Горный Алтай

Наталья Якубович
Собираясь в поездку на машине в Горный Алтай, я и не предполагала, что поездка окажется такой яркой и интересной, благодаря встречам с незнакомыми людьми.
Моё знакомство с Алтаем ушло корнями в далёкие 70-ые годы, когда ещё совсем молоденькой девчонкой начала осваивать профессию проводника. Наш поезд из Омска, следовал в Рубцовск по заснеженным полям и степям, обдуваемый морозными ветрами. От соприкосновения колёсных пар вагонов с рельсами, исходил протяжный, скрипучий звук. А трубы печей  вагонов поезда выпускали огромное количество дыма, от сжигаемого проводником угля, дабы пассажирам было тепло и уютно. Считая ночные часы, когда поезд проедет самые холодные места Новосибирской области – Карасук, Сузун, Камень-на-Оби - Алтайского края, мы все проводники поезда, с нетерпением ожидали въезда на территорию Алтая, на станцию  Среднесибирская, где наружная температура воздуха кардинально менялась в сторону потепления. Где кружил в воздухе, покрывая землю, снег. Где солнце светило ярче, и на душе становилось теплее и радостней.
Вот таким на всю мою жизнь запомнился Алтай, где, уже позднее, у меня появились друзья, крестница. Где приходилось часто бывать по работе, а так же с многочисленными конкурсами и КВНами между командами нашего Омского  и Барнаульского депо.
Неоднократно Барнаульские друзья мне предлагали съездить в Горный Алтай, на работе предлагали путёвки в санаторий Белокурихи. Но всё было недосуг. Меня влекли к себе Кавказские горы с Кисловодскими улицами и минеральными водами. Проводить отпуск в Сибири, так я считала тогда, малоинтересно. И каждый год стремилась провести отпуск на юге, или за границей.
И вот, когда моя жизнь превратилась в сплошной отдых, находясь на пенсии и занимаясь любимым делом (я стала концертным директором певицы Светланы Крутинской), жизнь преподнесла мне сюрприз. Моё знакомство с Горным Алтаем подарило мне незабываемое впечатление, как от живописного пейзажа гор, так и от встречи с людьми, проживающими там.
 В первых числах октября мне позвонила Светлана Крутинская. Зная, что я легка на подъём, не предлагая, а оповещая меня сказала: «Натуся, завтра утром выезжаем в Белокуриху».
 Зная характер Светланы, что она умеет принимать мгновенные решения, и так же легка на подъём (что нас очень сближает), я ничему не удивилась. И уже ранним утром, на машине Светланы мы отправились в путь.
Дорога до Барнаула через Новосибирск мне была очень знакома, так как неоднократно на своей машине я проделывала этот путь. Переночевав в Барнауле у моей подруги, ранним утром, взяв с собой попутчика до Белокурихи, мы выехали из этого гостеприимного города.
Ещё дома, изучая дороги Горного Алтая, я отметила для себя одну деталь. Чтобы проехать из Белокурихи до столицы Республики Алтай,  Горно-Алтайска, нам необходимо вернуться в Бийск и сменить направление под углом от первоначального маршрута.
Попутчик попался разговорчивый. По дороге рассказывал о достопримечательностях Горного Алтая. А когда оставалось немного километров до Белокурихи, показал на дорогу, что опоясывала подножие гор, и сказал, что это короткая дорога до Горного (так местные называют  город Горно-Алтайск). И хотя нас ожидают трудности, но дорога ещё и самая красивая. Указателям к свёртку нам послужил крест, который стоял на развилке путей. А на металлической доске название населённого пункта «Алтайское»
 И вот мы в Белокурихе. Живописные горы с сосновым бором, окружающие городок, поразил моё воображение. Улочки со своими домами мне напомнили курортные города Кавказских Минеральных Вод. Воздух, своей чистотой и свежестью ничем не отличался от воздуха южных гор. А санатории Белокурихи, своим великолепием и богатым убранством, просто сразили меня. Уровень санаториев был высочайшего класса, не уступающему мировому уровню, и даже превосходящему во многом в санаториях, так любимых мною, Северного Кавказа.
Решая наши  дела по организации концертов, мы со Светланой посетили концертные залы санаториев. Ухоженные залы со сценическими площадками, привлекли нас своей теплотой и убранством. Здесь хотелось выступать и радовать зрителя.
Как я пожалела в тот день, что была так непреклонна в своём территориальном выборе отдыха и лечения. Что не послушалась совета своих коллег, которые предпочитали отдыхать в Белокурихе. А уезжала на Кавказ. Но время вспять не повернуть. Нотки сожаления о прошлом сменились восторгом от увиденной красоты Алтайских гор. А впереди нас ждала Республика Алтай.
И вот, мы уже на пути к манящим к себе горам. Смеркалось. Шёл шестой час вечера. А Светланина машина мчала нас к неизвестному, загадочному. И это загадочное стало настоящим испытанием для моего бесстрашного водителя. Свернув на дорогу у креста, через некоторое время мы въехали в селение. Встречных машин не было. Указателя на дороге с названием населённых пунктов, тоже не было. Увидев у ларька посёлка парнишек, лет 12-14, Света притормозила, опустила стекло окна. Я спросила парней: «Ребята, как нам проехать в Горно-Алтайск?» Один из парней неопределённо махнул рукой куда-то в сторону, где за горой уже скрывалось солнце. Другой, видя моё недоумённое лицо, вскинув правую руку в направлении той же горы, сказал: « А вот так и ЕХАЙТЕ, ЗИГЗАГАМИ». Посмеявшись от души над ответом паренька, мы со Светой и не предполагали, что дорога действительно пролегала по горам зигзагами. А какие-то шутники из автоинспекции установили знаки ограничения скорости до 80 километров! По такой дороге на прямых участках невозможно разогнаться и до 50 километров, так как такие участки были слишком короткие, а петли дороги со своими поворотами, подъёмами и спусками, более крутыми.
На выезде из посёлка, не поворачивая головы в нашу сторону, шагая вперёд, голосовал парень. Наше сомнение, брать или не брать попутчика, было недолгим. Бесшабашно доверяя интуиции, мы остановились. О чём в последствии не пожалели ни разу. Парень, который в ночь отважился идти пешком из Белокурихи в Алтайское, а затем и в Горно-Алтайск, был родом из Донбасса. Денис, так звали молодого человека, беженец. Приехал в Новосибирск из Донецка, где его дом находился на линии огня. Где остались  его мама с братом. Рассказ Дениса о жизни в Новосибирском хостеле оставил горький след в нашей душе. Сам Денис, от роду 34 летний молодой человек, очень воспитанный, не пьющий, не курящий, не говорящий бранными словами, очень грамотный. Хорошо знающий историю России, Украины, всего бывшего СССР, оказался интересным в общении. Глубоко верующий, он, не приемля никаких войн, дабы не быть призванным в армию (стрелять и убивать для Дениса, было смертельным грехом), приехал в Новосибирск. Поиск работы не дал результата. Там, где ему предложили работать на стройке, руководил узбек по - национальности. Почти не  говорящий на  русском языке, но много обманывающий в заработной плате, беженцев. Денису посоветовали поискать работу на Алтае. В курточке, на рыбьем меху, с 200  рублями в кармане, Денис преодолел путь от Новосибирска, до Барнаула, от Барнаула, до Белокурихи. И теперь продвигался в Горно-Алтайск. Ночевал в монастырях и церквях. Сердобольные Алтайцы делились с Денисом едой. Поиск работы омрачался тем, что у Дениса не было Российского гражданства. И там, куда с удовольствием Дениса принял бы любой работодатель, где бы он мог получить страховку на лечение, социальный пакет, с положенными выплатами, условием приёма на работу служило именно это обстоятельство. ГРАЖДАНСТВО!
А пока мы продолжали путь, уже втроём, до такого близкого, и в то же время, далёкого, Горно-Алтайска. В темноте  через окна машины видны были  только стены гор справа, и резко петляющую  дорогу впереди, да безмолвное небо над головой, с многочисленными звёздами, которые, казалось, можно потрогать руками.
Изредка попадались встречные машины, ненадолго освещая нас прожекторами своих фар, и внезапно исчезающие за очередным поворотом горной дороги. Никаких дорожных указателей, как проехать до Горно-Алтайска, с обозначением километража, никаких признаков ближайшего селения впереди,  не было. Лишь многочисленные знаки ограничения скорости и знаки уклона горы.
Внезапно перед нами возникло великолепное строение, белоснежное, завершённое купольной композицией короны. Мощная подсветка здания и короны придавала загадочности, столь необычному строению. Неоновые буквы на здании извещали путников, что название этому великолепию «Корона Алтая». Невольно из моих уст вырвался возглас : «Света, нам надо сюда!» На что Светлана незамедлительно ответила: «Обязательно, завтра вернёмся!».
Улица, по которой следовала наша машина, была пустынна. С двух сторон дороги стояли бревенчатые двухэтажные дома. Окна были темны. В конце улицы к дому парковалась машина. Остановившись рядом, у хозяина машины спросили дорогу. Он ответил, что надо переехать мост и свернуть налево. Его слова подтвердила женщина, одиноко бредущая по дороге. А мы всё ехали и ехали вперёд, не увидев того самого моста, о котором нас предупредили. Доехав до развилки дороги, где стоял огромный указатель, с надписью «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ»  с поворотом направо, мы поехали чуть левее указателя. С двух сторон горной дороги выстроились сосны. И где-то вдалеке, проглядывались языки многочисленных костров, извещая нас о том, что в этом мире мы не одни, из человеческой цивилизации.
Дальше наш путь преградило здание  КПП со шлагбаумом. Немного поразмыслив, видимо о том, кто мы и зачем приехали в неизвестную глубинку, шлагбаум гостеприимно поднялся, призывно зазывая следовать дальше. Света остановила машину, подошла к небольшому строению КПП. Ответ охранника КПП немного ввёл нас всех в ступор. Охранник пояснил, что мы уклонились от маршрута. И опять упомянул про мост, от которого нам нужно было свернуть на дорогу, ведущую в Горно-Алтайск. Про мост-невидимку, ибо никаких отличий, указывающих на мост, мы не увидели. Но зато узнали, что возвращаться надо на расстояние в двадцать километров. Теперь за дорогой мы следили в три пары глаз. Высчитав по спидометру машины 20 километров, с трудом разглядели тот самый мост. Путь стал веселее. А через некоторое время увидели сотрудников ДПС. Света притормозила, через открытое окно спросила сотрудника, в правильном ли мы направлении едем? В ответ сотрудник ДПС кивнул головой и сказал следующую фразу: «Езжайте прямо, потом направо и ПАДАЙТЕ С ГОРЫ. Как УПАДЁТЕ, окажетесь в Горном». Свет посмотрела недоумённо на ДПСника, и тихо, заикающимся голосом, произнесла: «А если я не хочу падать?» ДПСник, отойдя на пару метров, вгляделся в номерные знаки нашей машины, где значился регион Омской области, приблизился к машине и повторил, ранее сказанное, облачив фразу в более понятное изречение: «Проедите прямо, повернёте направо, спуститесь с горы и окажетесь в Горно-Алтайске».
А впереди нас ожидала встреча со Светланиной подругой.
 Дениса высадили  у церкви. Света дала Денису немного денег. Обменялись с Денисом номерами телефонов, взяв с него обещание сообщить об устройстве на ночлег. И двинулись по освещённому, красивому городу, опоясанному горами, к новым знакомствам.
Руслана, подруга Светланы, коренная алтайка, с искренно доброй улыбкой и открытым сердцем, радушно ввела нас в дом, где нас с нетерпением поджидали две дочки Русланы - доверчивые, добрые девчушки, мама Русланы и другие родственники. Сытно накормив нас ужином, мне предложили прилечь на диван. А Светлана с Русланой пошли гулять по ночному городу.
А наутро я узнала, что вместо пешей прогулки, Светлане и Руслане пришлось устраивать Дениса на ночлег, которого по каким-то причинам не смогли приютить в церкви.
День наш начался с того, что мы, немного погуляв по городу, зашли в Национальный Драматический театр, который располагался в центральной части города и являлся гордостью горожан. И действительно, современное здание театра необыкновенно красиво, как снаружи, так и внутри. На первом этаже располагался фонтан, а на втором этаже, над фонтаном, в самом центре, был изображён квадрат, лучи которого сходились в одной точке. Где над головой завершая строение крыши, возвышалась стеклянная пирамида. Бросив монетки в фонтан, мы со Светой загадали желание, обязательно вернуться сюда с концертом, в этот необыкновенно красивый театр.

А впереди нас ждало не менее красивое и загадочное здание из ночного видения. То, что нам предстояло увидеть днём, поразило нас  не меньше, чем поздним вечером предыдущего дня.
Дорога, которую мы преодолели в темноте, открыла для нас столько незабываемой красоты! Горы, кое - где покрытые снегом, Катунь - река, преодолевающая свой путь сквозь валуны и пороги.
И вот тот ночной мост через Катунь. А сама река захватывает петлёй островок, на котором и возвышается белоснежное здание санатория «Корона Алтая».
На обратной дороге в Горно-Алтайск, мы со Светой захватили из аэропорта, где работает Руслана, Дениса. Руслана пыталась помочь Денису  в трудоустройстве. И хотя в аэропорту нужны рабочие руки, устроиться на работу, по причине всё того же гражданства, не получилось.
И вот, когда мы ехали из аэропорта, поворот, где мы накануне повернули в город, проскочили. На светофоре Света спросила водителя соседней машины, как можно проехать в город. На что тот незамедлительно ответил: «Езжайте прямо, а на БОЛЬШОМ светофоре повернёте». И опять с нами случился  лёгкий ступор. Что значит БОЛЬШОЙ светофор? Доехав до следующего светофора, долго вглядывались в него. Пытаясь  найти хоть одно отличие от предыдущих светофоров, мысленно сравнивая габариты, мы в очередной раз смеялись и плакали от смеха от того, как незамысловато разговаривают местные жители. ЕХАЙТЕ ЗИГЗАГАМИ, ПАДАЙТЕ С ГОРЫ, поверните на БОЛЬШОМ светофоре…, из уст алтайцев звучало трогательно, и необыкновенно тепло. Как речь местных жителей, так и они сами, в моём сердце оставались добрыми, доверчивыми, большими детьми, которых не тронула волна грубости и циничности, цивилизации и прогресса. И я очень пожалела о том, что не приехала сюда раньше. Горный Алтай навсегда поселился в наших со Светланой сердцах. И мы туда обязательно вернёмся!
А на пути домой у нас перегорела лампа левой фары. И как нарочно, по всей дороге, но уже не по той горной, а по федеральной трассе Алтайского края, стояли патрульные машины. Сотрудники  ДПС, проследив взглядом за нашей машиной, были уже готовы взметнуть жезл для нашей остановки. Но  вот, невидимая сила подняла фуражки на затылках ДПСников, а взгляд был переведён на машину, следующую за нами. И опять на нашу машину. Мы со Светой незамедлительно посмотрели в боковые зеркала нашей машины. За нами шла машина, тоже с перегоревшей  лампой левой фары. А следом выползала третья машина, у которой так же не горела левая фара ближнего света. Смеялись мы от всей души.  «Мы, банда одноглазых»,  - сказала тогда Света,  адресовавшая свои слова, оставшимся позади ДПСникам. А потом Света остановила фуру, с номерами Новосибирского региона. Договорилась, чтобы до Новосибирска водитель фуры довёз Дениса. Мы попрощались с Денисом. А душа до сих пор болит за него, за его неустроенность. Но мы верим, что такой парень не пропадёт в России! Если Россия смогла приютить у себя беженцев, значит, непременно всё обустроится и наладится у Дениса, и у его земляков.
Позади оставались красоты и гостеприимство Алтая. А впереди – новая встреча с ним.