Как свободный рынок мешает развитию с х РФ

Владимир Леонов
В настоящее время сельское хозяйство США и стран ЕС в рамках ВТО динамично развивается. Обеспечивается это тем, что ещё в 30-х годах 20 века США для выхода из Великой Депрессии осуществили переход на советскую модель, которую сегодня в условиях капитализма можно назвать моделью регулируемого рынка. В основе этой модели: госзаказ, доводимые сельхозпроизводителям квоты производства продовольствия, гарантированные цены. В Европе также были приняты меры по формированию правового поля регулируемого рынка.
И если в России сегодня стремительный рост цен, инфляция, в ЕС, напротив, наблюдается дефляция 0,5 %.
Казалось бы, очевидным (да ещё в рамках ВТО, куда мы вступили) является необходимость унифицировать с ЕС правовое поле, что обеспечит и у нас устойчивое функционирование сельхозпроизводителей и развитие села.
И Китай, и Беларусь уже давно сформировали свои взаимоотношения со странами ВТО на основе регулируемого рынка и получили в результате большую выгоду.
Однако Россия, даже вступив в ВТО, продолжает заключать с его ведущими членами соглашения на основе свободного рынка, получая при этом огромный ущерб.
Кто виноват? Нельзя сказать, что в России в этом отношении совсем уж ничего не сделано. В своё время было разработано законодательство по порядку производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд.
Например, федеральный закон РФ №53-ФЗ от 02.12.94 предусматривает при формировании государственных (региональных) фондов принятия Правительством РФ (органами исполнительной власти субъектов федерации) так называемого нормативного соотношения между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на готовую продукцию с учётом её безубыточной реализации.
Почему необходимо обязательно устанавливать это нормативное соотношение?
Рассмотрим это на примере производства молока. Известно, что при его производстве затраты труда и ресурсов составляют у сельхозпроизводителей в среднем около 70% от общих затрат, у переработчиков (молокозаводов) – 22%, в торговле – 8%. Технологическая цепочка в молочной отрасли будет нормально функционировать, если в такой же пропорции (70, 22, 8% - пропорционально фактическим затратам) будет распределяться и доход от реализации молока населению.
При этом для производителя молока устанавливается гарантированная закупочная цена, которая составляет себестоимость производства молока плюс 15% - минимальная нормативная рентабельность «для расширенного воспроизводства». Эта закупочная цена может быть увеличена переработчиками (молокозаводами) ещё не более чем на 22%, и торговлей – ещё не более чем на 8%, что в результате составляет нормативную розничную цену для потребителя (покупателя).
Казалось бы, можно было бы воспользоваться этим законом, чтобы ввести, как это сделано в странах ВТО, госзаказ и нормативные соотношения на основные продукты питания для населения. Но, увы, этот закон в настоящее время используется (если используется) только при формировании узкоспециализированных государственных (региональных) фондов. И совершенно не используется при обеспечении подавляющей части населения продуктами питания.
А субъекты федерации своих законов вообще не приняли.
Государство (в том числе  органы субъектов федерации), выполняя условия навязанной нам программы США «Переход к рынку», провозгласившей свободное ценообразование, бросило население на произвол судьбы, надеясь, что невидимая рука свободного рынка сама всё отрегулирует.
И что же мы имеем?
В настоящее время качество молокопродуктов и ценовую политику на рынке молока у нас формируют транснациональные корпорации (ТНК) США, ЕС, их торговые сети, осуществившие по стратегии США в отношении России «приватизацию переработки, оптовой и розничной торговли продуктами». Так французская «Danone» и американская «PepsiCo» контролируют сегодня более половины рынка перерабатываемого молока в Северо-Западе РФ. Собственниками торговых сетей являются иностранные компании: «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Народный» - Нидерланды, «Метро» - Германия, «Ашан» - Франция, «Лента» - Британские Виргинские острова, «Окей» - Люксембург. Они формируют цены, качество продуктов, жизненный уровень населения.
Поэтому сказки ТВ про «Домик в деревне», «Простоквашино», «Чудо йогурт», мягко говоря – это ложь. А по сути наши приватизированные ТНК молокозаводы помимо закупки натурального молока у сельхозпроизводителей, закупают и сухое молоко, и пальмовое масло по бросовым ценам, разбавляя ими натуральные молокопродукты. Осознанно идут на снижение качества молокопродуктов ради получения максимальной прибыли, пользуясь тем, что госконтроль отменён.
В результате, никто и близко не соблюдает нормативное соотношение. При существующих сегодня розничных ценах на молоко 50 – 70 руб/литр нормативная закупочная цена должна составлять 40 – 45 руб/литр. Фактически в 2015 году молокозаводы закупают у сельхозпредприятий, например, у Ассоциации «Ленплодоовощ», цельное молоко по 18 – 24 руб/литр (в зависимости от жирности), против 19 – 26 руб/литр в 2014 году. То есть, дешевле, чем в прошлом году, хотя все закупаемые ресурсы подорожали на 15 – 50%. В результате, рентабельность производства молока резко снижается, за 2010 – 2013 годы соответственно составила: 15,  4,3, - 0,6, - 2,8% (статья «Почему не удаётся восстановить в Питере производство отечественных продуктов», «Новый Петербург», 01.10.2015).
Пользуясь монопольным положением и поддержкой (бездействием) органов государственной власти федерации и регионов, ТНК США и ЕС уже занизили закупочные цены на молоко более чем в два раза относительно цены, предусмотренной нормативным соотношением.
Недоплата стремительно нарастает, за пятилетие (2006 – 2010 годы) она увеличилась с 4 до 10 руб на каждый литр молока, сегодня достигла 20 – 25 руб. Ожидаемый в 2015 году ущерб сельхозпредприятиям Ассоциации «Ленплодоовощ» только на молоке превысит уже 2 млрд. руб. У остальных предприятий Ленобласти – свыше 10 млрд. руб. На эту сумму увеличат свои доходы «Весёлые молочники» и «Карусели».
 В результате такой политики ТНК США, ЕС, их доходы в молочном бизнесе сегодня в три раза превышают доходы сельхозпроизводителей (по нормативному соотношению они должны соотносится как 0,3/0,7 = 0,43, то есть, норма превышена в 7 раз!). Нетрудно рассчитать, что прибыль ТНК при этом составляет более 400%!
А население сегодня переплачивает в среднем около 30 рублей за каждый литр молока, то есть, в два раза!
Вот такую грабительскую политику по отношению к сельхозпроизводителям и населению проводят в нашем регионе ТНК США и ЕС при полном бездействии президента РФ (правительства РФ), Госдумы, губернаторов (правительств) и Законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области.