Пятая часть Москвы

Юрий Виленский Оптимизм
.
Предисловие
.
Московский Кремль. Сердце столицы. Он прекрасен с любого ракурса, но особенно красив, если любоваться им с Большого Каменного моста или с противоположной стороны Москва - реки, Софийской набережной.
Перед глазами разворачивается великолепная панорама.
Белоснежные соборы, дворцы, золотые купола в обрамлении зелени Боровицкого холма. Сказка.
По левую сторону от Кремля - восстановленный Храм Христа Спасителя, фасад которого, по замыслу его архитектора К. А. Тона, служил визуальным продолжением Кремля, его древних соборов - Архангельского, Успенского и Благовещенского.
Современная Москва - гигантский мегаполис, самый большой город России и один из крупнейших в мире.
Считается, что за годы, прошедшие после развала Советского Союза, российская столица фантастически похорошела. Скажите, кто помнит, а когда в нашем обозримом прошлом Москва была некрасива?
Этот город я начал ощущать примерно с середины шестидесятых годов прошлого века.
В то время, названное потом "оттепелью", Москва интенсивно застраивалась. Да, были и "Черемушки", районы однотипных "пяти", а, немного позднее, "девятиэтажек". Но тогда они решали и частично решили жилищную проблему.
Первое в стране скоростное шоссе, подобие немецкого "автобана" и американского "хайвэя" - Московская кольцевая автодорога - МКАД ( протяженность 109 километров, по три полосы движения в каждую сторону и ни одного светофора ), определила на долгие годы границы Москвы.
Помпезные Ленинский, Комсомольский, Кутузовский и другие проспекты стали лицом столицы огромной империи, закрытой от всего остального мира.
Москва с ее символами государственности - Кремль, Красная площадь, Мавзолей Ленина, с ее имперскими "сталинскими" домами, искренне воспринималась нами как самый красивый город планеты.
Как выглядела столица на киноэкране? "Я шагаю по Москве", "Зеленый огонек" - эти лирические фильмы несли на всю огромную страну прекрасный, романтичный образ города.
Какой красивой была Москва в семидесятые годы?
Конечно, архитектура значительно упростилась, стала более функциональной, но, и в этом виде она сохранила имперские символы. Самая большая в Европе гостиница "Россия", здание Совета Экономической Взаимопомощи, Калининский проспект - ныне Новый Арбат.
Проведение в 1980 году в Москве, пусть и в урезанном вида, ввиду международного бойкота СССР, Олимпиады добавило городу множество великолепных сооружений.
До сих пор в мире нет аналога тому размаху, с которым вся страна готовила свою столицу к Олимпиаде.
В каждый период времени Москва была прекрасна по - своему, как был изящен для своей эпохи первый телефонный аппарат, радиоприемник, паровоз, граммофон.
Сейчас Москва не просто похорошела. Город великолепен, но для своего времени и своего "потребителя".
.
Если же нам захочется охватить взглядом весь город или хотя бы часть его, то в Москве это тоже не проблема. Смотровые площадки, расположенные на Останкинской телебашне, в комплексе "Москва - сити" и на других высотных зданиях помогут это сделать.
Но есть в столице место, с которого, по моему мнению, открывается наиболее интересный вид.
Отсюда, с Воробьевых гор, просматривается примерно пятая часть Москвы. Немного.
Но в панораме этой пятой части оказались почти все наиболее известные столичные достопримечательности.
Разных стилей и эпох. От древнего Кремля до ультрасовременного комплекса "Москва - сити".
Присоединяйтесь!
В центре панорамы - "сердце столицы" - Московский Кремль. Левее - блестит золотой купол Храма Христа Спасителя. Можно также разглядеть Книгохранилище Российской Государственной библиотеки. Немного поближе к нам - Новодевичий монастырь.
В том же направлении - блеск стеклянных фасадов комплекса "Москва - Сити", шпиль гостиницы "Украина", "Белый дом", Новый Арбат.
Вдали, в дымке, устремленная в небо, игла Останкинской телебашни. Правее, но значительно ближе, беломраморное, с золотой короной, здание Российской Академии наук. Еще одна телебашня - "Шуховская", одна из первых такого рода. Находится возле старого телецентра на улице Шаболовка. Названа в честь конструктора этого сооружения инженера Шухова.
Теперь посмотрим прямо. На противоположном, левом берегу Москва - реки, там, где она полукругом огибает бывший окраинный район "Лужники", сегодня находятся сооружения, входящие в комплекс Центрального стадиона имени В. И. Ленина.
Прямо, в центре - Большая спортивная арена на сто двадцать тысяч мест - самый большой стадион страны и один из крупнейших в мире.
В 1980 году здесь проходили соревнования Московской Олимпиады. Несмотря на бойкот со стороны ряда стран, Игры состоялись, а церемонии Открытия и Закрытия до сих пор сохраняются в памяти не только участников, но и миллионов зрителей со всего мира.
На территории комплекса также находятся - Малая Спортивная арена, плавательный бассейн и Дворец спорта.
.
Теперь спустимся со смотровой площадки "Воробьевы горы", чтобы посмотреть эти и другие московские достопримечательности вблизи.
.
Раздел первый - Пешеходная часть
.
Начнем с исторического центра, а точнее, Храма Христа Спасителя - главного Кафедрального Собора Русской Православной церкви.
.
Храм Христа Спасителя
.
Одна из наиболее известных "новых" московских достопримечательностей, которой подходит выражение о том, что именно новое - это давно забытое старое.
"Забытое" так хорошо, что последующие поколения, в том числе и мое, понятия не имели об этом сооружении и о том, что с ним произошло. А нашим родителям просто приказали "забыть". Они и молчали, потому что привыкли выполнять приказы.
Ведь у многих еще оставались в памяти сталинские времена и все то, что с ними связано.
Для нас, выросших в ином мире, тоже далеко не идеальном, но все - таки в ином, место, где возведена эта "забытая" "новая" достопримечательность, олицетворялось с тогда самым большим в стране открытым плавательным бассейном. "Москва".
Храм Христа Спасителя был построен в память о победе России над Наполеоном в войне 1812 года и по замыслу своих создателей должен был перекликаться с Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами Московского Кремля, которые послужили его прототипами.
Средства для строительства собирались по всей стране, а само здание завершено в 1889 году. Это грандиозное сооружение, высотой 103 метра, должно было служить вторым кафедральным собором Русской Православной церкви, после Исаакиевского, в Санкт - Петербурге.
В начале тридцатых годов прошлого века Советская власть уже окончательно укрепилась на всей огромной территории бывшей Российской Империи.
Потенциальные и фиктивные враги частично были уничтожены, частично нейтрализованы. Но ненадолго, всего на несколько лет, до их полной физической ликвидации.
Завершилось отделение церкви от государства. Старые идолы были разгромлены. С невиданным доселе энтузиазмом разорялись храмы и монастыри, сжигались старинные иконы, взрывались построенные на века здания.
Конечно, большая часть этих погромов проходила по указаниям "сверху", но та ярость, с какой все это исполнялось, приводила в изумление, а потом и в ужас сам "верх".
Сталин и его окружение прекрасно понимали, что, если срочно не дать народу новых "идолов" вместо свергнутых, то может разразиться катастрофа, которая сметет и их самих. И страна получила новую религию - коммунизм.
Основной задачей становится превращение Советского Союза в Великую державу, а Москва, как столица новой Империи, должна была соответствовать этому статусу.
Создаются новые святые и святыни.
Здесь коммунисты не придумали ничего нового - за основу были приняты принципы построения общества в соответствии с христианскими религиозными канонами, с добавлением сюда некоторых символов, взятых из религий древнего Египта, Греции и Рима.
Первым советским канонизированным святым стал сам великий вождь - Ульянов - Ленин. Он захоронен по традициям Древнего Египта - мумифицирование и помещение в Мавзолей - уменьшенной копии пирамид.
Новая, коммунистическая религия требовала также и своих храмов, конечно отличающихся и от христианских и от всех других конфессий. Храмов, спроектированных на основе совершенно иной концепции.
Возведение самого большого в стране здания - "Дворца Советов" - коммунистического кафедрального собора, считалось наиболее приоритетной задачей, что впоследствии, было зафиксировано в Первом Генеральном плане реконструкции и развития Москвы 1935 года.
"Дворец Советов" предполагалось возвести там, где находился храм Христа Спасителя.
Место, выбранное для строительства этого, фантастических размеров, сооружения было идеальным - в самом центре, рядом с Кремлем.
Кроме того, здание прекрасно просматривалось с разных точек города.
В 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван, а на освободившейся территории развернулось строительство грандиозного "Дворца Советов".
К началу Второй Мировой войны, точнее перехода ее в 1941 году на территорию СССР, был готов лишь фундамент гигантского здания.
Работы приостановили, часть готовых металлоконструкций пошла на изготовление противотанковых "ежей" для обороны Москвы. А по окончании войны строительство этого никому не нужного "циклопа" прекратилось. Так в центре столицы образовался пустырь, превращенный позже в открытый плавательный бассейн "Москва".
Сейчас бассейна уже нет, а снова есть Храм Христа Спасителя, точнее, его усовершенствованная, согласно требованиям времени, копия.
Храм возводился круглосуточно, днем и ночью. Пик строительства пришелся на самое тяжелое для новой России время - почти полный развал экономики, "дикая" приватизация и дефолт. Однако работы не останавливалось ни на один день и в январе 2000 года состоялось освящение собора. Сегодня Храм гордо возвышается рядом с Кремлем, возвратившись на свое "законное" место.
.
Волхонка, Манежная, Моховая
.
Район Храма Христа Спасителя - по количеству достопримечательностей и интересных мест - один среди наиболее насыщенных в Москве.
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина - второй в стране после Эрмитажа по значению и объему хранения. Когда говорят - "Музей на Волхонке", нет смысла уточнять, что это такое.
Увы! Это далеко не Эрмитаж, и не Лувр, и не Прадо.
.
Волхонка, небольшая улица, которая соединяет Храм Христа Спасителя с Московским Кремлем.
В этом районе находится несколько музеев, так или иначе связанных с "Пушкинским" - Музей личных коллекций, Галерея искусств стран Европы и Америки XIX - XX веков и частные картинные галереи художников А. Шилова и И. Глазунова.
.
Улица Волхонка, вокруг которой сконцентрированы эти "художественные" достопримечательности, выходит на Боровицкую площадь и перед нами предстает Кремль во всей его красе.
Перед нами - Боровицкая башня, названная в честь холма, на котором собственно и стоит Кремль. Через ворота этой башни сюда прибывают почетные гости и руководство страны.
.
22 сентября 1969 года здесь, почти на самом въезде в Кремль, произошел террористический акт - покушение на Генерального секретаря Центрального комитета КПСС.
Л. И. Брежнев находился в машине вместе с космонавтом А. Николаевым. В этом же кортеже, но в другом автомобиле, ехала еще одна группа космонавтов.
Но ничего, пронесло. Это было первое в истории СССР, фактическое, не выдуманное, покушение на жизнь лидера государства.
Материалы следствия проходят под грифом "секретно". Говорят, что нападавший стрелял в первый автомобиль кортежа, а Брежнев находился где - то в середине, согласно действующим тогда нормам КГБ по охране VIP - персон.
Но, так или иначе, Леонид Ильич после этого происшествия, руководил страной еще много лет, давая повод сегодня ностальгировать о временах "Брежневского застоя ".
.
Напротив Боровицкой башни, на холме высится самое красивое здание Москвы - "Дом Пашкова". Он построен в 1784 - 1786 годах по заказу лейб - поручика Семеновского полка Пашкова архитектором Василием Баженовым. Однако до сих пор точное авторство не установлено.
Возникает вопрос - как мог простой офицер построить себе такой особняк в одном из [ уже тогда! ] самых престижных мест второй столицы.
Да, и в то время эти сомнения были вполне правомерны.
Оказывается, лейб - поручик Пашков был сыном денщика Петра Первого.
Дом стоит на Знаменском холме, под которым проходят несколько линий метрополитена. Много лет это сооружение находится в состоянии ремонта из - за проблем с грунтом, но не только. Здание принадлежит Российской Государственной библиотеке - организации не очень богатой. И, почти столько же времени "Пашков дом" находится в аварийном состоянии.
В Москве говорят, что где - то в подвалах этого здания спрятана знаменитая библиотека Ивана Грозного.
Может быть, но пока ничего не нашли.
Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита" описал этот дом, как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея.
"На закате солнца, высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло.
Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами.
Но им город был виден почти до самых краев. (...) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг".
.
"Дом Пашкова" расположен на Моховой улице, которая протянулась параллельно Кремлю.
Следующие кварталы занимают корпуса Российской Государственной библиотеки, а далее - комплекс исторических зданий Московского государственного университета.
Так называемый "Старый" корпус построен в 1786 - 1793 годах по оригинальному проекту М. Ф. Казакова, расширен и перестроен в 1817 - 1819 годах архитектором Д. Жилярди в рамках восстановления Москвы после "Наполеоновского пожара" 1812 года.
"Новый" корпус полностью был закончен позже, к 1837 году архитектором Е. Тюриным.
Многие представляют это учебное заведение по роскошной "Сталинской" высотке на Воробьевых горах.
Часть факультетов Московского университета переехала туда в 1953 году.
С тех пор те, чья студенческая жизнь прошла здесь, в центре, с гордостью подчеркивают, что они выпускники "С Моховой".
.
Квартал Воздвиженка - Моховая - Знаменка вплоть до Арбатской площади занимают здания Министерства обороны Российской Федерации, а в огромном беломраморном доме, выходящем главным фасадом на Арбат, размещается Генеральный Штаб.
.
По другую сторону Моховой протянулся боковой фасад Манежа - творение архитектора Бове и инженера Бетанкура. Построенное в 1817 году, это, чисто функциональное, сооружение предназначалось для военных парадов, тренировок, иначе - Дворец спорта для верховой езды.
Здание считается шедевром мировой архитектуры. Точнее - инженерной мысли девятнадцатого, да и нашего двадцать первого века.
Деревянные конструкции, в частности, перекрытия больших пролетов и слуховые окна впервые были использованы на этом сооружении.
После пожара, который несколько лет назад вспыхнул здесь, в Центральном выставочном зале, который сегодня размещается в бывшем Манеже, от здания остались только фасады. Один из них выходит на Манежную площадь.
.
Когда - то от Манежа до гостиницы "Москва" простиралось огромное асфальтированное поле, названное проспектом Маркса. Оно образовалось после сноса Охотного ряда, мясного и рыбного базаров прямо под стенами Кремля.
Лавки и склады этих "ароматных" заведений тянулись почти до Большого театра.
Часть, освободившейся после сноса, территории заняло огромное здание гостиницы "Москва".
Отсюда должна была начинаться главная улица столицы Империи - проспект Коммунизма, ось, соединявшая два символа - Дворец Советов и первый отель, построенный при новой власти.
Возвести успели только гостиницу, а вместо всех остальных проектов Москва получила огромное асфальтированное поле, где не было даже движения транспорта.
В шестидесятые годы площадь "украсил" небольшой камень, надпись на котором сообщала, что здесь в 1967 году будет сооружен памятник пятидесятилетнему юбилею Советской власти.
Прошли семидесятые, восьмидесятые, девяностые, а камень так и стоял посреди поля, и увидеть его, тем более прочитать надпись можно было только при помощи бинокля.
На окружающих площадь улицах кипела жизнь, а здесь, совсем рядом, было пусто.
Наступивший, вслед за "развитым социализмом", "капитализм Советского разлива", не смог обойти вниманием такое "поле деятельности". Здесь появился подземный торговый центр, а сама площадь превратилась в оригинальный променад с каналами, скульптурами сказочных персонажей и просто местами для отдыха.
.
Гостиница "Москва" была не просто местом временного проживания гостей столицы.
Памятник Советской архитектуры, возведенный в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от стен Кремля, "Москва" много лет считалась главной гостиницей страны.
Она задумывалась как величественный символ победы социалистического строя.
Здание первоначально проектировалось в стиле конструктивизма - официального стиля того времени.
Авторами проекта были молодые архитекторы Л. Савельев и О. Стапран.
Строительство гостиницы "Москва" началось в 1930 году и ознаменовалось стартом генеральной реконструкции исторического центра Москвы, которая продолжалась до семидесятых годов прошлого века.
Строительные работы уже велись, когда архитектурная политика Советского государства совершила резкий поворот - на смену аскетическому конструктивизму пришел величественный неоклассицизм, в советском варианте - так называемый "Сталинский Ампир".
Для переделки проекта был привлечен крупный советский архитектор, академик А. Щусев, прославившийся в частности созданием Мавзолея Ленина.
Будучи знатоком и конструктивизма, и классического стиля, Щусев удачно переработал декор будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками, живописью Герасимова и Серова.
Здание стало более величественным, фасад со стороны Манежной площади украсили портик и две внушительные башни - правда, асимметричные, что послужило источником для слухов и легенд.
По слухам, проект гостиницы "Москва" был подан на утверждение лично Сталину. На рисунке фасад здания был разделен вертикальной чертой, и Сталин должен был выбрать, какая часть ему нравится больше - левая или правая.
Вождь, однако, написал одобрительную резолюцию ровно посередине рисунка, а уточнять, что он имел в виду, никто не решился. Так у гостиницы "Москва" появились знаменитые асимметричные башни.
На самом деле все было намного проще.
Привлечение к проектированию архитектора Щусева практически сводило на нет работу Л. Савельева и О. Стапрана. Прежде всего в плане организационном.
Академик А. В. Щусев в то время был одним из ведущих архитекторов. Свое звание он получил еще до революции, которую встретил в разгар строительства здания Казанского вокзала в Москва.
Несмотря на, открыто декларированное, неприятие новой власти, коммунисты относились к нему очень благосклонно.
Настолько, что поручили строительство своей главной "святыни".
По проекту А. В. Щусева на Красной площади было построено три мавзолея - два временных, деревянных и постоянный. Тот, который мы видим сегодня.
Между академиком А. В. Щусевым и молодыми архитекторами сразу возникли напряженные отношения.
Поэтому проектирование разных частей здания производилось двумя раздельными группами.
Так на главном фасаде появились две ассиметричные башни = левая Л. Савельева и О. Стапрана, правая - А. В. Щусева.
Гостиница "Москва" приняла первых посетителей в 1935 году.
Много лет оставаясь самой крупной гостиницей СССР, "Москва" пользовалась репутацией престижного отеля международного класса. Восхищение приезжих иностранцев вызывали не только комфортабельность и уют гостиницы, но и отделка номеров, в которой использовались ценные породы дерева, лепнина, мрамор и бронза, произведения живописи и скульптуры. Для мягкой мебели специально создали новую ткань - "полушелк".
В номерах и ресторанах гостиницы снималось кино, в стенах "Москвы" разворачивалось действие многих литературных произведений. Среди знаменитых постояльцев отеля - Валерий Чкалов, Алексей Стаханов, Илья Эренбург, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Аркадий Райкин, Юрий Гагарин, Фредерик Жолио-Кюри, Пабло Неруда.
20 июля 2003 года гостиница "Москва" была закрыта на реконструкцию, а с 15 сентября того же года начался демонтаж здания.
В ноябре 2003 года, когда торжественно отмечалось 130-летие со дня рождения А. Щусева, снос гостиницы "Москва" уже шел полным ходом, и к августу 2004 года гостиница была практически снесена.
Здание ликвидировали, оставив в самом центре Москвы голое поле с кучами мусора.
Что - то не получалось с инвесторами.
Так пустырь и простоял несколько лет.
Чтобы прикрыть этот срам, городские власти стали уже поговаривать о продолжении променада от Манежной площади до Большого театра, тем самым используя место снесенного отеля для парка.
Но тут нашелся богатый инвестор и начался процесс "воссоздания гостиницы по первоначальному замыслу архитекторов".
Что же получилось? Отель или "элитное жилье" с видом на Кремль? И то, и другое.
Многофункциональный комплекс "Москва" - так он теперь называется - располагает апартаментами класса "Супер - премиум", чьими владельцами могут стать активные потребители товаров класса "люкс", а также обладает редкими для центра Москвы, и крайне востребованными наземными и подземными парковками для гостей, арендаторов, владельцев апартаментов.
Торговая Галерея находится в исторической зоне Кремля, в непосредственной близости к другим отелям высокого уровня, офисам, государственным учреждениям, объектам культуры и досуга.
В этой связи целевая группа потребителей товаров и услуг относится к высокодоходной категории.
Торговая галерея "Москва" - место "шопинга" также для тех, кто остановился в пяти, расположенных в шаговой доступности отелях - "Метрополь", "Ritz-Carlton", "Националь", "Арарат парк Хайатт", "Four Seasons".
Среди постояльцев этих отелей - ведущие политики и бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, известные спортсмены.
Только давайте на этот раз не будем говорить про цены.
.
Манежная улица,которая начинается от Боровицкой башни, проходит параллельно Моховой по другую сторону Центрального выставочного зала. Здесь, примерно в средней части западной стены Московского Кремля, находится Троицкая башня, вторая по высоте, после Спасской.
Манежная улица тянется вдоль русла реки Неглинка, которая впадает в Москва - реку в районе Боровицкой площади.
Когда - то судоходная, сегодня она по всей своей длине течет под землей, в тоннеле, построенном еще в девятнадцатом веке.
Начинается река из болот близ Марьиной рощи и течет с севера на юг.
Быстрый рост населения Москвы привел к тому, что уже к концу восемнадцатого века Неглинка была настолько загрязнена стекавшими с улиц нечистотами, что вода ее считалась опасной для здоровья.
По плану Екатерины Второй, в 1775 году должны были заключить реку Неглинку в открытый канал, по берегам устроить бульвары для гулянья, а по восточному берегу реки проложить из Мытищ до Кузнецкого моста водопровод с фонтанами. Проект был выполнен почти в полном объеме.
После пожара 1812 года "Комиссия для строения города Москвы" постановила - "Открытый канал с бассейнами по недостаточному в нем течению воды от накопившейся нечистоты, производящей неприятность в воздухе, перекрыв арками, засыпать". Что и было осуществлено в 1817 - 1819 годах.
Во второй половине девятнадцатого века коллектор Неглинки уже не справлялся с потоком.
Ситуация усугублялась тем, что владельцы стоявших рядом домов устраивали самовольные врезки, через которые сбрасывали в реку нечистоты.
Троицкая башня Московского Кремля связана с "Кутафьей". Эта ажурная башенка, в те времена, когда Москва - река и Неглинка были частью оборонительных сооружений Кремля, служила воротами для входа на мост через, ныне подземную, реку.
Между Манежной улицей и западной стеной Кремля расположен Александровский сад.
Он создан по распоряжению Императора Александра Первого и призван был служить памятью об Отечественной войне 1812 года. А также дать москвичам возможность вновь ощутить радость мирной жизни.
Сегодня Александровский сад хранит символ еще одной победы русского оружия - у Кремлевской стены расположен мемориал, построенный в 1967 году и посвященный Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
Здесь горит Вечный огонь и на главном посту страны у Могилы Неизвестного Солдата несут караульную службу военнослужащие Президентского полка.
Почетный караул из двух часовых первоначально был учрежден у Мавзолея В. И. Ленина в 1924 году, но в 1993 году его упразднили, а в 1996 году Пост Номер Один был восстановлен в этом, священном для народа, месте.
Прекрасная решетка Александровского сада, которая содержит символы победы русского оружия, выходит на Манежную площадь, на то самое асфальтированное поле, которое получилось после сноса Охотного ряда.
Слева - главная улица столицы - Тверская.
Она начинается весьма символически - двумя отелями высшего класса Националь тот, в котором в 1918 году поселилось первое Коммунистическое правительство страны после переезда из Петрограда в Москву.
Второй Ритц Карлтон построенный на месте недавно снесенной тридцати этажной башни гостиницы Интурист
Улица Моховая продолжается дальше но уже под другим именем - Охотный ряд и до Лубянской площади опять меняет название - Театральный проезд.
При выходе из Александровского сада, с правой стороны, высится сказочное здание Государственного Исторического музея.
Перед ним, установленный в 1995 году, памятник Маршалу Победы Г. К. Жукову работы скульптора В. М. Клыкова.
Манежная площадь сегодня - это не то пустое асфальтированное поле с камнем посередине.
Сейчас здесь своего рода туристический центр Москвы - многочисленные экскурсионные группы, продажа сувениров и путеводителей, частные гиды, туристические автобусы.
Манежная площадь - это "фойе" перед входом туда, где "начинается Земля, как известно - от Кремля".
Точнее, от вмонтированного в мостовую памятного знака "Нулевой километр автодорог Российской Федерации", что напротив Воскресенских { Иверских } ворот. Знак был установлен здесь в 1996 году.
Существует традиция - стать в центре круга и бросить монетку через плечо. Смысл понятен.
Вернуться в Москву еще раз, а может быть и не один.
.
Многовековой спектакль Красной площади
.
Ознакомившись с тем, что находится в "фойе" мы переходим в "театральный зал" и сразу попадаем в сказку Красной площади.
Проходов два. Первый - около Кремлевской стены.
Второй - между Государственным Историческим музеем и зданием, в котором до 1917 года размещалась Московская Городская Дума, а после 1924 года - Музей В. И. Ленина.
Помните - "В воскресный день, с сестрой моей мы вышли со двора. "Я поведу тебя в музей", - сказала мне сестра".
После смены политических приоритетов на какое - то время Дума снова вернулась в это здание. Сегодня здесь - филиал Исторического музея.
Второй проход встречает нас Воскресенскими воротами, В народе их еще называют Иверскими - часовня Иверской иконы Божией Матери расположена за дверью между двумя арками.
Разобранные в тридцатые годы прошлого века, сегодня ворота восстановлены по оригинальным чертежам.
.
Часто гости столицы, посетив Красную площадь, задают такой вопрос.
Москва - город довольно прагматичный, столица Великой Державы, город Имперской архитектуры. Откуда же здесь, в самом центре огромного мегаполиса, появилась и сохранилась такая сказка?
Несмотря на общее впечатление единой гармонии, окружающие площадь здания, построены в разных архитектурных стилях и в разное время.
"Площадь перед Кремлем есть главный рынок города. В продолжении целого дня тут кишит народ. Вся эта площадь полна лавками, а равно и все примыкающие к ней улицы и свой квартал, так, что купцы, торгующие шелком,не мешаются с продавцами сукна и полотна" - так писал путешественник Адам Олеарий в 1630 году.
Торговля на Красной площади велась уже с пятнадцатого века Система базаров начиналась на нынешней Манежной площади продолжаясь в сторону Лубянки, а также выходила на Красную площадь, спускаясь к Москва реке.
В начале девятнадцатого века, во время восстановления Москвы после пожара 1812 года, городские власти наконец обратили внимание на состояние центральной площади
Лавки довольно неопрятного вида захватили почти все пространство и даже проезжую часть.
Поэтому на первом этапе предполагалось построить на площади или около нее специальное здание с целью переноса туда всех торговых помещений.
.
Вдоль Красной площади на всю ее длину, в 1883 году по проекту архитектора А Померанцева и инженера В.Шухова строится огромное, даже по современным меркам, торговое сооружение.
Здание Верхних торговых рядов представляет собой Пассаж, состоящий из трех линий с магазинами с каждой стороны. Каждая такая "улица" перекрыта специальной арочной конструкцией.
Трудно себе представить, что этот "Торгово - развлекательный центр" построен в позапрошлом веке.
Но прошло совсем немного времени и снова обнаружилась та же проблема - нехватка торговых площадей. В продолжении Верхних, строятся Нижние торговые ряды с таким же фасадом, как у "старшего брата" - в старорусском стиле.
На параллельных улицах Китай - города, района, находящегося позади Верхних Торговых рядов, возводятся новые торговые центры типа "Гостиного двора".
После Октябрьского переворота 1917 года все это торговое богатство национализируется, а магазины закрываются.
Только непонятно, куда пропал весь товар.
Помещения бывших магазинов заняли различные конторы, которых при Советской власти развелось множество. То же было и в "Гостином дворе", и в других местах. Торгово - финансовый Китай - город превратился в сборище никому не нужных фирм типа "Рога и копыта" из романа И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок".
В 1954 году здание Верхних Торговых рядов освобождают от контор и, после ремонта, на Красной площади открывается самый большой в стране Государственный универсальный магазин - ГУМ.
Советские люди приезжали в Москву за покупками. Из - за постоянного дефицита - невозможности купить иногда даже самые элементарные вещи.
Москва была тем островком, где, отстояв огромные очереди, можно было хоть как - то, что - то, где - то приобрести.
В центре города сложился "туристическо - торговый треугольник" - ГУМ, ЦУМ, "Детский мир".
Вот между этими тремя вершинами и тусовалась масса приезжих со всех концов огромной страны.
ГУМ - Государственный универсальный магазин сегодня выполняет точно ту же функцию, для которой и был возведен.
Сейчас здесь множество небольших магазинов известнейших фирм, естественно далеко не дешевых.
Кафе на мостиках, эскалаторы, лифты - полный набор обычного западного мола.
На Красной площади, ближе к реке, высится внешне точно такое же сооружение, но немного поменьше - Нижние торговые ряды.
В советское время здесь располагались различные учреждения, в основном Министерства Обороны. Поэтому потребовалось намного больше времени, чтобы их выселить.
Сейчас полным ходом идет реконструкция этого сооружения.
Сзади Нижних торговых рядов находится, прямоугольный в плане, "Московский Гостиный двор".
В прошлом, здание, несмотря на близость к Кремлю, имело ужасный вид.
И это с фасада. А огромный внутренний двор представлял собой некое подобие мусорной свалки.
Сегодня, после реконструкции, "Гостиный двор" изменился неузнаваемо.
Все внутренние пространство перекрыто стеклянным куполом и используется для проведения разного рода выставок и презентаций.
Здание надстроено и так мастерски реконструировано, что со стороны наружного фасада этих изменений почти не видно.
Здесь также много эксклюзивных магазинов и даже магазинов - музеев.
.
Противоположная сторона Красной площади. На ней находится главная часть того, что мир ассоциирует со словами "Москва" И "Россия". Кремлевская стена здесь не граница между двумя отдельными частями а, наоборот, поддерживает утверждение, что Московский Кремль и Красная площадь - одно целое.
Спасская башня со знаменитыми часами, которые своим боем будят всю страну. По ним сверяют время во всех концах огромной державы.
Ворота этой башни предназначались для торжественных шествий, через них въезжали в Кремль цари и почетные гости.
Символ Советской власти - Мавзолей В. И. Ленина. Тоже часть истории страны. Отношение к этому творению Академика А. В. Щусева неоднозначное, но и сегодня в Мавзолей тянется очередь любопытных туристов.
"Пост номер один". Так во времена Советского Союза называли караул около самого святого места страны - Мавзолея Ленина на Красной площади.
Сегодня эту, созданную архитектором А. Щусевым, усыпальницу лишили ее круглосуточного "шоу" - смену караула.
"Шоу", которое должен был увидеть каждый гражданин СССР, приезжающий в столицу. Нет, никто никого не заставлял.
Люди добровольно выстаивали огромную очередь, а, вернувшись домой. еще долго вспоминали об этом событии.
.
Возвращаемся к сказке.
"Покровский собор, что на рву" построен в южной части Красной площади в 1552 году в честь взятия русскими войсками Казани. Этой победой и присоединением Казанского Ханства завершилось объединение русских земель.
"На рву" означает, что в шестнадцатом веке здесь находился ров, заполненный водой. Он, как и Москва - река, и Неглинка был частью оборонительных сооружений Кремля.
"Народное название" собора - Храм Василия Блаженного.
.
За собором начинается Васильевский спуск, выходящий на набережную Москва - реки.
С левой стороны, в продолжение здания Нижних Торговых рядов, тянется... забор.
Трудно себе представить, что в самом сердце страны, напротив Кремля появится такая "достопримечательность" - самый настоящий пустырь, окруженный высоким забором, используемым для размещения рекламы. Все, что осталось от крупнейшей в Европе гостиницы "Россия".
Так продолжается уже много времени.
Подрастает новое поколение, для которого это поле станет объективной реальностью, существующей вечно.
Также как для нас бассейн "Москва" на месте Храма Христа Спасителя.
Гостиница "Россия" - один из самых известных отелей мира. Почти сразу после окончания строительства она была включена в книгу рекордов Гиннеса, как самый масштабный отель в Европе.
Строительство гостиницы "Россия" началось в 1964 году в историческом центре Москвы, в Зарядье, на улице Варварка, одной из старейших и красивейших улиц столицы.
В начале шестидесятых годов прошлого века на страницах советской прессы развернулась бурная полемика о судьбе этого района.
Несмотря на многочисленные выступления видных архитекторов и художников, москвичей, прессы, единодушно возражающих против строительства рядом с Кремлем, гостиница была построена в таком виде, в котором предложил Н. С. Хрущев.
Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза был инициатором возведения здания Кремлевского Дворца Съездов, который был построен в 1961 году прямо на территории Московского Кремля.
Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 - 80-х годах его стены принимали делегатов XXII - XXVII съездов КПСС.
Зрительный зал дворца рассчитывался на 4000 мест. В то же время Председатель Мао построил в Пекине подобное здание на 6000 мест.
Такого неравенства Никита Сергеевич стерпеть не смог и дал указание об изменении проекта.
Для делегатов съездов и различных конференций Н. С. Хрущев предложил построить отель. Здесь же, на Красной площади. Чтоб было близко до работы.
Так родилась идея о возведении огромной гостиницы на Варварке, в Зарядье.
Улица Варварка, основная магистраль района, пестрит золотыми куполами старинных соборов и церквей
Среди всего этого великолепия возвышалась гостиница "Россия", которая в течении многих лет была самой грандиозной в Москве.
Теперь она разрушена. Вместе с лучшим в Москве концертным залом, вместе с двухзальным кинотеатром с самым современным оборудованием.
Нет инвесторов, нет инвестиций.
Больше тридцати лет на месте уничтоженного Храма Христа Спасителя был пустырь.
Не один год пустует площадка снесенной гостиницы "Россия".
В конце концов время все расставит на свои места.
Может быть его уже нет, этого пустыря?
Скорее всего.
Надеюсь, что великолепная московская архитектурная школа подарит нам сооружение, достойное Великого Города.
.
.
Раздел второй - Авточасть
.
Кремлевская набережная, Ленивка, Большая Якиманка
.
Васильевский спуск представляет собой площадь, продолжение Красной. Своего рода "кулисы" театра.
Здесь хранится все, что нужно для "спектакля".
Практически весь туристический транспорт, обслуживающий гостей столицы, паркуется на этой площади. Когда - то это были, в основном, неповоротливые венгерские "Икарусы" со стандартной надписью "Интурист".
Сегодня кого и чего там только нет! Кажется, что весь мир пришел "в гости к нам".
С этой площади мы продолжим любоваться столичными красотами.
Но, учитывая размеры города, даже, выбранный ограниченный "сегмент" в одну - пятую площади Москвы, сам по себе огромен и нам потребуется транспорт.
Поехали!
Продолжаем движение по Васильевскому спуску и, повернув направо, на Кремлевскую набережную, проезжаем вдоль Южной стены Кремля.
Она самая низкая. Это и понятно, ведь стена тянется вдоль Москва - реки, которая сама по себе тоже великолепное оборонительное сооружение.
Между стеной и рекой проходит Кремлевская набережная.
С нее видны все основные сооружения Московского Кремля - колокольня Ивана Великого, современная высота - 81 метр, построена в 1600 году, Архангельский собор, пятиглавый Успенский собор, Благовещенский собор.
Большой Кремлевский дворец - Московская резиденция Императора - находится на том же месте, где располагались царские дворцы еще с допетровских времен.
Последний, тот, который мы видим сегодня, построен в середине девятнадцатого века по проекту архитектора К. Тона.
Для того, чтобы подняться на мост, поворачиваем на улицу Ленивка.
Интересное название? Оказывается, что оно произошло не от не трудолюбивых людей, проживавших здесь. В конце XVII века рядом с этим местом находился рынок (или торг - торжок).
Торжок был ленивым, то есть торговали прямо с телег. Места для такого торжка нужно было много, чтобы было где поставить телеги.
Так и стала эта короткая улица сначала Ленивым Торжком, затем Ленивым Вражком, а после и просто Ленивкой.
В XVII веке к этой улочке вышел Всехсвятский мост через Москву-реку . Первый в Москве каменный мост.
Улица приобрела большое транспортное значение для города. Из центра Москвы в Замоскворечье проехать можно было только через Ленивку.
При строительстве Большого Каменного моста, уже старый Всехсвятский мост был разобран.
В 1938 году завершилось возведение нового моста и улица Ленивка потеряла былую транспортную значимость.
.
Въезжаем на Большой Каменный мост, откуда открывается самый лучший вид на Кремль.
Многократно растиражированная, эта панорама, тем или иным образом, знакома каждому жителю России.
С этого моста можно видеть, в очень красивом ракурсе, практически весь Кремль со всеми его сооружениями.
На другой стороне Москва - реки находится, ныне известная своими оппозиционными митингами, Болотная площадь. Справа - комплекс жилых зданий Дома Правительства, более известного, как знаменитый "Дом на набережной".
.
Вдоль реки, справа, находится рукотворный остров с памятником Петру Первому скульптора Зураба Церетели. Он расположен рядом со стрелкой там, где Москва - река разбивается на два русла.
Продолжая движение, мы пересекаем малое русло - Обводный канал по Малому Каменному мосту и перед нами улица Большая Якиманка - начало юго - западной магистрали, выходящей на Киевское шоссе.
Здесь, среди типично московского балагана относительно новой и совсем новой застройки, сохранилось несколько исторических зданий, которые сегодня выглядят настоящими "жемчужинами".
Все они выполнены в традиционном русском стиле шестнадцатого века, вошедшем с моду в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков и называемого "псевдорусским".
Характерный представитель этого стиля - удивительной красоты здание - палаты купца Игумнова.
Здесь же, в районе Большой Якиманки, сохранилось несколько церковных сооружений.
На соседней Большой Полянке, просматривается колокольня храма Георгия Неокесарийского.
Церковь Иоакима Иоанна, одно из лучших, оригинальных храмовых сооружений этого района, была разобрана в семидесятые годы прошлого века, как несоответствующая улице, принимающей высоких гостей Коммунистической империи.
Трасса - правительственный аэродром "Внуково - 2" - Кремль проходит по этой улице.
Справа, немного в глубине высится красно кирпичный "Президент - отель", бывшая гостиница Центрального Комитета КПСС.
.
Ленинский проспект, Косыгина, Воробьевы горы
.
Улица Большая Якиманка переходит в Калужскую площадь, известную в прошлом как Октябрьскую.
Здесь начинается одна из основных радиальных магистралей Москвы - Ленинский проспект.
Первая его часть до площади Гагарина держит нас еще в старой Москве.
Это бывшая Большая Калужская улица. В самом начале - Институт стали и сплавов и Горная Академия.
С правой стороны протянулся Нескучный сад. Сегодня он входит в комплекс Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, а до середины двадцатых годов прошлого века представлял собой независимую пригородную парковую зону.
Здесь можно обнаружить множество мостиков, беседок, уютных аллей, что совершенно не соответствует парадной части Парка.
В 1926 году на пустыре между Нескучным садом и Крымским валом была открыта Первая промышленно - сельскохозяйственная выставка, для чего полностью благоустроили территорию. Впоследствии, вместе с Нескучным садом, она и стала основой для Центрального парка.
Слева - главный корпус Первой Градской больницы, построенный по проекту все того же архитектора К. Бове.
Далее протянулись здания бывшей Голицинской больницы для бедных. Ныне она принадлежит Московской Патриархии.
В просвете деревьев Нескучного сада промелькнул корпус Александровского дворца, построенный в восемнадцатом веке по заказу уральского заводчика Демидова.
Долгие годы в здании располагался Президиум Академии Наук СССР.
Первая часть Ленинского проспекта, до площади Калужской Заставы, начала интенсивно застраиваться в тридцатые годы прошлого века. За право разместить здесь свои проекты боролись многие известные архитекторы того времени.
Вот, например, с левой стороны - здание, построенное по проекту Академика Жолтовского, а рядом - проект Академика Щусева, того самого, автора трех Мавзолеев В. И. Ленина.
В пятидесятые годы прошлого века, в эпоху расцвета стиля "Сталинский ампир", в основном завершается застройка этой части проспекта.
Площадь Калужской Заставы украшается двумя полукруглыми зданиями, которые символизируют парадный въезд в столицу для высоких гостей.
Площадь находится на пересечении Ленинского проспекта, Московской внутренней кольцевой железной дороги, построенной в начале двадцатого века и третьего транспортного кольца
Здесь в апреле 1961 года торжественно встречали кортеж первого космонавта СССР.
С тех пор площадь носит имя Юрия Гагарина.
В центре высится памятник первому космонавту. Скульптура Юрия Гагарина в позе Икара установлена на высокой стеле, у подножия которой находится макет космического корабля "Восток" в масштабе один к одному.
Южная сторона площади Гагарина - ворота в Новую Москву времен "Хрущевской оттепели".
Отсюда начинается знаменитый "Юго - запад", один из первых престижных районов массовой жилой застройки.
Обратите внимание на слово "престижный".
С середины пятидесятых годов прошлого века, наряду с жилыми зданиями, пока еще во многом сохранившими черты "Сталинского ампира", здесь возводится комплекс институтов Академии Наук СССР, универмаг "Москва", несколько гостиниц, а также архитектурная доминанта этого района, да и всей столицы - высотное здание Московского государственного Университета имени М. В. Ломоносова.
Влево, от площади Гагарина уходит Проспект Шестидесятилетия Октября, в продолжении - Профсоюзная улица. В этом направлении находятся районы действительно массовой жилой застройки. В том числе знаменитые московские "Черемушки".
В конце пятидесятых годов прошлого века на месте пригородных деревень развернулось строительство панельных жилых зданий по типовым проектам.
С окончанием прокладки в 1961 году Московской кольцевой автомобильной дороги, были уточнены границы города.
Все, что оказалось внутри кольца,стало Москвой. Со своими столичными льготами и "продуктовой независимостью" и главное, московской пропиской.
Пригородные деревни, оказавшиеся внутри кольцевой дороги, были снесены, а их территории стали застраиваться типовыми пятиэтажками, а позднее - девяти этажными домами.
Несмотря на размеры квартир и проблемы с качеством строительных материалов, эти здания почти полностью обеспечили нуждающихся москвичей жильем. Название одной из снесенных деревень - Черемушки - стало нарицательным.
Следом за Москвой подобная "черемуха" зацвела по всей стране и, почти везде, под таким же названием.
Но сегодня, если свернете на проспект Шестидесятилетия Октября, вы не найдете почти ни одного дома из того "хрущевского" жилищного проекта.
Они сделали свое дело и к началу двадцать первого века почти все были снесены. К этому времени, когда - то долгожданные, здания, почти превратились в развалины.
Правда, власти сообщили жильцам, что подобные серии домов исчерпали свой, заложенный в проект, ресурс и подлежат сносу.
Мне же кажется, что тридцать лет - для, качественно построенного, дома - не возраст.
Сегодня, окружившие кольцом всю Москву, "Черемушки" почти полностью разобраны, а на их месте возводятся здания совсем другого поколения.
.
Так что проспект Шестидесятилетия Октября оставим для другого раза, а с площади Гагарина повернем направо, на улицу Алексея Косыгина, бывшее Воробьевское шоссе.
Улица названа в честь Председателя Совета Министров СССР в шестидесятые - семидесятые годы двадцатого века, который сделал в свое время много хорошего для страны. Доказательством этому служит сохранение имени в названии улицы с коммунистических времен.
.
Мы находимся на Воробьевых горах, бывших Ленинских. Это плато возвышается над городом с южной стороны, круто спускаясь к Москва - реке. Район очень зеленый, экологически чистый - насколько это возможно в гигантском мегаполисе.
Соответственно и престиж. Именно здесь появились первые элитные жилые комплексы.
Слева - очередной парк, в котором расположен Дворец творчества детей и юношества.
Впрочем, ни первых, ни последних там почти нет.
Дворец Пионеров На Ленинских горах - само по себе уникальное сооружение. Как всегда - это первый в СССР комплекс такого рода. Здесь должны были проводить свой досуг советские дети.
Предлагались на выбор множество кружков и студий. Конечно, все совершенно бесплатно.
Часто, в поисках себя ребенок занимался одновременно в нескольких кружках. Конечно и в этом случае без всякой доплаты.
Перед дворцом - небольшая скульптура Мальчиша - Кибальчиша - сказочного героя Аркадия Гайдара из повести "Военная тайна".
В постсоветские годы Дворец пионеров превратился в Дом Творчества, услуги его были приватизированы, а цены на них стали фантастическими - соответственно статусу и месту расположения.
Кстати о последнем. Справа по ходу нашего движения, за, выходящими на проспект, зданиями Академических институтов, расположен городок правительственных коттеджей.
Построенный во времена правления Н. С. Хрущева, этот "дачный поселок" более известен под названием "Московский Дом приемов".
Как и многие другие уникальные объекты, сооруженные в Москве по инициативе Н. С. Хрущева, идею этого комплекса Генсек привез из Китая от своего "друга" Мао Цзе Дуна.
Проезжаем над проспектом Вернадского и справа, в створе улицы просматривается Метромост.
В Москве есть несколько подобных объектов. Например мост, соединяющий станции метрополитена "Смоленская" и "Киевская", с которого открывается фантастическая панорама столицы - высотная гостиница "Украина", комплекс "Москва - Сити", "Белый дом", Новый Арбат.
Но метромост на Воробьевых горах единственный в своем роде. В отличие от "собратьев", он пересекает реку не перпендикулярно, а под углом и имеет два этажа - для движения автомобилей и для поездов метрополитена.
Там же, на мосту, находится станция метро "Воробьевы горы", которая имеет удобный выход в парк, раскинувшийся по склонам правого берега.
Отсюда также можно спуститься вниз, на набережную Москва - реки или подняться наверх - на смотровую площадку.
Продолжая движение по проспекту Косыгина, мы делаем остановку на нашей, заявленной заранее, исходной точке - смотровой площадке на Воробьевых горах.
.
Университетский проспект, Мосфильмовская, "Русский Голливуд", Минская
.
Широкий проспект, примерно посередине которого находится место обзора "Пятой части Москвы", назван Университетским.
Величественное здание Университета имени М. В. Ломоносова на Ленинских { Воробьевых } горах находится по другую сторону проспекта.
Его строго симметричная композиция покоряет мощью масштаба, четкостью и ясностью выражения идеи, грандиозностью замысла.
Это относится ко всему комплексу сооружений под общим названием "Сталинские высотки" - семь высотных зданий, построенных в сороковых - пятидесятых годах.
В 1947 году городу Москве исполнялось 800 лет. К этому торжественному событию правительством было решено возвести восемь высотных зданий, которые должны были олицетворять мощь великой страны и советского народа.
По приказу Сталина было издано и подписано Постановление Совета Министров СССР, согласно которому архитектурный облик российских городов, и в, частности Москвы, должен был обновиться.
Стали разрабатываться многочисленные строительные проекты, создана Всесоюзная Академия архитектуры. В ней собрались разные поколения архитекторов, которые определили дальнейшее развитие архитектуры в столице.
Все восемь московских высоток были заложены в день 800-летия Москвы. Началась активная работа по строительству, которой сопутствовала некоторая секретность.
Именно поэтому грандиозное строительство не вызвало большой резонанс в обществе и протекало относительно спокойно.
К сожалению, одна из сталинских высоток не была закончена из-за финансовых трудностей.
Позже на фундаменте этой, восьмой высотки, была построена гостиница "Россия".
В 2006 году, совсем в другом месте, была возведена высотка, точно представляющая классический архитектурный сталинский стиль пятидесятых годов - "Сталинский ампир".
Она заслуживает право называться восьмой, тем самым завершая проект.
С опозданием в пятьдесят лет.
Высотное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах {извините, Воробьевых } самое большое из всех "Сталинских высоток".   
.Построенное в 1953 году силами заключенных "Гулага", оно служит высотной доминантой для всего Юго - Запада. 
Продолжаем движение. Сейчас наша цель - из юго - западной переехать в западную часть столицы.
Минуем Мичуринский проспект, уходящий на юг. Ближе к кольцевой дороге, с левой стороны от проспекта, находится Олимпийская деревня, той памятной Олимпиады - 80, с "Ласковым мишкой".
В Москве хорошо помнят, какое влияние оказала она на наше поколение, да и не только.
Проживая за "железным занавесом" мы знали конечно, что есть такое "сборище" лучших спортсменов, смотрели соревнования по телевизору.
Но все это было так далеко от нас, что казалось нереальным, неземным.
Олимпиада - 80 в какой - то мере перевернула нашу жизнь. Стала доступна информация об "оборотной стороне Олимпийской медали".
Советские средства массовой информации внимательно следили и извещали нас, как страна готовит свою столицу. За это время мы узнали много интересного.
Газеты, например, подробно рассказывали, какая, по международным требованиям, должна быть Олимпийская деревня.
Такую ее и построили в конце Мичуринского проспекта и, после окончания Игр, превратили в обыкновенный жилой район, почти без дополнительных вложений.
.
После перекрестка с Мичуринским проспектом, с правой стороны показались корпуса кино концерна "Мосфильм", крупнейшей киностудии страны.
.
"Русский Голливуд" - так называют это, самое большое в России и в Европе, предприятие кино индустрии.
Днем рождения "Мосфильма" принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера первой полнометражной картины "На крыльях ввысь".
С тех пор на киностудии было создано две с половиной тысячи фильмов, многие из которых признаны мировыми шедеврами.
Ленты "Мосфильма" получали и "Оскара", и "Золотую пальмовую ветвь", призы Венецианского, Канского и Берлинского кинофестивалей.
.
Сворачиваем налево, на Мосфильмовскую улицу.
Здесь, в одном из самых престижных районов Москвы образовался небольшой "городок", состоящий из посольств.
По левую сторону, проплывают один за другим, здания дипломатических представительств Венгрии, Болгарии, Румынии. Оригинальное посольство Швеции с тремя коронами на фасаде. Китайское посольство, выдержанное в строго советском стиле.
Поворачиваем на Минскую улицу.
В этом районе, кроме престижа, скорее, как его составная часть, отличные экологические условия. Этому способствуют специальные "зеленые коридоры".
В нашем случае Минская улица пересекает такой "коридор", протянувшийся от кольцевой дороги до гостиницы "Украина", почти до центра города. По такой своеобразной "трубе" свежий воздух проникает в столицу.
.
Кутузовский проспект, Площадь Победы, Мемориал
.
Мы подъезжаем к главной западной магистрали Москвы - Кутузовский проспект - Можайское шоссе.
На углу с Минской улицей, слева, расположен комплекс "Ближняя дача Сталина", а с правой -Поклонная гора и парк Победы.
.
Когда - то Поклонная гора находилась далеко за городом,
Гостям и врагам, приходившим с запада, открывался отсюда великолепный вид на Москву.
2 сентября 1812 года Наполеон ждал здесь депутацию бояр с ключами от Кремля, но так и не дождался.
Прошло время и это место оказалось в глубине города, превратившись в обычный, сильно запущенный, парк.
Однако, о необходимости строительства здесь памятника - мемориала и музея Великой Отечественной войны начали говорить еще в пятидесятые годы и, как тогда было принято, установили памятный знак, как на Манежной площади. На этом дело и закончилось.
В середине восьмидесятых годов, наконец началось строительство мемориала.
Памятники, посвященные войне с фашизмом, были почти в каждом городе Советского Союза.
Часто, довольно внушительные, как например в Волгограде на Мамаевом кургане.
И только в столице страны, победившей фашизм, городе - герое Москве, память о десятках миллионов погибших не была достойно увековечена.
Конечно, Вечный огонь у Кремлевской стены - главный и наиболее почитаемый в стране памятник.
Но музея, целиком посвященного подвигу народа, не существовало.
Что - то было в музее Советской Армии, например Знамя Победы, что - то в Историческом и еще во многих других.
К шестидесятилетию Победы этот "долгострой" наконец завершился.
Сколько бывших солдат, которые разгромили фашистскую Германию, ждало этого дня. Многие так и не дождались.
Мемориал впечатляет своей имперской мощью.
От специально построенной станции метро "Парк Победы" начинается плавный подъем нп Поклонную гору.
Вдоль главной аллеи протянулись фонтаны, подсвеченные вечером красным светом.
Само здание музея представляет собой в плане полукруг, охватывающий огромную площадь, в центре которой высится очередное творение Зураба Церетели.
Вместе с мемориалом были построены три культовых сооружения - церковь, синагога и мечеть.
Церковь видно издалека. Она высокая, оригинальной формы и прекрасно подсвеченная вечером, по крайней мере намного лучше чем само беломраморное здание музея.
.
Что представляет из себя комплекс.
Центральная аллея - "Годы войны" включает пять террас, символизирующих пять военных лет.
Мемориальный комплекс украшают 1418 фонтанов - по числу дней войны.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в котором хранится Знамя Победы, водружённое 30 апреля 1945 года над Рейхстагом в Берлине.
.
В центре Зала Славы на гранитном постаменте возвышается 10-метровая фигура Солдата-победителя, на мраморных стенах золотом выбиты имена 11763 Героев Советского Союза.
Зал Памяти. Здесь установлена скульптурная группа Льва Кербеля на мотив "Пьеты" Микельанджелло.
Обелиск Победы - монумент в виде штыка высотой 141,8 метров на площади Победителей, расположенной перед Центральным музеем Великой Отечественной войны.
Высота символизирует 1418 дней и ночей войны.
.
В парке Победы расположена крупнейшая выставка военной техники и инженерно-фортификационных сооружений.
.
Возвращаемся на Кутузовский проспект, на площадь Победы.
Триумфальная арка, расположенная в центре площади, построена в 1834 году у Тверской заставы в честь победы над Наполеоном.
В 1936 году была разобрана в ходе реконструкции площади у Белорусского вокзала.
Спустя много лет воссоздана на Кутузовском проспекте.
Отсюда мы двигаемся в сторону центра города.
Весь этот район вдоль проспекта посвящен теме - "Слава русского оружия".
С левой стороны, немного в глубине находится музей - панорама "Бородинская битва". Позади - "Кутузовская изба".
В этом доме, перенесенном сюда из соседней деревни Фили, Военный Совет во главе с М. И. Кутузовым принял тяжелое решение - оставить Москву. Чем все это закончилось знает каждый.
Войска Наполеона были разгромлены, а сам Император закончил свою жизнь в изгнании, на острове Святой Елены.
.
Кутузовский проспект - очень престижное место и, конечно, здесь "царствует" "Сталинский Ампир".
Здесь жили и живут люди, которых с полным правом можно назвать "очень влиятельными".
Даже Первый Человек страны Леонид Ильич Брежнев, Генеральный Секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР жил здесь.
Вон его дом. С левой стороны.
Именно жил. В довольно небольшой, но своей, квартире. Рядом проживала его дочь, Галина.
Большую часть своего свободного времени Л. И. Брежнев проводил в этой квартире, а не на государственных дачах.
Интересно, что в зданиях стиля "Сталинский Ампир", было принято, чтобы окна парадных комнат - гостиных, столовых, а так же спален выходили на улицу. Учитывая интенсивность движения автотранспорта, даже в то время, такое соседство было не из приятных.
Так они и жили, Генеральный секретарь и его сосед по дому Ю. В. Андропов, в те годы - шеф КГБ, а, впоследствии преемник Л. И. Брежнева.
.
Маленькая улочка, уходящая влево, приводит нас совсем в другую эпоху.
Москва - Сити - новый бизнес - центр, здесь соединяется пешеходным мостом "Багратион" с Кутузовским проспектом.
Но об этом в продолжении.
.
Новоарбатский мост, Москва - Сити
.
Перед нами первый в Москве транспортный тоннель на развилке Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы, которая уходит в направлении Киевского вокзала.
Над тоннелем в 1977 году установлен памятник - "Москва - город - герой.
Направление нашего движения - Новоарбатский мост.
Слева, на берегу Москва - реки раскинула свои крылья гостиница "Украина" - одна из тех семи "Сталинских высоток".
По моему, одна из лучших панорам Москвы - это вид с Новоарбатского моста.
По одну сторону - Смоленская набережная, застроенная огромными имперскими "сталинскими" зданиями, метромост, за ним, чуть подальше, - Бородинский мост. В перспективе просматривается здание Киевского вокзала, построенного в 1912 году по проекту архитектора Рерберга. Настоящий западноевропейский терминал. Конструкция крыши - инженер Шухов.
За Бородинским мостом можно увидеть еще одну "Сталинскую высотку" - Министерство иностранных дел на Смоленской площади.
По другую сторону моста - здание в виде раскрытой книги - бывший Совет экономической взаимопомощи стран, сателлитов Советского Союза. Сам Совет канул в небытие вместе с восточноевропейским социализмом, а дом - книжку заняла Московская мэрия.
Говорят, что, несмотря на развал СССР и сокращение размеров страны, количество чиновников в целом не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось.
Например, в Москве почти в два раза.
Далее по набережной - знаменитый "Белый дом" - здание Правительства России.
Мост, на котором мы находимся имеет в Москве дурную славу. Танки, стоявшие на нем в 1993 году, стреляли в "Белый дом" прямой наводкой, а камеры американского новостного канала CNN, непонятным образом установленные днем раньше на крыше гостиницы "Украина", вели прямую трансляцию на весь мир, включая и саму Москву.
После такого расстрела это здание стали называть "Бело - черный Белый дом".
Сегодня здесь снова находится Правительство, но уже независимой России.
Здание отремонтировано и снова сверкает белым мрамором. Правда теперь к нему нельзя близко подойти, так как оно огорожено по всему периметру. Спасибо за приобретенный опыт.
С левой стороны от бывшего здания Совета Экономической взаимопомощи, за парком видна еще одна "Сталинская высотка" - жилой дом на Кудринской площади.
Если вы хотите изучить это здание поближе, посмотрите фильм "Москва слезам не верит" режиссера Владимира Меньшова. Там вы получите полное представление о том, как этот дом выглядит снаружи, а, особенно, внутри.
За "Белым домом" вдоль по Краснопресненской набережной - темно - серые корпуса Центра международной торговли, который в народе называют "Хаммеровским".
Он построен на деньги американского бизнесмена Арманда Хаммера, нашедшего свой "Клондайк" в, разоренной революцией и гражданской войной, России.
Когда, в конце семидесятых годов, Советский Союз стал потихоньку приоткрывать "железный занавес" для иностранных инвестиций, все тот же Хаммер, переживший и Ленина, и других своих компаньонов и имеющий поразительное чутье, построил в столице то, что в мире называется Convention Centre.
И, как всегда, не прогадал.
Бизнесмены, рискнувшие вести дела с СССР, попадали здесь в привычную обстановку, а для простых москвичей в это чудо - здание входа не было.
Советский Союз все больше привлекал потенциальных инвесторов.
Старый выставочный городок в парке "Сокольники" уже не мог вместить всех желающих предложить свою продукцию.
Международные выставки стали проводиться все чаще, они превратились в тематические, отраслевые.
В восьмидесятые годы на той же набережной, за парком, как продолжение Центра международной торговли, был построен новый выставочный городок с постоянными, а не временными, как в Сокольниках, павильонами, оснащенными самым современным оборудованием и создающие привычную для иностранных бизнесменов атмосферу.
Но все это было еще при социализме и, естественно, в ограниченных размерах.
Сегодня Россия открыта миру и очень привлекательна для инвестиций.
В столице ускоренными темпами строится комплекс "Москва - сити". Он продолжает цепочку коммерческих зданий вдоль Краснопресненской набережной, начинающихся с "Хаммеровского центра".
Строительство продолжается и, судя по количеству башенных кранов, довольно интенсивно.
Кроме небоскребов здесь открылись торговые центры, рестораны, кафе и станции метрополитена.
Это не только наземный, но и целый подземный город, где все сделано из совсем иных отделочных материалов.
Блестит новенький гранит пола, сверкают, покрытые тонированным алюминием стены. Вся отделка выполнена в бежевых тонах. Мягкий, рассеянный свет приглушает этот блеск.
Со станции метрополитена "Выставочная" можно пройти на новый мост через Москва - реку, соединяющий бизнес - центр с Кутузовским проспектом.
Мост "Багратион", пешеходный, представляет собой прозрачную стеклянную трубу, заполненную магазинами и кафе.
В одном из многочисленных подземных залов установлена оригинальная скульптура Эрнста Неизвестного, выдворенного в свое время Хрущевым из СССР.
.
Новый Арбат
.
С противоположной, от гостиницы "Украина", стороны Новоарбатского моста находится улица, точнее целый район, который, кажется, к Москве не имеет никакого отношения.
Новый Арбат, в прошлом Калининский проспект.
Создание новой улицы было предусмотрено Генпланом Москвы. С легкой руки московского руководства в один миг была решена судьба старых кварталов.
Безвозвратно исчезли - Кречетниковский переулок, частично Большая Молчановка и Малая Молчановка, Собачья площадка.
Снос половины "страны Арбат" ради прокладки нового проспекта, нарушение городской планировки, уничтожение памятников архитектуры XVII-XIX веков стали притчей во языцех.
Несмотря на это, в 1966 году авторы были удостоены Гран-при "Парижского центра архитектурных исследований".
Новая магистраль связала Кремль с загородными резиденциями коммунистических правителей, став не просто столичной правительственной трассой, а скорее знаковым символом Москвы.
Эта, в общем-то, новая улица создавалась одним махом и застраивалась сообразно вкусам Н. С. Хрущева, который после своего визита на Кубу был восхищен тамошними небоскрёбами, возведенными американцами.
По возвращении он замыслил соорудить в столице нечто подобное.
Таким образом, в Москве появился своеобразный симбиоз модернового Берлина конца 50-х годов и Гаваны времен диктатора Батисты, где красовались супермаркеты, казино и круглосуточная иллюминация.
Как только не называли московские острословы Новый Арбат за прошедшие годы: "Проспект Никиты", "Вставная челюсть Москвы", "Тупик Политбюро".
Талантливые юмористы изгалялись в остроумии, а карикатуристы шлифовали мастерство, находя вдохновение в ново арбатских архитектурных изысках.
В то же время москвичи с энтузиазмом восприняли появление шикарной улицы, считая её символом новой эпохи.
Провинциалы же вообще приезжали специально, чтобы воочию увидеть необычное чудо.
Новоарбатские дома-книжки, назойливо мозолящие глаз, вошли в историю отечественной архитектуры, став классическим примером негуманного и некорректного обращения с историческим центром столицы.
Трудно представить себе более чужеродных объектов, бестактно расположившихся на фоне замысловатых переулков и старинных особняков.
Вдоль "книжек" на всю длину вытянулся многофункциональный комплекс, включающий магазины, кафе, рестораны.
Фешенебельная в прошлом улица, от которой веяло каким-то западным флером, стала для советского человека началом в неведомые и манящие, запретные заведения.
Когда пришли новые времена, то, ведший в коммунистическое светлое будущее, Калининский проспект, стал Новым Арбатом, который ведет всех в Капиталистический рай.
.
Раздел третий - самостоятельный
.
Новый Арбат начинается, а для нас заканчивается, на Арбатской площади.
Здесь мы расстаемся. Экскурсия завершена.
Но остается Москва.
Она безгранична. Невозможно рассчитать, сколько времени требуется, чтобы осмотреть все.
Это личное. Кому - то требуется один день, а кому - то не хватит и всей жизни.
Посмотрите, сколько вариантов можно использовать только с этого места.
На Арбатской площади встречаются два Арбата - старый и новый. Здесь их разделяет только историческое здание, знакомое всей Москве - ресторан "Прага".
Можно прогуляться по, первой в Москве и даже в СССР, пешеходной улице.
То что сегодня есть почти в каждом городе, в свое время в Советском Союзе не приветствовалось.
Поэтому, когда по стране распространилась мода на пешеходные улицы, их стали называть Арбат.
Также как в свое время "Черемушки".
Арбатская площадь находится на Бульварном кольце. С одной стороны - Гоголевский бульвар, который приведет вас к Храму Христа Спасителя, с другой - Никитский, в сторону Московской консерватории.
За ним - Тверской, выходящий на главную улицу Москвы.
За ним - Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный и так далее.
Если продолжить движение в сторону центра, то от Арбатской площади, минуя короткую улицу Воздвиженка, выходим прямо к Троицкой башне Московского Кремля. Той, что соединена с "Кутафьей".
Прогулка по вечернему Кремлю станет достойным завершением сегодняшнего дня.
Соборы, колокольня Ивана Великого, "Царь - Пушка", "Царь - Колокол", Теремной дворец, "Грановитая палата", Большой Кремлевский дворец.
Вся эта сказка, в сочетании со специальной художественной подсветкой - фантастика!
Из Кремля выходите на Красную площадь и снова попадаете на карнавал света.
Необычно подсвечено здание ГУМа, Исторического музея, Храма Василия Блаженного.
Приглушенное освещение Кремлевских стен напоминает нам, что это и есть Главная часть того, с чем весь мир ассоциирует два слова - "Москва" и "Россия".

© Copyright: Юрий Виленский Оптимизм, 2015
Свидетельство о публикации №215112202541
.