Давно забытый вкус Крыма

Вадим Кольцов
В конце восьмидесятых годов я собрался с однокурсниками посетить Крым. Купили путевки на пятерых человек. Затарили с собой ящик своей водки и полетели. Туристическая группа была сформирована заранее из жителей нашего города. Раньше я не бывал в Крыму, но поездил по Советскому Союзу. Спасибо спортивному обществу. А потом прокатился по Союзу благодаря военному ведомству. Вот и сейчас, проезд до отдыха оплачивало Министерство обороны СССР.
Прилетели в жаркий Крым. Солнца не меньше, чем у нас, но цены были намного ниже. Вот как раз цены и доступность фруктов и овощей, повергли меня в приятный шок.
Мы собрались на каком-то центровом месте города Ялты. Наш туристический лидер, развела нас по группам и приступили к расселению. Мы и еще один взрослый мужчина попали в одну группу и уже нравились друг другу.
Поселили нас в частный сектор, остальных в отели города. Сейчас не помню улицу, но хорошо запомнил гостеприимство хозяев трехкомнатной квартиры. Это были старики лет шестидесяти-семидесяти. Нам было по двадцать лет и только мужчине было лет сорок. Как только мы появились на лестничной клетке, где располагалась квартира, не успели позвонить в дверь, как она открылась. На пороге стояли душевные люди, в руках держали праздничный пирог на рушнике. Мужчина высокий, статный, армейская выправка. На нем был парадный офицерский мундир, сбоку шашка, погоны полковника и орденов до парадного ремешка.
Вид впечатляющий.  Это поразило меня очень. Они низко поклонились, предложили откусить кусок пирога и пригласили в дом. Мы - мальчишки еще, стояли открыв рты. Мужчина постарше, тоже не мог сдвинуться с места. В этот момент, мы все прониклись к ним уважением и любовью. Любовью к душевному, настоящему, неподдельному. Я очень сомневаюсь, что сейчас такое можно встретить.
Видимо эта красивая пара, много пережила в года своей молодости.
Как только мы успокоились, вошли в квартиру. Уютная такая. Четыре или три комнаты, огромная застекленная лоджия с тремя кроватями.
В зале стоял богато накрытый стол. Точно не помню его, но было много фруктов.
Все присели, старик встал с поднятым фужером хорошего крымского вина Изабелла. Он сказал тост, я тоже не помню его дословно. Но он рассказал о своей офицерской жизни.
Оказалось, что он служил военным атташе  еще при Сталине. Подробности он опустил. Но мы прониклись уважением к этим людям. Он был счастлив, что к ним приехали гости. Также счастливой выглядела его супруга. Это была настоящая офицерская супруга, пережившая с офицером все тяготы и лишения военной службы.
Сидели еще долго за столом, хозяева нас покинули раньше. Мы сами все убрали со стола, перемыли посуду и легли спать по своим койкам, там где указали хозяева.
На утро поехали на экскурсию по крымским достопримечательностям.
Отдыхали около двадцати дней. Были везде, по всем доступным окрестностям.
Море совсем не Черное, но теплое. На пляже много народу, негде ступить. Пляж был каменистый.
Меня интересовали достопримечательности, история Крыма, сувениры и люди. Я с удовольствием впитывал ароматы миндаля, теплый воздух ночной Ялты.
Знаменитый Утес, Ай-Петри, Массандра, Бахчисарай. Как-то увидел фонтан воспетый Пушкиным из Бахчисарая. Так надо же быть таким талантищем, чтобы описать такими словами.
Но больше всего мне понравился вкус крымского вина.
С утра нас повезли на виноградники. Точно не помню в какое место, возможно такого уже нет. В основном в автобусе было больше женского пола. Мужики или не поехали, или их в самом деле было меньше. Нас провели к хранимым бочкам, показали коллекционные и марочные вина, которым больше десяти или тридцати лет. В магазинчике были вина старше 1933 года. Так как эта экскурсия была в завершении нашего отдыха, у меня оставались деньги и я увидел литровую бутылку коллекционного вина 1938 года. Оно стоило всего восемьдесят рублей за бутылку. Но я пожалел их и не купил.
После магазина, нас отвели в дегустационный зал. Я вообще не пил, но увидел столько вина и аромата, решил приобщиться к хорошему. Нас рассадили за большой стол и каждому вынесли поднос с фужерами. На подносе было десять фужеров.
Все с нетерпением стали ждать что скажет экскурсовод.
Экскурсовод наливала себе вино в фужер и рассказывала о каждом сорте и названии. Все было очень интересно и вкусно. Я, повторял каждое движение экскурсовода-винодела, пробовал букет, вкус, цвет и с достоинством выпивал фужер за фужером.
Закусывали горьким шоколадом.
К последнему фужеру мне было хорошо, настроение на подъёме. И только сейчас, я заметил, что четыре подружки напротив не притронулись к своим подносам, но с жадностью записывали все сказанное экскурсоводом.
Естественно, меня потянуло на общение и я уговорил подарить мне четыре подноса для дегустации. Вкус отличного вина меня уже не беспокоил. Я просто выпил с удовольствием прекрасное вино, которому больше десяти-пятнадцати лет. Каждый мужчина выпил не меньше четырех подносов крымского вина.
В завершении церемонии, нас усадили в автобус. Настроение у мужчин было приподнятым и мы запели веселую песню. Ни кто не упал ниже своего достоинства, все было культурно. Правда в окна автобуса ничего не видно, так как они запотели.