ДОЛГ.
Страна строилась, государство выделяло ссуду на строительство, разрешало выпиливать лес, помогало с транспортом, продавало кирпич, бригады шабашников возводили новые дома. Город по окраинам прирастал улицами. Мишка с родителями в пятьдесят восьмом году заселился в только что выстроенный дом. Знакомились с соседями.
Как-то зашел старик, отец соседки, заборов тогда ещё не было и в калитку стучаться не приходилось. Узнав, что Мишка любит читать, пригласил к себе в гости. Дедушка жил в деревне, у его в огороде росло много яблонь, после нескольких попыток сосчитать их мальчик бросил пустую затею, тем более, что хозяин позвал в дом. Там были полки с рядами книг, Мишкины глаза разгорелись, сердце восхищённо билось, какое богатство!
Хозяин выдал только одну книжку с тонкими бумажными корками «Русские народные сказки» и поставил условие:
-Как принесёшь обратно, другую дам, а прочитаешь все, так будешь молодец. Мальчик клятвенно обещал вернуть, очень уж хотелось побыстрее всё это прочитать. В книжке было триста страниц мелкого шрифта, скоро прочитать не получилось. Где-то через пару месяцев была первая попытка вернуть сказки, затем вторая, третья, дедушку невозможно было застать дома, попытки становились всё реже, да и неудобно гулять с книжкой, потом дедушка умер.
Миша иногда, наводил порядок в шкафу и, всякий раз чужая книга приводила его в смущение. Словно она ему говорила:
- А я не твоя книжка, ты меня не вернул хозяину, значит украл.
Это сильно не нравилось Мише, как он не убеждал сказки, что теперь они его, книжка не соглашалась, и он старался ставить её в задний ряд, чтобы на глаза не попадалась. Но время от времени она появлялась и упрекала мальчика.
Соседи были очень оригинальной парой, они разговаривали на сплошном матерном языке, папа Миши тоже ругался временами, но даже он приходил в восхищение от матерных оборотов соседей. Только понять их иной раз было невозможно, наверно, житейского опыта не хватало.
У соседей родился сын Петя, паренёк рос хулиганистым и лучше всего разговаривал на домашнем языке. Ввиду большой разницы в возрасте и ещё потому, что Миша уезжал учиться, затем служить, дружбы с Петром не было. Шло время, Пётр женился, родилась дочь Таня.
Тане шел двенадцатый год, когда в один из своих приездов к родителям Михаил решил избавиться от наваждения, подклеил книжку « Русские народные сказки» и вернул в законные руки. Девочке Тане он объяснил, что эта книга её прадеда, и она принадлежит теперь ей.
Неумолимое время продолжало свой бег. Таня выросла, вышла замуж, у неё родился сын Алексей. К тому времени отец Михаила умер, мать осталась одна и часто, по-соседски, присматривала за Алексеем. Бабушка Нина и мать ребёнка работали. Во время очередных посещений матери Михаил узнавал новости из жизни мальчика. Алексея мать хвалила, но с горечью говорила, что мальчик не разговаривает, только мычит.
Михаил, вынужден был всё чаще приезжать к матери, ей шел девятый десяток и она слабела. Вскапывал ли землю, опиливал ли деревья, жег ли костер, Алексей постоянно крутился рядом. Постепенно два человека привыкли быть вместе. Когда мальчика не было, Михаил шел к его дому, стучал в окно и просил выпустить его друга.
С Алексеем было охотно, он выполнял все поручения, но речь его состояла из м- м или нь –нь. В садике его определили в спецгруппу. Михаил как-то спросил мальчика:
- А как кошки разговаривают?
- Мяу!
- А как собаки разговаривают?
- Р-Р Р. Действительно их собака никогда не лаяла, рычала. Но вот, что удивительно звук «Р» был столь четким, что трудно было предположить. Странно, что обладая такой дикцией и сообразительностью, Алексей был немым. Вспомнилась книга « Два капитана» Каверина, со схожим сюжетом.
Михаилу захотелось научить говорить маленького соседа. Он показывал на пень от спиленной рябины, произносил:
-Пень - или -Это пень. И просил ребёнка повторить. На пятнадцатой или двадцатой попытке Алёша довольно четко сказал:
-Пень. Это был большой успех. Попытки закрепить слово день ни к чему не привели, его невозможно было показать, слова с буквой «Р» тоже не прививались. На четвертые занятия прорезалось слово Нина, так звали бабушку. И всё таки дети учатся разговаривать от окружающих, сами по себе. Михаил решил поговорить с Таней и Ниной.
Закончив работы, отвел мальчика домой, сдавая его матери и бабушке сказал:
Я с вами хочу поговорить. Он у вас никогда не делал попытки ругаться?
-Ещё чего не хватало! Я в садике работаю, и он принесёт туда такие слова, позора не оберёшься. Действительно Таня работала в детском садики, туда же в спецгруппу водили и сына.
-Вы, пожалуйста, не запрещайте ему ругаться, он понимает это как запрет разговаривать. Мои дети, когда были маленькими, иной раз такое выворачивали, но я не обращал внимания на эти перлы, они, когда побольше станут, научаться отличать плохие слова от хороших, не будут материться. Соседки согласились с доводами. Алексею с той поры было разрешено использовать весь семейный лексикон.
Месяцев через семь произошла следующая встреча с мамой Алексея.
- Таня, скажи сыну разрешено ругаться?
- Да.
-Ну и что вышло?
-А то и вышло, материться слушать невозможно.
-Вы его за это не наказываете?
-Нет.
- Вот и правильно.
-А в садик всё ещё в слабую группу ходит?
- Да куда же ещё его такого то.
-Вот вчера попросили чашку со стола принести, так он такое ответил.
-Таня, а ты можешь повторить мне, что он сказал?
-Михаил Борисович, мне стыдно.
-Ничего Таня, в этом случае можно.
- Он сказал ………. .
-А чашку то принёс?
- Принёс.
-Не ругали?
- Нет.
- Не ругайте это пройдёт.
Тем же днём произошла встреча с Алексеем.
Мальчик, пытался пробежать мимо, Михаил его остановил:
-Здравствуй Алёша, ты, что меня не помнишь?
- Помню.
- А помнишь, где мы с тобой костёр жгли?
-Помню.
-Покажи где.
Мальчик точно указал место, где прошлый год сжигали сучья.
-Алёша, я слышал, ты ругаться можешь?
-Могу?
-А ну выругайся. Сосед долго отнекивался. Михаил настаивал. И получил ответ на чисто матерном языке:
-Да …………..
Ответ был в тему, слова звонкие, буквы выговорено лучше чем в простой речи.
-Слушай, а ты знаешь, что ругаться нехорошо?
-Знаю.
-Ну, тогда со временем не будешь материться?
- Не буду.
Друзья расстались. Через год Михаил узнал, что Алёшу перевели в обычную группу, и он успешно готовиться к школе. Мать Михаила умерла, родительский дом пришлось продать, и о судьбе соседа Алексея сведений больше нет.
Кубышкин Л Б. 2015 год.