О богах

Лукинв
     Что теперь, что в стародавние времена, большая скученность жителей требует не только действенной правоохранительной системы (полиция, суд, наказание, законы), но и развития духовной жизни. Не буду тут рассказывать связь одного с другим. Это отдельная тема. Просто поверьте мне.
    Это религия,  искусство, спорт и многое другое. Помните! Хлеба и зрелищ!  До нас дошли,  в основном, храмы и театры.  Вам придется снова мне поверить, но строились они в большей мере для отмывания казенных средств (как и теперь) чем для унитарных целей. Политическая жизнь тоже мало отличалась от сегодняшней. Партии, парламент, партийные вожди, выборы и коррупция. Власть во все времена  по своей природе не привлекательна без злоупотреблений.  Человек, получивший пост, занимается собственным обогащением. Как показало время, демократия хороша при разворовывании денег из казны и не годится для принятия и осуществления непопулярных мер.  Греки выбирали на такой случай тирана. Когда стали частью Рима, задача упростилась, следил за всем этим сатрап.
     Религия же никогда не была идеологией ни у греков, ни у римлян. Ее вытаскивали из храмов тогда,  когда нужно было бороться за земные блага: власть,  воду, землю, женщин и деньги.
    А вот в отсутствие телевизора, кино и даже радио, главным из искусств был театр.  Все представления были востребованы. Успехом пользовались даже  жители села, переодевшиеся в козлиные шкуры и пришедшие в город, что бы своим выступлением опорочить горожанина, допустившего потраву их грядок. Настоящие театральные представления собирали десятки тысяч человек. Пьесы писали лучшие драматурги не только своего времени.
    От современного искусства античная драма отличались строгими ограничениями и правилами построения. Неизбалованному зрителю могло показаться затруднительным, мысленно перенестись на несколько лет назад по ходу представления. Отсутствие декораций не позволяло перемещать действие в разные места.   Если на сцене Палаты, то в Палатах и происходят все события. Если это день, то сегодня все должно и закончиться.    Опиралось такое произведение обычно на три главных посыла.
- Должно было случиться ужасное преступление.
- Неотвратимость наказания за содеянное.
- Человек бессилен перед волею богов.
    Может быть, последний посыл и вводит нас с вами в заблуждение по поводу места и роли религии в древнем мире.
     Став частью римской империи, Греция не только  не потеряла своего культурного значения, но скорее наоборот, приобрела. В отличие от Рима здесь процветали литература, театр, учебные заведения, научная и религиозная мысль.
     Мало кто знает, что греческие пьесы, наполненные внутренним содержанием и психологическим напряжением, адаптировались для римского зрителя несколько необычным способом. Когда по ходу пьесы, кто-то должен был быть казнен или убит, не артист изображал смерть. На сцену выводили живого человека, приговоренного к смерти, и выпускали кишки ему на глазах у публики. Что вы морщитесь!? Посмотрите свои фильмы! Голливуда тогда не было, приходилось перебиваться тем, что есть. Представляете, как эта публика радовалась зрелищу, когда преступник был приговорен к распятию на кресте. С забиванием гвоздей, одеванием терновых венков и умерщвлением путем втыкания копья под ребра. Кстати, очень редкая процедура в реальной жизни. Заслуживали такую ужасную кончину только очень очень «отличившиеся».
 
     Израиль в те времена оказался дальним захолустьем, кормившим все Средиземноморье рыбой из Галилейского озера. Населен  этот край был темными, но  набожными евреями. Вера их сильно отличалась от многобожия Пантеона и была необычно сильна. Народы Великого Рима и просвещенной Греции они унизительно держали за идолопоклонников. Когда интересы Рима и еврейской верхушки столкнулись, еврейская власть взяла на вооружение отработанную веками религиозную доктрину. Эта идеология  позволяла власти и еврейскому народу стать одним целым. Народ должен быть биться до последней капли крови за родину, за … Бога.  Единого, неделимого и который на небесах. На земле же народ еврейский тоже единственный избранный.  Правители в Иерусалиме в борьбе за свои кровные денежные потоки от рыботорговли народ этот не пожалели и тот отдал  множество жизней в неравной борьбе с римскими легионами. Кто выжил, разбежались в очередной раз.  Не коренной народ евреи везде. Двигаются они за капиталом. Помните, как они бежали из обнищавшего СССР.
    Древние греки и евреи совсем не так далеки, как может показаться. С одной стороны евреи  довольно близки финикийцам, а те спартанцам  (но это все недостоверно). Зато точно известно, что такая гибель тысяч людей «за веру», а не за земные блага, как могло показаться,  произвела на весь древний мир неизгладимое впечатление. Греки  ведь тоже на кухне роптали по поводу римского гнета, и идея борьбы евреев за независимость была им не чужда. Только вот в случае с Элладой,  Рим давал Греции больше чем получал. Такой вот Евросоюз античности. Пороптали и пошли проектировать новый храм на деньги римского наместника.  Что бы 50 процентов оказалось «на кармане». Или за кредитом на большую партию мраморных змей для Неаполя. Бизнес такой. Ничего личного.
    Или очередную пьесу писать. В Риме тоже было множество театров, зрелища любили, и пьесы видимо хорошо оплачивали. Писались в то время великие вещи. Многие дошли до нас, и мы их внимаем с удовольствием, как например историю про Орфея. Некоторые не дошли, а некоторые сильно трансформировались за 2000 лет. 
      Как, например «Тарас Бульба» Николая Гоголя.  Только вот оказывается, Николай Васильевич писал злую сатиру на дикие и идиотские нравы отжившего уже свое казачества, которое с высочайшего соизволения пыталось превратить огромную банду в подобие государства - суррогата.  Издевался Гоголь над всем этим Запорожьем с его  выборами главного бездельника и вора, с гнусным отношением к евреям, с безумным Тарасом, который убивает своего сына, и сам потом гибнет нелепой смертью на костре за оброненную табачную люльку.  Получалось у Николая Васильевича писать сочно, интересно  и назидательно, но издателям требовалась не сатира, а  идеологическая поддержка высочайшего соизволения. Как раз в борьбе с поляками. Вот и пришлось кое-что кое-кому подправить. Немного. Ну, кто читал, то знает.
     Это все предпосылки. Я хочу рассказать как раз  об одном  произведении, от которого до нас дошли только основные черты и идеи.  Это, видимо, был судебный триллер. События, которого происходили в Иерусалиме еще до его разрушения римлянами. Перед судом правителя, а может быть местного римского наместника, предстал еврей, обвиняемый в том, что выдает себя за сына божьего. Как Вы уже догадались, все кончилось распятием. Если мне не верите – прочтите пару Евангелиев. Все это было написано не евреем, для евреев, а греком для греков или римлян.
    Преступление этого бывшего плотника ужасно. Тысячи людей поверили ему и его обещаниям о спасении душ.  Люди с радостью готовы обманываться, если это обходится не очень дорого, но если ты обманываешь их веру в святое, то не надейся на нисхождение, когда правда раскроется.
    Неотвратимость наказания ведет этого негодяя через все препятствия на его последнем пути. Он обречен, быть казненным.
    Только вот, наверное, это было произведение сатирическое, если не комическое. Об этом говорят многие веселые сюжеты и  персонажи. Например, свиньи, прыгнувшие с обрыва; сборщик налогов, которого выгнали с работы за доброту; рыбак, который пошел ловить вместо рыбы человеческие души; женщины вольного поведения и неожиданное появление вина к столу.  Не забывайте, что в греческой мифологии очень популярен такой герой – Геракл. Сын бога и земной женщины (такое существо и есть Герой).  Тут мы тоже видим героя, но только не совершающего подвиги, а пьянствующего с друзьями - бездельниками и дразнящего встречных попов. Он читает непонятные проповеди, устраивает с друзьями трюки с исцелением и воскрешением. Деньги на все это ему дают добродушные верующие простаки. В том числе и высокопоставленные. Некоторые даже с ним бродяжничают.
    Во времена  написания этой комедии многие  избитые сюжеты и темы уже давно и часто высмеивались авторами. Среди таких  вы встретите и всемирный потоп, и превращение камней и муравьев в людей. Без сомнения вызывали ироническую улыбку и непорочное зачатие, и хождение по воде. Смешны были и заветы, которые из древних и неактуальных превратились в новые и актуальные. Только запутанные, бессмысленные и, наверное, написанные с долей юмора, который до нас не дошел. Смешен и предатель-неудачник, который заработал немного денег думая, что совершает благое дело, а потом расстроившийся и повесившийся. Наверное, тоже неудачно. Веселила видимо и надпись над крестом на трех языках о том, что этот проходимец – царь иудейский.
     Наверняка, вызывал улыбку и сам ход следствия с отправкой бедняги от одного судьи к другому и обратно. Высокомерие властьимущих с их театральными жестами, такими  как умывание рук и прощение убийц по случаю праздника. Разные свидетели на суде, видимо,  рассказывали одно и то же, но увиденное  разными глазами и получалось все совсем наоборот.
    Быть может, у зрителей на этом веселом фоне вызывала глубокие двойственные чувства несчастная мать осужденного. Женщина, которая много лет назад скрыла свой грех, убедив всех, что неожиданный ребенок был зачат непорочно от святого духа. Не исключаю, что только сын ей  и поверил, но расплата за такой обман неминуема и страшна. Веруя  в свое божественное происхождение, он оказывается на кресте на глазах у матери.
     Что-то мне подсказывает, что и финал содержал неожиданный поворот, приводящий публику в замешательству и к размышлению. Может быть, все эти смешные попы, правители,  простолюдины, жулики и пьяницы не разобрались в истине? Может быть, казненный  столь мучительной смертью, не только ее не заслужил, а и действительно бы послан всевышним, что бы спасти наши души? Ведь не зря же евреи толпами шли умирать в сражении за свою веру?!
     Теперь нам не суждено точно знать. Почему эта пьеса так полюбилась зрителям. Почему из нее выкристаллизовались идеи христианства, и как она трансформировалась в Евангелие.
Но нам с вами должно быть совершенно очевидно, что из такого смешного первоисточника, должна была получиться очень смешная религия. Получилась.  Хоть и пыталась церковь ее улучшать веками.  Спросите любого человека, который признает себя христианином, как имя его бога. Того еврейского бога, который на небесах и раздает блага в загробной жизни. Вам почти никто и не ответит. Христиане поклоняются Христу. Герою, рожденному от женщины. Они его последователи. Еще поклоняются они разным христовым сподвижникам, его маме, отцам церкви, мученикам и просто блаженным. Ну, никак не могут христиане построить ни одного храма самому богу. Он ведь еврейский бог. Не наш, вроде.
     Христианская религия и церковь зародились, развивались и существуют в вечном городе. Ни в Иудеи с ее Иерусалимом и фанатичными евреями, а именно в Риме. Оттуда христианство и двигалось в разные стороны. А не наоборот, как многие думают. Из Рима в Израиль несли  верующие сподвижники учение про Иисуса Христа. Церковь же проповедовала, и собирали пожертвования, конечно, в столицах.
    Если вдуматься, то, безусловно, никакой новой религии в еврейской среде просто не могло образоваться. Не могло прийти в голову иудеям снисхождение их бога на землю, зачатие и рождение сына божьего. Совершенно неуместно для евреев и  появление  каких-то новых заповедей. Зато греческие боги частенько грешили походами с Олимпа на землю, с целью обрюхатить очередную красотку. То в виде законного супруга или быка, то в виде лебедя или голубка.
    Первоисточники же явно не соответствовали духу времени в дальнейшем и были просто уничтожены за ненадобностью. Все они в Риме  находились и там же и сгинули. Никаких подтверждений реальности героя тоже ведь не существует.  Отсюда становится понятен ответ на важный вопрос, кто и  зачем писал Евангелие.
      Видимо необходимость в новом божестве и новой религии была высока. Прежние боги потеряли всякую актуальность. Верхи не могли, а низы не хотели жить с ними. За неимением ничего лучшего императоры вынуждены были богами назначать себя.  Так же очевидно, что римлянам была известна еврейская вера, но вот по понятной причине принять они ее не могли. В общем, то по той же что и мы. Неожиданный поворот с возможностью поклоняться не самому еврейскому богу, а его сыну (или духу, или тому и другому сразу) был воспринят «на ура». Ну, может и не сразу. Были, говорят и гонения. Бедных попиков всегда обижают безвинно. Но мы с вами  знаем, что стоит легионерам отойти, они могут и сами взяться  за секиры. Дело то святое.       
      В православной Греции записки, подобные той, что вы читаете,  и сегодня считаются богохульством, подрывающим государственные устои, и  наказываются  тюрьмой.  Такие вот секюрики.
    Точно известно, что новая вера была принята на вооружение в борьбе за имперскую власть, и видимо успешно. Это, наверное, главное, что и позволило ей так широко распространиться в Риме. Невероятно огромные размеры самой империи привели к такому великому  распространению христиан в нашем мире. 
    И еще немного, скорее, в качестве анекдота, чем доказательства.
   Из Викопедии:
    Иисус — современная церковнославянская транслитерация греческой формы ;;;;;; еврейского имени ;;;; (произносится [Йешу;а]), которое является усечением имени ;;;;; [Йеhошу;а], состоящего из корней слов «Йеhо;ва» —- имя Бога в Ветхом Завете и «шу;а» — спасение.
     Вы что-нибудь поняли?  Как из «Конь и шуа» получилось Иисус? Мне кажется неубедительная версия.  Тем более, что в английских переводах Библии эти имена различаются: Joshua (Иисус Навин) и Jesus (Иисус Христос).
      Христос — эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. Греческое слово ;;;;;;; есть перевод ивритского ;;;;; (Маши;ах) и арамейского ;;;;; (Меши;ха) (русская транслитерация — мессия) и означает «помазанник».
      Мысль конечно понятна, его звали – Богспасения Помазанник. Очевидно, что  Христосом он стал уже много позже. Или при рождении? Может это фамилия такая? Или автор его так нарек специально?
      Вот моя версия.  Греческое  ;;;; ;;;;;; (Исос хрисОс) переводится как «Может быть, золото(ой)».   Согласитесь!  Игра слов, достойная великого стила!
      
  Выводы и уроки.
   1.  Все это я пишу не с целью окунуть вас в историю вопроса и не познакомить с еще одной версией. Или еще раз доказать, что все боги придуманы людьми. Я хочу донести мысль, что богов настоящих есть всего два. Точнее: богиня – Нажива и бог – Секс.
    Поверьте мне.