Эдвард Пейсон. Священство Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
СВЯЩЕНСТВО ХРИСТА
Эдвард Пейсон (1820)

Евр.8.1-3

Апостол сообщает нам, что левитский закон, с его скинией, священством, алтарем и жертвами, был тенью будущих благ, но тело или сущность, тенью которой он был - это Христос. Другими словами, все эти вещи напоминали народу Христа, как тень напоминает тело, которое она отражает. Они были своего рода набросками явления Его Личности, характера и дела. Эта истина заявлена и проиллюстрированы в значительной своей части в предыдущих главах этого послания. В нашем тексте апостол дает краткий обзор всех своих предшествующих утверждений. Сумма всего сказанного означает здесь следующее: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах; Он есть Священник святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Ибо всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; поэтому Сей Священник также совершает приношение.
Чтобы понять смысл этого отрывка, надо вспомнить, что три основные вещи, существовавшие под Моисеевым устроением - это Скиния, священники и жертвы. Но все эти три вещи взаимозависимы; уберите одну из них, и не останется ни одной. Поэтому в данном тексте апостол указывает, что каждая из этих трех вещей была прообразом Христа, то есть, что Он является для Своего народа всем тем, чем Скиния, священство и жертвы были для евреев. Он наша скиния, наш Первосвященник, и наша искупительная жертва. Каждое из этих утверждений мы должны рассмотреть здесь более подробно.
1. Иисус Христос Скиния христиан; Он является для Своего народа тем, чем скиния была для евреев. Истинной скинией, о которой апостол говорит здесь, и о которой он сообщает нам, что ее создал Господь, а не человек, было тело и вся человеческая природа Христа. Еврейская скиния была станом народа; но тело Христа было подготовлено Богом. Он Сам говорит, что "Отец уготовал Мне тело". Пилату и иудеям во время Своего пребывания на земле Он сказал: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его снова". Но, добавляет вдохновенный апостол, он говорил о храме тела Своего. Храм, как вы, несомненно, знаете, был той же природы, и предназначен для тех же целей, что и скиния, и отличался от нее лишь тем, что он был более постоянным. Приравнивая Свое тело к Храму, Христос, несомненно, говорил о нем как о Божием жилище. Называя также Его тело истинной скинией, апостол подразумевает, что еврейская скиния не истинная, но только тень или тип Его. То, что он дает ей это название с полным на то основанием, должно вытекать для нас из следующего. Еврейская скиния была единственным местом на земле, где Бог обитал особым образом; это единственное место, где Он был доступен, единственное место, где Он мог быть найден, единственное, где Он, пребывая на ковчеге, отвечал тем, кто поклонялся Ему, и где могли быть принесены жертвы, приемлемые для Него. Поэтому благочестивые евреи, когда они молились, поворачивались лицом к скинии, а затем к храму, и так они обращали молитвы к Господу, обитавшему между херувимами на ковчеге в Святая святых.
Во всех этих отношениях скиния была прообразом Христа, и также во всех отношениях Его тело или человеческая природа есть истинная скиния. Только в Нем пребывает Бог, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Только в Нем Бог может быть найден, и к Нему можно приблизиться приемлемым для Него образом, ибо через Иисуса Христа, говорит апостол, мы имеем доступ к Отцу, и только в Нем мы можем быть приняты Им. И как скиния была предназначена для встречи между Богом и Израилем, так Иисус Христос предназначен для встречи между Богом и грешниками в настоящее время. И как в скинии было место милости, так, сообщает нам апостол, Христос есть Тот, Кто дает нам приблизиться к Богу через веру в Его Кровь. Те и только те, кто пришел к Богу во Христе, находят Бога на крышке ковчега, то есть находят Его готовым проявить милосердие. Нет спасения, говорит апостол, и, конечно же, нет милости ни в ком другом. И как в скинии Бог сообщал Свою волю, так теперь Он сообщает ее через Иисуса Христа, Который единственно есть истинный Свет. В Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения, и только через Него они доступны людям. И как евреи, когда они молились, поворачивались лицом к скинии, так мы должны молиться во имя Иисуса Христа, взирая на Него с верой; и как Иегова являлся им как Тот, Кто обитал между херувимами, так Он теперь является как Бог, Который обитает во Христе. Это связано с самой сутью Евангелия, с вестью о том,  что Бог во Христе примирил с Собою мир. Итак, Иисус Христос в Его человеческой природе может быть назван истинной скинией.
2. Иисус Христос есть Первосвященник христианина; для Своих людей Он есть все, чем священники были для евреев. Это повторяется снова и снова в послании, которое перед нами. Служение иудейского первосвященника описывается апостолом таким образом.Каждый первосвященник поставляется для народа на служение Богу, чтобы приносить приношения и жертвы за грех. Соответственно, мы находим, что это служение было исключительной прерогативой еврейских священников. Они были в некотором смыслен посредниками между Богом и поклоняющимся Ему народом. Только они позволяли людям приблизиться к Богу, принося жертвы. Ни один другой человек, как бы свят он ни был, даже самые благочестивые из еврейских царей не имели права предлагать свои  жертвы или входить в святилище. Озия, в других отношениях самый образцовый монарх,  был поражен проказой, только попытавшись сделать это. Особым делом первосвященника было очищение грехов народа раз в год, когда он предлагал жертву и приносил кровь в Святая святых, окропляя это место пред Богом. И не только жертвы за грех, но все другие предложения должны были быть приносимы только священниками. Если тот, кто получил какие-либо милости провидения, приносил благодарственную жертву Богу, он не мог претендовать на то, чтобы делать это сам, но священник получал приношение из его рук, приносил его в святилище и там к ковчегу - Тому, Кто обитал на нем.   
Во всех этих отношениях, еврейские священники были наиболее яркими прообразами Христа, ибо Он, как описывает Его апостол, есть великий Первосвященник исповедания нашего. Он единственный великий Посредник между Богом и грешниками, и у людей нет доступа к Богу в их служении и молитвах, кроме как через Него; они не могут быть приняты, если не приходят к Нему. Я, говорит Он, есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Поэтому апостол сообщает нам, что духовные жертвы, которые приносят христиане, являются приемлемыми для Бога через Иисуса Христа; и еще апостол увещевает нас все, что мы делаем, в слове или действии, делать  во имя Господа Иисуса Христа, благодаря Отца за Него. Все, что Он сделал и что было Его прерогативой, было сделано для искупления греха. Еврейский первосвященник совершал прообразное искупление за грехи всех евреев, но Христос, говорит апостол, это умилостивление за грехи всего мира. И, как еврейский первосвященник, предложив жертву искупления, входил в Святое святых от имени всего народа, как его представитель, так и Христос, как апостол сообщает нам, вошел не в Святое святых рукотворного храма, но в самое небо, чтобы войти там в присутствие Бога, ходатайствуя за Свой народ. И, как в час молитвы еврейский первосвященник приносил ладан в храме, в то время как народ молился за него, а дым ладана поднимался к небу, сопровождая молитвы, так Иоанн в видении видел Христа как великого Ангела Нового завета, предлагающего молитвы святых, подобные храмовому благовонию. Именно благодаря Его заслугам и заступничеству молитвы Его людей принимаются и находят ответ, и Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Все сказанное в нашем тексте относится к предыдущему описанию того, что было необходимо, чтобы исполнить дело нашего Первосвященника. Апостол говорит, что нам необходим такой Первосвященник, который был бы святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и пребывающий выше небес. И такой Первосвященник у нас есть - Тот, Кто свят в Своем сердце, непорочен в поведении, не запятнан и не осквернен от мира, и пребывает одесную престола величия в высотах. Таким образом, все, что священники и левиты прежде исполняли для евреев, Иисус Христос действительно выполняет для Своего народа. Именно поэтому Он рассматривается как наш великий Первосвященник.
3. Иисус Христос есть истинная Жертва, для которой еврейские жертвы были только прообразами. И наш текст дает понять, что было необходимо для Него иметь, чтобы Он мог предложить эту Жертву. То, что Он должен был предложить ее, ясно из контекста, а также из многих других мест. И Он предложил Себя Самого, Свое Тело и Кровь, Свою жизнь; Он Сам, говорит апостол, был принесен как жертва ради нас. Мы хорошо знакомы с природой и замыслом левитских жертв и пользой, которую евреи получали от них. Вы знаете, что, как замечает апостол, почти все под законом очищалось кровью жертвы,  и что без пролития крови не было прощения грехов. Если израильтянин совершал любой грех, который по закону мог быть наказан смертью, ему было разрешено принести агнца в качестве заменителя, чтобы умереть вместо него, и если он приносил эту жертву в упражнении покаяния и веры, которые принимались священниками, то он был прощен, и его жизнь спасена*. И это было так, если кровь жертвы приносилась в святилище, которое окроплялось ею пред Богом, и это искупление за грехи народа было неизменно. Эти жертвы были, однако, только образом; они не имели в себе действенности, чтобы искупить грех. Вся действенность их совершения была относима к будущей великой, достохвальной и действенной Жертве, которая была совершена Христом, когда Он принес Богу Самого Себя на кресте. Это предложение было настоящим, а не прообразным искуплением греха.  В результате этого предложения каждый кающийся верующий свободно и полностью прощен. Он оправдан кровью Господа Иисуса. Кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха. И как кровь жертв была предложена пред Богом и ею было окроплено Святое святых, так и Христос, говорит апостол,  не с кровью тельцов и козлов, но со Своей Кровью вошел однажды в святилище, или на небо, и приобрел вечное искупление. Следовательно, имея в виду еврейские жертвы, апостол называет Его Кровь кровью окропления.
Таким образом, представляется, что Иисус Христос есть истинный Первосвяшенник, истинная Скиния и истинная Жертва, для которой еврейская скиния, священники и жертвы были только прообразами, и как таковой Он приобрел для всех Своих людей на самом деле все эти благословения, которые эти установления приобретали только через Него и только для евреев.
Теперь я перейду к применению этих интересных и поучительных истин.
1. Те, кто склонен презирать еврейские обряды и церемонии или насмехаться над ними, или рассматривать их как недостойные Божественного предназначения, должны понять свою ошибку. Многие, как есть основания опасаться, виновны в этой непочтительности, и даже некоторые серьезные люди считают весь левитский закон крайне неинтересной частью Писания. Но я думаю, что они рассуждают так только из-за своего невежества.  Дело в том, что эта часть Писания полна Христа, и будучи правильно понята, она будет в значительной степени способствовать получению правильного понимания Его Евангелия и пути спасения через Него. В этом не может сомневаться никто, согласный с тем использованием этих истин, которое проводит апостол в этом послании. И позвольте мне здесь умолять всех вас, мои слушатели, ради собственной пользы  не презирать никакую часть Писания, если вы не понимаете или не видите, как ее использовать. Конечно же, смирение и скромность требуют от нас скорее в чем-то заподозрить себя, чем осуждать мудрость Божию. Апостол упоминает некоторых людей, которые, как бессловесные животные, идут в погибель и злословят то, чего не понимают, ибо они должны погибнуть в своем растлении. Если мы хотим избежать такой погибели, давайте будем осторожны, чтобы не подражать их поведению.
2. Эта тема дает явное доказательство Божественного происхождения, а следовательно, истины Писания, и это показывает нам, как именно Ветхий Завет и Новый соответствуют друг другу. Ветхий Завет учит теням и прообразам тому, что более четко раскрывает Новый, хотя люди, писавшие их, жили на дистанции многих веков друг от друга. Разве это не значит, что писатели Ветхого Завета были вдохновлены Богом? Разве могли они когда-нибудь думать о разработке такой сложной системы ритуалов и церемоний, которая должна была так точно предсказывать характер, служение и дела Спасителя, Которому надлежало прийти в мир через много веков после их смерти? Это невозможно. Тот, кто может поверить, что они могли сделать это, или что такое совпадение есть результат случайности, может поверить во что угодно, в любую глупость.
3. Поскольку Бог позаботился при бывшем устроении, чтобы тень прообразовала наперед во многих отношениях, обитание Божества в Иисусе Христе, Его священство, жертву, искупление и ходатайство, у нас есть основания полагать, что Он считает эти истины принципиально важными. И это не странно, что Он рассматривает их таким образом; они составляют сумму, вещество, сущность Евангелия. Заберите их, и Евангелие погибнет. Заберите их, и у нас не останется никакого способа доступа к Богу, не будет ни места, в котором мы можем найти Бога, ни прощения, ни спасения. Одним словом, как скиния, священство и жертвы были необходимы для старого устроения, так Христос, Которого они представляли, необходим для нового. Те, кто отвергает Его Божественность, очищение и ходатайство, кто отрицает, что Он предложил  Себя в жертву за грехи мира, отвергает истинное Евангелие и предлагает вместо него нечто другое, что является Евангелием лишь на словах. Это, однако, делают многие. Некоторые делают это спекулятивно; еще большее число людей это делает практически. Как и многие из иудеев могли пренебречь скинией, священством и жертвами, которые назначил Бог, и собирались на высотах, где назначали своих священников и предлагали свои собственные жертвы, так множество номинальных христиан пренебрегают священством, искуплением и заступничеством Иисуса Христа, приходят к Богу, опираясь на свои собственные заслуги, предлагают свои молитвы и дела от своего имени и надеются, что они спасутся своим служением и делами. Они оправдывают себя, говоря: если мы поклоняемся и молимся  истинному Богу, для Него не может быть большого значения, в какой манере мы поклоняемся Ему. Но евреи могли бы сказать то же самое о своих высотах. Они могли бы сказать, что мы не оставили, как многие из наших соотечественников, истинного Бога, чтобы следовать идолам. Мы до сих пор поклоняемся только Иегове, и предлагаем лишь Ему наши жертвы, и мы надеемся, что будет приняты, хотя мы не идем в скинию или храм  и не предлагаем наши жертвы через священника. Но такие надежды были бы беспочвенны, ибо эти жертвы не были приняты. Бог все равно бы отверг их служение и был недоволен им, и то же самое может быть сказано о надежде и служении тех, кто вместо того, чтобы прийти к Богу, опираясь на заслуги Христа и предлагая свои молитвы и служение во имя Его, приходят во имя свое и полагаются на свои собственные заслуги.  Проклятие, а не благословение будет их наградой.
4. Этот предмет полон глубокого смысла и утешения для реальных учеников Христа, и для всех, кто готов принять Его как своего Спасителя. Пусть такие люди увидят сначала, какую поддержку и утешение скиния давала евреям. Они могли бы сказать себе: так как Бог благоволил постоянно и особым образом обитать среди нас, так как Он живет на ковчеге, и Он сказал нам, где мы всегда можем найти Его. И если Он всегда готов даровать нам прощение, наставление и благосклонность, и готов к тому, что мы должны подойти к Нему, Он должен быть также готов принять нас, чтобы услышать наши молитвы, и принять наши предложения - поэтому мы будем идти к Нему с доверием. Таким образом, мы можем сказать: так как Бог обитает в нашей природе, в Человеке Иисусе Христе, так как Он обитает в Нем как Бог милости и благодати, как Бог, слышащий наши молитвы, так как через Него Бог являет прощение, свет, силу и спасение, и так как Он все это сделал, чтобы побудить нас прийти к Нему, мы придем, и мы будем верить в Него; мы будем искать Бога в Иисусе Христе, и не ожидать и не пытаться найти Его где-либо еще.
Опять же, рассмотрим, какое утешение евреи могли получить от священника. Они могли бы сказать, что мы слишком грешны, слишком загрязнены, чтобы подойти к святому Богу и быть принятыми Им, но мы не полностью закрыты от Него. Он назначил определенных людей в качестве посредников между Ним и нами, чтобы наши предложения могли быть представлены Ему ради нас.  Конечно, то, что Он готов предоставить нам некое общение с Собой, означает, что Он  должен быть готов принять наши предложения, хотя сами по себе они для Него ничего не стоят, если они предоставлены через назначенного Им Самим священника; и поэтому, когда мы приходим и предлагаем Ему наши дары и жертвы, мы можем с уверенностью надеяться на принятие. Особым поощрением было то, что во время молитвы евреи видели священника, в назначенном Богом порядке входившего в святилище для каждения, тогда как они стояли и молились вне его и видели лишь облако дыма, восходящее ввысь от золотого жертвенника. Они могли поэтому сказать, что хотя им не разрешалось входить в само святилище, священник входил от их имени и кадил за них.  Этот дым благовония был, согласно установлению, приятным благоуханием Господу, и молитвы народа, восходящие с ним к небу, должны были быть приняты и могли рассчитывать на ответ. Таким образом, мы можем сказать, хотя мы грешники, дети неповиновения, дети гнева, хотя мы ушли далеко от Бога, и наше моральное загрязнение делает нас непригодными к тому, чтобы приблизиться к Нему или молиться Ему, пока мы не будем отлучены от Него навсегда -  Он предоставил великого Первосвященника и Посредника для нас, в лице Своего Сына, Которого Он всегда слышит, Того, Кто бесконечно достоин и как Посредник всегда готов представлять пред Отцом нас и наши просьбы. И хотя нам еще не дозволялось войти в Царство Небесное, Он  вошел в него от нашего имени, как наш Глава и Представитель, и в то время как мы молимся здесь, Он ходатайствует за нас внутри и возносит к небу наши молитвы, делая их подобными облаку благовонного фимиама. И потому ныне мы имеем могущественного Ходатая, установленного Самим Богом и умоляющего за нас одесную Его трона. Конечно, тогда мы можем надеяться на принятие через Него; поэтому мы будем молиться, будем надеяться с уверенностью на ответ мира. Бог никогда не стал бы предоставлять нам такого Первосвященника, если бы Он не был готов к тому и не хотел, чтобы мы могли, таким образом, приблизиться к Нему.
Кроме того, подумаем о том, какое утешение и поощрение получали евреи от Богом установленных жертв. Без такого учреждения, когда они однажды согрешили, они чувствовал бы, что погибли навсегда. Они знали, что закон требует их жизни во искупление того, что они нарушили, и что они никогда не смогут ничем загладить или восполнить нарушение, и не смогут надеяться, что святой и истинный Бог простит их. Нет ни надежды, ни спасения, только погибель!   Но, назначив жертвы, Бог сделал так, что у грешника появлялась надежда; Он предоставлял средство, которое избавляло от погибели; принесение непорочного агнца принималось Им как жертва и замена. Его жизнь была заменой жизни грешника, его кровь - заменой крови человека, и грешник мог быть прощен. Точно так же, если бы не искупительной жертвы Христа, мы, как грешники, не могли бы иметь никакого основания для надежды и были бы вынуждены впасть в полное отчаяние. Закон Божий говорит: душа согрешающая, она умрет. Я согрешил, я должен умереть, я не могу надеяться, что святой и истинный Бог должен будет принести в жертву Свою справедливость и святость, отказаться от чести Его закона и нарушить Свое слово, ради спасения меня грешного. Как я смею просить Его сделать это? Как Он может слышать меня, если я так делаю? И даже если я буду Ему подчиняться теперь, это по-прежнему ничему не поможет из-за моего прежнего неповиновения. Здесь нет избавления, нет исцеления или возможности бежать. Ад становится моим уделом; для меня  нет ничего, но лишь страшное ожидание суда и ярость огня. Но в Евангелии Христа, Бог делает так, чтобы Он мог сказать грешнику: ты можешь не погибнуть! Ты не имеешь нужды спуститься в бездну, ибо Я нашел выкуп. Мой Сын принес Себя в жертву за грехи мира. Он взял на Себя проклятие закона, и умер, Праведник за неправедных, чтобы очистить твои грехи. А теперь, если с покаянием и верой ты будешь верить в Него, ты будешь помилован и спасен ради Него. Несомненно, это Евангелие, это хорошая новость для грешников; и, таким образом, каждый, кто правильно видит Бога, Его закон и свою собственную греховность, поймет это именно так.
Как же драгоценен тогда должен быть для нас Господь Иисус Христос! Он скиния, в которой пребывает Бог, единственное место, где мы можем найти Его. Он Посредник, через которого мы единственно можем прийти к Богу; Он Первосвященник, Который один может представить наши молитвы и служение Богу так, чтобы они были приняты; Он искупительная Жертва, единственно через которую наши грехи могут быть прощены. Для тех из вас, которые уверовали, Он уже бесконечно дорог. В вашей религии, в вашей надежде и вере Он все во всем. Но и вы не восхваляете Его как должно. Вы не знаете и тысячной доли Его достоинства и совершенства. О, ищите Его и молитесь о большем познании Его! Подобно Павлу, будьте готовы потерять все потери ради превосходства познания Христа Иисуса. И когда вы пришли за этот стол, посмотрите верой ввысь, и вы увидите своего Первосвященника и Ходатая, умоляющего за вас на небесах. Посмотрите на Того Спасителя, символя Тела и Крови Которого  вы собираетесь получить, когда Он сидит по правую руку от престола величия на высоте, где Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за Свой народ. Он достоин, и все, кто верит в Него, будут приняты Богом как достойные. Он принят, и служение всех, кто верит в Него, принимается Богом. Отец слышит Его; Он услышит всех, кто молится во имя Его. О, христианин, славь Бога за Иисуса Христа и мужайся, и так как у нас есть Первосвященник великий, Иисус, Сын Божий, Который прошел в небеса, будем твердо держаться исповедания нашего, без колебаний, и с дерзновением приходить к престолу благодати, чтобы получить милость и найти благодать, которая поможет нам во всякой нужде.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn