Горжусь своей русскостью

Виктор Андрусов
         Размышления о своём происхождении  связываю с песней.  Протяжной и грустной,  лихой  и  весёлой,   раздольной   русской   народной  песней. Слушая её, мысленно  уношусь  в  даль  веков,  к  истокам  и  корням   славянских   народов. . .
         
         Более  зримо представляю самых  ближайших сородичей – кубанских казаков, песенное творчество которых меня  особенно сильно  волнует,  будоражит  душу.  С раннего детства с наслаждением слушал самобытные  хоровые песни, которые пела мама Дмитриева (в девичестве)  Анна Александровна  вместе с четырьмя сестрами,  моими тётями  -  Раей, Липой  (Олимпиадой),  Симой  (Серафимой),  Ирой,  которые  нередко  приезжали с нашей малой родины,  из  станицы  Убеженской,  что  под  Армавиром,   к  нам в гости  в посёлок Докшукино Кабардино-Балкарской АССР. Таких домашних концертов, состоявшихся за обеденным столом,  забыть невозможно! Заводилой  и запевалой, как правило,  выступала  мама.  Легко отличал её милый сердцу голос на общем фоне хоровой песни. В то же время она удивляла всех умением красиво, в ритме  песни,  присвистывать. Овладела этим искусством, когда в  молодости  пасла   домашний   скот,   сидя  верхом  на  лошади.  Наезднице доводилось   управлять    стадом   не  только  с  помощью  кнута,  но  и  громкого,  переливчатого  свиста.   Как  же любили маму  только за это многие  родные, близкие  и  знакомые!   И  теперь,   спустя  десятилетия,    хорошо  понимаю,  почему  любили   и  уважали.  Свист –  это ведь не только признак лихости,  а своего  рода  боевой,  мобилизующий   клич  казаков,  их  черта братства и сплочённости.   
         
         Искренне горжусь, что принадлежу к потомкам  легендарного Кубанского казачьего  войска,  которое  отважно   защищало   южные   рубежи   России.  О том,  как жили, служили и воевали мои предки, по существу  рассказывается в песнях. Поэтому давно начал собирать казачьи песни, записывая их тексты в блокноты,  накапливая файлы  в папках компьютера.  Ну как можно оставаться равнодушным, слушая, например, песни в исполнении Государственного Кубанского казачьего хора:  «Не для меня», «Когда мы  были на войне», «Ты прости меня, родная»,  «Сотник  смелый» и другие? В них  глубокий смысл предназначения казака - защитника Отечества.  Ему начертано судьбой не щадить себя, своей жизни, ради этой великой цели. Поэтому казак  и  поёт:

         "Не  для  меня  цветут  сады,
         В  долине  роща  расцветает...
         Там  соловей  весну  встречает,
         Он  будет  петь  не   для  меня.
         
         Не  для  меня  журчат  ручьи,
         Текут  алмазными  струями,
         Там  дева  с  чёрными   бровями –
         Она  растёт  не  для  меня. . .
         
         А  для  меня  кусок  свинца   -
         Он  в  тело  белое   ворвётся,
         И  слёзы  горькие  польются   -
         Такая   жизнь,   брат,   ждёт   меня".   
         
         Подобный  смысл   и  в  другой   песне:

         "Ты   прости   меня,   родная,
         Коль   себя   не   сберегу,
         Где   умру    я   знать   -   не   знаю,
         Буйную   голову   сложу..."
         
         Эти  трогательные  песни  воспитывали молодую казачью поросль. Не случайно во всём мире восхищались  решимостью, бесстрашием,  самопожертвованием  казаков.         
         
         Очень нравится мне также репертуар «Казачьего круга»,  в котором имеются и патриотические, и душещипательные песни, например, «Отчего так быстро вянут розы?», «Казачья рекрутская»,  «Прощай, ты Уманьская станица»  и  так  далее.  Закачав  файлы песен в мобильный телефон, прослушиваю их  и   впадаю в транс  -  до того подобная «слуховая терапия» лечит и ублажает мою душу.   Слушаю и  фантазирую,  представляю всякие исторические картины и  сцены.  Так увлекательно!

         Если бы меня спросили, когда, в какой период жизни я особенно   гордился  своим  русским  происхождением,  то  я  бы  ответил:  в  годы  воинской службы  в  Германской  Демократической Республике, в  Группе советских войск в Германии.  Вот уж где по-настоящему довелось почувствовать к себе истинное уважение!  На многочисленных встречах с немецкими друзьями, будь-то официальное мероприятие или личное общение,   рефреном  звучали слова:  «Спасибо вам,  русские, советские  воины!   Вы  спасли  нас  от  фашизма. . .»

         Русские  всегда были и остаются  нацией, вокруг которой собирались и сплачивались многие народы. К сожалению,  на рубеже 20 и 21 веков, после искусного развала СССР,  наметились  немыслимые  ранее  тенденции. Развились неприязненные, а подчас и враждебные  отношения к русским людям.  Вспомните,  какой антироссийский смерч прокатился по бывшим союзным республикам. Расскажу далее о случаях  не дружественных отношений  к так называемому русскоязычному населению.

         В 1985 году меня  направили служить в Прибалтийский военный округ.  Признаюсь, противно  мне сейчас вспоминать, как постепенно, день за днём, нарастала волна неприязни к нам, русским, живущим в  Риге.  Сначала это стало заметно на бытовом уровне, например, в магазинах.  Продавцы   сознательно не хотели разговаривать с нами на русском языке. Очень недружелюбно вело себя коренное население всех прибалтийских республик в общественных местах, в городском транспорте. Моя жена помнит случай,  произошедший в переполненном пассажирами трамвае. Стоящий  в проходе,  высокорослый, упитанный  латыш повёл себя дерзко, вплотную прижался к женщине и буквально "повис" на ней. Она долго терпела. И,   наконец,  вежливо попросила мужчину «слезть» с её плеча.  Тот  громко заявил: « Здесь Латвия!»   Супруга,   недолго  думая,  ответила:  «В таком случае садитесь ко мне на колени».   Пассажиры  трамвая   рассмеялись. 
         
         Однажды после обеденного перерыва симпатичная сотрудница  редакции Наталья  Н.  рассказала нам следующее:  «В  автобусе  ко мне пристали  двое латышей.  Нет, не с  лестными  комплиментами,  а  с  ядовитыми высказываниями в адрес русских.  Я всю дорогу молчала.  Однако  нервы не выдержали,  и  перед самым выходом из автобуса на остановке  сказанула им:  «Неблагодарные вы люди.  Да, если бы не русские  х . . ,  ваши  рожи   веками  оставались  пострашнее  пистолета...». 

         В конце 80-х лет  во всех республиках Прибалтики начали активно  вытеснять  русскоязычных граждан. На это работала вся пресса Прибалтики. Газеты были насыщены враждебными  публикациями.  Организовывались съезды и собрания.  Появились пикеты, проходили сходки, на улицах   строились баррикады.  Везде  были размещены плакаты:  «Рус  Иван,  бери  шинель,  пошёл  домой!».
         
         Особая  ненависть в Латвии, Литве и Эстонии была к нам, военнослужащим.  Не могу забыть, как меня чуть не избили хамоватые латышские парни.  Произошло это в трамвае, на котором я ехал  утром на работу.  Сидел в полупустом вагоне. А позади меня  - пятеро  громко смеющихся молодых латышей. Они стали подтрунивать, осыпать меня  всякими оскорбительными словами, насмехаться:  «Майор-оккупант, убирайся на родину». . .  Я никак не реагировал, глядя в окно. Когда трамвай сделал остановку, один из агрессивных  парней,   проходя мимо меня,  резким движением надвинул мне на нос фуражку. Край околыша  расцарапал  до крови мой нос, я почувствовал боль и отчаяние. Тут же вскочил с места, вцепился в руку обидчика. А он увлёк меня за собой к  раскрытым  дверям трамвая. Оторвался от меня,   выпрыгнул на тротуар. Там уже стояли  остальные четверо свирепых  попутчиков. Один из них прокричал:  «  Выходи, майор, будем делать из тебя котлету!». Я   шагнул к выходу – в этот момент двери трамвая захлопнулись и прищемили мою протянутую вперёд ногу. Трамвай тут же тронулся. Выдернув ногу из «капкана», я успел  заметить  перекошенные лица моих  недоброжелателей,  их  поднятые вверх кулаки. С облегчением  подумал: «Как хорошо, что не успел сойти с трамвая, а то  не сносить бы мне головы.» 

        Когда рассказал об инциденте сослуживцам, они согласились: мне крупно повезло, что не ввязался в драку.   Вскоре приказом командующего Прибалтийским военным округом  мы, офицеры,  обязаны   были  являться  на  службу  в  гражданской  одежде.  Озлобленные прибалтийцы, однако, не угомонились...
         
         «Чужой среди своих?» - так называлась моя статья, опубликованная в газете «ЗА РОДИНУ» Прибалтийского военного округа.  Тема её родилась невольно по пути из Риги в Каунас.
         
         . . . Идя по проходу вагона, я столкнулся с разгорячённым, обнажённым по пояс парнем. Когда мы поравнялись, он что-то буркнул, похоже, на литовском языке. Во фразе я отчётливо уловил слово «оккупант». Не раздумывая, я тут же  выругался  громко  по-балкарскому (родом я из южных краёв и немного знаю балкарский язык). Парень оторопел,  не ожидая  от меня подобных  слов и не зная,  что ответить (предполагал, наверняка, что я русский).  Шокированными  выглядели  и его приятели,  находящиеся  в купе.  А  я, улыбнувшись,  зашагал  дальше по проходу вагона.
         
         Когда я приехал в Каунас и прибыл в танковый полк по заданию редакции газеты, то встретился вскоре с подполковником  И. Науёкасом. Рассказав ему об инциденте в поезде,   спросил: 
         
         - Игнатас   Владович,  скажите,   а  с  вами  подобное  не  случалось?
         
         - Представьте себе, случалось.  Ведь  на лбу не написано, что я литовец. Думая, что я не понимаю их, некоторые юнцы, бывает, скажут что-то обидное вдогонку. Когда же отвечу по-литовски, они краснеют от стыда. Но не все. Бывают и такие, которые и оккупантом обзовут. . .
         
         - Это  вас-то,  литовца?   Оккупант  в  своей  стране?   Нонсенс  какой-то. . .
         
         - Разумеется. Но они, эти юнцы, одурманены пропагандой, и на, получай ярлык. Раньше  такого  не  бывало. . .
         
         Расскажу ещё об одном случае.
         
         В Риге я купил  небольшой, в шесть соток дачный участок, расположенный  около железной дороги.   Однажды, весной 1991 года,   копошась в огороде, заметил,  что к калитке подошли двое мужчин: один моложавый, местный житель, латыш (я немного знал его), а другой довольно-таки пожилой,  совершенно мне не известный, шикарно одетый, в шляпе  и с дипломатом в руке.   Моложавый  пояснил:
         
         - Этот  господин  приехал  из Америки. Он сын бывшего до войны хозяина  нашего сельского поселения.  По закону Латвии хочет возвратить   свою землю. По-русски он не говорит. Но требует, чтобы вы  убирались с его собственной территории.
         
         Немного поразмыслив, я сказал:
         
         -  Объясните господину, что  выделенные нам, русским,   не  лучшие участки земли находятся в полосе отчуждения вдоль железной дороги.  По международному закону эта  полоса  в целях безопасности движения поездов принадлежит  государству, а не каким-либо частным лицам.   
         
         Обескураженный  и поникший латыш-американец,  не нашёлся что ответить,  лишь сделал  кивок головой.  Вместе с  сопровождающим его «парламентёром»  тут  же  исчез  из  моего поля зрения.  А  я  взял  тяпку  в  руки  и  продолжил  прополку  картофельных  рядков...

          Русских, в большинстве своём добрых, уступчивых  людей,  могут обидеть, унизить,  однако  ПОБЕДИТЬ, в широком смысле этого слова,  -  НИКОГДА!

                *   *   *   *   *
         
           Все мировые средства массовой информации  нынче пишутт о террористической угрозе. Кто сможет спасти страны от этой, всё больше пускающей корни, чумы?   По всему видно,   мы,  россияне,  при поддержке патриотов  других  государств.  Восхищаюсь нашими лётчиками, наносящими меткие  воздушные удары по коммуникациям  и гнёздам  бандитских формирований исламского государства.  Будем надеяться, что на территорию Сирии   придёт покой.  Непременно придёт!   И на всём земном шаре будет покончено с терроризмом.   
         
         Горжусь любимой Россией!