В. А. Серов. Баба в телеге

Нина Бойко
  Серов был реалистом в  лучшем значении этого слова. Он безошибочно видел тайную правду жизни, и то, что писал, выражало самую сущность явлений.  «Всё, чего я добивался, это –– свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картине», –– говорил он. Рисунок,  колорит,  светотень,  характерность, чувство цельности своей задачи, композиция –– всё было у Серова в превосходной степени.

Этюды, сделанные им в российской  глубинке, он доработал в Москве. Он трезво воспринимал деревню, без умилённости, без прихорашивания ее природы или подчеркивания убогости ее быта. И все же какая-то особенная сердечность присутствовала в его трактовке деревенской природы и крестьянской жизни. Писал он скупой палитрой, но с массой оттенков. Картина «Баба в телеге» была написана вовсе в три цвета: серый, зеленый, коричневый. По своей классической простоте, по непосредственности впечатления, по искренности это произведение должно было  встать  рядом  с  лучшими  произведениями  старых  голландцев  и барбизонцев. Увы,  «Баба в телеге» прошла на выставке незамеченной.
 
«И правда, нельзя винить публику за то, что она проглядела этот шедевр, так как трудно найти что-либо более скромное, тихое и незатейливое по эффекту, –– высказался один из искусствоведов.  ––  Если бы у нас к живописи было бы столько же любви, как к музыке или к литературе,  то  эта скромная  маленькая  картинка  Серова  сделалась  бы классической, так как в ней самая суть России».

Никто из художников  не приближался еще к такой  передаче  момента: колеса телеги действительно вертятся и даже подпрыгивают на кочках,  лошадь действительно перебирает ногами, а баба,  ссутулясь, думает думу.  Этот непостижимый художественный эффект  ни у кого, кроме Серова, больше не повторялся.