Бизе думал, что пишет оперу, а написал балет!

Елена Узун
В октябре 2006 года "Киев модерн-балет" представил премьеру Кармен.TV - балета в двух сериях и 20 сценах на музыку Жоржа Бизе. Либретто и постановка Раду Поклитару. Сценография  Андрея Злобина. Костюмы  Анны Ипатьевой. Премьера состоялась в театре им. Ивана Франко в Киеве. Жанр -  балет-опера, музыкальная версия криминальной драмы

Кармен.TV - это первый творческий продукт новой труппы Киев-модерн-балет, яркий и высоко бюджетный спектакль. До этого Поклитару ставил "Кармен" трижды, хорошо известны кишиневская и одесская (по Кармен-сюите) версии Бизе-Щедрина, поставленные в 2001-2002.

В решении Поклитару  Кармен.TV - балет о любви. Здесь Кармен и живой человек, и одновременно символ. Она подобно Фениксу, возрождается, становится более страстной и сильной. Спектакль основан на накале чувств и эмоций: чтобы рассказать о чем-то глобальном, нужно раскрыть конкретную историю одного реального человека. В данном случае через образ Кармен передаются сущность великой любви и страсти.

«Для меня Кармен - это птица-Феникс любви, - говорит Поклитару. - Она не может умереть, потому что любовь не умирает никогда. На каждую роль пробовались несколько артистов, в результате репетиций выявилось, соответствуют ли они задуманным образам. Сначала было восемь Кармен, столько же Хосе и Эскамильо... Сейчас у меня три Кармен, три Хосе, три Цуниги, два Эскамильо и две Микаэлы... Думаю, что артистам полезно знать не только свою партию, но и быть взаимозаменяемыми.

Первый раз в жизни я использовал "полнометражную" оперную партитуру. На самом деле фонограмма сборная: у меня было пять вариантов оперы Бизе, которые никто и никогда не воплощал на балетной сцене, хотя по своей природе они танцевальные. В итоге получилась своеобразная солянка интерпретаций великого композитора в исполнении разных музыкальных коллективов.

Впервые я работал с собственным коллективом, раньше создавал постановки в разных театрах как приглашенный режиссер. Потому чувствую особую ответственность не только за спектакль, но и за творческую судьбу тех 16 человек, которые в нем заняты. Самое главное для танцовщиков - это умение предельно искренне выражать свои чувства. Кстати, в танце гораздо сложнее соврать, чем в драматургии. Словом можно виртуозно замаскировать ложь, а сделать это при помощи жестов не просто. Зритель это сразу почувствует».

Премьера балета состоялась на сцене драматического театра, и это не случайно. Кармен.TV больше похожа на драматический спектакль, нежели на балет. Предсказуемой оказалась только музыка Жоржа Бизе, которая периодически прерывалась пением сверчков и площадным гамом с чисто телевизионным озвучанием. Визуальная же часть представляла собой полуторачасовое буйство фантазии, девятибальный балетный шторм. "Полтора десятка молодых людей босиком, без пуантов, выворачивались наизнанку, выбрасывая в воздух кубометры страсти. Артисты Киев модерн-балета друг друга лижут, тискают, сливаются в не дружеских поцелуях и, вообще, совершают много такого, что мужчины и женщины предпочитают делать вдали от чужих глаз. Поклитару этим хотел показать страсть в ее истинном, полном непристойной чистоты, виде. И тот, кто пожелает бросить камень в его огород, пусть освежит в памяти ту же новеллу Мериме, являющуюся кровавой эротической повестью. В правом углу сцены все это время сидит одетая современно, не по фасону в сравнении с остальными, девушка, уставившись в телевизор, лишь изредка подключаясь к действию. После антракта приемник повернули экраном в зал, и стало понятно, что девушка изучает помехи. Перед занавесом она обнимет Хосе - единственного оставшегося в живых любовника Кармен и усадит его рядом с собой. Вся откипевшая страсть растворится в потоке бессмысленного телемусора" (Игорь Панасов. Экономические известия. 27.10.2006).

Весьма важная деталь спектакля - "зрительница", отстраненная от действия, все время сидящая у ТВ-экрана. Одновременно символизируя и образ  Микаелы, она хладнокровно и с удовольствием довершает серию смертей. "Помогает" героям убивать, вначале, вложив в первой драке нож в руку Кармен, затем, довершает убийство в стычке Хосе и Цуниги. Таким образом, Микаела-зрительница становится главным судьей действия, разрешившим финал в свою пользу.

История Кармен от Поклитару: «Все мы знаем "Кармен-сюиту" Бизе-Щедрина с великой Плисецкой-Кармен в Большом театре. Есть еще замечательный спектакль Кармен шведского хореографа Матса Эка на музыку Родиона Щедрина Кармен-сюита. Есть потрясающий спектакль британца Мэтью Боурна с названием Кар-Мен - грубо говоря, Авто-мужик - о каком-то заброшенном автосервисе 50-х годов прошлого века. Я еще видел фрагменты гениальной постановки, в которой действие происходит в ЮАР, и поют только негры. При этом они поют на местном наречии, на которое переведена партитура Бизе. Моя Кармен.TV разительно отличается от всего поставленного ранее на эту тему. Прежде всего, тем, что саундтреком к пластическому действу является музыка оперы. Она невероятно эмоциональна и динамична, что и нужно в балете. "Бизе ошибался - он думал, что пишет оперу, а написал балет!»

Сюжет Кармен, по сути, криминальная драма, не случайно вызвавшая такое число сценических воплощений. В Кармен.TV масса радикальных находок: драк, в том числе, и женская "дуэль ногами" и "хор ногами" в сцене с контрабандистами. Еще одна находка - это скачки контрабандистов на мешках-матрасах, напоминающие "танцы с бильярдными шарами" в Силах судьбы - это вызов судьбе, игривый и наглый одновременно. И все очень современно - криминал, наркотики, драки, убийства, неприкрытая эротика. Это сегодняшний мир, безумный, наглый, дикий с одной спасительной ниточкой - любовью, символом которой становится Кармен (Ольга Кондакова). Ее привлекает вначале юный Хозе (Алексей Бусько) - чистый сельский парень, затем она флиртует с бандитом Цунигой и, наконец, с великолепным самцом Эскамильо, против которого устоять никто не в силах. И тут нельзя не отметить Алексея Бубнива, приковавшего к себе внимание зала великолепной мужской статью и, в то же время, пародией на бой с быком, где быка изображает то он сам, то Кармен!? Символ быка - символ Рока: оба любовника становятся жертвами и погибают в конце спектакля.

В спектакле есть несколько моментов великолепной лирики, вершиной которой становится Ария с цветком. Еще один яркий эпизод - Сцена гадания, в которой нет гадалки, Кармен остается одна наедине со своими предчувствиями. И если во всей постановке, как это часто бывает у Поклитару, главным выразительным "балетным материалом" являются ноги, то тут отдельным персонажем можно назвать  руку Кармен - пугающе-роковую. "Рука" уже не принадлежит хозяйке - это еще один знак Судьбы, предвещающий Смерть.

Очень важный фактор - сценография. Она напоминает современность, но обращена к временам Кармен. Костюмы вполне историчны, по-испански ассоциативен декор, а, именно, забинтованные кубистические лица на сцене, передающие ощущение запретности и безысходности всего происходящего. За счет декораций и откровенных приемов современной хореографии действие стало острее, напоминая, что, пусть даже через смерть, но мы будем свободны...


Из книги "Раду Поклитару. Свободный танец"