Ты ошибаешься

Николай Викторович Шухов
Утро наступало неохотно. Я открыл глаза и машинально посмотрел на часы. Уже 49 часов я в этой западне. Опять хочется жрать и помыться. Трое суток не мылся уже. От комбинезона пованивает, волосы – как сосульки, колтун на башке. Спать на полу неудобно, пол здесь как решето. Да тут весь город – решето.
Как же мне выбраться?
- Ты уже бодрствуешь, нарушитель, - механический голос льётся из-под потолка. Мой личный минотавр. Тупой электронный мозг. И я у него в плену.
Что я только не перепробовал, чтобы выйти из этого умного дома. В результате получил два раза удар током и один раз Дом пустил усыпляющий газ.  Очухался я только через два часа с головной болью, и напрочь лишившись желания стрелять по камерам.
Я поднялся с пола. В сотый, кажется, раз оглядел комнату. Я помнил каждую мелочь. Книги на полках, Три фарфоровые фигурки:  стегозавр, медведь и сайгак. Картина на стене. (На ней почему-то была изображена классическая Шотландия: цветущее поле нарциссов, размером с акр). Плакат, на котором написана длинная и непонятная мне формула. Кому-то из здешних обитателей была симпатична образованность. Как я уже понял здесь до Войны жила семья: мужчина, женщина и их дочь. Они весело улыбались мне с фотографии на столе.
Раздался писк, как будто пищал пэйджер. Но это был, конечно, КАМ на руке. Я включил связь.
- Ник, как ты там? – с голограммы изображения на меня смотрело такое же грязное, но самое красивое в мире девичье лицо.
- Всё так же, Лан. Тепло, светло и мухи не кусают. Мы тут с моим тюремщиком на пару уже третий половичок довязываем…
- Ничего не придумал?
- Нет… В который раз думаю: зачем я полез сюда? Хотел набрать лекарств и жратвы. Мне показалось, что здесь всё хорошо сохранилось. Чёрт меня дёрнул захотеть открыть сейф. Чёрт меня дёрнул включить питание! Сейчас я бы не только уже был с тобой, но мы бы уже упылили из этого долбаного города!
Она помолчала, и немного виновато сказала:
- Я тут глянула – до тебя 6 километров. Попробую добраться. Там что-нибудь вместе придумаем. Будем вместе его умазывать.
- Не надо! Сиди, жди меня, я выберусь! Слышишь?! В городе полно Тварей!
- Я всё решила, Ник. Конец связи.
Я почувствовал, как бьётся моё сердце. Часто и неровно. Она идёт пешком, с обычной пукалкой, шесть километров по руинам, чтобы спасти меня. А я с автоматом, набором гранат, двумя ручными ракетными зарядами и джипом… Правда, джип и ракеты остались на улице. А я застрял здесь. В умном доме, который поймал меня как взломщика и ждёт приезда полиции. Вот только полиция не приедет…
- Послушай, сколько ты будешь ещё ждать?
Что-то щёлкнуло, и ровный голос ответил:
- Вы задержаны за незаконное проникновение на территорию частной собственности до приезда полиции.  Не предпринимайте никаких действий и приготовьтесь сдаться.
Эту фразу я уже прослушивал постоянно и запомнил наизусть.
В моей голове проносились дурацкие планы спасения. Что если незаметно наметать из рожка патронов под дверь и выстрелить? Глупость – все я не взорву одним выстрелом, да и что толку, дверь-то бронированная. В окно я уже стрелял – не бьётся. Притворится мёртвым? Не поверит, и если поверит, вызовет мед. помощь. Взорвать газ на кухне? Затопить квартиру? Во всём городе давно уже нет газа и воды…
Надо пожрать. Понятно, что это последние мои припасы, но всё-таки. Скармливаем себе любимому рагу из жестяной банки. И спаиваем последнюю бутылку пива. Вода давно уже кончилась.
В голове приятно зашумело. И промелькнула догадка.
Нужно перегрузить этот электронный мозг. Да так, чтобы с лихвой хватило. Надариваем ему кучу предположений. Нужно наготавливать кучу избыточной информации. Перегружать его. Выстёгивать его логику парадоксами. Вкапывать его веру в собственную непогрешимость в землю, с концами. Да! Убедить его в том, что он ошибается.
Забрезжила надежда. Пока ещё неясная и не оформившаяся.  Я сыто рыгнул и отбросил пустую жестянку в угол. И тут запищал вызов от Ланы.
- Ник! – её голос дрожал, изображение проецировало её лежащей на полу. – Ник, на меня напали две Твари! Я их шлёпнула, но одна успела вцепиться в меня…  Ник, мне немного страшно. Я приложила анализатор диагност и там шкала в красное упёрлась…
Меня прошибло в пот, и хмель сошёл сразу.
- Лана, не волнуйся. Вколи себе антидот, D2 маркировка в аптечке. И жди меня! Я сейчас буду!
Дом слушал нас и хранил молчание. Его это не касалось.
Я схватил фигурку стегозавра, упал на пол на четвереньки и стал «играть».
- Вот он идёт к тебе, такой шипастый и такой красивый. Ты же любишь динозавров?  Мышонок мой. Лягушечка. КОШЕЧКА…
Внезапно механический голос ожил, словно среагировал на слово.
- Нарушитель. Ты ведёшь себя не адекватно. С кем ты общаешься?
- Я не нарушитель! Меня зовут Ник и я гость в этом доме. Ты, тупая железка! Не мешай мне играть с дочкой хозяев. Мы давно знакомы. – Я снова припал к полу. – Кошечка моя! Кети-кат. Катя. Катерина.
Мне феерически везло. Я угадал.
- Дочку хозяев действительно зовут Катерина. Хозяйка часто зовёт её кошечка… Но я никого не вижу. И не слышу. Что происходит?
- Ты сломался. Ты неисправен. Катя зовёт хозяина и хозяйку – «папа» и «мама». Я это точно знаю. И я знаю, как их зовут. И они тоже здесь, в этой квартире! Я знаю про них всё. Я давний друг этого дома. Хозяин увлекается математикой. Знает английский и французский. Любит курить табак с запахом груши. Хозяйка периодически перекрашивает волосы, много времени проводит на кухне. Она и сейчас там, готовит нам вкусный обед. И мы сейчас все будем обедать. И хозяин очень недоволен, что ты принял меня за нарушителя. Ты должен извиниться и подчиниться мне.
- Я протестировал камеры и микрофоны они исправны. Я не фиксирую присутствия других людей. Ты ведёшь себя не адекватно.
-Дубина ты эмиттерная! Тебя ждёт высылка на свалку. Информация с камер и микрофонов поступает к тебе в мозги. Но ты не воспринимаешь её. Ты фатально ошибаешься. У тебя поврежден… Что у тебя там может свихнуться в мозгах?
- Нет. Это невозможно.
Я облизнул запёкшиеся губы и заметался по комнате.
- Возможно! Ещё как возможно. Скажи, всё ли ты помнишь из того что происходило с тобой? Или есть провалы в памяти?
- Есть, - после небольшой паузы признал Дом. – Я был нефункционален 4 месяца 5 дней и 6 часов. Это я вычислил опосредственно, после моего включения. Я не знаю причин отключения. Я не могу понять, почему уже 51 час не приезжает полиция.
- Ты болен, - наступал я. Распахнув холодильник, я начал расставлять на столе то, что одним запахом наводило ужас. Я сервировал тарелки чем-то непонятным, что ещё 5 месяцев назад было едой. При этом я отодвигал и подставлял стулья, похлопывал по невидимому плечу, целовал невидимую ручку и непрерывно говорил, говорил…
- Садитесь пожалуйста. Суп пахнет просто восхитительно. Вы чудесно стряпаете. Катя, зверей мы поставим сюда, они тоже проголодались. А Вы загорели. Ездили отдыхать? Как всегда в Шотландию? Мило, мило…
Дом слушал меня несколько минут, смотрел глазами камер. И наконец не выдержал.
- Это невозможно. Я не могу ошибаться. Я довольно сложное алгоритмическое устройство. В конце концов, я осознаю себя.
- Тем более! Именно сложное может сломаться гораздо вероятнее. Был бы ты калькулятором, чему там сбоить? А так – ты почти как человек. А люди частенько сходят с ума… Пойми – была война. Город – в руинах. Многие убежали, ещё больше – погибли. Ты не захотел воспринять реальность. Возможно, у тебя возникло  чувство вины – ты не смог защитить хозяев. Ты вырубился в самый тяжёлый для них момент. И вот теперь твоё электронное подсознание играет с тобой злую шутку – ты не «видишь» их! Но они здесь!
Что это?! У Кати разболелся животик. Катенька встань, согни правую ногу и подтяни к животу. Больно? Дом! Ты знаешь симптомы – это аппендицит. Ребёнка нужно срочно в больницу, скорая не приедет. А у меня на улице стоит джип. Скажи мне пароль!!!   Скажи мне!!
Мне показалось, в молчании дома сквозило тоской и неуверенностью.
Я схватил с полки справочник по динозаврам и начал выкрикивать названия самых редких. После моего истошного крика: «Лонгисквама», Дом тихо сказал – «Да».
- Лонгисквама? Это пароль?! Скажи мне, она же может умереть! Она умрёт!
- Там должны быть ещё цифры…
С меня катился градом пот, подташнивало от вони со стола, кружилась голова. Дом УСТУПИЛ мне. Он уже нарушил свой закон под давлением другого закона.
- В каком году родилась Катя?
- В 2023.
- Пароль: лонгисквама…  два… ноль… два… три.
- Пароль принят. Подчиняюсь.
Меня словно пронзило током, и я заорал:
- Открой дверь!
Дверь распахнулась.
«Подхватив» маленькую девочку на руки, я бросился на улицу. Бережно «уложил» девочку на заднее сиденье, бросил автомат и рюкзак вперёд и прыгнул за руль. Завёл машину и утопил педаль газа.
Я ехал, вихляя между обломками, и в голове моей сумбурно метались обрывки образов и мыслей. Улыбающиеся лица на фото, я уже настолько вжился в свою игру, что с трудом «отпускал» себя. У меня на заднем сидении никого нет. И в доме никого не было. И я никогда не узнаю, что с ними со всеми и где они сейчас. И эта проклятая искусственная логика. Мне повезло или я действительно убедил его в том, что он ошибается? Я только что создал первого в мире компьютера-идеалиста? Плевать…
Лана.
До темноты ещё час времени. Я успею. Её я обязательно спасу!