С чего начинается Родина...

Геннадий Никишин
...От соседа по 4-х квартирному дому узнаём, что несколько дней назад рабочие леспромхоза приступили к вывозке древесины с нового места.

Это далеко, в сторону границы трёх районов. Уже одно слово нас заворожило «повсюду следы войны». Собираемся группой в несколько человек и отправляемся в дорогу.

Многое говорило загадками. Опускаемся под горку в сторону речушки Сенёк…В это время года живой ручеёк был мал, и речушку мог перейти воробей. Мы в пос. Марьинский любили эти места и готовы были приходить в любое время года…

Зимой. Оставлять за собой лыжный след, изучать звериные тропки. Пернатые в эту пору встречались, как правило, редко. Промелькнёт стайка синиц или где-то в глубине леса простучит дятел. И снова тишина. Мог перебежать дорогу лось.

Но по весне речушка оживала. Важно расплёскивала воды по низинкам, даже ледоход ей был знаком. Самые отчаянные из нас могли оседлать льдину и отправиться вниз по течению. Такие путешествия могли закончиться водной процедурой, и тогда мы на берегу Сенька раскладывали костёр.

Речушка часто была свидетелем, как под песни соловья зарождалась первая любовь. Песни, костры среди ночи…Кто родился и много лет прожил в Марьинском, помнит эти моменты…

После большой работы, когда дороги легли в глухие и нетронутые места, мы стали забредать в самые далёкие уголки нашего посёлка. Сначала со взрослыми, а потом уже сами выбирали маршруты. Подолгу не отпускали места, где когда-то жили люди. Такие деревушки разъехались, а память осталась.

\Большие поляны служили огородами, скелеты построек, островки одичавших яблонь. В такие минуты ловишь себя на мысли, как могли здесь жить люди! А ведь жили! Влюблялись, назначали свидания где-нибудь на лесной тропинке, справляли свадьбы. Дети могли наблюдать картинки живой природы прямо с крыльца деревенской избы. Но возникали главные проблемы, когда подходила пора отправляться в школу.

Как правило, такие семьи уезжали на «большую землю».
Спускаемся под гору, дорога делает несколько поворотов, и нам открывается Чёртов мост. Ничем не приметное строение, таких мостов разбросано по дорогам вокруг нашего посёлка десятки, но вот таких звучных названий получили единицы.

Чёртов мост….Почему так назвали это деревянное строение? За сложность постройки? За крутой характер ручья-речушки? Осталось загадкой…Но многие это место знали, особенно те, кто занимался строительством дорог, заготовкой древесины.

С двух сторон подходит к дороге вековой лес. Здесь уже можно было встретить не только птиц, но и следы главного лесного хозяина – бурого медведя. Поговаривали, что медведи заходили к нам из соседних районов, но сама природа вокруг свидетельствовала о другом. У нас были и есть свои животные с умными и добрыми мордашками. Медведь никогда первым на человека не набрасывается. Если беда и происходит, то причиной бывает голод. За последние годы идёт дикое наступление на живую природу. Если в соседнем Китае за убийство медведя могут приговорить к расстрелу, то нашим браконьерам почти ничего не грозит.

Горит тайга, сотнями тонн вывозятся кедровые орехи…И тогда понимаешь, главная беда для нашей природы всё-таки исходит от человека…

…А вот и цель нашего похода. На каждом шагу под ногами встречаем осколки от снарядов, полные и стреляные гильзы, узкоколейка с ржавыми рельсами…Колёса от какой-то техники, металлические ящики от боеприпасов, куски колючей проволоки. И повсюду на сотни вёрст оплывшие окопы и траншеи, блиндажи, землянки, воронки от бомб…Был случай, когда в лесу, на месте болота, нашли наш самолёт. Полуобгоревший, переплетённый корнями, передней частью ушедший в землю. Машину, которая неплохо сохранилась, с трудом вытащили тракторами из полу-высохшей трясины...

Сразу после войны поля и местные деревни были очищены сапёрами, но в такие далёкие уголки мало кто заглядывал. При работе следовало проявлять осторожность, но случаи были, когда погибали люди…

…Курская дуга уходила в глубину России на сотни километров, и одним свои крылом поле танкового сражения коснулось нашего района. Поэтому к лету 43-го жители его были в основном эвакуированы. В таких походах по местам прошлой войны понимаешь, какой ценой нам досталась наша Победа!