Глава 3 Новые порядки на плантации

Анна Полиновская
 «Глаза бояться, а руки делают» - только следите, чтобы дела шли в соответствии с продуманным планом, оцените все риски, принимаемых Вами решений...

 После завтрака Вуд решил ознакомиться более тщательно с состоянием дел на плантации.
-Сейчас я хочу осмотреть хлопковое поле и дома рабов. Винсент, пойдешь со мной?
-Конечно друг. Надо разведать обстановку, прежде чем предпринимать шаги.
-Джо, я хочу попросить тебя остаться дома и вместе с Мартой оценить, что есть ценное в доме, что требует починки и замены. А так же неплохо узнать про запасы. Как бы мы не съели их за неделю с таким количеством блюд к сервировке. Надеюсь Марта воспринимала мои слова всерьез, что и двух блюд нам более чем достаточно. Пока достаточно.
  Винсент и Джо заулыбались, вспомнив как Вуд чуть не раскрыл рот, увидев снова такое изобилие на столе. Хотя, должны были они признать, для него все это внове. Ведь здесь он был всего лишь рабом.
  Отдав последнее распоряжение Марте, Вуд помахал Джо и вышел с Винсентом на улицу. Опять нещадно палило. Как сказал Сэм  Гренвуд, дождей не было уже две недели. Грум подвел двух лошадей. Белоснежные андалузцы притягивали взгляд. Погладив круп лошади и морду, Вуд вскочил в седло, Винсент тоже не заставил себя ждать. Выехав через ворота на поле, они галопом помчались оценивать урожай. Несмотря на то, что хлопчатник   теплолюбивое и засухоустойчивое растение, для наилучшего развития необходимо хорошее увлажнение почвы. В связи с долгим отсутствием дождей необходимо было срочно наладить поливные работы. Благо с другой стороны поля протекала речка.
-Медлить нельзя, - проговорил Вуд.
-Да, - согласился Винсент.
-Поехали, теперь осмотрим дома.

  Спешившись у конюшни, Вуд и Винсент возвратились к воротам, отделявшим двор усадьбы и дома для рабов. Их поджидал управляющий и несколько надсмотрщиков. Вуд обходил все дома, перечисляя Винсенту, что нужно починить и заменить. Кое-где уже стала протекать крыша, один дом почти завалился, краска облупилась, хотя и в его детство стены почти не красили, только главная усадьба всегда содержалась на уровне.
  Возле своего дом он чуть помедлил. Старые занавески не спасали от зноя, дверь держалась на одной петле, а сад.... Это конечно громкое слово, но участок перед домом, который всегда был засажен цветами, сейчас зарос сорняками...
Вуд вообще заметил, что небольшой участок перед каждым домом имел унылый вид и не произрастал даже то немногое, что разрешалось при Томасе Брикере, чтоб хоть как-то разнообразить свой рацион.

-Сэр  Гренвуд, сколько рабов сейчас на плантации?
-Сейчас их двадцать восемь человек, если считать с детьми, взрослого населения двадцать.
Вуд покачал головой. При Томасе Брикере, далеких десять лет назад, их было больше ста пятидесяти человек.
-А работников, включая обслуживающий персонал дома?
-Десять, включая меня, сэр: четыре надсмотрщика, четыре человека работают на конюшне, я и Марта.
-Бедная Марта, - подумал Вуд, - неудивительно, что дом пришел в упадок, если его обслуживает всего один человек.
-Лошади. Сколько лошадей на конюшне?
-Осталось десять, сэр.
-Понятно. Я прошу,  пусть все соберутся: и работники, и надсмотрщики, и рабы. У меня есть объявление.

-Еще раз здравствуйте, - проговорил Вуд. - Многие из Вас жили здесь еще при моем отце Томасе Брикере и знают не по наслышке, как складывались отношения на плантации между хозяином и Вами. Я его сын, но хочу изменить существующие порядки. Я хочу восстановить плантацию и вернуть ей былое величие, но не хочу жить в ожидании новых бунтов.  Я собираюсь строить с Вами отношения совершенно на другой основе. Я собираюсь платить Вам за работу на плантации. Получая деньги, Вы сможете обеспечить свою семью. Я не собираюсь никого продавать или применять телесные наказания без веской причины. Дети и старики будут освобождены от работы на поле, а при желании могут помогать обрабатывать Вам свои собственные огороды и ухаживать за скотиной, которую я передам в Ваше владение. Пока я не могу предложить много, но со временем я уверен, получая зарплату, Вы сами сможете приобрести все необходимое. При этом я поручаю своему другу и просто прекрасному человеку, Джо, управление делами, связанными с хлопковым полем и Вашим проживанием на моей земле. По всем вопросам Вы смело можете обращаться к нему. Если Вам понадобится выехать в город для приобретения товара, вы должны получить у Джо соответствующую бумагу, по которой Вы принадлежите этой плантации. Да, по бумаге Вы остаетесь бесправными людьми, но она может защитить Вас от ареста и продажи. Сейчас в городе строгие порядки и любого темнокожего человека без такой бумаги арестовывают и продают. Но здесь, на плантации, Вы получаете право выбора: остаться Вам или уйти. Тем из Вас, которые решат уйти, я могу выписать эти бумаги и помочь небольшой суммой. Я слышал, что есть люди, которые помогают Вам бежать в другие города. Но я не располагаю информацией кто они и не могу Вам помочь в этом. Если Вы уходите, то должны рассчитывать только на себя. Тем из Вас, кто останется, я постараюсь создать наиболее благоприятные условия для жилья. Я с моим вторым лучшим другом, Винсентом, уже оценили степень запущенности Ваших жилищ и решил оставить только те дома, которые проще отремонтировать, а остальные будут подлежать сносу и постройке новых домов на их месте. Жилой дом с противоположной стороны от главных ворот, который принадлежал надсмотрщикам, я передаю в единоличное пользование Джо, дом же стоящий у главных ворот, который так же принадлежал надсмотрщикам, я отдаю Вам под больницу и  школу. К тому же Вы сами должны выбрать пятерых человек, суждению которых Вы доверяете. Работая наравне вместе с Вами, они тем не менее должны будут следить, чтобы никто не перерабатывал или не отлынивал от работы. Эти люди  будут подчиняться непосредственно Джо.  К тому же смотря по способностям, Вы можете помогать на конюшне, на скотном дворе и огороде. Джо рассмотрит пожелание каждого обратившегося.
  Темнокожий великан одобрительно кивнул.
-Мой отец не разводил лошадей, но в связи с переменчивой погодой и спадом урожая, я подумываю начать это дело. Вы знаете, что с противоположной стороны от главных ворот, у нас есть большая невозделанная территория, которую можно определить на пастбище для лошадей, тем более что оно находится непосредственно возле конюшни. Конюшню мы тоже со временем расстроим. Сейчас на плантации мало работников, но я исправлю это дело, наняв дополнительных людей. Все белые люди будут предупреждены, что у нас на плантации к человеку относятся по его делам, а не по цвету кожи. Зачинщики конфликтов как среди белых, так и среди Вас будут уволены и выселены с плантации. Для работы в доме, в саду и огороде будут наняты девушки и женщины. И я требую должного к ним отношения. Вам не будет запрещаться общаться с ними, но в случае возникновения конфликта и выяснения всех обстоятельств, зачинщиков женщин ждет та же участь: увольнение и выселение. Я хочу чтобы мы мирно жили здесь, на этой земле. Это все, что я могу Вам предложить. К завтрашнему утру Джо должен получить от вас информацию кто остается, а кто уходит. 
-Хочу заметить, если Вы решите уйти, - Вуд обвел взглядом работников, надсмотрщиков и рабов, - то уходите с миром. Я заплачу Вам за работу и дам рекомендации. Но если Вы уйдете, чтобы вернуться и причинить вред, знайте мы достойно ответим. Я не пожалею ни одного патрона, если кто-то попытается напасть на плантацию. Так что Вам, - он обратился непосредственно к надсмотрщикам, - придется пересмотреть своё отношение к людям, если Вы хотите остаться.
  Люди зашумели. Рабы не веря, что молодой хозяин не лжет, надсмотрщики, наделенные властью при его отце, не хотели так просто с ней расставаться. И особо вспыльчивый, выхватив из голенища нож, бросился на Филиппа. Но прежде чем он настиг его, Джо одним движением руки выбил нож и скрутил руки нападавшему.
-Без рекомендаций, - проговорил Вуд.  - Винсент, принеси немного денег и пусть он под присмотром соберет свои вещи, чтобы через полчаса его не было. Вернешься — пожалеешь, - пообещал Вуд.
-А я?! - хватаясь за голову, кричал Сэм  Гренвуд, - зачем Вам два управляющих? Я хорошо справляюсь.
-Я нисколько в этом не сомневаюсь, - бросил Вуд, однако был уверен, что лучше избавиться от Сэма. - Вам я выплачу тройное жалованье и дам хорошие рекомендации. Прошу к вечеру покинуть усадьбу.
  В течение дня решили уйти еще два надсмотрщика. Остался только один. Это был еще совсем молодой человек и по словам Джо, который успел перекинуться парой слов с бывшими рабами, не истязал их.
  Утром Джо сообщил, что все рабы и шесть работников пожелали остаться и посмотреть, что им посулит новая жизнь.
-Нам срочно нужны еще люди, - проговорил Вуд. - Я отправил человека к поверенному и попросил прийти и оформить бумаги на работников, чтобы они могли беспрепятственно выйти в город, а так же прописать их заработную плату.
-А где Винсент? - удивился Джо.
-Он уехал в город, чтобы нанять рабочих для конюшни и скотного двора, а также служанок. Дышать пылью уже невозможно. Благо деньги есть.
-А в поле? Нам не хватает рабочих рук.
-Знаю. Попробую что-нибудь придумать.
 Это что-нибудь вылилось в поездку с Винсентом следующего дня на рынок рабов. Пока они ехали в карете, Вуд поинтересовался насколько твердо Винсент объяснил новые порядки вновь прибывшим работникам.
-Я все им объяснил. Если они и были удивлены, то виду почти никто не подал. Посмотрим что из это выйдет, - продолжил Винсент.  Вуд кивнул головой.
 
  С этой стороны пристани было многолюдно. Поток голосов не смолкал ни на минуту.  В воздухе стоял не самый свежий запах, несмотря на то, что ветер дул с моря.
-Продано, - слышалось то там, то тут.
   Руки Джои были связаны, просторный балахон плохо скрывал беременность. От зноя и пыли лицо её было измождено и устало. Глаза потухли. Лишь редкие искры вспыхивали, встречаясь с глазами Аманды. Человек с плантации Вересов стоял неподалеку, привлекая потенциальных покупателей к продаваемым рабам. В основном это были дети и старики. Причем дети не отличавшиеся здоровьем, о чем правда не должен узнать покупатель до тех пор, пока не получит их в свое услужение. Купленного раба нельзя было вернуть, только перепродать желающему. Аманда с мольбой в глазах взирала на холеные лица покупателей.
-Как узнать куда продадут Джои? Как почувствовать, не будет ли это еще большей бедой. Если Джои не продадут здесь, её отправят по морю в другое место. Но вот как она переживет плавание? - этими вопросами мучилась Аманда.

-Филипп, ты еще не забыл зачем мы прибыли сюда? - спросил Винсент, осторожно обращаясь к другу.
  Эта картина просто потрясала. Вуд впервые увидел рынок рабов и то, что он увидел, приводило в ужас. Полураздетые мужчины, чтобы покупатель мог лучше оценить их физическое состояние, женщины в обносках и дети.... продавали даже детей. Вдруг взгляд выхватил ярко пятно.
-Волосы, - как-то отрешенно понял Вуд. Очень молодая девушка стояла неподалеку от темнокожих людей, привязанных к шестам.
-Её тоже продают, - мелькнуло в голове. - Нет. Она же белая. Может она ищет рабов для своей хозяйки, - Вуд поморщился, - нет. Думать об этом не хотелось,
но что-то притягивало его взгляд. Еще раз обернувшись в сторону девушки, Вуд пошел. Винсент только поспевал за ним. Что-то смущало Вуда в этой рыжеволосой. Мольба,  мольба в глазах... Он даже не сразу понял, что к нему обращаются. Человек Вересов сразу смекнул, что этот молодой, высокий мужчина может быть его клиентом.
-Сэр, Вы интересуетесь? -кивнул он в сторону привязанных рабов.
Вуд машинально повернулся в ту сторону. Там были дети, старики и девушка, стоявшая чуть отдельно рядом с этой рыжеволосой.
-Покупаю, - услышал он свой голос будто из далека.
  Винсент не успел даже возразить. Еще никогда он не видел Вуда таким отрешенным и задумчивым. Обмен денег на бумагу, подтверждающую права на рабов, прошел быстро. Винсент кивнул двум работникам с плантации и они втроем повели вновь приобретенных к повозкам.
-Сэр, сэр, пожалуйста, - девушка почти схватила его за руку, - пожалуйста возьмите меня с собой. Я буду отличной служанкой в доме или в поле, - почти прошептала Аманда, глядя в бездонные глаза цвета кофе.
-Какой странный молодой человек. В его глазах столько боли и безысходности, когда он смотрел по сторонам, а может ей показалось. Но он купил всех, даже не посмотрев. Она не может оставить Джои и потом ей некуда идти. Лучше быть с Джои.... И вот сейчас она почти бежит за этим господином, сулившим еще неизвестную жизнь, уговаривая его нанять её, пусть даже за крышу над головой.
-Хорошо, - это все, что мог произнести Вуд, слишком погруженный в себя.

 На плантации их встретил темнокожий мужчина, помогший вновь прибывшим устроиться в домах за белым забором. Аманда проследовала за Джои, несмотря на вопросительный взгляд этого темнокожего  велика.
-Завтра я ознакомлю Вас со своей плантацией,- это были последние слова, сказанные молодым господином, перед тем как он зашел в главный дом.
 
 Аманду разбудил осторожный стук в дверь. Приподнявшись на кровати, она покосилась на Джои, которая мирно спала рядом. Одернув покрывало и оправив одежду, вчера они легли не раздеваясь, Аманда подошла к двери.
-Кто там? - проговорила она слегка охрипшим от сна голосом.
-Джо... мм... Не могли Вы бы выйти? Мистер Филипп хочет с Вами поговорить.
Так и не услышав ни звука за дверью, Джо добавил:
-Филипп - это молодой господин этой плантации.
За дверью послышался чуть взволнованный вздох.
-Хорошо. Мы сейчас придем.
-Джои! Джои, просыпайся, - Аманда ласково потрепала девушку по плечу, - нам надо идти. С нами хочет поговорить господин, который вчера купил нас...

 Собравшиеся люди выглядели слегка взволнованными, хотя Вуд не сомневался, что местные  рассказали о новых порядках, принятых на плантации.
-Я рад Вас приветствовать на этой плантации. Мой управляющий Джо уже ввел Вас в курс дела. Я буду рад, если молодое и пожилое поколение найдет жизнь на моей плантации хорошей. К сожалению, сейчас слишком горячая пора. Нужно спасти урожай. Работать будем все.  С уборкой дома и огородом повременим. На конюшне будут работать 3 человека, пока это временно. Главное сохранить урожай - это наша прибыль, которая позволит двигаться дальше. Спасибо. У меня всё, - проговорил Вуд. - А Вы пройдемте со мной, - поманил он Аманду.
  Филипп направился к главному зданию, не оглядываясь. Аманда бросила украдкой взгляд на подругу, которая уже подошла к Джо как и другие люди. -Какая необычная плантация, - это все, о чем она могла думать.

-Что вы умеете делать? - долетел до Аманды вопрос, резко развернувшегося мужчины.
-Я... готовить, убираться, стирать, ухаживать за детьми, - Аманда загибала пальцы.
  Вуд с интересом рассматривал девушку. Несмотря на высокий рост и чуть худощавую фигуру, она выглядела слишком юной.
-Сколько вам лет?
-Осенью исполнится семнадцать.
-Вы будете работать в главном доме. Жить тоже там, на первом этаже в левом крыле. Винсент говорил, что в течение двух дней должны прийти еще несколько женщин и девушек. Этот дом нуждается в основательной уборке. Пойдемте, я познакомлю Вас с Мартой.