Гвардейский сержант, прозументистый...

Елена Шувалова
    В пьесе Г.Р. Державина "Дурочка умнее умных" главную героиню - представившуюся дурочкой  - зовут Лукерьей, а жених её - Богдан Любимыч Фуфыркин; гвардии сержант.
"Сержант гвардии" называется и первая глава пушкинской "Капитанской дочки", сержант здесь - записанный в гвардию с момента зачатия Петруша Гринёв.

Гвардейский сержант, прозументистый,
Розовый платок, въехал верхом, -

так представляет Хор жениха "дурочки"-Луши.

Интересно, что "прозументы" потом попали в сказку "Конёк-Горбунок":


Волос гладкий, сбоку ленты,
На рубашке прозументы,.. -

таким видит Спальник Ивана при свете Жаро-птицева пера.

    Во-первых, откуда у Ивана эти "прозументы", если никакого воинского звания он не имеет?
Во-вторых, почему повторена та же "ошибка" выговора: "прозументы" вместо "позументов", да и что это вообще такое - "позументы"?

    "Позумент - низкосортный галун с шерстяной основой и утком из позолоченной медной нити - канители. В XIX в. позументом вообще назывались мелкие галунные украшения на деталях формы младшего начальствующего состава: капралов, сержантов, урядников, каптенармусов."
/ "Википедия".

    Значит, сержанту Фуфыркину эти "прозументы" - в самый раз, а конюшему Ивану - да ещё почему-то на рубашке - их иметь вроде бы странно. И чего, - действительно, - Ваня так расфуфырился - он-то - не Фуфыркин ведь, - и прозументы у него, и ленты сбоку! Ради чего он так  "прирядился", - "нечто нарочно"? Похоже, что так действует Жаро-птицево перо. То есть, это - некоторый обман зрения, - или уж действительно дурак наш просиял, подобно Христу на Фаворе... "Ну, точнёхонько Иван" - говорит то ли Спальник, то ли сам Автор. В главе о Грибоедове ( из цикла "Ну очень умный Ершов"!) я уже писала о том, что слово "точнёхонько" автором "Конька-Горбунка" взято непосредственно из "Горя от ума". А в "Горе от ума" оно употреблено иронически - и как бы антонимом к слову "точно", - от которого произведено. Ведь это старуха графиня Хлёстова восклицает после общения с полковником Скалозубом:

   Ох, я точнёхонько избавилась от петли!

Ни от какой петли она не избавлялась, а просто "солдафон" Скалозуб толковал ей про "выпушки, погончики, петлички", в которых она якобы ничего не смыслит. То есть, различать полки Сергей Сергеич, говорил, можно по форменным отличкам: "выпушкам-погончикам-петличкам", которые - в свою очередь, - и называются "позументом".

   "Позументовая нашивка,  петлица" /Толковый словарь В.И. Даля. 

   Хлёстова говорит, что прежде Скалозуб служил - вроде бы - в гренадёрском полку, а полковник возражает: "В Ново-землянском мушкетёрском!" Вот тебе на! Во-первых - как я писала в своей работе "Ну очень умный Ершов!"-4, - такой полк (мушкетёрский) был упразднён ко времени написания Грибоедовым комедии. Во-вторых, Скалозуб отказывается от службы в полку, учреждённом Петром Первым (гренадёрском), и настаивает на своей службе в полку, который Пётр упразднил (мушкетёрском;потом он возродился). То есть, можно сказать, что Скалозуб служит вразрез с линией, заданной Петром Великим, - и старухе Хлёстовой это представляется уже политически опасным, - потому она и рада избавлению от общества Скалозуба, а не потому что "не мастерица полки различать", - именно мастерица - но по прежнему, екатерининскому, времени.

Итак, полковник Скалозуб у нас также в "прозументах", - причём, каких-то не тех...
А что же Иван? Он-то отчего на рубахе своей имеет прозументы, да ещё и ленты?
А он - в отличие от Скалозуба - следует курсом, заданным Великим Петром. Петром же был издан такой Указ:

  "В Указе, декабря 11 дня, 1717 году объявлено, дабы никакого золота и серебра не носить, дабы напрасного убытку люди не имели, а особливо в нынешнее время войны, но понеже многие в сей завод вошли, и убыток иметь будут. Того ради снисходя сему, позволяется делать на продажу позументы и линты [ленты] с золотом и серебром, только в санктпитербурхе, а нигде инде, и не более пятидесяти пуд серебра в год..."

Вот вам - и ленты, и позументы! Подчёркнуто в самом указе (РГАДА) - неровной линией - может, самим Пушкиным? Во всяком случае, у Пушкина был доступ к этому документу, и он его краткой строкой поминает в "Истории Петра", в указах 1717 года: "Указ о разрешении делать на продажу позументы".

А что же говорит наш Спальник, донося царю на Ивана?

Наш Иван, то всякий знает,
От тебя, отец, скрывает,
Но не злато, не сребро -
Жароптицево перо..."

    Вот, и про злато и серебро - снова из того же Петровского указа - поминает Спальник. "Не носить" - велел Пётр, - Иван и не носит, и не скрывает их (злато с сребром). Иван носит только указанные Петром ленты и позументы. То есть, он - подчинённый именно царя Петра. И это открылось глазам Спальника в свете Жаро-птицева пера.

     Но сказочный царь - он совсем ведь не Пётр. Он имеет вокруг себя всех тех лиц, которых Пётр упразднил или влияние которых сильно снизил: и спальника - первого из них. (Кроме того: стрельцы, конюшие, воеводы, ловчие, стремянные, боярские дети, глашатаи...) То есть, царь сказочный - как и Скалозуб - идёт вразрез с политикой Петра Великого...

Да, но мы позабыли, кто у нас ещё в этой сказке в "прозументах"! А это - десять конюхов седых, все в нашивках золотых - те самые, которые не справились с чудо-конями Ивановыми:

Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых.

Напомню: "Позументовая нашивка,  петлица" / Толковый словарь В.И. Даля. 

"Прозументы" эти царские конюхи начали носить со времени папы Петра - царя Алексея Михайловича:"Конюхи  во главе с Тарасом Растопчиным получили к походу новые золотые с серебром нашивки по польской моде", - свидетельствует текст о поездке Тишайшего царя в Троице-Сергиеву лавру.

Значит, правильно одет наш Иван? И ленты, и позументы, - всё, как должно? Почему же Спальник говорит скомпрометированное уже иронией Грибоедова слово "точнёхонько":

Ну, точнёхонько Иван.(?)

И почему он восклицает: "Что за диво?" - он что, Ивана таким никогда не видел? "Что за диво?" - удивился спальник - и смотрит снова. И что-то в его мозгу срабатывает:
"Э! так вот что! - наконец
Проворчал себе хитрец, - "

Что было для Спальника дивом?

А то, что Иван действительно преобразился в свете Жаро-птицева пера. И он в таком преображении царю не подвластен, - во всяком случае, - тому царю, сказочному. Он - подданный другого царя, - не того, кому подчинён Спальник.

Кстати, Указ о лентах и позументах Пётр Первый подписал: "В преображенском" (селе, по-видимому).  Иван же наш здесь действительно преображённый, - он показал Спальнику свою истинную силу, свою богоизбранность, богосыновность.

Вот те истинный Христос,
Справедлив мой, царь, донос...

Спальник проговаривается, - он действительно увидел в Иване вдруг подобие истинного Христа. Увидел, но не осознал этого, - поскольку власть земного царя для него - власть единственная, - как для представителя черни.

А теперь вернёмся к сержанту гвардии Богдану Фуфыркину. Вернее, к рассуждениям о сержантстве дедушки Старокопейкина.

Старокопейкин

Да! чему не быть! это не шутка! очень не шутка! При блаженной памяти надеже-государе Петре Алексеевиче, что значил гвардии сержант, а особливо полку преображенскаго, — ты я думаю, слыхала? — Придет, бывало, куды, то все ходенем заходит. Суматоха ли где какая, неурядица ли в городе, недоимка ли на уезде, того и смотри, что снег на голову...

Скорее всего, и Петруша Гринёв гвардии сержант именно потому, что звание это так значимо было при Петре Первом. Гринёв записан в Семёновский полк - второй из полков, образованных Петром. (Кроме того, именно Семёновский полк не нарушил присяги Павлу Первому в ночь покушения на него.) "Сержант" в переводе с французского значит "служака". Тот, кто служит - Богу,царю и Отечеству...

Продолжение следует.