Программер и Наиль

Саша Валера Кузнецов
© Copyright: Саша Валера Кузнецов, 2015

 

                "ЗАПИСКИ НА ПРОЕЗДНЫХ"


  Опять я на электричках езжу: приехал вчера из Тайнинки от Программера \Алексей Медведев\ - программного директора международного кинофестиваля. Он провожал меня уже к станции и в ответ на вопрос, как тебе удаётся не пить ?, - рассказал я товарищу о Наиле, как тот подсел на дискотеке, имея конечно и наследственность дурную – на коньяк...

Теперь Наиль Абдулович, живёт в дурдоме в Нурате, ну помнишь, у меня в "Мираже", где бассейн со святыми рыбами и муэдзин поет? вот там он живёт, как раз рядом с одной из шести могил св. Али!..

А Программер, уже одной ногой как бы едет на велосипеде, собираясь второй уже на педаль давить: "В Сокольники собираюсь поехать, на презентацию книжки друга... А ты рассказал опять сценарий фильма. Но, наверное, ты просто не знаешь, не имел возможности видеть современного документального кино, - сейчас ведь можно снимать телефоном самого себя, можно остановить прохожего, например, любому задать вопрос! Реконструкции сделать…"

     Проехав пару остановок электричкой, иду через один парк к другому, без аттракционов пока, потом вокруг пруда - к дому и обдумываю: А почему не попробовать, ведь там можно рассказать не только о Наиле, ставшим ассистентом у меня на картине "Мираж", но и во время поездки с нами в Уч-кудук, на нашей плёнке, снявшего - вернее оператор снял - по просьбе основателя в Навои дискотеки "Катарсис" возмечташего в ту пору снять рекламу "МММ" на нашей пленке.

Он поехал с нами поэтому: переводить с узбекского; даже построившего нас троих со звукооператором и ассистентом Давлитшой, котому там в городе Наиль нашел невесту, ставшую женой Димы-Давлитши. Он её потом в Москву привёз, в коммуналку свою.

А Наиль, не застав в живых "МММ", оказался в баптистской школе с общежитием....

2
ТАЙНИНСКАЯ. ДЕНЬ

Как тебе удаётся не пить... да... - да, это вопрос.
Что я мог, грешный, ответить, только историю рассказать: Я же тоже, с легкой руки Паламарчука из клуба филофонистов "Граммофон", создал, так сказать - "танцевальную программу" и "вёл" её с микрофоном в руке, приплясывая как мог. Работал по вечерам, диск-жокей, но пили мы тогда только белое сухое, что буфетчица под видом «напитка» продавала в больших, граненых графинах дворца культуры "Фархад" в городе имени поэта Навои.

А Наиль-то был постарше и до дискотеки лабухом играл на гитаре в кабаках, да на свадьбах. Вот так и подсел на коньяк – перед программой, чтобы посмелее говорить в микрофон, выпивал грамм сто…

Потом он стал моим ассистентом на картине «Мираж», попросив снять камерой Алишера Хамидходжаева, на нашу киноплёнку, по КИНО\картине с рабочим названием "Учкудук" (как писано в «Трудовой книжке», что можно прочесть на сайте Проза.ру автор Саша Валера Кузнецов:
http://proza.ru/avtor/sachakuznecov

один к одному, как в моей трудовой книжке – рабочее название фильма) –
     Получились самодеятельные, со мной и двумя членами съёмочной групп, кадры псевдорекламы «МММ»: сложив, отломанные палочки саксаула, в буквы - 3 "М" рядом и попросив нас втроем встать спинами, взявшись за руки, будо ещё кто-то кроме нас прочтёт эти пресловутые тогда, набившие оскомину буквицы с начальной литерой фамилии того афериста-основателя.

     Ну, что поделаешь, мы ведь уже были среди барханов, по дороге к этим легендарным местам (благодаря песне группы "Ялла" о трёх колодцах). Найду срезки – размещу здесь два-три кадра ради смеха, но… - нет там никаких колодцев - отвалы окаменевшие, - горы навалены вокруг городка в пустыне, застывшая, окаменевшая ПульпА(!!).

Так он, этот самый Наиль, о котором я написал в своих трех азиатских рассказах "След любви", так и назвав его там, в тексте, своим (его) именем. И во многом, благодаря ему, я выжил в городе имени поэта Навои, городе моего детства, в те самые «лучшие годы моей юности», как написал мой соавтор по сценарию в закадровом тексте КИНО\картины "МИРАЖ" (30 мин, 35 мм, студия "Современник", 1992 год).

Это уже потом я после Наиля руководил дискотекой дворца культуры, а у него в дискотеке "Катарсис", гимном была хитОвая композиция «Кто виноват» группы «Воскресенье»: в огромном, мраморном и сплошь кондиционированном дворце культуры, в большом паркетном зале, с фонтанирующим вечерами,из-под многометровой статуи Фархада с киркОй, - струёй водопроводной воды (из поэмы Алишера Навои "Фархад и Ширин"), - прямо от крыльца метров на сто.., ну или пятьдесят - много!

Для тыщи народу, не меньше, устраивали мы сейшены в том внутреннем дворике с витринными многометровыми окнами, выходящими на внутреннюю лестницу двухъярусной библиотеки(есть кадр с фонтаном в фильме "МИРАЖ/MIRAGE", где не даром кончается вода, в памятном мне купанием голой девушки фонтане, пока сторож-бабай нас не застукал. А водичку выключает там, как раз ассистент режиссёра, спустившись в подвал... Смотри, добрый читатель по ссылке: filMirage|«МИРАЖ» (35мм-30’-1992г)
реж/reаl-Sacha Kuznetsov|Саша Кузнецов/оператор Алишер Хамидходжаев ---

http://old.kastopravda.ru/kino/kuznecov/mirage.htm

Приехав восемнадцатилетним второй раз в город Навои (имени Поэта), ведь родители до этого прожили там со мной шесть лет, за которые я успел второй разряд по плаванию получить и объехать несколько городов Узбекистана по соревнованиям, возвращаясь домой с грамотами.

Однажды в Ташкенте, помню, у меня украли мамин чемодан с её же паспортом и моим мокрым ещё полотенцем после заплыва на полторы тысячи метров. Долго мать тогда орала на меня, аж я на вокзал вернулся и сел на товарняк - хорошо, испугался десятилетний мальчик и вернулся...

Отец мной гордился мной, как спортсмен - бывший хоккеист и футболист, игравший одно время, за челябинский "Трактор".

В восемнадцать лет, в первые же дни, ещё живя в общаге, в одной комнате на  первом этаже с разбитым стеклом и сосед-кореец, что пил тёплую водку из пиалушки, заедая недоваренным рисом, а у меня ещё не кончились те 70 рублей , выданные на Казанском вокзале с рекомендательным письмом, моим отцом, уже чувствовавшим приближение болезни Паркинсона...

Конечно, идти в кафе «Флора» («молодёжное»)) – а там напротив ДК "Фархад", где и пригласила меня, бродившего у кассы под дождичком, жена Наиля на их программу о Высоцком.

И ведь в первые же дни! - а ещё целы были модные тогда юговские шузы на платформе – бордо с чёрным отливом на тупых носах (ха-ха)) – она и подружила дальше со всеми. Наиль звал её Лешутиком. От слова Лена))

И стал я диск-жокей (рот хоть завязочки пришей).

Сначала - клуб филофонистов «Граммофон», Паламарчук Юра пригласил, когда курили на работе, где я стал диспетчером механосборочного цеха (АСУ "Сигнал") и мы в одном коридоре оказались, он там конструировал - чертил целыми днями, стоя у кульмана, а по выходным ездил куда-то на арыки ловить рыбу.

Зато теперь поживает в доме с бассейном внутри, всё никак выехать не может из солнечного города, где по-прежнему роют-нарывают «уранзолото»-одним-словом… Профсоюзным боссом побывал на комбинате...

На Наиля написал один деятель, что он возит аппаратуру дискотеки по свадьбам. И его, "беднюрочку" - его слово - даже судили (меня, помню, удалили прямо из зала суда, за слишком активное и громкое поведение - выступал, защищая, с места). Его реабилитировали тут же - в честь надвигающейся Олимпиады -80, а меня попёрли вскоре после него... за купание девушки в фонтане того внутреннего дворика дк "Фархад"((...

Сразу же на следующий день, а был как раз понедельник - после "лихорадки субботним вечером" под одноименный альбом "Би Джиз".

     Вызывает директор дворца культуры, Лариса Петровна. Днём я работал в то время уже мастером "участка новой техники", перейдя на 3-й курс вечернего отделения Навоинского филиала Ташкентского политехнического института…

     - Саша, - говорит Лариса Петровна, - меня уже в горком вызывали… надо расставаться…

     - Так ведь… Лариса Петровна… ничего же не было! ну, купается человек… жарко же…
 
     Ну и рассказываю дальше, - товарищу критику, у той самой станции, что сразу за МКАДом. Уже верхом сидящему на своем велике - правой ногой норовит оттолкнуться уже в сторону презентации книжки товарища.

А в том азиатском городе - буфетчица, - говорю, (прикинь!!), - дворца культу-у-уры,(Ё!) - выдавала нам на дискотеке такие графины, закрытые лишь стеклянной, но тоже гранёной пробкой – графины, говорю, такие типа канцелярские, но граненые, там еще пробка стеклянная, такая была… ну, помнишь, – стаканы правда уже были тонкостенные, но ещё попадались под руку и граненые. "Напиток, - говорит, - ребята, пейте вот, гостёчки дорогие".

А там белое, сухое вино!

Литрами.

Ну, а Наиль подсел на коньяк и теперь живёт в дурдоме\сумасшедшем\жОлтом доме… в Нурате. "Инвалидный дом", - пишет его сестра по имени Наиля... А я, всё помню: Неля, да Неля, говорили.

- Где это? - спрашивает Программер.

- Так в моём фильме «Мираж», там как раз святые рыбы на месте захоронения одного из шести святых Али-пророков и муэдзин ещё там поёт, переводя зрителя в другое, уже суфистское святое место в Бахаутдыне, где я, – ну, помнишь, обхожу тот камень, обломок мухаммедовского, якобы заброшенного в Мекку, а туда осколок залетел - так говорят местные "экскурсоводы"…

А  в Нурате - там рассказывали, местным как бы усы покажешь, ну типа Будённый или Фрунзе – ярятся сразу! Могилы басмачей там с одной стороны дороги, а красных – с другой. Вот такая Нур-ата...
 
Так вот, Наиль теперь там живёт, а рядом и близко никаких домов нет, глухие ворота, - сестра пишет, убегал два раза, но вернулся... - "привык, да и негде ему жить...".

ПРОГРАММЕР.  Так вот же, ты мне рассказал историю, можно сделать "документальное эссе"… ты, наверное, не видел последних документальных фильмов. Теперь ведь можно поставить мобильник на штатив и снимать, - подойти на улице к человеку и задать вопрос! - из своих фильмов можешь кадры показать… - и покатил на своём велике.

И уже сквозь электрический голос подкравшейся электрички: «Осторожно, двери закрываются…». Буквами по стеклу отъезжает: «НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ» и доносится из-за кадра голос нашего персонажа, (уже Автора-Персонажа):

САШАКУЗКЕЦОВ(кричит). Заграничный паспорт продлить надо, виза на-да-а! билет 30 тысяч туда теперь стОит! как ехать! Где брать?!
А в ответ лишь стук-перестук железных колёс…

Следующая станция… моя остановка (стоянка. "Мои стоянки" здесь же))