Бессмертный шедевр

Владимир Кривошеев
ТРИ ИПОСТАСИ ПЛИСЕЦКОЙ

Четыре c половиной десятилетия назад я сделал радиоочерк о Майе Плисецкой для французской редакции Международного Московского радио (в обиходе Иновещание). Помнится, в рассказе о новой богине танца я использовал пушкинский комплимент её далекой предшественнице Авдотье Истоминой, чтобы подчеркнуть преемственность блестящих традиций русской балетной школы:   «Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт?»… «Душой исполненный полёт»! - Пушкин есть Пушкин -  верно, ёмко и красиво  - обо всех наших великих балеринах - и на все века. Трудно сказать лучше. Но что лично о Майе? Конечно же, я рассказал о её пути, о её танце… Ей тогда было около 50, но смотрелась она не то чтобы юно, хотя, безусловно, молодо, а как-то нездешне, вне времени. И держалась с особым царственным достоинством. Так, наверное, выглядят бессмертные обитатели Олимпа, подумалось мне… Но что лично о ней – только о ней?...
Впервые я увидел Плисецкую воочию на премьере фильма-балета «Анна Каренина» в киноконцертном зале Гостелерадио СССР на Пятницкой, 25. И общался с ней по ходу пресс-конференции, а затем в минуты короткого личного интервью. После соприкосновения и просмотра фильма я поймал себя на мысли-чувстве, что Майя Плисецкая, олицетворяющая балетное искусство, сама - произведение искусства – пластика в пластике, зарисованная божественной кистью в полёте и живущая в трёх ипостасях: движение – скульптура - живописная музыка...
Тогда я ещё был студентом Журфака МГУ, и, естественно, мне хотелось отличиться и оправдать доверие французской редакции Иновещания, в которой я проходил практику. Но об этом своём наблюдении в далёком советском прошлом я писать не стал. Ограничился добросовестным образным изложением услышанного от Плисецкой с добавлением информационного гарнира из других источников. Очерк был одобрен - я снискал похвалу профессионалов и приятный отклик слушателей, а впоследствии был принят в штат Отдела радиовещания на Францию, Бельгию и Голландию.
Прошло четыре десятилетия… Минула эпоха… Весной 2015 года гениальная героиня моего первого в жизни очерка покинула бренный мир… Но осталась с нами одушевлённым произведением искусства… Душой исполненный полёт продолжается…
К сожалению, рукописи стародавнего очерка о Плисецкой у меня не сохранилось (вероятно, в архивах Гостелерадио его следы найдутся – это было летом 1974 года). Но вышеприведённая фраза, не вошедшая тогда в текст, врезалась в мою память навсегда. Сейчас бы я завершил очерк новой редакцией этой фразы: «Пластика в пластике, запечатлённая божественной рукой и вечно живущая в этих трёх ипостасях: движение – скульптура - музыкальная изобразительность, - Майя Михайловна Плисецкая - олицетворение искусства – произведение искусства – бессмертный шедевр на все времена!»