Круиз по Турции. Дворец Топкапы

Юрий Бахарев
               
                Начало:http://proza.ru/2015/11/22/1668

Круиз  по Турции. Седьмой день. Стамбул- Кумбургаз

 Прямо у выхода из музея в летнем кафе выпили по бутылке айрана, и, подкрепившись, по узкой улочке идущей между стеной музейного комплекса Топкапы и Айя - София, вышли на площадь с  фонтаном Ахмета III, который известен как «Фонтан палача».
48.1. Фонтан Ахмета III

Говорят, что палач обмывал здесь руки и саблю после публичных казней, которые устраивали на этой площади.

Фонтан был построен (1728-1729) по приказу султана-реформатора  Ахмеда III, на месте византийского фонтана.
 Здание фонтана – квадрат 10 на 10 метров  со стенными фонтанчиками, установленными в неглубоких нишах, увенчанных арками и мраморными пилястрами. У основания каждого фонтанчика мраморные бассейны для вытекающей воды. 

Между стенами с фонтанчиками расположены полукруглые павильоны в три окна, закрытые  бронзовыми решетками с лилиями.
Выше фонтанов и ниш на каждом фасаде помещены сине-зеленые пластины с каллиграфическими надписями.
Лёгкость и красоту всему зданию придают оригинальные рельефы, изящные своды, украшенные изразцами, и навесная крыша.

Осмотрев Фонтан Палача, направились к входным  воротам, ведущим в первый  двор Топкапы. Ворота носят название Имперских ворот.
49. Имперские ворота

Прошли имперские ворота, охраняемые стоящим по стойке смирно солдатом с автоматом, и вышли в первый двор Топкапы.
Слева по движению из-за листвы платанов показалось здание красного кирпича с куполом. Это храм св. Ирины
49.1. Храм cвятой Ирины

Здесь сохранилась одна из первых христианских церквей Константинополя  IV века, построенная на месте руин византийского храма Афродиты. До постройки Собора Айя-София  она была главным храмом города и служила резиденцией Константинопольского патриарха.

В церкви Святой Ирины, в 381 году, состоялся II Вселенский Собор. Собор утвердил апостольское учение о таинстве происхождения Святого Духа от Отца, подтвердив единство и равенство в божестве этого лица Святой Троицы с Отцом и Сыном.

Оказавшись внутри стен султанского дворца, церковь Святой Ирины никогда не переделывалась в мечеть. В течение XV-XVIII вв. её использовали  как арсенал. В настоящее время - как концертный зал с великолепной акустикой.
49.2 Вид на первый двор и археологический музей

Обошли церковь справа, и вышли на расширение двора с ухоженным газоном и  старыми платанами. Слева от нас  монетный двор и археологический музей. Аня пошла узнать, как работает музей, а мы с Лидой сели отдохнуть на высокий поребрик в тени платана.

Через пять минут, вернулась Аня и сообщила, что музей закрывается в 18 часов, а вот успеем ли мы туда сходить, зависит от скорости осмотра дворца Топкапы.

Билеты в Топкапы продаются дальше, у входа в ворота во второй двор  дворцового комплекса.  Мы купили билеты и прошли во второй двор через ворота Баб–юс Селам.
50. Ворота Баб–юс Селам.

Прошли ворота, и следуем по аллее второго двора.
51. Второй двор

Направляемся к Воротам Блаженства, ведущим в третий двор дворцового комплекса. Справа по движению показалась длинная галерея Кухонного дворца.
   52. Кухонный дворец

В этом огромном строении размещались не только десять больших кухонь, но и две мечети,  кладовые и жилые помещения для персонала.
Так как во дворце помимо султана, кормились еще и члены Дивана и огромное количество слуг и охраны, то и штат кухонных работников был соответственно огромный. В конце XVI в. одних кондитеров насчитывалось несколько сотен.

Помещения Кухонного дворца сейчас используются как выставочные залы музея. В  экспозиции представлены кухонная утварь, венецианское стекло, майсенский фарфор и богемский хрусталь, а также серебряные кофейные сервизы, канделябры и зеркала. 

Демонстрируется великолепная коллекция фарфора. Большая часть коллекции представлена китайским фарфором эпохи династии Мин, но также есть и немало экспонатов более ранних  династий.
Считается, что здесь собрана одна из самых больших и лучших в мире коллекций восточной керамики.

Не отвлекаясь на кухонную утварь,  миновали Кухонный дворец,  и подошли к стоящему с другой стороны  двора зданию, «разрывающему» длинную галерею, охватывающую по периметру практически весь двор.
Это здание Дивана, совета высших сановников при султане.
52.1. Здание Дивана

Здесь четыре раза в неделю во главе с великим визирем собирался государственный совет для решения текущих гражданских и религиозных вопросов.

 Здание состоит из прямоугольного помещения, разделенного арочными перегородками на три зала. Один зал предназначался для заседаний Дивана, другой для работы с документами, а в третьем был кабинет великого визиря.
 Особый интерес в зале заседаний Дивана представляет окошко с золочеными прутьями решетки над местом великого визиря, называемое  Око Султана. 
52.2. Зал заседаний Дивана

Обычно первые султаны лично присутствовали на собраниях Дивана, но Сулейман I  велел сделать небольшое окно, к которому султан мог подойти в любой момент во время заседания, оставаясь при этом невидимым для членов Дивана.

 Поэтому они никогда не могли быть уверены – видит и слышит их султан или нет. Заседания всегда проходили,  при незримом присутствии султана, и под его недремлющим оком.

Непосредственно к зданию Дивана примыкает  Внешняя казна - здание с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восемью куполами - одна из самых старых построек дворца. Это Внешняя казна.
 Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.
52.3. Внешняя казна

От здания Внешней казны  пошли через Ворота Блаженства в третий двор комплекса. Название интуитивно понятно, так как ворота вели в личные покои султана.
53. Ворота Блаженства

 Внешний вид двойных ворот с декорированным навесом над входом, построенных ещё в XV веке, приобрел присущую стилю рококо изысканность в конце XVII. Роль Ворот блаженства в истории дворца трудно переоценить, хотя обычно, помимо протокольных торжеств или похоронных церемоний, ими не пользовалась.

Здесь объявляли о вступлении на трон нового султана,  именно сюда выносили тела султанов, убитых в результате дворцовых переворотов.
 Ворота Блаженства считались личными воротами султана, поэтому их порог целовал каждый в них входящий.

Единственными иностранцами, которым удалось здесь пройти, были лишь послы, получившие аудиенцию у султана. Охрана ворот осуществлялась белыми евнухами. Их жилые помещения располагались с обеих сторон от Ворот Блаженства так, чтобы охранники могли контролировать оба двора.

Прямо у выхода из Ворот Блаженства расположен Зал Аудиенций, 
одноэтажное здание прямоугольной формы, построенное еще в XV в., но несколько раз перестраиваемое. Сильно выступающие по сторонам скаты его крыши поддерживаются мраморной колоннадой, идущей по периметру всего здания. Это – зал аудиенций.
54. Зал аудиенций
55. Интерьер зала аудиенций
56. Потолок зала аудиенций

Примыкает к Залу аудиенций здание библиотеки султана Ахмата III.
57. Библиотека султана Ахмата III.

Обойдя библиотеку султана, мы увидели серое двухэтажное здание, странно развернутое относительно других строений третьего двора. Это мечеть белых евнухов.
58. Мечеть белых евнухов

 Мечеть  построена вместе с самыми первыми зданиями дворца. Чтобы сориентировать здание в направлении Мекки, его пришлось развернуть по диагонали третьего двора. Сейчас в помещении мечети размещена богатейшая библиотека дворца Топкапы, закрытая для свободного посещения.
За мечетью, северный угол третьего двора образуют галереи двух зданий: палата личных пажей султана и павильон реликвий
59. Галереи палаты личных пажей и павильона реликвий

Палата личных пажей султана  предназначалась для наиболее приближённых к султану пажей. Со времени правления султана   Селима I, они становятся хранителями священных реликвий ислам

После завоевания Сирии и Египта (1516-1517 гг.) султан Селим I, получил от шерифа Мекки титул халифа, а вместе с ним и некоторые священные реликвии ислама, среди которых были Знамя Пророка и Священная мантия, или плащ Пророка.

Все эти бесценные для мусульман реликвии хранятся в  Павильоне Священной мантии и святых реликвий. В помещении, где в золотом ларце хранится плащ Пророка, несколько мулл попеременно круглосуточно распевают суры Корана. Туристам вход сюда запрещен.

Рядом с павильоном реликвий находится здание Палата Казны.
59.1. Палата казны

В настоящее время в здании Палаты Казны работает выставка миниатюр и каллиграфических манускриптов  из фондов дворца. Всего в Топкапы хранится более 13 тысяч миниатюр и рукописей, а также самое большое собрание рукописей Корана  в мире.
59.2. У прохода через Палату Казны в 4-й двор

Пройдя проходом через Палату Казны, мы вошли в последний, четвертый двор дворца Топкапы, из которого открываются прекрасные виды на Мраморное море, Босфор и Золотой рог.
59.3. Вид на четвёртый двор дворца Топкапы

Четвертый двор находится на самой вершине холма, склоны которого образуют мыс между Босфором и Золотым рогом. Долгое хождение по музею нас с Лидой утомило, и мы сели отдохнуть на поребрик розария, разбитого с тыла Палаты казны.
59.4. Отдых у розария

 Мы  пили воду и отдыхали, любуясь, открывшимся отсюда, видом Босфора.
60. Любуемся  Босфором от розария 4-го двора.

Немножко отдохнув, пошли на смотровую площадку, расположенную с  двух сторон нарядного дворца, европейского вида. Это павильон султана Абдул-Меджида,  последнее по времени здание, построенное  при османских султанах на территории Топкапы. Сейчас здесь ресторан Konyal;, обреченный, наверняка, на популярность из-за места расположения.
60.1. Павильон султана Абдул-Меджида

Пошли вдоль парапета, фотографируя открывающиеся виды, и  фотографируясь на их фоне моря. ( Фото 60.2- 61)


Рассматривая красоты, увидели  внизу летнее кафе.
Анечка выказала желание здесь пообедать, но, спустившись к кафе, и узнав про цены, сказала, что обед здесь съест наш двухдневный бюджет.
Но успокоила, заверив, что когда заработает первый миллион евро, то непременно пригласит нас в ресторан Konyal;.

Смотровая площадка незаметно перешла в садовую дорожку, идущую по краю четвертого двора. С дорожки, в просвете между деревьями
выглядывает капитель Готской колонны.
62. Готская колонна

Она воздвигнута в честь победы римского императора Клавдия  над готами (269),  активно нападавшими на пограничные провинции  Римской империи, и считается самым старым памятником города.

Возле небольшого пруда с цветущими лилиями и лотосом остановились. Сразу за прудом красовался восьмиугольный павильон изысканного вида, окруженный сводчатой галереей с широкими навесами крыши.
63. Багдадский павильон

Это Багдадский павильон,  построенный в 1638 году, в ознаменование покорения  Багдада Мурадом IV. Изящество и легкость павильону придают тонкие колонны с капителями, повторяющими мотивы лотоса.
63.1 Интерьер павильона
63.2 Потолок павильона
63.3. Фасад павильона

Фасад павильона открывается на широкую мраморную террасу Султанская Софа построенную в первой половине XVII века.
 Терраса  имеет большой декоративный бассейн, центр которого украшает изящный пирамидальный фонтанчик.
63.4. Терраса Султанская софа

К террасе примыкает, щедро украшенный изразцами Зал Обрезания.
 Помещение Зала Обрезания (1461 г.) предназначалось для выполнения обряда  обрезания над принцами, потенциальными наследниками трона Османской империи.
63.6. Интерьеры зала обрезания

В середине террасы Султанская Софа, на четырех изящных колонах держится изготовленный из золоченой бронзы купол Золотой беседки (Павильон разговения). Из Беседки открывается прекрасный вид  на залив Золотой Рог, пролив Босфор и Галатский мост.
64. Золотая беседка или Павильон разговения.

Именно в Павильоне разговения, построенном в 1640 году, находилось любимое место султана Ибрагима, который предпочитал  здесь разговляться  после захода солнца.

С другой стороны террасы Султанская софа расположен Ереванский павильон. Свое название павильон получил в честь взятия в 1635 году Еревана султаном Мурадом IV и изгнания оттуда персов.
65. Ереванский павильон

 Крыша павильона свешивается над карнизом, обеспечивая тень внутри, а верхняя часть внешних стен покрыта изразцовыми панелями.
Украшены изразцами и внутренние помещения павильона.
65.2. Интерьеры Ереванского павильона

Возможно, самой интересной частью дворца Топкапы в Стамбуле  является гарем, что в переводе означает: «Священное место». Большинство европейцев знакомо с ним по множеству кинофильмов и книжных  сюжетов о гареме  дворца Топкапы, своим возведением обязанным Роксолане, любимой жене Сулеймана Великолепного.

 Ранее дворец Топкапы служил лишь официальной резиденцией султанов, а  гарем  располагался в другом дворце.
Роксолана уговорила Сулеймана построить гарем на территории  Топкапы.

Строительство гарема началось в 1578 году, и вплоть до 19 века постоянно достраивалось и перестраивалось. Поэтому у гарема в Топкапы нет единого облика. Более 300 комнат, построенных, ни только в разнее годы, но и в разные века, отличаются по стилю и исполнению, образуя почти  7 тысяч квадратных метров, разукрашенных  золотом, и ценными породами дерева.  Широко использовали мрамор, зеркала, роспись, каллиграфию, инкрустацию и великолепные изразцы.

Изразцы гарема достойны отдельного воспоминания. (Фото 65.4-66.7)
 Из мебели использовали в основном диваны, в стены встраивали  фонтаны и камины, выступы которых использовали как полки, полы застилали великолепными коврами.


Вход в гарем дворца Топкапы находится в конце второго двора, а выход в третьем дворе.
66.8 Вход в гарем

 Кроме жилых помещений гарем насчитывает  множество различных двориков, переходов и потайных ходов. На его территории располагается 9 бань, две мечети, больница и прачечные.
67. Двор для прогулок жены султана

Наличие огромного количество комнат было необходимо потому, что гарем дворца Топкапы служил домом для султана, матери султана, его сыновей,  жен и дочерей султана, детей султана, многочисленных наложниц, служанок и  евнухов охраны.

По своей структуре гарем делился на 4 секции.
Первая  секция гарема состояла из помещений султана и принцев.
68. Апартаменты султана
68.2. Опочивальня султана
68.3. Павильон близнецов
68.4. Окна в палату принца
68.5. Тронный зал в гареме

Вторая секция гарема принадлежала матери султана (Валиде султан). Её покои находились между покоями султана и секцией наложниц. 
Валиде султан управляла гаремом, а, порой не только гаремом. Например, в конце XVI века,  властные Валиде султан фактически правили империей вместо своих  сыновей — пьяниц.

Именно поэтому  комната  Валиде султан являлась одной из самых шикарных.
69. Вход в апартаменты  Валиде султан
69.1. Потолок в апартаментах Валиде султан
69.2. Стена комнаты Валиде султан
69.3. Апартаменты Валиде султан.

Третья секция гарема была отведена наложницам. И здесь существовала строгая иерархия категорий:
Высшая категория. Султанша. Жена султана, сын которой официально провозглашен наследником престола. Могла присутствовать на церемониях вместе с султаном.
70. Церемониальный зал гарема

Высокая категория. Жена султана, та  из любовниц султана, которая смогла родить сына. В гареме имела свои комнаты, за ней закреплённые, и значительные права.
71. Комната жены султана

Средняя категория. Икбал,  одалиски разделившие ложе с султаном и ставшие его любовницами. Титул икбал означает, что султан не разочаровался в своём выборе и, отныне, она удостоена, каждый месяц, получать денежное вознаграждение.  К ней приставляют прислуг и евнухов. Икбал проводили время в общих комнатах гарема
72. Общая комната в гареме
72.1. Зал в гареме
72.2. Купальня

Низшая категория. Одалиски, которые только мечтали  стать икбал и пользоваться её правами. Были служанками для  всех наложниц.

 Четвёртая секция гарема для сотен евнухов, ответственных за безопасность и порядок в гареме.
73. В секции евнухов
73.1. Служебное помещение евнухов

Закончив осмотр  дворцового комплекса Топкапы,  довольные, что много успел посмотреть, мы пошли назад. Хотя еще не было 18 часов и в археологический музей в первом дворе мы могли бы посетить, но из-за крайней усталости решили  от этого, с сожалением, отказаться.

Мимо Фонтана палача уже шли, еле передвигая ноги, так что пришлось посидеть несколько минут на поребрике у руин дворца византийских императоров.
74. Возвращаюсь  из Топкапы

Еще через двадцать минут мы уже ехали на машине, направляясь в наш отель. После приезда пошли сначала выкупались, а потом  с аппетитом поужинали в городском кафе.
На этом активная часть седьмого дня нашего путешествия была завершена.

Последний день пребывания в Турции начали с утреннего купания. Затем позавтракали в ресторане «Диаманта» и, загрузив багаж, поехали в аэропорт Ататюрка. По знакомой дороге это заняло 40 минут. В зале вылета распростились с родственниками, и пошли на посадку.

Аня и внуки, проводив нас, поехали домой в Болгарию.
Мы же, пройдя без проблем таможенный досмотр, благополучно улетели в СПб, где нас, в полном соответствии с расписанием, встретили Поля и Андрей.

К 22 часам мы уже были в Парголово, где нас ждал приготовленная Васей жареная курица и большой арбуз. На этом не долгий, но насыщенный впечатлениями, вояж завершился.
 
Примечание: Под номерами в тексте названия соответствующих фотографий, недоступных на Прозе.ру

На заставке фото:  Вид на Босфор, стену Феодосия и мост Ататюрка
Начало: http://proza.ru/2015/10/15/1692