Цель, которую ты выбираешь

Геннадий Струначёв-Отрок
                Бытует в русском народе выражение: «Каждый человек рассуждает в меру своей распущенности». Возможно так, но я бы хотел его углубить: не "распущенности", а "своего жизнепознания". Потому что распущенных людей умные не слушают абсолютно -- их слушают им подобные.
                Прожив сравнительно продолжительный отрезок жизни, многие годы отработав на добывающем рыболовном флоте в разных должностях, побывав во многих странах, во многих экстремальных ситуациях, как в море, так и на берегу, я уже не смогу обливать грязью (а тем более бездоказательно) действия того или другого руководителя, даже за большие деньги. Чтобы это делать, надо проводить тщательный анализ обстоятельств, в которых находился тот или другой обливаемый "герой" в данный отрезок времени. Или хоть несколько дней  побывать в его шкуре. А так как в первом случае дело будет выглядеть довольно долгим и нудным, а во втором -- безнадёжным (потому что в одну и ту же шкуру, как и в реку, дважды не войдёшь), то и судить об этом с пристрастием и уверенностью в своей правоте могут только поверхностные люди.
                Поэтому, просматривая нынешние предвыборные газеты и наблюдая, как те или иные репортёры (а журналистами их не назовёшь) льют помои со страниц своих газет (благо, что они свои) на тех или других претендентов в губернаторы и градоначальники, становится (как журналисту и писателю) неловко за их писанину. И вдвойне неловко становится, если представишь, что эти "помои" оплачены другими кандидатами, к которым эта газета тяготеет. Ведь всем, опять же, известна и другая русская поговорка: «Не рой яму ближнему -- сам в неё угодишь». По этому поводу всегда думаешь: "Неужели нами будут править люди, которые способны публично унизить ближнего (а тем более знакомого только понаслышке)? Тогда ничего, кроме свар и интриг в таком обществе при подобном руководстве получиться не сможет".  Я никогда не буду юродствовать над недостатками и промахами в управлении городским хозяйством А. К. Дудникова или губернских делах В. А. Бирюкова, хотя знаю таких предостаточно. На некоторые факты, которые существуют, указать конечно можно, не более того. Тогда это будет выглядеть критикой, но не издевательством над личностью. Однако, помяните моё слово: когда эти люди уйдут со сцены, на их головы выльется не меньше грязи, как сейчас на их противников со стороны тех, кто их сегодня двигает и защищает такими неблагопристойными методами. На то будут субъективные причины их "защитников". (Если губернатором не станет преемник Бирюкова -- Синченко, назначенный по модели выборов президента). А ведь они тоже искренне хотели создать для своих избирателей и всего населения Камчатки достойную жизнь. И они не виноваты, что, живя в сегодняшнем смутном времени, их КПД общественной работы составляет, как у паровой машины (не смотря на всю её громоздкость), всего несколько процентов от общих усилий.
                Руководство регионом зависит не только от личных качеств руководителя, но и от многих объективных обстоятельств. Чтобы руководить честно -- надо быть независимым, а чтобы быть сегодня независимым -- нужны деньги. А если тебе дали деньги на выборную компанию, значит твоя независимость автоматически пропадает. Как говорил наш великий "добронамеренный" гений В. И. Ленин: "Жить в обществе и быть от него независимым нельзя".
                Такова моя преамбула к дальнейшему рассуждению, которое побудили меня опубликовать нападки некоторых камчатских СМИ на уважаемого мною человека -- Валерия Фёдоровича Дорогина.
                Наши русские люди, прожив 14 лет в "перестроечном" периоде и всё ниже падая в пропасть вместе со страной, как в замедленном кино, так и не научились находить истину в шелухе теле- , радио передач и газетных публикаций в отношении смысла жизни и продвижения России, как мировой мессии. А всё элементарно просто, и выглядит приблизительно так: кого с остервенением поносят "видные политологи" с экранов ТВ ОРТ и НТВ -- тот истинный патриот, болеющий за Россию и её будущее; кого безудержно хвалят и вытягивают (раскручивают) на какие-то посты, тот -- оплаченный из-за бугра индивид. И сегодня надо обладать большим мужеством, чтобы не имея достаточных средств (т. е. будучи действительно независимым) вступить в борьбу за губернаторское кресло в любой области или крае России.
                В данном случае В.  Ф. Дорогин, считаю, поступает довольно мужественно, баллотируясь  на пост губернатора Камчатской области.
                Должность, которую он сейчас занимает в Государственной Думе, приравнивается к министру РФ, и она позволяет ему сделать очень многое, как для России в целом, так и для Камчатки в частности. Мы, камчадалы, в этом уже убедились, когда попали в очередной раз в майский энергетический кризис и выходили из него с Дорогинской помощью, или, когда он один заблокировал "закон" Об отмене северянам северных надбавок, льгот и компенсаций. Но этот человек хочет доказать, что не все наши депутаты больны Москвой. И не все рвутся туда для того, чтобы получить там должность и квартиру. Прожив 30 лет на Камчатке и выросши на подводном флоте от лейтенанта до контр-адмирала, пройдя через должность командующего Войсками и Силами Северо-Востока России, он привык мыслить масштабами России. А должность командующего дала ему неоценимую практику руководства обширным хозяйством названной группировки (Магаданская область, Чукотский округ, Камчатка и Северные Курилы), которая сродни хозяйству губернаторского управления Камчатской области. Подобной практики нет ни у одного из претендентов на должность губернатора. И просто нелепым ёрничеством выглядят высказывания некоторых неизвестных репортёров по поводу «адмирала с баяном». Подобным положительным для любого человека аргументом могут оперировать только бесталанные люди, превращая это достоинство в порок. Да мы должны радоваться, что депутат Государственной Думы тяготеет к искусству и обладает музыкальным образованием. Значит наши дети не останутся без музыкальных школ, художественных кружков и спортивных секций, которых в нашей области становится всё меньше и меньше. А дети болтаются по улицам без дела или моют машины и продают газеты в то время, когда им надо учиться.
                Значит он истинный русский офицер. Если этим репортёрам не известно, то я напоминаю: в дореволюционные времена каждый морской офицер (да и сухопутный тоже) мог музицировать на рояле и это считалось признаком хорошего тона на русском флоте. В каждой кают-компании обязательным и неотъемлемым атрибутом  был этот громоздкий инструмент. И это только пролетарская культура выбросила их с нынешних кораблей, а всех тех, кто имеет музыкальный слух, художественный глаз, образное мышления и мастерские руки стала считать «гнилой интеллигенцией». По-видимому, хающие все эти человеческие достоинства репортёры являются наследниками и продолжателями Пролеткульта.
                Назовите мне хоть одного нашего руководителя областного масштаба (не управления культуры и образования, разумеется), который обладает личными способностями и тяготеньем к культуре и искусству. Я буду уважать его только за это.
                Родившись в Омске, Валерий Фёдорович Дорогин считает себя исконно русским, сибирским человеком, и не горит желанием связывать свою жизнь с суетной Москвой. Имеет свою Программу вывода Камчатской области из кризисной ситуации, составленную с помощью специалистов рыбацкой отрасли, лесопромышленников, сельхозпроизводителей, судоремонтников и прочих, более мелких представителей других отраслей. На посту губернатора Камчатской области видит перспективу улучшения нашей жизни в течение уже двух ближайших лет. И 20 -- 30 % успеха видит в том, что обновит застарелый и бездеятельный административный аппарат и привлечёт к работе более молодых, квалифицированных, а, главное, болеющих в первую очередь за Россию, а не за свои карманы.
                Возможно, его соперничества и боятся сегодняшние претенденты, что этот человек на всех своих должностях всегда мыслил глобально, в масштабе всей страны, а с её стороны -- в масштабе всего мира. Будь он недалёким офицером (как пытаются выставить его непонятные репортёры) сверхдержава СССР, которая гордо несла по всем морям и океанам свой "серпастый и молоткастый" флаг и которую уважали все, даже враждебные государства (а я на себе испытал это уважительное внимание), не доверила бы ему атомный подводный ракетоносец с несколькими десятками ракет оборудованных ядерными боеголовками, способными в считанные секунды уничтожить целый континент. А будь он не мужественным человеком, никогда бы не пошёл в подводники, где каждая секунда человеческой жизни подвержена экстремальным условиям. Пусть спросит об этом каждый себя: пошёл бы он в подводники? Лично я, по собственной воле, не пошёл бы, хоть и не считаю себя трусом. И не каждому капитану подводной лодки удаётся всплывать на перископную глубину между американским авианосцем и противолдочным его охранением, а потом, снова, также незамеченным, уйти на свою базу.
                Любой человек, хоть раз взошедший на капитанский мостик хозяином (и капитаны не дадут мне соврать), всю оставшуюся жизнь, во всех жизненных ситуациях, будет чувствовать себя капитаном и всегда будет знать: куда надо плыть. А в данном случае Дорогин просто смотрит на всех нас, копошащихся в мерзком жизненном водовороте, не ведающих, что творящих и мудро прощает нам наши заблуждения. Ведь тогда (а дело было в Индийском океане в те недавние могущественные русские времена) всплыв на перископную глубину в нескольких кабельтовых на курсе торпедной и ракетной атаки от авианосца "Китти Хок", он ждал только команды из центра : "Цель уничтожить!". И она была бы уничтожена. Но такой команды не последовало. И она не могла бы быть последованой, потому что в то время была всего лишь "холодная" война, а не "горячая", как сейчас, когда списываются и топятся только наши лодки. Такие вот были дела. И сегодня нашим самолётам разведки СУ-24  МР уже не надо было бы облетать или, как говорят лётчики, "проводить вскрытие" этого американского гиганта (вспомните облёт 9 ноября с. г.), пытаясь продемонстрировать былую мощь некогда могучей державы, правопреемницей которой стала Россия, авианосец  уже давно бы "вскрытию не подлежал".
                А капитан только ощутил чувство гордости за мощь русского оружия и сожаление за то, что мир и человеческие жизни, в принципе, хрупки, как венецианское стекло. Дай Бог ощутить каждому, что-либо подобное, тогда мы будем гораздо терпимее и трепетнее относиться друг к другу. Через перископ он сфотографировал взлёт самолётов с палубы авианосца и также скрытно ушёл из под его эскадренного окружения. О-о! Если бы его обнаружили в тот момент!... Как вспоминает то время Валерий Фёдорович: "Воздействие на нас со стороны противолодочной авиации и противолодочных кораблей превосходила бы наши возможности в три раза. А всплыть в таких случаях ты должен обязательно. Для того, чтобы убедиться, что это именно та цель, которую выбираешь".
                За этот автономный поход В. Ф. Дорогин получил в базе самую высокую оценку и был награждён орденом "За службу Родине в вооружённых силах СССР".
                В настоящее время, в связи с трагической гибелью атомного подводного крейсера "Курск", он возглавляет в Госдуме комиссию по расследованию причин аварии. И, как заключила эта компетентная комиссия, опираясь на последние данные обследования корпуса "Курска" водолазами, никаких других версий, кроме как столкновение с другой подлодкой, быть не может. Теперь известно всем, что тогда в том районе Баренцева моря баррожировала американская подлодка, которая следила за учебными маневрами нашего ракетоносца. А как обстояла ситуация, Дорогин мысленно воспроизводит её сообразуясь со своим многолетним опытом: "При глубине 100 метров, трёхбалльном волнении моря и высоте субмарин с хороший многоэтажный дом, эхосигналы гидролокатора отражаясь от дна дают большие помехи. После всплытия "Курска" на перископную глубину, контакт стал поддерживаться неустойчиво, иностранец, по-видимому, потерял наш объект и стал рыскать, ведя интенсивный поиск. Возможно в результате этого и произошло "касательное" столкновение. В первом отсеке "Курска" сдетонировал боезапас, эквивалентный пяти тоннам тратила. Лодка просто упала на грунт, потому что при таком взрыве внутри, повыбивало все водонепроницаемые переборки и разгерметизация произошла мгновенно. А иностранец, при скорости, даже двенадцать узлов ( 39 км/час ), за 2 минуты 15 секунд мог отойти километра на полтора-два и за несколько часов восстановить свою живучесть. Комиссия Госдумы запросила Конгресс США разрешить произвести внешний осмотр четырёх их подводных лодок. Они нам отказали".
                На Камчатке лодок, подобных "Курску" несколько. И не зря ЦРУ называет нашу Авачинскую губу "Осиным гнездом". Камчатка всегда была и останется  (пока не продали ещё всякие "демроссы" и некоторые,  подпевающие им губернаторы, Россию) грозным форпостом на её восточных окраинах. И мы все, здесь живущие, должны постоянно осознавать себя обитающими на переднем крае всей международной политики, военными людьми: и те, кто служит по призыву, и те, кто уволился в запас, и те, кто находится в отставке -- мы все являемся военнообязанными. И если прозвенит звонок "аларма", кому-то надо будет выводить всё мужское население на передовой рубеж, как это сделал генерал-губернатор Завойко в 1854 году,  и которым мы вот уже полтора века гордимся. А если уж нас господа демократы низвергли с высот сверхдержавы и поставили в хвост "развивающемуся капитализму"(хотя мы его, как будто прошли по нашей русской истории), то и самое время вспомнить наше историческое генерал-губернаторское правление территориями. Ведь тогда это давало ощутимые экономические плоды: взять хотя бы губернаторство Муравьёва-Амурского или первого управляющего Русской Америкой Баранова.
                Мне кажется, что Отечеству пребудет много пользы, если мы у себя на Камчатке возродим такой испытанный и хорошо зарекомендовавший себя метод правления.

                Ноябрь  2004 г.
                Петропавловск-Камчатский.