Парк детства моего

Наталья Якубович
Кто не знает Парка культуры и отдыха Советского района Омска? Нет такого Омича, который бы хоть раз в жизни не побывал в городке Нефтяников и не посетил это место отдыха. А уж тому, кто живёт вблизи парка, сам бог велел бывать там так часто, как позволяет кипучая жизнь мегаполиса. Но мало кто знает историю создания парка. В разных источниках можно прочесть информацию о дате открытия, о первых насаждениях. Но нигде я не смогла найти рассказ о том, кто высаживал на пустыре, обдуваемом всеми ветрами, деревья, кто поливал их, ухаживал. Кто вкладывал свою душу и сердце. И если моему читателю интересно узнать, почему Советский парк мне дорог, почему он является частичкой меня самой, частью моей души, то рассказ мой для них.
Итак, я начинаю.
 Когда мне исполнилось 6 лет, мы с мамой въехали в новую квартиру на проспекте Мира. Год это был 1962 ой. Наш квартал из восьми домов примыкал к пустырю, с пологими и крутыми спусками к Иртышу. Чуть левее доживали свой век многочисленные бараки, вперемежку с частными домами и улочкой из жактовских домов. Жактовские дома – это дома малоэтажной застройки в несколько квартир. Дома без удобств (все удобства, так называемые, во дворе) Строительство таких домов велось с конца 19 века по всему СССР, включая и город Омск.
Летом, мы дети, дружной дворовой компанией сбегали по спуску к Иртышу, купались, разводили костры, пекли картошку. А зимой на санках слетали по накатанным спускам. Разгон был такой, что санки долетали чуть ли не до середины Иртыша. Посередине одного из спусков стояла разрушенная часовенка. Пробегая мимо часовни летом, или спускаясь на санках и лыжах зимой, после мы придумывали всякие истории, связанные с мистикой и разрушенной часовней. Наша школа 117 (ныне, известная всей России своими талантами, гимназия 117) была отстроена на возвышенности правого берега реки. Из окон школы хорошо просматривался левый берег Иртыша с заливными лугами, где паслись лошади. Надо сказать, что в те времена, пригреваясь под майским солнышком, которое своими лучами проникало к нам в класс, глядя за окно на лошадей, я восхищалась их грациозностью, статью, мощью. Как мне хотелось тогда слиться с лошадьми на этом лугу, оседлав одну из них, лететь навстречу ветру. С тех пор эти чудные животные прочно вошли в моё сердце. Непреодолимое желание ощущения простора и полёта влекло меня, после уроков, на пустырь перед спуском, где трава «перекати поле», от сильных порывистых ветров приходила в движение. Где можно было в одиночестве слушать шум ветра, подставив лицо ему навстречу и раскинув свои руки, словно крылья. И я летала, летала, закрыв глаза, ощущая себя птицей. И казалось, что ветер отрывает меня от земли, приподняв, несёт меня над землёй.
Неподалёку, практически на одной улице вдоль этого великолепного пространства, располагалась ещё одна школа 94. Центральной осью между школами стал крутой спуск к реке, с естественными трамплинными обрывами . Учителя по физкультуре наших школ приводили зимой нас на занятия по спуску на лыжах, к этим обрывам. Их было три, или четыре. А каждую весну и осень, мы, ученики этих двух школ, вместе со своими учителями, высаживали деревья, по какой-то неведомой нам планировке. Каждый день, после посадки, старшеклассники вёдрами носили воду из школы, для поливки тех самых деревьев. В посадке деревьев участвовали все, с первого по десятый класс. Часто в таких мероприятиях принимали участия и родители учеников.
Однажды, учась в третьем классе, я зашла к младшей подруге, живущей в соседнем доме. Однокомнатная квартира родителей подруги была завалена рулонами ватмана с чертежами, с рисунками каких-то проектов. В самой середине комнаты стояла чертёжная доска, на которой был прикреплён лист ватмана. Вверху значился заголовок «ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ ТАИСИИ ТАРАБАНОВОЙ». А ниже, в рамочке, название проекта «Советский парк». Подойдя ближе, я с подругами, заинтересовалась этим проектом. Дочь Таисии Тарабановой, Таня, рассказала и показала, как в скором будущем будет выглядеть центральный вход в парк. На месте крутых спусков, были изображены ступени, со смотровыми площадками. А по левую и правую руку этих ступеней цвели яблони, высаженные красивыми ровными рядами. И под каждой яблоней стояли скамейки. Я не верила своим глазам. Не представляла тогда, что после последнего звонка, в мае 1973 года, мы всем классом будем гулять под этими яблонями, фотографироваться, сидя на скамейках, вдыхать аромат яблоневых цветов на смотровых площадках.
Хочется упомянуть о ещё одном проекте Таисии Тарабановой, это трасса, уже тогда, к запланированному аэропорту «Фёдоровка». По замыслу Таисии, вдоль трассы тоже должны были цвести яблони. Но этому проекту не суждено было воплотиться. Застройка парка началась намного позже высаженных нами деревьев. Сначала были снесены бараки, которые в большинстве своём сгорели. Почему горели бараки, остаётся догадываться. Получение жильцами бараков благоустроенных квартир могло надолго затянуться. На месте старых бараков построили стадион, где мы, детьми, много времени проводили зимой на катке, лёд которого заливали уже в ноябре. На этом же стадионе проходили праздники «Проводы русской зимы». Году в 70-73, недалеко от стадиона,открыли танцевальную площадку. От танцевальной площадки, к центру, стали располагать аттракционы с каруселями и качелями. А по правую руку центрального входа расположили «Чёртово колесо». Чуть позже, недалеко от «Чёртового колеса» построиди сцену, где часто выступали знаменитые артисты и певцы из Москвы и Ленинграда.
Сейчас, парк тех давних лет, сильно преобразился и изменился. Вырубили яблони. На их месте построили многочисленные кафе и закусочные. Для занятия спортом создали площадки со спортивными сооружениями. Заасфальтировали дорожки для велосипедистов. И многое-многое другое.
Парк Советского района города Омска стал любимым не только жителями города, но и многочисленными гостями. Он стал всенародно любимым. А я, по-прежнему, продолжаю его считать своим и своей школы 117 до центрального входа, а вторую половину парка, школы 94. А так же парком Таисии Тарабановой, по чьему проекту выполнен центральный вход в парк, к сожалению, уже без цветущего в мае, яблоневого сада.