Круиз по Турции. Айя София

Юрий Бахарев
             Начало: http://proza.ru/2015/11/17/1660

Круиз по Турции. Седьмой день. Кумбургаз-Стамбул



По первоначальному плану, на седьмой день нашего круиза по Турции у нас предполагался «пляжный» день, без поездок. Но мне хотелось посмотреть своими глазами главные достопримечательности столицы:  дворец султана, храм святой Софии, подземную базилику. Поэтому я стал уговаривать Аню с утра выкупаться на пляже гостиницы, и сразу поехать в Стамбул на экскурсию.

Аня, ссылаясь на усталость и проблемы езды по забитому машинами Стамбулу, отказалась.  Я, понимая проблему, не стал настаивать, только сказал, что очень сожалею. Аня, видимо чувствуя моё настроение, пошла к Лиде за советом. Видимо, Лида нашла такие слова, что Аня согласилась на поездку.

Зная, что предстоит непростая поездка, мы встали пораньше и до завтрака выкупались в море. Благо, выход на пляж гостиницы возможен из внутреннего дворика, куда входили двери наших номеров.
1. Патио гостиницы «Диамант»

На пляже ещё никого из постояльцев гостиницы не было, только уборщик собирал остатки мусора, ходя между рядами шезлонгов.
2. Пляж гостиницы «Диамант»

На завтрак в ресторан гостиницы, по системе «шведский стол», мы пришли одними из первых.  С аппетитом  позавтракали,  любуясь картинами утреннего штиля на  Мраморном море.
3. Ресторан гостиницы «Диамант»

Быстро собрав необходимые вещи, пошли к машине, оставленной у фасада гостиницы.
4. Фасад гостиницы «Диамант»

Сели в машину и по шассе Е-5 идущему, то, приближаясь, то, удаляясь от берега Мраморного моря, рванули в сторону Стамбула. На карте обозначено шоссе идущее вдоль побережья. По моим расчетам до знакомой нам набережной Кеннеди, по которой мы попали в Стамбул из аэропорта Ататюрка, не более 70 километров. Час езды. Но всё оказалось не так просто.

В этом районе Стамбул выходит к берегу Мраморного моря  два больших озера Бюйюкчекмедже и Кючюкчекмедже. И две основные дороги в центр города. Одна дорога огибает озёра с севера, а другая  (Е-5) проходит через мосты, установленные в узких местах.

За  Кючюкчекмедже, примерно в трех километрах от него, тянутся вдоль озера взлётные полосы аэропорта Ататюрка

Город Кумбургаз, из которого мы выехали, входит в район Бюйюкчекмедже.
5. Вид из автомобиля на район Бюйюкчекмедже

Через несколько минут проехали мост через озеро, который назван по фамилии архитектора Синанским мостом.
6. Синанский мост

Сразу за Синанским мостом еще район Бюйюкчекмедже, но вскоре, дорога стала шире. Между правыми и левыми полосами организовалась полоса общественного транспорта: трамвай и автобусы. Переход к остановкам и переход улицы, только по лестницам и пешеходному виадуку.
7. Шоссе Е-5 в Кючюкчекмедже

Уже после того, как мы проехали мост через озеро Кючюкчекмедже, на одной из разно уровневых городских развязок мы заблудились. Обнаружили это только тогда, когда увидели, что едем не по шоссе Е-5, а по какой то другой достаточно широкой улице. К сожалению, ни каких названий улиц нам на глаза не попадалось. Свернули направо, рассчитывая, что если дорога идет вниз, значит, в конце концов, выедем на набережную Кеннеди.

Вот впереди показалось море, и дорога пошла вдоль берега. Ура! Мы верно рассчитали. Но ликование оказалось напрасным. Вскоре асфальт кончился, и стало ясно, что здесь вдоль берега проехать не удастся. Это явно не набережная Кеннеди. Пришлось возвращаться и снова искать дорогу. Едем обратно по той же улицы. Когда море исчезло из вида, остановились разобраться, что делать дальше.

Улица идиллически-курортного вида с одноэтажными добротными домами, окруженными зеленью садов. Компьютерный навигатор упорно отказывается работать. Нам навстречу идет пожилой мужчина в сопровождении ребенка лет десяти. Аня выскочила из машины с планшетом, на котором пыталась разобраться в хитросплетении улочек, и обратилась за помощью к мужчине.

В результате она поняла, где мы находимся и куда нам надо ехать, чтобы скорейшим образом выйти на набережную Кеннеди. А мужчина подошел к машине, вежливо поздоровался и спросил, видимо определив по номеру машины: «Булгар?»

Я сказали, что из Болгарии наша дочь и внуки, а мы с женой из России, из Санкт-Петербурга. Мужчина стал приглашать нас к себе в гости, объясняя, где жестами, а где  словами, что сегодня у них праздник.

Мы начали отказываться,  тогда он вынес большой кулек свежего инжира и подарил нам его. Сердечно поблагодарив гостеприимного турка, мы отправились в дальнейший путь. Теперь уже почти не плутая, вышли на шоссе Е-5, обогнули аэропорт Ататюрка и выехали на набережную Кеннеди.

По пути, с набережной сфотографировал фрагмент городской стены Стамбула.
8. Городская крепостная   стена

Еще минут через двадцать мы  уже перемещались по узким улочкам в районе Голубой мечети, выискивая место, где можно было бы припарковаться. Вскоре нашли маленькую платную парковку метрах в трехстах от Голубой мечети, да так удачно, что оставили машину не на солнцепёке, а в тени гранатового дерева.

 Было уже около половины двенадцатого, так что добирались до центра Стамбула не час, как я рассчитывал, а два с половиной часа.
Через несколько минут подошли к собору Айя-София и остановились, любуясь.
9. Собор Айя-София

Сразу вспомнилось стихотворение Мандельштама:

Айя-София - здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.

Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
 
В кассу музея Айя-София стояла огромная очередь, поэтому пошли  в сторону 4-х мавзолеев  султанов, похороненных рядом с Айя-София.  Там нашли успокоение 4 поколения потомков Сулеймана Великолепного.  Вход в мавзолеи свободный, но в обуви входить в усыпальницы нельзя.

Первым мавзолеем, который мы осмотрели, был мавзолей Селима Второго, сына Сулеймана Великолепного и Раксоланы. Правил в 1566—1574 годах.  Был известен, под прозвищами Селим Пьяница  и Селим Рыжий.
10. Мавзолей Селима II

Во время правления Селима ІІ,  Османская империя, ведя войны со своими соседями, завершила завоевание Аравии и Кипра.

В 1569 Селимом был осуществлен неудачный поход на Астрахань. В Стамбуле был разработан план по объединению Волги и Дона каналом, и летом 1569 года янычары и татарская кавалерия начали блокаду Астрахани и канальные работы, в то время как флот Османской империи осаждал Азов.

Но гарнизон Астрахани отразил осаду. 15-тысячная русская армия атаковала и разогнала рабочих и татар, которые были направлены для защиты, а османский флот был уничтожен штормом. В 1570 году послы Ивана Грозного заключили с Селимом II мирный договор.
11. В мавзолее Селима II

Его усыпальница - древнейший из трех мавзолеев. Он был закончен в 1577г. по проекту Синана.
 Через три года после его смерти султана Синан завершил строительство мавзолея, украшенного плиткой из Изника, в котором, помимо Селима II, упокоилась его любимая жена, а также его дети и внуки

Следующий мавзолей на территории храма Айя-София – усыпальница сына Селима II,  Мурада III,  правившего в 1574 - 1595 годах. Мурат III, унаследовавший от отца страсть к выпивке, больше всего любил все-таки женщин.
12. Мавзолей Мурада III

Говорят, что у Мурада III в общей сложности было 103 ребенка.  Хотя чрезмерная сексуальная активность не помешала добиваться успехов в войнах.

В семилетней войне с Персией Мехмет III одержал победу, присоединив к Османской империи всё Закавказье, Курдистан, Луристан и Хузестан.
Последний покой этот похотливый султан нашел рядом со своей любимой женой Сафийе Султан и их детьми, в количестве 32 человек.
13. Интерьер мавзолея Мурата III

Третий мавзолей  принадлежит сыну Мурата III, султану Мехмету III, правившему с  1595 по 1603 год. Его часто называли Гази – борец за веру. В начале правления Мехмеда III в Константинополе был задержан, а затем и бесследно пропал, русский посол Данило Ислентьев.
14. Мавзолей Мехмета III

Вступив на престол в возрасте 27 лет, он   сразу  казнил 19 своих братьев, опасаясь заговора с их стороны.  Всех 19 казненных удушением  принцев похоронили в четвертом мавзолее, несколько меньшего размера, но здесь же на территории Айя-София
15. Мавзолей принцев

 Мехмед III ввел  обычая не давать сыновьям султана принимать участие в управлении государством при жизни отца. Царевичей держали взаперти в гареме, в павильоне «Кафес» («клетка»).
16. Портрет Мехмета III

 Мехмет III стал первым султаном, возродившим традицию Сулеймана I лично водить армию в военные походы. Одержав победу в 1596 году над войском Венгрии, не сумел ею воспользоваться.  С правления Мехмеда III начинается упадок Османской империи.

От мавзолеев потомков Сулеймана великолепного пошли к билетной кассе в музей Айя-София. Большая очередь, которая вначале нас напугала, оказалась не такой страшной. В основном, в этой толпе были «организованные» туристы, приехавшие в Стамбул на автобусах со всех курортов Турции. Мы же, довольно быстро, купили входные билеты и прошли на территорию музея.

Первое, на что я обратил внимание во дворе храма – Фонтан омовений. Возведенный тогда,  когда Айя-София была мечетью, он является замечательным образцом турецкого рококо.
17. Фонтан омовений.

Крыша  фонтана покрыта растительными рельефами.
Функции мечети Айя-София выполняла с момента захвата Константинополя турками в 1453 году и до Декрета  Ататюрка превратить собор  в музей в 1935 году.

За эти годы собор претерпел существенные изменения своего первоначального вида. К собору пристроили четыре минарета. Большинство фресок и мозаик  были замазаны штукатуркой.
18. Минареты Айя-София

При султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые  ребра, подпирающие стены с внешней стороны, существенно изменившие внешний вид здания.

Единственная реставрационная работа того периода была произведена в 1847-49 годах, когда возникла реальная опасность обрушения здания.

В своем первоначальном виде Айя-София была построена по распоряжению императора Юстиниана I в 532-537 годах на месте сгоревшего храма Святой Софии. Работы велись под наблюдением Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший мрамор, привозимый со всех концов Великой Империи. По императорскому указу в   Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек. Из  Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца.
19.Порфировые колонны из храма Солнца в Риме

 Из Эфеса взяты восемь колонн  зеленого мрамора  храма Артемиды, считающегося одним из семи чудес света.
20. Колонны из храма Артемиды в Эфесе


 Из Пергама были доставлены шарообразные сосуды
21. Шарообразные сосуды из Пергама

 Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал для его украшения драгоценные металлы и слоновую кость.
Вход в храм осуществляется через галерею (нартекс)
21.1. Лида в нартексе.

Над входом в нартекс сохранилась мозаика 10 века: Богоматерь с императорами Константином и Юстинианом.
 Константин  держит модель основанного им города, а Юстиниан модель храма Святой Софии.
21.2. Богоматерь с императорами. 10 век
    
Сюжет  мозаики, отражает легенду о строителях города и храма:
Император Константин, решив построить новую столицу, долго не мог найти место для города. Он сделал свой выбор на древней Трое и начал строительство, но однажды ночью Константину во сне явился Господь и убедил его искать для столицы другое место.

Увидев в небе над Босфором орла со змеей в когтях, посланники Константина сочли это знамением и проследили, где приземлился орел со своей добычей. Там, на месте старой греческой колонии Византий, был в 330 году заложен Константинополь, а в 327 году император Константин построил первый храм на месте нынешней Айя-Софии.

Через два столетия император Юстиниан возвел храм на месте двух
предыдущих, разрушенных во время народных волнений, закончившихся пожарами.

Из галереи с мозаиками широкие и высокие двери ведут в собор

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (76;68 м), образующий три нефа, огороженных колоннами пространства.
Над центральным нефом, как бы парит в воздухе, огромный купол.
22. Центральный неф собора

Возникает иллюзия, что купол ни на чем не держится, "подвешенный к небесам", как написал Мандельштам.
24. Купол св. Софии

Историки архитектуры  объясняют, в чем секрет парящего в высоте купола:
"четыре мощных стола, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки".
25. «Купол, подвешенный к небесам»

Архитекторы собора точно рассчитали и отлично воплотили в жизнь умную конструкцию перекрытия храма:
Сфера центрального купола с востока и с запада поддерживают две более низкие полусферы (конхи), которые, в свою очередь, поддерживается еще тремя конхами, переходящими в цилиндрические ниши (экседры). Каскад сферы и полусфер распределяет нагрузку  и обеспечивает прочность конструкции перекрытия храма.
26. Каскад сферы и полусфер

На сферических треугольниках (парусах), которые связывают окружность купола с прямоугольником центральной части храма, изображены четыре шестикрылых серафима. Они были  единственные
изображения, которые не были замазаны штукатуркой, когда храм был превращен в мечеть.
Мусульмане, видимо, сочли их талисманами, но всё же, лица серафимов  прикрыли рисованными масками.
27. Серафим под куполом

 В ходе  реставрационных работ 1993-2010 годов один из серафимов, на северо-восточном сферическом треугольнике, обрел лицо – реставраторы раскрыли мозаичный лик серафима
28. Лик серафима

Еще одна находка архитекторов купола Айя-Софии –  кольцо из сорока окон в основании купола, отделяющее его от храма почти сплошным световым обручем. Пропорции подобраны так,  что солнечный свет,
проникая внутрь, как бы обрезает купол. В итоге создаётся впечатление,  что купол парит в воздухе.
29. «Сорок окон – света торжество»

В алтарном выступе (апсиде), на конхе апсиды,  сохранилась мозаика   9-го века с изображением Богородицы на троне.
30. Богоматерь с младенцем на конхе  абсиды храма


 Ране, слева и справа от Богородицы были мозаики с изображением архангелов. В настоящее время можно видеть только прекрасную мозаику с изображением архангела Гавриила.
32.Архангел Гавриил. Мозаика

Из бокового нефа, по широкому пандусу, можно пройти на верхнюю галерею храма.
33.1. Боковой неф храма св. Софии

Верхние галереи широкими проёмами открываются в центральный неф храма.
34. Верхняя галерея храма Айя-София

В верхней южной  галерее сохранилось несколько мозаичных панно, имеющих высокую художественную ценность:
Богоматерь с младенцем,  триптих с изображением Иисуса Христа в сопровождении  Богородицы и Иоанна-крестителя, император Константин IX Мономах и его супруга императрица Зоя склоняются перед престолом Христа.
Сфотографировали мозаичные панно.(34-37)

На фреске изображен тот самый Константин Мономах,  дочка которого стала матерью русского князя Владимира Мономаха.  Императорский титул Константин Мономах получил  благодаря женитьбе на Зое Порфирородной, когда у него уже была эта дочь. Поэтому считать, что князь Владимир Мономах потомок византийских императоров, явно не корректно.
Зоя Порфирородная облагодетельствовала императорской короной, одного за другим, трех своих мужей, ранее не принадлежащих к царствующему дому.

Обойдя второй ярус, экскурсанты  и  паломники идут к выходу на пандус.
37.1. Лида в толпе экскурсантов

Перед выходом из храма, с молельного места, оборудованного для султанской знати, ещё раз полюбовались на убранство собора.
37.2. Любуемся убранством храма

Осмотрев собор Айя-София, мы вышли  из музея. Мы с Лидой сели в тени дерева на лавку, а Анечка отправилась покупать билеты в следующий музей «Цистерна Базилика». Очередь в кассу  была довольно большая, но так как касса находилась в пределах видимости, то мы должны были из тени наблюдать, когда Аня начнет приближаться к заветной двери, в которой все исчезали после покупки билета.
37.3. Вход в  музей «Цистерна Базилика»

Минут через двадцать Аня была рядом с дверью, мы подошли к ней и вместе зашли в прохладу помещения, из которого начиналась экскурсия.  По лестнице спускаемся вниз, следуя  чуть впереди  группы с русскоговорящим гидом.  Оказывается, с греческого языка слово цистерна переводится как водохранилище, а базилика – храм.
38. Вид с лестницы в «Цистерна Базилика»

Цистерна Базилика - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом.
38.1. Центральный неф базилики

Водохранилище обеспечивало резерв питьевой воды на случай засухи или осады города. Водохранилищ в Константинополе было несколько десятков.
 Вода доставлялась по водопроводу и акведукам из источников, расположенных в 19 км к северу от города. Один их этих акведуков мы фотографировали, проезжая по бульвару Ататюрка.
39. Акведук Валента

Этот акведук, соединяющий два городских холма, был построен в период правления императора Валента приблизительно в 368—375 годах. Его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная высота 26 метров.

При строительстве использовались камни из стен Халкидона, греческого города в Малой Азии.  Вплоть до середины  XIX века, вода поступала в город по свинцовым трубам, проложенным по верху акведука.

Строительство водохранилища было начато греками во время правления императора Константина I (306—337 гг.) и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Размеры подземного сооружения — 145 ; 65 м, ёмкость — 80 000 м; воды.

Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей, а воду водохранилища запустили рыб.
40. Рыбы в воде «Цистерна Базилика»

Как и везде, туристы  бросают в воду монеты, верный знак, что удастся вернуться в понравившееся место.
41. Рыбы и монеты

 Сводчатый потолок цистерны поддерживается  двенадцатью рядами восьмиметровых колонн, по 28 штук в ряду.  Колонны стоят на расстоянии 5 м друг от друга.  Стены водохранилища толщиной 4 м выполнены из огнеупорного кирпича и покрыты специальным водоизоляционным раствором.
42. Колонны «Цистерны базилики» разнообразны

Так как, почти все, колонны взяты из античных храмов,  они отличаются друг от друга, как сортом мрамора, так  и видом обработки. Часть колонн состоит  одного ствола,  другие имеют резные капители и замысловатые базы.
43. Резной капитель с мозаикой

У двух колон в качестве базы использовано изображение медузы Горгоны, притом одна из них расположена вниз головой, другая повёрнута на бок. Говорят, это сделано для того, чтобы никто не боялся окаменеть, взглянув в глаза этого чудовища.
44. Голова Горгоны повернутая вбок.
45. Голова Горгоны повернутая вниз

Рассматривая интерьеры «Цистерна базилика» дошли до конца зала и повернули на выход.
47. Мы с Лидой на мостике в конце зала

В центральном зале у лестницы, идущей на выход, оборудовано кафе, которое в тот день не работало. А то неплохо бы было посидеть в прохладе и выпить по бутылочке  холодного айрана или горячего чая.
48. Кафе в « Цистерна базилика»

Когда мы вышли из музея, шел уже четвертый час дня, а мы ещё должны были, как минимум, посетить дворец султана.

Примечание: Под номерами в тексте названия соответствующих фотографий, недоступных на Прозе.ру

На заставке: Фото 22. Центральный неф собора Айя София


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/11/22/1744