Бразильские ритмы

Светлана Баранник
Рано утром в мою каюту робко постучали:
 - Кого там принесло? - подумал я, вскакивая с койки.
 - Войдите - крикнул я, натягивая шорты.За дверью послышался шорох и слабый стон.Распахнув дверь, увидел маленького филиппинца, он тихонько стонал.
 - Что случилось? Заходи - не стесняйся.
Филиппинец показал на свою ногу, большой палец на ноге был чернильного цвета.
 - Уронил ключ на ногу - простонал он - дай лекарство.
Старпомом на "Анжелике" я пошёл второй раз и в мои обязанности входило оказывать медпомощь на судне.
Филипок, так между собой мы звали филиппинцев, работал на судне матросом и я часто видел его на палубе.Маленького росточка, он был похож на подростка. Смуглый с умными чёрными глазами матрос выглядел очень молодо, на родине у него была большая семья и пятеро детей.Уже больше года он не списывался с судна,
стараясь заработать.
Я завёл его в каюту, достал болеутоляющее, налил в стакан воду.Он выпил лекарство и показал палец - перелома не было.Наложив повязку с мазью вишневского, я отправил матроса на работу. Через два часа филипок снова подошел ко мне и попросил ещё лекарство, я взглянул на палец, он распух ещё больше.Холодный компресс со льдом и болеутоляющее на некоторое время сняло боль.Сделав запись в медицинском журнале, я доложил капитану о состоянии матроса.
 - Наблюдай за ним, придём в порт, вызовем медика, может быть у него скрытый перелом - нужен рентген - сказал капитан.До ближайшего порта сутки переход,а матросу становилось всё хуже.Стопа на ноге покраснела и распухла, бедняга не мог наступать на больную ногу. Я сильно переживал, боясь сделать что - то не так. Менял ему повязки, прикладывал к ноге лёд.Заглянул в свои записи и сделал ему укол анальгина.Боль ушла, измученный филипок, взглянув на меня с благодарностью -уснул.А я не мог уснуть, ведь на флоте моряки почти не болеют
 могут таблетку от головной или зубной боли попросить,даже насморк редок, а тут стопа распухла,не дай бог заражение.Пойду посмотрю на него, филиппинец спал, на лбу у  него выступила испарина.Почему пот, может температура? Осмотрел стопу - опухоль не спадала.Померил температуру, она была нормальной.Я немного успокоился - на заражение не похоже.    На следующий день судно пришла в порт и к больному вызвали доктора.Он осмотрел больного, покачал головой и попросил  медицинский журнал,куда я записывал всё, что давал матросу:  - Всё правильно делал -  сказал - док,не зная диагноза, иначе нельзя. Филиппинца увезли в больницу,а я с облегчением вздохнул.В больнице матросу сделали анализы и рентген.Перелома не было, но был высокий сахар и травма ноги только спровоцировала застарелую болезнь. Мы съездили в больницу проведать матроса, он плакал и сокрушался,что дорога в море ему закрыта.Жал мою руку своей маленькой, но крепкой рукой и всё твердил: сенк ю, сенк ю.
  Рейс продолжался.Мы возили нефтепродукты по всем портам Бразилии,переходы от недели до десяти дней.Тропические ливни, духота,ожидание груза на рейде, погрузка,выгрузка - обычная морская работа. Я постепенно знакомился со страной: пышная растительность, грациозные пальмы и невиданные мною цветы, восхищали. Тропические фрукты поражали своим разнообразием, очень нравилось сочное и душистое манго,а салат из ананасов и креветок стал моим любимым блюдом. Свежезаваренное бразильское кофе пахло на всю столовую и снимало усталость. Почти вся Бразилия - это тропические леса и кофейные плантации.
Страна живёт туризмом и экспортом кофе. Работы почти нет, процветает разбой и нищета.Благо, что климат тёплый и обычная одежда -  майки и шорты.Зато какие там карнавалы: музыка гремит день и ночь. Со всех концов света на карнавал съезжаются богатые туристы.Карнавальное шествие  не прекращается даже ночью.Каждая семья целый год копит деньги, чтобы покрасоваться на карнавале в  новом, ослепительном костюме.Гибкие,смуглые тела , стремительные бразильские ритмы, пёстрая, ликующая толпа - незабываемое зрелище.
Стояли мы в Рио больше двух недель и трое наших пошли в город.Они знали, что держаться нужно вместе и не теряться, но случилось,что один моторист отстал от группы и заблудился.Двое других искали его, ждали, но на условленное место моторист не пришёл, товарищи поняли, что случилось что - то нехорошее и заявили в полицию о пропаже моториста.Сотовые телефоны все трое оставили на судне, боясь чтобы их не сперли ловкие бразильцы. Рио кишит карманниками - воруют всё: кошельки, очки, барсетки и особенно сотовые телефоны.Моторист не заметил,как свернул с главной улицы и попал в грязный переулок.К нему подбежали трое смуглых мускулистых парней и что - то спросили.Он ответил на английском и тут же получил молниеносный удар в челюсть, очнулся в полицейском участке в одних плавках с огромным синяком на скуле,подташнивало и кружилась голова. С трудом объяснил кто и откуда. Полицейская машина доставила его в порт, документы были при нём и он попал на судно избитый и ограбленный. Вахтенный, пропуская бедолагу на судно, спросил:
 - За чем в город выходил? -
 - За батарейками для часов - ответил пострадавший.
 - Они теперь долго тебе не понадобятся, пока на новые не заработаешь - усмехнулся вахтенный.
"Анжелика" стояла в порту и нам хорошо был виден ажурный семнадцати километровый мост через залив Гуанабана. Он соединял два берега залива,на которых располагались знаменитые пляжи Копа кабана и Инанеми. По середине
моста  стоит полицейский пост и в сторону центра города пропускали только  шикарные машины богатых туристов. Но эта предосторожность не мешала время от времени молодым байкерам сбиваться в "стаи", окружать пляжи и грабить туристов.Все они имеют оружие и полицейские стараются не вмешиваться в эти разборки.Бразильские головорезы за пулей в карман не лезут и полицейские их побаиваются. Несколько десятков вооруженных  байкеров молниеносно окружают пляж, грабят и также молниеносно исчезают до следующего раза.
 У одного из шипшандеров, приносящих на судно разные товары я спросил:
 - Что это за странные сооружения на горах вокруг бухты?
 - Это фавелы, где живёт основная, безработная часть горожан.Туда ходить не надо - опасно и убить могут, ограбят точно.
В бинокль отчетливо видны строения из фанеры. остатков разноцветного картона
и кусков железа.Странные извилистые улочки ползли на самый верх. Каждая улочка -это клан, у каждого клана свои устои, везде есть главный, который руководит жизнью фавелы.Процветает наркоторговля и женский древний промысел,
но это не мешает бразильцам жить весело и беззаботно. Улыбки не сходят с их загорелых лиц.  Под звуки тамтамов и маракас наше судно покидало солнечную,  весёлую Бразилию и еще долго над заливом Гуанабана слышались огненные бразильские ритмы.