Отец Сергий

Никита Заглядов 2
Я, как обычно, сидел за компьютером в келье на подворье монастыря и просматривал новые диски с фотографиями, которые мне передал настоятель подворья. Это были фотографии, сделанные монахами монастыря про свою жизнь и природу, окружающую монастырь, а также величественные храмы и стены монастыря. По просьбе настоятеля я выбирал из множества фотографий самые удачные и изготавливал слайд фильмы про монастырь, потом записывал фильмы на диски, делал наклейку, после чего упаковывал в коробку. Диски монахи продавали паломникам и туристам, а мне немного платили за работу и кроме того я мог пользоваться компьютером немного и для себя. Келья представляла собой небольшое помещение примерно 3 на 5 метров, где была расположена кровать, стол, шкаф для одежды и пара стульев. На столе стоял стационарный компьютер и лежали диски с фотографиями.

В келью заглянул незнакомый мне до этого мужчина с небольшой бородкой, довольно упитанный и вежливо поздоровался. Я оторвался от своих дел и тоже поприветствовал незнакомца. Он попросил разрешения войти – я не возражал. Я уже давно сидел тут один – надо было немного передохнуть от напряженной работы за компьютером. «Отец Сергий!» - представился вошедший. Я тоже представился и мы пожали друг другу руки. Сергий поинтересовался родом моих занятий – я пояснил, что помогаю настоятелю подворья в подборе материалов для слайд фильмов, просматриваю присланные из монастыря диски с фотографиями, копирую их на жесткий диск и сортирую. Сергий поинтересовался конечным результатом моей деятельности и я включил ему один из слайд фильмов о монастыре. Слайды с видами монастыря и окружающей природы красочно перелистывались под ненавязчивое пение монахов. Сергию понравилось и я пообещал ему сделать копию диска с несколькими слайд фильмами.

В ходе нашего разговора Сергий рассказал, что он служит священником в православном храме города Баку в Азербайджане. А мне когда то друг подарил хороший сборник стихов азербайджанских поэтов, среди которых особенно запомнился поэт Мирза Шафи Вазех. Я даже выучил некоторые его стихи и прочел что-то Сергию. Он был очень удивлен и поражен.
«Как, здесь на краю света знают стихи Вазеха?»
«Да, и не только Вазеха!» - ответил я.

Как оказалось Сергий когда-то закончил филологический факультет Ленинградского университета, но ушел в религию. А приехал он в наш город по делам, связанным с квартирой. Его родная тетя не имела детей и завещала своему любимому племяннику трехкомнатную квартиру с мебелью и библиотекой. Однако она до последнего работала преподавателем в нашем местном университете и когда заболела, то за ней ухаживала одна из работниц университета по просьбе ректора, но не совсем бескорыстно. Когда тётя впала в деменцию, то подписала документ, подтверждающий прописку этой работницы в квартире. После смерти тети Сергий приехал, но квартиру уже забрал университет, поэтому Сергий решил действовать через суд, однако серьёзные адвокаты боялись браться за дело, т. к. ректор имел очень большое влияние в городе и мог любому испортить карьеру. Я посочувствовал Сергию, но реально помочь был не в силах.

Наступал какой то церковный праздник и настоятель подворья решил отметить это событие в узком кругу. Ему нравились мои стихи, которые я иногда читал, да и сам он иногда писал короткие строки, но читал редко. Кроме того у нас было много тем для разговора, а в этот раз мы ждали только Сергия. Его попросили прочитать проповедь для прихожан церкви перед праздником и он задерживался на службе. Мы с настоятелем уже присели за стол, но еще не наливали и в это время открывается дверь и появляется немного смущенный Сергий.
«Такую ахинею нес! А они слушают, а я остановиться не могу!»
Когда то я учился в университете лекторов города Москвы и наш преподаватель показал нам, как справляться с ситуацией, когда тебя «понесло».
 «Отче! Надо было просто остановиться, выпить водички, переложить бумажки на столе.» - сказал я.
«Какие бумажки, я же стоял перед прихожанами!»

«Водка стынет!» - перебил настоятель и Сергий сразу успокоился. Мы немного выпили за праздник и я спросил Сергия, как он служит в Баку, там же большинство мусульмане. На что он ответил: «У меня всегда полный храм, причем приходят и христиане и мусульмане. Я их спрашиваю: «Зачем приходите?» - они отвечают: «На всякий случай!» На что я ему заметил: «Умного человека послушать всегда полезно.»  «У меня бывали и Магомаев и Полад Бюль Бюль Оглы и некоторые руководители Азербайджана.» Настоятель добавил: «И наш епископ звал Сергия служить в нашей епархии, да он отказался.» Я поинтересовался: «Почему?» «У меня немного болеет дочь, и здешний климат ей противопоказан.» - ответил Сергий.

Через некоторое время Сергий уехал к себе в Баку и когда он собирался и упаковывал чемодан один свитер не входил и он подарил его мне. И снова был вечер и я сидел за компьютером в келье. Ко мне зашел монах, но не простой, а из Московского Патриархата. Это было видно по его не простой одежде, обуви и манерам. Он поинтересовался, что я делаю и я пояснил. Он рассказал, что был простым электриком, но вот по промыслу Божьему служит в Патриархате, однако меня он не впечатлил, но я не стал возражать. Потом у нас зашел спор о толковании Библии и он все пытался меня учить, а я не возражал, а он все распалялся и распалялся, на что я заметил, что монах должен быть бесстрастным. Мое замечание просто вывело его из себя и я понял, что он так и остался электриком. Хорошо, что появился настоятель и предупредил моего нового знакомого быть со мной осторожнее, чтобы не надорваться. Монах в знак примирения пригласил меня на ужин, я отказался и он ушел. Мне было жаль его, несмотря на шелковую рубашку и сафьяновые сапоги. Ради такой сладкой и красивой жизни он обманывал людей и Господа, но Господь не прощает обмана.

Однако время всё сглаживает и снова приехал Сергий. Он все никак не мог завершить свою тяжбу и кажется собирался переезжать в Подмосковье. Уже была зима, а у меня была финская дубленка, но очень большого размера – её когда-то купила моя мама и довольно дорого, но на мне она висела, как на вешалке. Сергий был намного полнее меня и я предложил ему эту дубленку, но не бесплатно – мне самому надо было что-то купить взамен. Сергий как одел дубленку, так и не хотел снимать – она была ему как раз впору. Дал он мне за неё две тысячи рублей – это было конечно мало, но я зашел в комиссионный магазин и купил себе там дубленку за тысячу рублей, и ношу до сих пор. А Сергий уехал и больше мы не встречались, а жаль, иногда очень хочется пообщаться с хорошим человеком.