Вот такая романтика

Наталья Юрченко 7
Вот такая романтика. Быль
               
 С детства ещё  возмечтала дойти до края Земли и выяснить, что за горизонтом делается. На каких таких китах. по словам бабушек, не имевших в своё время возможности получить образование, Земля держится? Про китов я интуитивно не поверила. К путешествию располагала и ровная, бескрайняя степь, которая сходилась с небом  на горизонте. Ни одного кустика впереди, как на ладони всё за нашим домом было в конце 50-х годов прошлого века.
               
Когда в первом классе учительница заявила о круглой форме  планеты и неосуществимости моих намерений, я чуть не плакала в  душе. Мечта теряла смысл. Я  ведь собиралась дойти, свесить ноги на самом краю и посмотреть вниз. Как-то  обнаружила интересную книгу без обложки и половины листов. Только прочла одну страницу, как оторваться не могла. И кто мог выкинуть такую приключенческую историю?

Смахнула пыль с бумаги и (видела бы мама-медик, где я  это нашла )уткнулась  в продолжение. А там! …  Про неведомые края, где водились огромные красные муравьи, где наводили на путешественников страх  чьи-то неведомые огромные  следы и прочее. С этой книжонкой вновь воспылала страстью увидеть дальние края.

В те годы читали все, в том числе и взрослые. Книги были дефицитом, передавались из рук в руки, покупались по блату. Вот агитационной партийной литературы было навалом. Но кто это читал? Не интересно и скучно про съезды. У мамы блат был, и доставала она книги через знакомую-бухгалтера в магазине. В шкафу выстраивались постепенно томики классиков. Сама мама с отчимом Иваном, хоть оба были уставшие и набегавшиеся на работе и по хозяйству. любили в соседней комнате читать вслух перед сном. Скорее всего одной маме это нравилось, а Ивану приходилось слушать, как и мне.
Позже прочитанное бурно обсуждалось  взрослыми на кухне с пришедшими в гости соседями, знакомыми за не одной чашкой чая.. Порой сотрудники-врачи всего на день-два давали маме издания редчайшие. Это были исторические публикации, в основном  мемуары известных личностей.

Я любила фантастику, приключенческую литературу, книги из серии ЖЗЛ. французские романы. Особенно захватывали произведения  Майн Рида, Шекспира, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.  Всё подряд. Позже учительница литературы привила любовь к отечественным авторам. Мы с подружкой Танькой возлюбили Лермонтова.
Как жаль, что я не знала о существовании самой мудрой Книги – Библии. Время было атеистическое в нашем Союзе.

В 9 классе объявили о поездке по ленинским местам Сибири. Для этого надо было хорошо постараться в учёбе. Я постаралась. Мы отправились группой, во главе с  молодым учителем истории, поездом в Шушенское. Были пересадки и ожидания на вокзалах, незнакомые Красноярск, Минусинск, Абакан, Новокузнецк, само Шушенское. Посетили только начавшуюся стройку Саяно-Шушенской ГЭС. С рюкзаками и почти без воды карабкались на высокий Пойловский хребет, затем обессиленные, с пересохшим горлом, под гору пустили катиться свои рюкзаки и "съезжали" сами следом по траве вниз. Добрались до ручья и пили, пили… Но молодая проводница-сибирячка огорошила: надо  преодолевать ещё одну гору, иначе никак, такой маршрут.

               
 
 Мы, жители бескрайних степей, видели горы впервые, все дружно взвыли и застонали от невозможности это сделать. Наконец уговорили проводницу, скинулись деньгами, наняли местного лодочника и переправились за несколько рейсов по ночному Енисею.

Светил ясный серпик месяца, поджидали на пути пороги, но удалось опытному мужчине перевезти нас в целости и сохранности, обогнув высокую гору, стоящую на пути. Мы установили палатки среди сибирской высокой тайги, полной грибов, на самом берегу Енисея, в водах которого мы умывались, мыли посуду.
Здесь под гитару научились новым песням от проводницы. В группе были не только из нашего города, на турбазе в Шушенском к нам присоединилась иногородняя молодёжь.

«Карамба», о черноокой мавританке, о ковбое Джо, о бабке Любке и прочие непривычные школьникам песни пополнили наш репертуар у костра в тайге.

 Когда мы расположились на берегу Енисея в палатках, вся наша группа оказалась... Я никому об этом не рассказывала, да и сейчас могут не поверить. Ночью все спали, я неожиданно проснулась от ощущения огромной опасности: с вершины горы, расположенной справа от палаток, чувствовалось присутствие кого-то, желающего напасть на нас. Это было что-то жестокое и не совсем человеческое. Мысленно я, хоть и не умела молиться и была атеисткой, начала просить, чтобы этого не случилось. Через несколько минут эти жуткие существа (не одно) решили напасть на двоих мужчин, якобы расположившихся где-то неподалёку от нас в тайге, они были сборщиками орехов кедровых. Не пойму, что это было и что за ментальный диалог состоялся, но ситуация была практически безвыходная. А рядом мирно посапывали девочки-одноклассницы в палатке. Я как представила, что и они погибнут... Нет, жалко как-то. Слава Богу, что Он оставил нас в живых. Когда, будучи пенсионеркой,  смотрела про перевал Дятлова, примерно похожее. Что за явление так и не знаю и что там, в горах Сибири такое? Вообще глупо было безоружных совершенно и молоденьких школьников отправлять на неделю в тайгу, хоть и время было советское. Так-что чудом мы вернулись домой. На людей это не похоже, по эмоциональному ощущению просто "шкурой чувствуешь", но и на более примитивных, на зверей тоже. Можете отнестись к этому скептически, но  так было. Мы обязаны Всевышнему за сохранённую тогда жизнь.
Накануне проводница, коренастая сибирячка лет 25-ти, показывала неподалёку археологическую раскопку - основание небольшого дома.
 " Говорят, здесь раньше приносили..."- она внезапно замолчала и перевела разговор на другое. Была ещё странность при посещении строящейся Саяно-шушенской  ГЭС, когда я собирала для коллекции камешки со слюдой на берегу. Рядом горы, поросшие тайгой, поваленные деревья на склоне для возведения лесов через реку. Попался какой-то камень мутно-бледный и прозрачный. Странно, но опять на мысленном уровне кто-то стал уговаривать меня взять камень с собой, не выбрасывать его.
- Но у меня уже рюкзак тяжёлый, набрала блестящих, ещё получше.
- Ты лучше те выброси, а этот возьми.
Так я и послушалась, как же!. Теперь вот думаю, что такое. И ещё...
В тайге такое чувство возникло, как-будто кто-то наблюдает. Никого нет, а явно чувствуешь. И этот кто-то сообщил, что ГЭС здесь строить нельзя, будет от этого плохо.
Я опять стала недоумевать, почему это нельзя?
- Да, нельзя, есть ещё место, где нельзя строить крупное сооружение, плохо потом будет.
Только когда случились аварии на ГЭС и в Чернобыле, вспомнила об этом предупреждении.
Вот что такое? Понятно, что деревья живые, я и с детства это чувствовала, за что подверглась критике. Меня  странной считали, а я чувствовала, что есть что-то неопознанное, что и природа живая, понимает. Хорошо, что учёные теперь установили то же.
Но не могла же тайга мне всё это сообщить? Cтранно. Я конечно имею повышенную чувствительность, может это от постоянных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ведь трясло нас почти каждую неделю в родном городе? Знаю, что и планета наша живая. Неужели тайга, вековые сосны делились со мной? А может...священник православный, как узнала теперь, в 21 веке, говорил, что даже города имеют своего Ангела-хранителя... Много неясного в жизни.

 Для возвращения домой был выдан сухой паёк на турбазе, и мы ели несколько дней опротивевшие шпроты и сгущёнку,возненавидели их надолго, ведь без хлеба и почти без запивания. Что значит молодой мужчина сопровождал, женщина сообразила бы, как нас накормить получше в дороге.

Дух романтики овладел. В начале учебного года мы делились впечатлениями с  одноклассниками, было что рассказать. Считали себя путешественниками опытными, ведь неделю в самой тайге жили, столько повидали мест. Очень удивило высказывание классной руководительницы, которая предостерегла от излишней увлечённости путешествиями. Уж она-то знала, что говорит, - прошла во время войны дорогами и городами в составе разведроты до Берлина:
«Что толку стоять на мосту в Париже без копейки денег в кармане»?

«Как? Это же Париж!!!»-возмутились желторотики-старшеклассницы, в том числе и я:
«Что она такое говорит?».

Уважаемая учительница, как же  вы оказались правы. Но это стало понятным только через годы.
Старт был дан и через год, по окончании 10-го класса, принято было решение ехать куда-то поступать.
                Нелёгкое решение. Я ведь планировала быть следователем или адвокатом. На что подверглась отговариванию мамы, призвавшей на помощь классную. Тогда мы с Танькой, подумав, решили идти в стюардессы, но беспокоившие боли в сердце внесли сомнения. Запуталась вконец. Тут музыкалку с отличием окончила и лишний год при школе посещала ещё и музыкальный кружок, готовила программу в училище.  Запуталась вконец. Перед выпуском, когда многие одноклассники определились с выбором, у меня в башке полная пустота оказалась. Что хочешь, то и делай. Ведь свернула с намеченного пути.
               
Были тогда толстые справочники абитуриента в библиотеках. Листала я его, листала и вылистала. Поступать надо всё-равно. Вот интересное что-то:
 Москва во-первых, во-вторых Академия, в третьих-плодоовощной факультет.
 Так я навострила лыжи в Тимирязевскую Академию. Да выбрала самый трудный факультет для поступления, с самым большим проходным баллом. Ну молодёжь, что тут скажешь? Одной в такую даль как-то страшновато ехать. На счастье одноклассница и подружка Танька тоже решилась рискнуть и поехать со мной до Москвы, а дальше одна до Ленинграда, поступать в пед. Хотя пед и у нас в городе был, она его в результате не поступления в Ленинграде и окончила позже.

 Эгоистка я. Совершенно не думала о том, на какие такие средства мама моя, медик с окладом 70 рублей, работавшая ещё дополнительно по ночам в ургентную, должна была снаряжать?

А уж она снарядила. Мало того, что выпускной потребовал расходов, так и в Москву в чём попало не поедешь. Соседка-портниха, жившая в конце нашей улицы, у остановки, сразу три шикарных платья мне сшила. С фантазией, красивые. Мама от души постаралась на материал и за работу. Одно было зелёного цвета без рукавов, с крупной вышитой белой ромашкой, с зелёным стебельком и листиками от левой груди до талии. Красивое. Второе отрезное, с заниженной талией, белое. Выглядело костюмом, но это было платье. Третье -розовое, со сделанным из этого же материала цветком, со стеклянной бусиной в середине. Даже москвички заглядывались на эти наряды.

                Впервые в Москве.


  Мама созвонилась с родственником жены её двоюродного брата,проживающего в Химках, чтобы нам с Татьяной у них остановиться и чтобы они нас встретили на вокзале.
  И вот  первое в жизни самостоятельное путешествие поездом  в течение трёх суток. Наконец было объявлено, что мы прибываем в столицу нашей Родины.
От этого торжественного сообщения даже сердце защемило и заёкало. В саму Москву ведь.

Выходим на перрон и ждём встречающего дядю Андрея, которого сроду не видели ни мы, ни звонившая ему мама. Как же он нас узнает среди людей? Стоим, стоим… Уже разошлись пассажиры все, а мы вдвоём пригорюнились. Нет никого из встречающих. Что делать-то будем дальше? Совсем ведь не знаем ничего.

Тут на глаза мне попались часы на башне Казанского вокзала.
  «Что это Кремль такой маленький?»,- подумала я и с досады  громко заявила об этом во всеуслышание. Мы тогда имели обыкновение громко проявлять свои эмоции,- возрастное, скрытое желание обратить на себя внимание окружающих:

«Ой, cмотри какой Кремль-то! А по телевизору такой большой показывают, а он…». Немногие прохожие странно оглянулись на меня и молча прошли. Мы продолжали стоять угрюмо, что оставалось делать? Наконец незнакомая молодая женщина подошла к нам поспешно. Она сказала, что жена дяди Андрея, а он не смог приехать. Мы добирались на метро уставшие, куда-то переходили. Наконец в малогабаритной, но чистенькой однокомнатной квартирке в Химках. Всё было в диковинку, и что едят москвичи, и как.

На следующий день дядя Андрей, который на немного-то старше нас, как и его жена, повёз  в учебную часть Академии, показал город.

Очень теперь ругаю себя и стыжусь, что не откликнулась на просьбу подружки поехать с ней в Ленинград. Забоялась она дальше одна ехать. Но меня пед. не прельщал. Пед. мне казался скучным.
Это теперь я понимаю трепет подружки, ехать одной совсем действительно было страшно. Ну и эгоистка же я. Проводили мы Татьяну на поезд, я стала готовиться к экзаменам вступительным. Чтобы не стеснять особо семью дяди Андрея с их малюсеньким сынишкой, беленьким, как сметанка, у таких черноволосых родителей, я переселилась в общежитие академии.
В комнате на четырёх  человек девочки отовсюду. Очень интересны были тёмнокожие студенты на улице.

Здесь, в Тимирязевке, таких было достаточно. Я их часто пугалась и отскакивала в сторону, когда вечером, в сумерках, по Лиственичной аллее шли навстречу трое или четверо таких студентов-старшекурсников. И так темно, а тут ещё из этой темноты тёмные парни. Потом привыкла. Часто у входа в столовую эти студенты играли в бадминтон. Когда их белая кисточка пластмассовая летела в нас, они прикладывали руку к сердцу и говорили: «Пардон, мадам». Это я -то мадам? Как здорово!

В столовой мне было трудно есть второе вилкой. Дома мы в те 60-70 гг. часто управлялись  одной ложкой, чтобы посуды меньше мыть. Воду ведь из колонки возить приходилось, носить вёдрами. А здесь надо было этикет соблюдать. Да ещё держи её правильно. А правильно было совсем неудобно. Когда же я немного освоила этот процесс, то сидящий напротив мужчина не выдержал моего поедания рыбы вилкой:
«Первый раз вижу, чтобы рыбу ели вилкой».

«А чем же её есть-то, она же с подливой?», - чуть не подавилась и не расплакалась я. Всё этим окружающим я не так делаю. То им вилкой ешь, то не вилкой. На выходных я часто бывала в Химках и иногда ходила на водохранилище, там на пляже и готовилась к экзаменам.

Фильм тогда был популярный про певца, «Рафаэль», итальянский, цветной. Я под его впечатлением была. Как -то в воскресенье,вся в расцветающем состоянии, страдала  оттого, что до сих пор не встречалась ни с одним парнем. Душа чего-то ждала и дождалась на свою голову. Не выдержала я в знойный летний день сидения в одиночестве и решила пойти в кино. Дядя Андрей один был дома. Он мне не советовал . Но я решила, что ничего в этом особенного нет. Дома я постоянно ходила. Да и светло ещё совсем.

«Ну иди…».- как-то загадочно сказал он. Я отправилась в парк, где кинотеатр был. Пришлось  час просто ждать начала следующего сеанса. Я купила билет и стала есть мороженое, осматривать всех и всё вокруг. На душе было тоскливо что-то. Наконец фильм начался. Мест пустых было много и возле меня тоже. Когда выключили свет, на соседнее место слева от меня бухнулся очень выпивший. неопрятный парень невысокого роста. Он без разговоров схватил крепко мою руку и ни в какую не хотел её выпускать. Я и так, и сяк. От него ещё противнейше пахло спиртным.
" И откуда он на мою голову взялся?".

Я чуть не плакала, не знала как теперь идти вниз, туда, к дому дяди Андрея. Весь сеанс провела в смятении, стеснении и страхе. Когда свет включили, я постаралась улизнуть от наглеца. И мне даже удалось это на время. Но когда в наступавших быстро сумерках, почти бегом,  двигалась в нужном направлении, а вокруг почти никого, меня неожиданно догнал этот хам. Пришлось идти вместе на окраину Химок к дяди Андреевой пятиэтажке. Страху натерпелась и еле отвязалась от этого хама, который насильно меня поцеловал. Тьфу. Первый такой момент в моей жизни и такой неприятный… Наконец пришла. Молодые родственники за меня уже волновались. Но это было не всё. Через несколько дней , когда я опять приехала в Химки, в дверь позвонили.Открыл  дядя Андрей.
               
 
 С красивым букетом и «весь в мыле» от пробежки по подъездам и этажам, стоял этот хам. Он забыл даже подъезд,  оказывается, звонил в каждую квартиру и спрашивал: «Живёт здесь девушка Наташа?». Мне стало стыдно, я быстро вышла к нему и села на улице на скамейку. В голове мелькнуло:"Что теперь обо мне подумают родственники? Стыд какой. Что ему от меня надо?».

А парень был уже одет приличней и совал мне этот букет в руки. Я наотрез не брала. В результате он чуть не заплакал и сказал, что специально в Москву ездил цветы выбирать.
«Ну и что. Как я их принесу? Как объясню? Подумают что попало…».
Так первый в жизни букет оказался сломанным и  в урне, куда его, сломав, бросил ухажёр, отвернулся и быстро ушёл. Но ведь и это ещё не всё. Пристал, как банный лист. Когда я физику не сдала и баллов не хватило, была возможность устроиться на завод в Химках учеником кондитера. Общежитие давали даже. Так от этого прилипалы и уехать пришлось домой. Он ведь заявил, что не отстанет. Тогда и я заявила, что уеду в Казахстан. На что услышала с горечью в голосе: «Ты без меня счастливой не станешь». Как накаркал. Но и мне зачем такой наглец нужен был? Повёл бы себя нормально, может и встречались бы. А то к девчонке, не бывшей сроду на свидании даже, такими методами приставать вздумал. Так и покатила я назад.


                Надо было выспаться.


С экзаменами особая история была. Я ведь не знала, что мамин дядя родной большой пост занимает в Московской области. Видела его как-то раз в детстве, когда он с семьёй на родину приезжал, и всё. А кто он там и где работает не знала. И вдруг на первом экзамене молодой черноволосый , коренастый преподаватель, после моего ответа на билет, спросил: «Это ваш родственник ... города.…?».

«Нет»,- отвечаю.
Помявшись, он вновь :
«Ну как-же? Вы у нас одна с такой фамилией из Казахстана».
Сидевший с забинтованной рукой абитуриент в солдатской форме аж шею вытянул, чтобы не пропустить ни слова. Представляю, как бы он использовал этот шанс, но ему приходилось смотреть на странную провинциалку…

«Есть у нас родственник здесь, но он просто дядя …, он не такой начальник…», - тихо сказала я.
«Если я поставлю вам сейчас четвёрку, вы же не пройдёте по конкурсу», - настаивал экзаменатор.
«Ставьте». А про себя подумала:» Что это такое? Нельзя по блату, хоть бы и был. Как ему не стыдно, ведь это же по блату. А ещё учитель..».                Позже выяснилось, что непоколебимый в своей  честности мамин дядя внял её просьбе по телефону и замолвил словечко в отношении меня. Этого он не делал даже для родных дочерей. А я упустила редкий шанс. Но тоже была идейная: как в школе учили, так и надо поступать.
               
 
 По биологии всё вроде нормально отвечала, так нет, женщина - экзаменатор предложила назвать три колосочка разных : где из них рожь, где ячмень, и где пшеница? Видела я такое первый раз. Как было назвать горожанке? После шестого класса ездила от школы в труд. лагерь денег заработать, так мы там свёклу пололи.  Но экзамен я сдала  на 4 по билету.                Надо было что-то делать, баллов явно недостаточно для прохождения . ..                Я, в отличие от девочек по комнате, учила во всю. Накануне экзамена по физике совсем ночь не спала. До утра « глотала» билеты. Когда ждала своей очереди сдавать на следующий день, было такое состояние, что ничего больше мне на надо, как только поспать.
               
 
Физик был очень добрым человеком и никак не хотел валить из- далека приехавшую абитуриентку. Он так и сяк мне с вопросами. А я спать хочу, аж глаза слипаются.
«Вы разве не учили билеты?»,- тактично и мягко спрашивал мужчина лет 45-ти, среднего роста, худощавый.

«Всю ночь учила и до этого учила. Просто я спать теперь очень хочу».
Это моё состояние не позволило преподавателю выявить  уровень знаний даже на тройку. Он уж и задание дал полегче. Мне же было всё безразлично, дайте человеку поспать.
               
 
 Позже  знакомые старшекурсники удивлялись моей двойке. Ведь практически было невозможно получить у этого человека такую отметку. Но я умудрилась.
Были мысли пойти на артистку. Но кто – меня возьмёт? Вон какие красавицы, одна вообще с улицы Горького вся из себя. Если я даже в сельхоз не прошла… А ведь немного ходила с Танькой в кинематографический кружок при ДК в родном городе, но была вся зажата и сильно комплексовала, плохо давалось сценическую наглость выработать, которой добивался руководитель кружка, пухленький,невысокий, лысеющий мужичок. Так и решила: "Не примут, что позориться?" Хотя немного и на кружок художественного чтения опять же с Танькой ходила в ДК ПОШ. Могла прочесть отрывок выразительно текста. Сейчас понимаю, что такой редкий экземпляр могли запросто принять. Но уже поздно. Так и покатила грустная домой поездом к маминому и моему огорчению. Татьяна тоже вернулась из Ленинграда ни с чем. Обе мы устроились с ней на секретный завод-объект №84 работать. Через год я вновь покатила поступать в Тимирязевку.
Эх,Москва советская. Как ты мне нравилась! Всё не так, как дома.

Люди бегут,бегут куда-то, жуют по дороге пирожки, булочки. Зайдёшь в закусочную. возьмёшь две горячие сосиски и хлеб, стакан чая-вкусно, сосиски ведь тогда с мясом ещё были. Утром очереди у киосков "Союзпечати", перед работой народ спешил свежую газету купить,потом едут в транспорте. читают внимательно. Студенты, рабочие, учёные, артисты...
Романтичность моя заводила вовсе не в романтические часто ситуации, из которых выбираться было очень трудно... Вернуться бы назад, да переделать реальность с учётом совершённых ошибок, да никак. Наоборот,некоторые допущены и по второму разу, что за недальновидность у человека?!

Ведь позже, имея маленького сынишку и мужа, покатила на Север,так семью хотела спасти, подальше от любовниц гуляку увезти. Не тут-то было. У дальнобойщика, кем пришлось устроиться супругу в Якутии, возможностей появилось намного больше и шансов не засветиться.