Долг

Лев Кубышкин
ДОЛГ.
 Страна строилась, государство выделяло ссуду на строительство, разрешало выпиливать лес, помогало  с  транспортом, продавало кирпич, бригады  шабашников  возводили новые дома.  Город по окраинам прирастал улицами. Мишка с родителями в пятьдесят восьмом году заселился в только что выстроенный дом.   Знакомились  с соседями.
                Как-то зашел  старик, отец соседки, заборов тогда ещё не было и в калитку стучаться не приходилось. Узнав, что Мишка  любит читать, пригласил к себе  в   гости.  Дедушка  жил  в деревне,  у его в огороде  росло   много  яблонь, после нескольких попыток сосчитать их  мальчик  бросил пустую затею, тем более, что хозяин позвал в дом. Там были  полки с рядами книг,  Мишкины   глаза  разгорелись, сердце  восхищённо билось,  какое  богатство!   
                Хозяин выдал только одну книжку с тонкими бумажными корками     «Русские народные сказки» и  поставил  условие:
  -Как  принесёшь обратно,   другую   дам,  а  прочитаешь   все,  так будешь молодец.  Мальчик клятвенно обещал   вернуть,  очень  уж  хотелось  побыстрее  всё это  прочитать. В книжке  было триста страниц  мелкого шрифта, скоро прочитать не получилось.  Где-то через пару месяцев  была первая   попытка вернуть  сказки, затем вторая, третья, дедушку невозможно было застать дома, попытки становились всё реже, да и  неудобно  гулять с книжкой,  потом дедушка  умер.
                Миша иногда,  наводил порядок  в  шкафу   и, всякий раз  чужая книга приводила его в смущение. Словно она ему говорила:
     - А я не твоя книжка, ты меня не вернул хозяину, значит украл.
    Это сильно не нравилось Мише,  как он не убеждал сказки, что теперь они его, книжка не соглашалась, и он старался ставить её в задний ряд, чтобы на глаза не попадалась. Но время от времени  она  появлялась  и  упрекала  мальчика. 
            Соседи  были  очень оригинальной парой, они  разговаривали на сплошном матерном языке,  папа  Миши тоже ругался  временами, но даже он приходил в восхищение  от матерных оборотов  соседей. Только понять их  иной раз  было невозможно, наверно,  житейского опыта не  хватало. 
   У соседей  родился  сын   Петя,  паренёк   рос   хулиганистым  и лучше всего разговаривал  на домашнем языке. Ввиду большой разницы в возрасте и ещё  потому,  что Миша уезжал учиться,  затем служить,  дружбы с Петром  не было.  Шло время,  Пётр женился, родилась дочь Таня.
    Тане шел двенадцатый год, когда  в один из своих  приездов  к родителям   Михаил  решил  избавиться  от  наваждения,   подклеил  книжку  « Русские народные  сказки» и вернул в законные руки.  Девочке  Тане он объяснил, что эта книга её прадеда, и она принадлежит теперь ей.
           Неумолимое время продолжало свой бег.  Таня выросла, вышла замуж, у неё родился сын  Алексей. К тому  времени отец  Михаила умер, мать  осталась одна и   часто, по-соседски,    присматривала за Алексеем.  Бабушка  Нина и  мать  ребёнка работали. Во время очередных посещений матери Михаил  узнавал  новости из жизни мальчика.  Алексея мать хвалила, но с горечью говорила,  что мальчик  не разговаривает, только мычит.
                Михаил, вынужден был всё чаще приезжать к матери,   ей шел девятый десяток и она слабела.   Вскапывал ли землю, опиливал ли деревья, жег ли костер, Алексей постоянно  крутился рядом.  Постепенно два человека привыкли  быть вместе.  Когда  мальчика не было,  Михаил  шел к его дому, стучал в окно и просил выпустить его друга.
                С  Алексеем было охотно, он выполнял все поручения, но речь его состояла  из м- м  или  нь –нь. В садике его определили в спецгруппу.   Михаил   как-то спросил  мальчика:
             - А как кошки разговаривают?
             - Мяу!
            - А  как собаки разговаривают?
             -  Р-Р Р.    Действительно их собака никогда не лаяла, рычала. Но вот, что удивительно звук  «Р»  был столь четким, что трудно было предположить. Странно, что обладая  такой дикцией  и сообразительностью, Алексей  был  немым. Вспомнилась книга  « Два капитана»  Каверина, со схожим сюжетом.
                Михаилу   захотелось  научить  говорить  маленького соседа. Он показывал на пень от спиленной рябины, произносил:
       -Пень - или -Это пень.  И просил ребёнка повторить. На пятнадцатой или двадцатой попытке  Алёша  довольно четко  сказал:
              -Пень.  Это был большой успех.  Попытки закрепить слово день ни к чему не привели, его невозможно было  показать, слова с буквой «Р» тоже не прививались.  На четвертые  занятия  прорезалось  слово Нина, так звали бабушку.  И  всё  таки  дети  учатся разговаривать  от окружающих, сами по себе. Михаил решил поговорить с Таней и Ниной.
                Закончив   работы,  отвел  мальчика домой, сдавая его матери и бабушке  сказал:
                Я с вами хочу поговорить.  Он у вас никогда не делал попытки ругаться?
                -Ещё чего не хватало!  Я в садике работаю, и он принесёт туда такие слова, позора не оберёшься. Действительно Таня  работала  в  детском  садики, туда же в спецгруппу водили и сына.
                -Вы, пожалуйста, не запрещайте ему ругаться, он  понимает это  как запрет разговаривать. Мои дети,  когда были маленькими,  иной раз такое выворачивали, но я  не обращал внимания на эти перлы, они, когда  побольше станут, научаться отличать плохие слова от  хороших,   не будут материться. Соседки согласились с доводами.  Алексею с той поры было разрешено использовать весь семейный лексикон.
                Месяцев  через семь  произошла следующая встреча с мамой  Алексея.
                - Таня, скажи  сыну разрешено ругаться?
                - Да.
                -Ну и что вышло?
                -А  то и вышло, материться слушать невозможно.
                -Вы его за это не наказываете?
                -Нет.
                - Вот и  правильно.
                -А  в садик всё ещё в слабую группу ходит?
                - Да куда же ещё  его  такого то.
                -Вот вчера  попросили чашку со стола принести, так он такое ответил.
               -Таня, а ты можешь повторить мне, что он сказал?
                -Михаил Борисович, мне стыдно.
              -Ничего Таня, в этом случае можно.
               - Он сказал ……….  .
              -А чашку то принёс?
               - Принёс.
            -Не ругали?
            - Нет.
            - Не ругайте это пройдёт.
      Тем же днём произошла встреча с  Алексеем.
   Мальчик, пытался пробежать мимо, Михаил его остановил:
               -Здравствуй  Алёша, ты,  что меня не помнишь?
              - Помню.
            - А  помнишь,   где  мы с  тобой  костёр жгли?
             -Помню.
           -Покажи где.
           Мальчик точно  указал место, где прошлый год сжигали сучья.
           -Алёша, я слышал, ты ругаться можешь?
          -Могу?
          -А ну выругайся. Сосед  долго отнекивался. Михаил настаивал. И получил ответ на чисто матерном языке:
     -Да …………..
Ответ был в тему,  слова звонкие, буквы выговорено лучше  чем в простой речи.
                -Слушай, а  ты знаешь, что ругаться нехорошо?
                -Знаю.
                -Ну, тогда со временем не будешь материться?
                - Не буду.
         Друзья расстались. Через год Михаил узнал, что Алёшу перевели в обычную группу, и он успешно готовиться к школе.  Мать  Михаила умерла, родительский дом пришлось продать, и о судьбе соседа Алексея сведений больше нет.

     Кубышкин Л Б.     2015 год.