрос ты уже не ответил!