Байки из девяностых. Щи от Петра I

Василий Куприянов
       Эту историю рассказал мой хороший знакомый.  Постараюсь изложить ее максимально близко к рассказанному. Где-то в начале девяностых он оказался в Питере в гостях у старого приятеля.  Тот неплохо раскрутился и поэтому, немного поболтав в офисе, они решили перекусить в ресторане.  Приятель решил удивить гостя и повел его в один из самых лучших на Васильевском острове.
       Внешне помещение ресторана впечатляло. Отделанное под старину, с официантами одетыми по моде из проклятых царских времен, ну и весь антураж.  Конечно, и меню с ятями и куча необычных блюд. Приятель попросил официанта угостить чем-нибудь необычным своего гостя, на что официант, расплывшись в улыбке, уверил завсегдатая их заведения, что они будут очень удивлены их новым  блюдом – щами по рецепту самого Петра I. В меню эти щи были в первой строчке и по цене заметно превосходили все остальные, я бы сказал, не дешевые творения местной кухни.
      Официант предупредил, что придется подождать.  Друзья даже не притронулись к поданным на стол разнообразным холодным закускам, чтобы не смазать впечатление от ожидаемого шедевра кулинарной мысли. И, наконец, блюдо на столе.
      Первой мыслью у ребят было желание пригласить к столу повара, директора и прочих работников заведения и вылить им на голову содержимое тарелок. Заодно перевернуть стол, перебить всю посуду. Они не сомневались, что суд при представлении ему вещественного доказательства в виде таких же тарелок с оным содержимым оправдает их.
      Что же заставило посетителей этого заведения придти в такой экстаз? То  что было налито в тарелках состояло из двух компонентов – кипятка и горсточки не проваренной капусты. И все это за дикую цену.
      Что-то подобное я испытал там же в Питере в 1985 году. Мне туда приходилось мотаться к проектировщикам. Традиционный ужин с ГИПом. Обычно мы ехали на Витебский вокзал. Там подавали изумительнейший ромштекс. А тут после знаменитого Горбачевско-Лигачевского указа нам было отказано в традиционном  коньячке. Вокзал, однако.  Я помнил по студенческим временам кухню ресторана Москва, поэтому и рванули туда.   Начать с того, что в меню не было и четверти того, чем нас кормили в шестидесятых.  В моей любимой солянке было отказано. Пришлось заказать по бифштексу. К середине ужина официант обрадовал, что появилась солянка. Я тут же заказал сие блюдо, памятуя, что по качеству оно в свое время уступало только приготовленной в ресторане на углу Литейного и Некрасовской улицы. И вот мне принесли солянку из восьмидесятых. Правда в ней было три компонента – кипяток, ложка разведенного томатного соуса и два три кружочка мелко порезанной сосиски.  Да, еще сиротливо плавал один кусочек соленого огурца. Надо же было этому блюду соответствовать  своему названию.
       А что наши герои со щами имени основателя Санкт-Петербурга? Оказались вежливыми и тактичными ребятами. Откушали по одной ложечке и спросили официанта рассказать, как другие посетители реагируют на эту разводку. Он признал, что полностью осилила это блюда одна в дребезги пьяная компания. Трезвые посетители больше двух ложек не потребляли. А подавляющее большинство, как и вы. Утешением послужили остальные блюда, не от царских особ,  а над рецептурами которых, потрудилась Елена Молоховец.