Превратности времени

Владимир Воржев
 «…Люди… машины… осень… опять всё тоже! Красивый, необъятный мир сжался до размеров мышиной норы, засев у меня в мозгу где-то между чувством голода и послеобеденной лени!»
Марина стояла на самом краю крыши, глядя на проспект, по которому стремились куда-то юркие городские машины. Отсюда, сверху, они были похожи на тараканов, разбегающихся в стороны от звука шагов. Но это были не шаги человека! Уж она теперь знала, чего именно боялись все эти насекомые, засевшие в уютных салонах своих выплаченных из кредита авто. Все они боялись не кризиса, не резкого обострения аллергии и утраты занимаемой должности. Они боялись Его – единственного и настоящего повелителя всего сущего; палача и адвоката, спокойного и неторопливого вершителя судеб… они боялись наползающего на них, всесильного времени!
- Правильно боитесь! – злорадно ухмыльнувшись, сказала Марина, хотя не имела обыкновения разговаривать сама с собой. И, словно в ответ на её фразу, злой осенний ветер подхватил с земли опавшую листву, швырнув её на лобовые стекла убегавших от времени машин, и те прибавили скорости, в наивной попытке скрыться от Его невидимой, но вездесущей длани.

- Опять ты здесь? Снова за своё…
- Серёжа… ты?
Марина повернулась, увидав его у шахты лифта; такого же спокойного и немного насмешливого, как тогда, в той далёкой ушедшей жизни.
- Я тебе говорил, чтобы ты не называла меня так… Я Странник.
- Кто же ещё, кроме меня назовёт тебя по имени! Впрочем, как знаешь… привет, Странник…
- Сядь, порывы ветра здесь очень сильные!
- Да? Что-то я не заметила…
- Сядь! – повторил Странник тем самым, хорошо знакомым ей тоном, в котором повелительные нотки каким-то непостижимым образом сочетались с пониманием и состраданием, и Марина послушалась.
Она села на край крыши, с удовольствием почувствовав, как закричал в ней неистребимый инстинкт самосохранения вместе с качнувшим её нежданным порывом ветра.
Странник сел рядом. Под ногами у них сновали одержимые машины.
- Зачем ты делаешь это? Когда-то я ведь могу и не успеть…
- Я устала, Сер… Странник! Эти годы… они не имеют смысла! Люди, события, эпохи – всё это скачет вокруг, сводя меня с ума!
- Выйди замуж…
- За кого? За всех сразу! Я засыпаю на перине под звучание шарманки, а просыпаюсь под леденящие звуки рэпа. А недавно я вышла на улицу в короткой юбке, а оказалась в Мадриде девятнадцатого века, так что если бы не милость приютившего меня дворянина, я могла бы попасть в застенки испанской инквизиции!
- Думаю, тот дворянин сделал это не бескорыстно…
Марина посмотрела на Странника с нескрываемой злостью.
- Он предложил мне руку и сердце, и сказал, что не станет даже спрашивать, о причине моих внезапных исчезновений… но уже в моё следующее появление он умер от чахотки, хотя был совсем ещё не старым мужчиной!
- Какая жалость!
Марина вздохнула.
- Послушай, Странник, я прошу тебя, сделай так, чтобы у меня опять началась обычная жизнь! Я хочу просыпаться в том времени, в котором заснула. Я хочу всегда знать, какое сейчас число, год и месяц; я хочу выйти замуж, родить ребёнка и менять ему подгузники… я хочу просто жить! Скажи, разве я многого хочу?
Странник посмотрел на неё: «Она совсем не изменилась! Та же свежесть лица, те же глаза, сводящие с ума мужчин непроницаемой загадкой тёмных зрачков…»
- Нет, ты хочешь не многого…
- Спасибо и на том! Когда мы… когда ты привёл меня, чтобы показать работу твоей машины, ты уверял, что мы, всего лишь, на время переместимся в пространстве. «Это будет небольшое путешествие!» - сказал ты тогда, и я, как дура, тебе поверила, так что даже оставила размораживаемый холодильник! А потом оказалось, что твоя машина не смогла нас вернуть, вернее, - она вернула, только мы с тобой были уже другими – время поставило на нас свою отметину, и более уже не желало отпускать!
Ты сказал тогда: «Ничего страшного! Я поработаю, и всё исправлю», но проходят годы, а всё остаётся как прежде, и я снова напяливаю на себя платья екатерининских лет и уклоняюсь от грязных предложений самовлюблённых гвардейских офицеров! Я, конечно, благодарна тебе за деньги, которыми ты при встрече всякий раз умудряешься меня снабдить, без них мне вообще пришлось бы пребывать на панели… кстати, я всё собираюсь спросить – где ты их достаёшь?
- Да… как-то само собой получается… Торгую индульгенциями. Дело, конечно, опасное, но прибыльное. Делаю астрологические прогнозы; это особенно легко, если знаешь основные события той эпохи, в которую тебя заносит время. А уж если попадаю во времена Древнего Рима – тут уж совсем просто! Делаю расчёты для строительства дорог и торговых сделок. У них же цифры – просто ужас! Чтобы умножить, или поделить – целый день сидеть нужно! Знаешь, ко мне даже шпиона засылали, чтобы получить мою магическую методику! Только я его раскрыл и с помощью надёжного человека утопил в канализационных катакомбах – зачем мне конкурент!
Марина поморщилась.
- Какая гадость! И как я могла выйти замуж за человека, который топит своих конкурентов… в канализации!
- Ну, во-первых, в Древнем Риме это один из самых распространённых способов убрать ненужного человека, благо, что длина этих лабиринтов позволяет сделать это, едва ли не с половиной жителей Рима, причём, совершенно не опасаясь свидетелей!
- А во-вторых?
Странник улыбнулся. Теперь он опять был её Серёжей…
- А, во-вторых, ты думала, что выходишь замуж за приятного, интеллигентного юношу…
- М-да… у тебя весёлая жизнь… Ты всегда умел устраиваться. Кстати, а как ты узнал, что в это время я буду здесь, в нашем мире?
Странник засиял, словно давно ждал этого вопроса.
- В том-то всё и дело! Едва ли не с первых дней… того самого события… я вёл статистику своих перемещений, и вот теперь, когда массив данных сделался достаточным для их обработки, я установил, что во всех наших перемещениях наблюдается закономерность. И, знаешь, что самое интересное?
- Как я узнаю этот взгляд… снова гениальная мысль, да? Так у тебя других и не бывает. Ты мне лучше скажи, можешь ли ты вернуть меня в моё время, или мне опять нужно будет прийти сюда, когда ты уже не сможешь помешать мне свести счёты с жизнью?
- Нет, но теперь я могу сделать для тебя календарь перемещений, где с достоверной вероятностью будут перечислены все твои переходы!
- Что-то я не заметила там никакой системы…
- Правильно! Время оказалось хитрее, чем я думал, и оно заставило меня попотеть! Понимаешь, периодичность переходов была сдвинута во времени… как бы это объяснить…
Представь себе лужу, в которую упал камень, по ней побегут круги, - так? Эти круги будут иметь периодичность, заданную геометрией этой лужи, вязкостью воды… и так далее. Так, вот, теперь представь, что на эту лужу дует ветер. Что произойдёт? Правильно, - периодичность волн будет меняться в зависимости от силы ветра. Тоже самое происходит и с нами! Периодичность наших перемещений имеет, в свою очередь, свои периоды, и их-то мне удалось определить. Так, например, я вычислил, что сейчас мы должны вместе оказаться в нашем времени. Ну, а в таком случае где же тебе быть, как ни в салоне красоты, или на крыше того дома, что когда-то довёл тебя до отчаяния?
- Замечательно…
- Так что теперь, моя дорогая, тебе не придётся скрываться от негодующих католиков на улицах Мадрида, и твои изумительные ноги всегда найдут подобающих ценителей!
- Всё?
- Да. Теперь мне нужна статистика твоих перемещений. Помнишь, я говорил, чтобы ты аккуратно вела её, куда бы ни забросило тебя время?
- У меня её нет.
- Как, нет?
- Я всё бросила в своей квартире на Сен Дени, когда меня пришли арестовывать в подозрении за сочувствие к Фронде. Я тогда едва успела умчаться в карете, а выстрелы из мушкетов изрешетили всю стену, так что мне до сих жутко об этом вспоминать…
- Это очень плохо. Значит, начинай собирать её заново, иначе…
- Послушай, Странник, мне не нужен никакой календарь! Просто верни меня в моё время, а сам можешь заниматься научными изысканиями, сколько влезет! Неужели не понятно, что ты просто испортил мне жизнь? Пойми, Странник, женщинам не нужна вся эта ерунда, которая так кружит тебе голову! Им не нужны ни шпионы, ни леденящие душу приключения, о которых можно рассказать наивной молоденькой любовнице, прихлебывая вино. Им нужно просто чувствовать себя счастливыми, - и все…
Марина поднялась с карниза; резко, обуреваемая клокотавшими в ней страстями. Внезапный порыв ветра качнул её, она вскрикнула и полетела вниз, в пожирающую пустоту времени.
Она успела увидать испуганное лицо Странника, и подумать о том, что это был самый дорогой человек в её жизни. А когда до падения оставался всего миг, она поняла, что жизнь её не была такой ужасной, и что ей, возможно, позавидовали бы многие женщины. Но теперь всё это уже не имело смысла, и Марина приготовилась к самому страшному.
Но удара не последовало. Она не больно шлёпнулась на мягкую землю в своём саду, в предместье Мадрида, отошедшим к ней после скоропостижной смерти её благородного мужа.
- Вот, чёрт, даже умереть спокойно не дадут! – выругалась она, видя бегущую к ней, уже немолодую служанку Бланку.