Рецензия - урок написания

Виталий Шолохов
Проведем анализ текста – в данном случае стихотворения -
"Англосаксам", поэт  Фёдор Городов

Да, человек не зверь, он хуже!
А уж тем паче англосакс.
На горле петлю стянет туже,
За фунт задавит и за бакс.

И весь твой гуманизм от жиру,
Закон и право под себя.
С огнём, с мечом идёшь по миру
О демократии трубя.

Где ты, там кровь рекой, там горе.
Где ты, там мировой скандал.
И кто сравнится в древнем споре
С тобою, гунн или вандал?!

Индейцев, негров и бизонов
Ты положил на свой алтарь.
Из самых низменных резонов
Натыкав всюду гарнизонов
Гребёшь и злато, и янтарь.

От устья Нила до истока,
От Гибралтара к мысу Горн
До Индии, Звезды Востока,
Крушил и тешился жестоко,
Глотал народы, как поп-корн.

Ты подсадил Китай на опий:
Вся Поднебесная в руках!
Ты поломал немало копий
Внедряя всюду дух холопий,
Неся "свободу" на штыках.

Тебе ль учить великороссов
Демократическим азам?!
Ты ль вникнешь в суть моих запросов?
Разрубишь ты ль узлы вопросов?
Не верю я заморским боссам,
Заокеанским их тузам!

2015.     ПЕРЕЛЕСЬЕ.

I Чем оказывается текст: фактом или мнением?

Факт: Великобритания имела самую крупную в мире колониальную систему.
Мнение: Великобритания в некоторых вопросах проводит сегодня ту же колониальную политику, что и прежде.
Наше мнение: Это не было бы ложью, если бы были даны ссылки на исторические документы.
Мнение: Колониальную политику Великобритания проводила в экономических интересах – то есть, во вторую очередь.
Наше мнение: Политика всегда и везде определяется, прежде всего, экономическими причинами.
Мнение: Англосакс демонстрирует свойства человека вообще.
Наше мнение: Ну, мы то – не такие! Значит, первая строка содержит противоречие.
Итак: и факты, и мнение.

II  Выводы и Заключение

Умозаключение или вывод есть идея, которая следует из фактов или деталей текста. Автор убеждает нас, что нельзя верить «заморским боссам», когда речь идет о демократии. Борьба Англии и остального мира создавала основной фон событий истории, начиная почти со времен открытия Америки Колумбом. Главные герои текста – народы и страны всего мира. И мы, в том числе. И действительно история учит нас «держать ухо востро». Во всяком случае, автор использует социально значимые факты, чтобы заставляет нас так думать и так чувствовать.

III Тон и Цель

Тон есть авторское отношение к теме. Тон это - эмоции или настроение автора текста, но они воспринимаются так, как будто автор оглашает свои идеи голосом с трибуны.
Автор хочет добиться эмоциональности и дать читателю возможность прочувствовать проблему, но иногда он хочет обратиться и к причинам или просто привести факты.
Личное мировоззрение автора является основой для создания субъективного тона. Это достигается тем, что автор использует необъективные, эмоциональные или неформальные слова. Пример, «Глотал народы, как поп-корн».

Автор всегда имеет более чем одну цель. Цель короткого текста-рассказа - развлекательность. Это основная цель.
1. Чтобы развлечь нас, писатель имеет разные средства заинтересовать нас.
Слова, используемые для достижения его цели, могут быть забавными, интересными, живыми, выражающими чувство юмора или создающими напряженное ожидание.
В рассматриваемом примере: чтобы развлечь нас, автор использовал выразительный язык сравнений и эпитетов, и творческое мышление. Содержание текста производит эмоциональную реакцию сочувствия жертвам угнетения, страха за судьбу народов и стран, гордости за свою страну, с ярким воображением дальнейшего развития событий, детальным изображением, например, достопримечательностей, звуков, запахов и так далее).
Автор может ставить перед собой более конкретные цели: развлечь, чтобы восхитить или испугать. В какой то мере, мы можем думать, что автор также имеет две общие целей сразу: информировать, чтобы убедить нас.
2. Писатель дает нам конкретную информацию, имеющую отношение к рассматриваемой ситуации.
3. Писатель излагает материал так, чтобы убедить нас.
Писатель попытался привести нас в согласие с его точкой зрения по данной теме. Для этого он использует спорные, убедительные, сильные, противоречивые, позитивные, негативные, и критические слова.
Пример. Автор тщательно выбирает тон слов, чтобы выразить основную идею в свете своих целей.
IV. Персонажи.
Персонажей, фактически, два: Англосакс и Великоросс. Между ними почему-то всегда возникали трения, хотя иногда имели место союзнические отношения.
Разрешение рассматриваемой проблемы не входит в цели написания рецензии. Общая оценка рецензента: призведение понравилось. Автору можно пожелать дальнейших успехов, которые несомненно появятся, если, при этом, автор будет учитывать те аспекты, которые составляют сущность рецензии.

11/20/15