Основание и развитие Суражевки до 1917 года

Журнал Алексеевск-Свободный
Горобец Нина Владимировна,
директор,
муниципальное учреждение
культуры «Свободненский
краеведческий музей»,
г. Свободный Амурской области

ОСНОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕРЕВНИ СУРАЖЕВКИ ДО 1917 ГОДА

В конце XIX века беглый каторжанин Илья Мехедов из деревни Калинка
Суражского уезда Черниговской губернии выкопал себе землянку на берегу
реки Зеи и стал здесь жить. При первой возможности он отправил весточку
своей жене в родные Калинки с просьбой приехать к нему. Екатерина
Ивановна Мехедова с семилетним сыном, младшей сестрой Матрёной и ее
мужем Ерофеем Кирилловичем Пысь собрали свои нехитрые пожитки и
тронулись в дальнюю дорогу.

Уже в 1898 году на крутом берегу Зеи появились два рубленных дома, в
которых стали жить семьи Мехедовых и Пысь. Через год приехали отец
Ерофея Пысь с двумя сыновьями и еще несколько семей. Появилась первая
улица, которую назвали Набережной. Место для проживания было
благодатным: в реке Желуне и в озёрах водилась в изобилии рыба. В
окрестностях росли черемуха, боярышник, черная смородина, малина, дикий
лук, конский щавель, кислица. Склоны сопок были богаты орехами,
голубикой, земляникой и костяникой. На сопках и в распадках между ними -
много грибов.

На берегу реки Зеи крестьянам-переселенцам была нарезана пахотная
земля, а в окрестностях Большого озера отведены наделы под покосы и луга
для выпаса скота.

В архивных документах даты основания Суражевки разные: 1899 г. – в
отчётах Амурской экспедиции (выпуск 2, том 6, Хабаровск, 1912 г.)
«Железнодорожные поселки Амурской области»; в «Ведомости крестьянских
селений Амурского округа к 1 января 1902 г.» и в «Памятной книге
Амурской области» за 1911 г. указан год образования 1901-й.

Суражевка очень быстро росла: с 25 дворов в 1903 году до 728 дворов к
1911 году с численностью населения 2368 человек. Причина проста: на реке
Зее и ее притоках Селемдже и Гилюе были открыты богатые месторождения
россыпного золота. Доставлять по Зее из Благовещенска продовольствие,
промышленные товары и всё необходимое для работы золотых приисков и
старателей было крайне неудобно и дорого. В Суражевке появились купцы,
мещане-домовладельцы, лавочники (китайцы и татары), огородники
(китайцы и корейцы). С 1910 по 1912 годы Суражевка превратилась в бойкий
торговый пункт, мало напоминающий земледельческий поселок. Площадь
посевов сократилась на 55%, зато более чем в 2 раза возросло количество
крестьянских построек.

В сравнительно небольшом населенном пункте располагалось несколько
филиалов крупных торговых фирм. Это универсальные магазины Ушакова,
Шпилёва, Ухова, мануфактурные лавки на Суражевском базаре (китайские и
татарские).

В универсальных магазинах продавали первосортные сукна, бархат,
шелка, другие товары. В продовольственных магазинах были в ассортименте
лучшие продукты.

Казённое ведомство, имевшее крупные по тому времени прииски,
нуждалось в продуктах ежедневного спроса – муке, крупах, картофеле.
Поэтому благовещенские мукомолы – Клюев (1907-1908), затем и Алексеев
(1910-1912) построили в Суражевке свои мельницы. Клюевская
шестивальцовая мельница была построена на берегу Зеи и выпускала муку-
вальцовку, из которой выпекался в пекарнях «полубелый» хлеб, и сеянку –
муку грубого помола, из которой пекли хлеб в рабочих семьях. Алексеев
построил двенадцативальцовую мельницу и необходимые пакгаузы. У него
был большой опыт в мукомольном деле. Его суражевская мельница
вырабатывала первосортную крупчатку.

Знаменитый суражевский хлебопек Авдалов выпекал высокие
продолговатые булки хлеба высшего качества и круглый подовый
«полубелый» хлеб. Греческая хлебопекарня на улице Кривой выпекала
ароматный, чисто ржаной хлеб – подовый круглый.
Зерно на мельницы поставлялось конными обозами крестьянами из сёл,
расположенных на левом берегу Зеи. Через реку ходил паром от деревни
Введеновки на правый берег. С постройкой Амурской железной дороги
много зерна перевозили в вагонах.

Колбасу варёную и полукопчёную делала колбасная фабрика
Вторыгина, которая находилась в глубине квартала по ул. Большой.
Кондитерские изделия (печенье, пирожные и т.д.) продавала
кондитерская Мешкова на ул. Торговой.

В гастрономических и бакалейных отделах универсальных магазинов
продавались масло коровье – солёное «экспортное» и белое сливочное
«Лебедь»; красная и черная икра, балыки кетовые, сыры, колбасы, сахар
головчатый и пилёный, конфеты «Царские» (с портретами российских
императоров на обёртках), шоколад и монпансье «От Жоржа Бормана», чай
байховый, разные специи.

Напротив хлебопекарни Авдалова на ул. Большой в одноэтажном
деревянном доме с большими окнами-витринами располагался фруктовый
магазин.

Китайцы и корейцы торговали овощами, выращенными на
арендованных участках земли.

Китайцы и татары имели свои лавки на базаре и торговали различными
мелочными товарами: свечами, керосином, лампами и ламповыми стёклами,
спичками, хозяйственным мылом, верёвками. А также такими
продовольственными товарами, как мясо-солонина, соленая кета и горбуша,
соль, крупы, растительное масло (подсолнечное, льняное, конопляное,
бобовое), сахар пилёный, чай кирпичный.

Были и лавочники-китайцы, торговавшие «в кредит». Их лавки
располагались среди домов, в которых жили семьи рабочих.
По воскресным дням на торговую площадь съезжались крестьяне
окрестных деревень. Они привозили молоко и молочные продукты,
подсолнечное масло, мясо, птицу, овощи и др.

На углу Большой и Торговой улиц находился постоялый двор Казутина,
где останавливались приезжие торговцы.

В 1908 году после решения о строительстве Амурской железной дороги
в намеченный пункт нахождения будущего Управления Амурской железной
дороги в Суражевку прибыла группа инженеров Министерства путей
сообщения, чтобы организовать строительство городских дорог на
возвышенном плато севернее Суражевки (с планировкой улиц будущего
города Алексеевска), устроить съезд к реке Зее, построить дамбу от сопки до
Желуна, деревянный мост через Желун и дамбу от моста до места набора
гравия.

С началом строительства Амурской железной дороги Суражевку стали
заселять строители дороги. Для жителей Суражевки появилась возможность
жить не только за счёт крестьянского труда, но и за счёт доходов от торговли,
извоза, разных промыслов, сдачи в аренду жилья.

В 1911 году строится будущая станция Алексеевская (ныне Михайло-
Чесноковская), а также шесть больших одноэтажных деревянных зданий и
одно двухэтажное для временного размещения служб и отделов будущего
Управления Амурской железной дороги.

В это же время началось строительство Алексеевского четырёхрамного
лесопильного завода. Столярные изделия были необходимы при
строительстве жилых домов и станционных зданий на восточной части
Амурской железной дороги. Завод должен был выпускать шпалы, мостовые и
переводные брусья, буферные брусья для вагонов, телеграфные столбы,
струганные доски. Оборудование для завода было закуплено в Швеции и
доставлено в Суражевку водным путем в течение 1911-1912 годов.

Алексеевский казенный лесопильный завод был одним из самых
крупных предприятий в Амурской области. Возглавлял его заведующий -
Крюгер Густав Густавович. К 1915 году на заводе работало около 700
рабочих и служащих. Двести китайцев, работавших на бирже готовой
продукции, вручную выполняли погрузку в вагоны пиленой продукции, а
также занимались её доставкой из лесопильного корпуса на склад
естественной сушки пиломатериалов, стропиловкой этой продукции после
просушки, подачей её на четырехсторонние строгальные станки и отвозкой
струганной продукции на отгрузку в вагоны. Около ста человек, русских и
украинцев, работали на бирже сырья: выкатывали лес из реки, устраивали из
него трехрядные штабеля пиловочника, продавали пиловочник на
распиловку в лесопильный корпус. Труд был ручной. Узкоколейную
вагонетку с бревнами по складу леса таскали заводские лошади, рабочие
толкали вагонетку сзади.

В основном производстве работали 400 человек. Оно состояло из
лесопильного корпуса, столярной мастерской, деревообделочного цеха,
подсобных мастерских, мельницы, лесосушилки, заводской конторы.
Лесопильный завод стал первым заводом сельскохозяйственного
машиностроения в Амурской области. Веялки, сортировки, изготовленные на
нём, были хорошего качества и значительно дешевле привозных. Все детали
сельскохозяйственных машин – деревянные, чугунные, железные –
производились на месте, на заводе.

Важность Алексеевского казённого лесопильного завода подчёркивалась
тем обстоятельством, что рабочих завода в солдаты не брали, хотя шла
первая мировая война.

В Суражевке были и мелкие предприятия. Существовал пивоваренный
завод «Орёл», который возглавлял Людвиг Келлер, а после его выдворения
из страны, т.к. шла война с Германией, – рижский мещанин Иван Петрович
Вигандт. Также располагались завод фруктовых вод, кожевенный, бойня,
два кирпичных завода.

Кирпичные заводы были расположены по дороге к посёлку Дубовке.
Частный кирпичный завод выпускал хорошо обожжённый красный кирпич и
огнеупорный – для постройки и ремонта жилищных печей. Казённый
кирпичный завод выпускал обожжённый кирпич для строительства зданий
Управления Амурской железной дороги.

К 1911 году существовало 124 предприятия с годовым оборотом до 850
тысяч рублей.
Таким образом, Суражевка, а с 1912 года поселок Алексеевский, была
экономически развитым населённым пунктом.

БИБЛИОГРАФИЯ
1. С.Я.Лазарев. Из истории нашего города. – Свободный, газета
«Зейские огни», 1977.
2. Брошюра. Город Алексеевск Амурской области. – Благовещенск,
1912.
3. Архивные материалы РГИА ДВ фонд 702, оп. 2, Д.784.
4. Н.И.Попов. Наш город. – Свободный, 2002.
5. В.И.Шиманский. Вехи и вёрсты. Рукопись. 1998.

(Впервые было опубликовано на сайте Свободненского городского музея)