О концепции саморазвития социума

Виталий Шолохов
Человеческое общество — социум — является объектом природы. С другой стороны, социум складывается из людей, которые обладают сознанием. Люди, с материалистической позиции, оказываются такими же элементами природы (К.Маркс), как тела классической механики или даже элементарные частицы квантовой механики. В своей совокупности социум представляет собой стохастический ансамбль. Это — основание общества. Поведение каждого человека характеризуется вероятностными характеристиками, а ансамбль, в целом, имеет интегральную характеристику — энтропию. Возбуждение ансамбля порождает организационные структуры (синергетика). Возбуждение ансамбля есть частный случай вариации (преобразования ) пространства (физика элементарных частиц). Возникающие организационные структуры представляют собой саморегулирующиеся объекты природы, находящиеся в неравновесном стационарном состоянии с окружающей средой.
Устойчивость обеспечивается механизмами самоорганизации, которые, чаще всего, оказываются кибернетическими системами экстремального регулирования, действующими по методу случайного поиска экстремума некоторой функции энергетического характера. Управление реализуется с помощью информации. Например, в термодинамике система имеет «целью» рост энтропии, что достигается рассеянием энергии и переходом системы в устойчивое состояние. В неравновесном стационарном состоянии поток энтропии не равен нулю и поддерживается внешней средой на некотором уровне. Происходящее при этом имеет вид управления, которое использует информацию и логику ее преобразования, то есть формальную логику. Информация возникает при возбуждении системы (основания). Но возникновение организации в результате возбуждения основания есть начало процесса возникновения организаций вообще и происходит в соответствии с законами диалектической логики.
Как уже оыло сказано, возбуждение основания, ведущее к возникновению организации («порядка», по синергетике), есть вариация пространства. Устойчивыми «организациями» природы являются только те, которые представляют собой инварианты этих преобразований. Так вариация энтропии порождает информацию. А вариация функции энтропии выявляет свойства информации. На уровне природы основными переменными информации являются масса, время и пространство. Эволюция в природе является результатом необратимых процессов, то есть природа обладает всеобщим свойством отражения. На уровне социума информация1 заключена уже в основании и зависит от системы переменных, которые были обозначены нами как труд, продукт, ресурс, энергия и инфраструктура.
Современный период мировой истории характеризуется общим кризисом цивилизации, находящейся на пороге глобальной экологической катастрофы. Ключевую роль в решении глобальных проблем человечества призвана сыграть философия, поскольку только она оперирует всеобщими категориями, отражает сущность мира и человека, выявляет всеобщие законы развития. Именно на этой основе и возможно построение реалистической стратегии развития российского общества в рамках новых глобальных тенденций.
Вопросы саморазвития общества рассматривает, в первую очередь, философия истории — «концепция философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализа методологических проблем исторического познания» [1].
Образцы философско-исторической мысли своеобразно представлены уже в античной, древнекитайской и средневековой культурах. Но только в европейской философии XVIII и первой половины XIX веков были выработаны классические формы философии и истории, которые в значительной степени обусловлены философско-умозрительным подходом к постижению ее.
Основные проблемы и достижения современной философии истории связаны, на наш взгляд, с разнообразием методологических, подходов к историческому познанию. Так, если классический подход принимает в качестве онтологического основания детерминизм и познаваемость, то неклассика переходит на позицию объективного существования случайности и возможности познания закономерностей бытия с некоторой вероятностью. Постнеклассическая же наука в лице синергетики с ее концепцией многовариантности оснований бытия выдвигает идею непознаваемости мира, что нашло свое отражение в постмодернизме. «Современная философия конструирует себя не только как постсовременная (собственно postmodernism), но и как постфилософия, что предполагает отказ от традиционных для философии проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и классических семантико-аксиологических приоритетов. Так, философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию и гносеологию и т.д.» [2].
Современная философия истории в некотором смысле также стоит на позиции иррациональности истории, а потому негарантированности однозначных выводов в отношении ее будущего. Существует также точка зрения, согласно которой постмодернизм — эпоха не столько в развитии социальной реальности, сколько сознания.
Современные достижения науки, в первую очередь междисциплинарного порядка, меняют ранее принятую онтологическую картину мира. Например, синергетика уже выдвинула программу собственного превращения в универсальную методологию научного исследования как некоего рода новую социально-философскую теорию, а лучше сказать, новую философскую методологию.
Тем не менее подобные претензии синергетики следует рассматривать в русле того, что делалось еще в кибернетике и в некоторых других междисциплинарных исследованиях. По нашему убеждению, саму синергетику стоит оценивать не более как отдельную ветвь кибернетики, поскольку основные понятия — «самоорганизация и информация» были конституированы еще кибернетикой в самом начале ее развития. При этом тезис синергетики «Порядок из хаоса» мы считаем весьма удачным именно в приложении к социальной философии. Правда, в столь краткой формуле остались не раскрытыми по существу все ее три стороны:
— что такое «хаос»?
— что такое «порядок»?
— каковы формы перехода от «хаоса» к «порядку»?
Предлагаемая нами система принципов бытия [3] позволяет считать «хаосом» любую систему, в которой уровень помех оказывается выше уровня информации; другими словами, рассматривать его не иначе, как стохастический ансамбль. Такой ансамбль подчиняется действию второго закона термодинамики относительно возрастания энтропии. Вариация энтропии, проведенная автором по методу Л.Д. Ландау, позволила нам обнаружитъ в самом фундаменте материи скрытые в ней переменные, составляющие целостную систему и потому позволяющие описывать и деятельность общества [4]. Составляющие системы: труд, продукт, ресурс, энергия, инфраструктура и деньги (информация).
Что касается «порядка», то это - организация, которая появляется в ходе диалектического развития.
Каков способ перехода от «хаоса» к «порядку»? Организационная структура возникает в результате появления информации, которая актуализируется при возбуждении основания («хаоса», массы, толпы и т.п.). Информация используется возникающей организацией для управления. Управление же совершается в соответствии с формальными правилами преобразования информации, то есть, в соответствии с требованиями формальной логики. Естественно, встает проблема соотношения логики формальной и диалектической.
С нашей точки зрения, формальная логика является основанием исключительно для диалектики и, наоборот, диалектика, в свою очередь, является основанием для формальной логики, в том смысле, что информация появляется в результате диалектических.процессов, протекающих в природе.
Литература :
1. ФурсН.Н. Философия истории / /Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. научи. ред. и сост. А.А.Грицанов. М., 2001. C.1l35.
2. Можейко М.А. Постмодернизм / / Всемирная энциклопедия: Философия. М., 2001. С.809.
3. Шолохов В.Г. Социальное - природное. М., 2003.
4. Ландау Л.Д., Лифшиц E.М. Статистическая физика. М., 1964. С.40.

2005