Долг. Рассказ

Григорий Казбеков
    
Основано на реальных событиях.

   ДОЛГ.
  Дело было году,то ли в пятьдесят девятом,то ли в шестидесятом.Но точно помню,до денежной реформы 1961 года.
 Работал я тогда в одном почтовом ящике,шофером на ЗИС-157.Это потом его в ЗИЛ переименовали.Зарабатывали мы по тем деньгам неплохо,рублей по 950,а то и за тысячу получалось.Это потом,после реформы,тысяча в сто рублей превратилась.Вроде всего один "0" у денег убрали,но все равно,обидно как-то было.
 Раз,в пятницу,как и положено помыл свою машину,готовлю к следующему рабочему дню.Суббота у нас тогда рабочим днем была.Вдруг вызывают меня  в ремзону.Табельщица,Любка,дородная такая симпатичная бабенка, говорит
-Бери путевку,завтра с утра повезешь доски главному конструктору на дачу.
 Ну,доски,так доски.Взял путевку и поехал на склад грузиться,что бы с утра время не тратить.Дорога не близкая,я ее знаю-возил ему что-то в прошлом году.
 На следующий день пришел пораньше.Завел,мотор прогреваю.Тут и главный конструктор подходит.Фамилия у него была Канделакис.Грек,вроде,по национальности.Говорит,
-С тобой поеду,там разгрузку организовать надо будет.
 Поехали.Весна была.А погода весной переменчивая у нас.С утра, вроде,солнышко светило,а ближе к полудню тучи собрались,дождь намечался.
 Ехали мы весело.Я,как всегда, байки травил,анекдоты,фронтовые случаи всякие,веселые.Канделакис,тоже не молчал,компанейский мужик оказался,анекдоты матерные рассказывал,хоть и начальник большой.Лауреат Сталинской премии.
Только с Волоколамки на грунтовку съехали,дождь занялся.Вначале потихоньку капал,а потом не на шутку разошелся.Уже и до дачи его немного осталось,километров пять,ну,может,семь.Дорога в низину пошла.Лужи все больше,все глубже.Но сто пятьдесят седьмой машина проходимая.Три моста.Лучше,чем сто пятьдесят первый,а тот со Студебеккера содрали.На фронте на таком я и заруливал.
 В прошлом году,летом,я эту низину с лету преодолевал.Но сейчас сильно груженый был.Кювет,что вдоль дороги протянулся,заполнился водой.Да еще бобры постарались,построили для чего-то плотину.Вот вода и перехлестнула дорогу.Включил я передний мост,вторую передачу.В самом конце разлива передок машины уже ,вроде,вышел на более менее твердое место,но машина-то груженая.Вот правые задние колеса и завязли.Что делать?
 Но гружен-то я досками был.Канделакис и говорит
-Возьми доски,подсунь.
 Я и без него уже все продумал,как вылезать из грязи буду.
 Достал из-за спинки сиденья сапоги,ножовку старенькую,лопатку небольшую.По привычке,с войны еще,всегда эти запасы с собой возил.
 Конструктор этот в кабине остался.Куда ему ,в ботиночках,в грязь весеннюю!
 Вылез.Дождь не прекращается.Скинул с кузова доску шестиметровую.Распилил ее пополам,да еще на два коротеньких кусочка-под домкрат.Подкопал немного,что бы доски легче подсовывать было.Домкрат под средний мост подсунул.Предварительно две дощечки подложил,что бы он в землю не провалился.Да все это на корточках,а где и лежа.Весь в грязи промок до нитки.Вода по брюкам в сапоги стекает и хлюпает там.Уже и смеркаться стало,тучи все мрачней становятся.
 Короче,подсунул доски,убрал домкрат,часа 2 провозился.Залез в кабину,как был,в грязных сапогах и спецовке,так и выезжать стал. Выехал на твердое место.
-Ты доски не забудь забрать,говорит главный конструктор.
 Остановился,поставил на ручник и побрел за досками.Лопаткой откопал всосавшиеся в грязь доски,да и те,две маленькие заодно.За два раза дотащил тяжеленные доски и побросал их в кузов.
 Приехали на дачу в темноте.Хозяин пошел соседей созывать-машину разгрузить.Я более-менее привел себя в порядок,затем и машину помог разгрузить.Ведь мне еще обратно ехать.Голодный,усталый и злой развернулся и хотел было трогаться,открывается дверь и Канделакис протягивает мне двадцать пять рублей.Я отказываюсь.Он ни в какую.-Ты,говорит,промок,устал.На,говорит,возьми.Купишь себе чекушку,дома  выпьешь,согреешься.Двадцать пять-это по нынешним-два пятьдесят будет.На чекушку  с сырком плавленным хватит.Пустая машина легко проскочила ту треклятую лужу.Вернулся я  глубокой ночью.
 Ну,а дальше опять-дом-работа,дом-работа.Так прошло лето.
 И вот однажды,осенью уже,сидим в нашей шоферской будке,байки травим.Вдруг один из шоферов входит
-Слышь,Бармалей,тебя начальник транспортного кличет.
Бармлеем меня прозвали то ли за бороду мою,лохматую,хотя вроде сказочный Бармалей без бороды был.То ли за фамилию мою-Барлеев.Барлей-Бармалей.Да я и не обижался.
Пошел я в ремзону,думаю,чего это я начальству понадобился?Вроде грехов за мной нет.Поднимаюсь на 2-ой этаж и сталкиваюсь нос к носу с лауреатом Сталинской премии,главным конструктором нашего "ящика."
-Здорово
--Здравствуйте,товарищ Канделакис.
-Ты,чего не заходишь,приходится тебя искать.
 Я стою,глазами хлопаю,никак в толк не возьму,о чем он говорит.
Ты,когда долг отдашь?
Я глазами хлоп-хлоп.
-Ну,помнишь,весной ты меня на дачу возил.Я тебе двадцать пять рублей дал.
-Так я сейчас.
Побежал к Любке,диспетчерше нашей.
-Люба,срочно,до завтра,двадцать пять рублей в долг?
Любка,баба добрая,да и я долги всегда  вовремя отдавал.Дала без слов.
Я пулей возвращаюсь.
-Вот,возьмите,извините,заработался.Спасибо.
 А сам стою красный,ноги онемели.Долго потом от такого отойти не мог.
 С тех пор,хоть сто рублей,бывало совали за какие-нибудь услуги-ни разу не взял.
Ну да,ладно,заговорился я тут с вами.Пойду закрытие Олимпиады 80 по телеку смотреть.