Серебряная монетка

Карпова Ира
 
 На берегу моря стоял замок. Он стоял там всегда – так говорила бабка Лина, а она давно жила на белом свете  и знала обо всем. А чего не знала, о том догадывалась. 
  В этом замке жил старый Барон. Лина помнила его еще мальчиком в красных панталончиках и голубенькой курточке, бросавшего со ступенек в море всякую всячину. Камней у него не было, до них было не дотянуться с высоких ступеней, и не поднять с морского дна, потому что волны скрывали начало лестницы. Вот он и бросал в воду все, что попадалось ему под руку. Карманы его куртки всегда были набиты монетами, и он бросал монеты, на пальцах его блестели кольца, и он бросал в воду кольца. Если нянька приносила ему воду в серебряном кубке, он выпивал воду и кубок летел вниз, в подарок слепящим брызгам.
   Детишки из деревни, которая находилась поблизости, иногда наблюдали за богатым мальчишкой через пролом в стене. Им нельзя было воспользоваться и пролезать к лестнице, потому что там бегали собаки, готовые разорвать каждого.
  Одна девочка, она была сироткой, и постоянно голодала, чаще других приходила к пролому и смотрела, как в воду улетают разные драгоценности и монетки. Один раз она не выдержала и жалобно попросила у мальчишки:
 – Брось монетку мне, она мне очень нужна.
 – Хорошо,  – сказал маленький негодник. Только ты должна пролезть в этот пролом и забрать у меня монетку.
 – Меня разорвут собаки, лучше ты подойди, – испугалась девочка.
 – Не бойся, лезь! Не разорвут,  – пообещал мальчишка и приветливо улыбнулся.
  Девочка зацепилась тонкими ручками за ветки,  потом кое-как перекинула ноги через пролом и оказалась возле лестницы.
   Мальчишка подождал, когда она подойдет к нему, и протянул ей  серебряную монетку. Девочка уже готова была её взять, но он резко поднял руку и бросил денежку в море. Только серебреная капелька сверкнула под солнцем и нырнула в зеленую воду.
 – Не получишь! Ныряй за ней! Попрошайка! – закричал мальчишка, Попрошайка! Здесь попрошайка!
  Огромные рыжие псы выскочили, как из-под земли, и побежали к девочке. От страха  она помчалась по ступенькам к морю, а не к пролому в стене, где могла бы спастись. Уже стоя у самой воды, она еще раз оглянулась, увидела собак, на секунду полными слез глазами взглянула на мальчишку и исчезла в воде, как серебряная монетка…
 – Ты что? Ты куда? Ты чего? – закричал мальчишка. К нему уже спешила нянька.
 – Здесь кто-то был? Что случилось? – заговорила она противным писклявым голосом.
 – Ничего не было! Я пошутил, - побоялся ей сказать правду маленький Барон. И они ушли, не оглядываясь. Не желал мальчишка думать о том, что случилось с маленькой сироткой. Ему это было нисколько не интересно!
 А сиротка не утонула. Её волной унесло за скалу, там она сумела забраться в рыбачью лодку и уснула, дрожа от холода, вытирая мокрым рукавом с лица то ли слезы, то ли морскую воду. Она и не увидела, как волна отвязала лодку от пирса и унесла в море. Сиротка умирала от голода и жажды, когда лодку прибило к берегу. Её заметили морские разбойники. Они грабили суда, нападали на путников, и за голову каждого из них была обещана кругленькая сумма. Атаман разбойников был старым жестоким негодяем. Но что-то шевельнулось в его злом сердце, когда он увидел умирающую малютку, сжимавшую в кулачке серебренную монетку. Эту монетку забросила в лодку та самая волна, которая выгнула спину и помогла девочке забраться в посудину. Она и потом не успокоилась. Все тащила и тащила волна на себе лодку до самого берега. Это была добрая волна. Мало кто знает, что волны бывают злыми и добрыми, умными и глупыми… Нам все они кажутся одинаковыми.
   Так вот, атаман разбойников взял малютку на руки и немедленно ускакал на своём коне в разбойничий замок. Здесь он положил девочку на шкуры и заставил выпить несколько глотков горячего бульона.  Он несколько недель не отходил от нее, пока она не поправилась. Когда разбойник показал ей монетку, крошка заплакала и рассказала ему про злого мальчишку, сына Барона.
   С этой поры девочка стала жить у разбойников. Они хорошо относились к ней, а их главарь полюбил её как родную дочь. Разбойники часто совершали набеги. Однажды, когда девочке исполнилось 15 лет, и она стала настоящей красавицей, её приемный отец решил сделать ей подарок – разграбить замок, в котором так жестоко поступил с ней молодой Барон.
  Как она его не отговаривала, главарь был непреклонен. И вот через несколько дней пути разбойники высадились со своего корабля прямо возле тех ступеней, с которых когда-то сиротка бросилась в море, спасаясь от собак.  Много тогда пролилось крови в этом замке. Разбойники радовались богатой добыче, тюками стаскивая на свой корабль драгоценности, меха, ковры, кубки и сундуки с монетами, которыми был полон подвал замка.  Вот уже старый Барон, его жена и даже кухарка болтались повешенными на рее. Сиротка стояла на той же ступеньке, что и когда-то десять лет назад. Атаман притащил за ухо и бросил к её ногам  юного Барона.
 – А я думал, ты утонула, Попрошайка! – сказал он и засмеялся. – Это ты привела  сюда разбойников, чтобы отомстить мне? Но я и на дне моря останусь Бароном, а ты и в золоте, награбленном в моём замке, всё равно останешься Попрошайкой!
 – Он хочет легкой смерти и поэтому взялся говорить с нами! – догадался атаман.  – Но он не получит легкой смерти. Мы привяжем его к якорной цепи. И чайки выклюют ему глаза, и солнце сожжет ему кожу. Он сам станет Попрошайкой! Он будет умолять, просить нас о смерти, но мы не дадим Попрошайке того, о чем он просит.
   Атаман замолчал.
 – Есть старая пиратская традиция, - неожиданно звонко проговорила сиротка. – Если найдется хоть один из разбойников, кто пожелает выкупить жизнь пленника хотя бы за одну монету, ему сохранят жизнь и отпустят на волю!   
 – Кому нужна его жалкая жизнь? – засмеялся атаман.   А потом повторил серьезно. – Кому нужна его жалкая жизнь? Кто купит её хотя бы за одну монету?
   Стало тихо, только шумели волны, переговаривались, словно публика в театре, волновались, не знали, что будет дальше.
   Тем временем мужество покинуло Барона. Он с мольбой смотрел в обветренные лица бандитов, в их горящие алчностью глаза. Но не смотрел на Сиротку, не хотел быть попрошайкой. Однако, как только атаман поднял руку, давая сигнал своим матросам привязать пленника к цепи, он не выдержал и с мольбой попросил девушку: 
 – Дай монетку мне, она мне ..она мне очень нужна!
 – Попрошайка! – сказала Сиротка, и сорвала с груди цепочку, на которой висела серебреная монетка, та самая, из- за которой она когда-то оказалась в море и едва не погибла. Она протянула монетку атаману.
 – Я покупаю его жизнь!
 Барона пощадили, и он продолжил жить в замке. Он и теперь там живет. Один, старый, никому не нужный. Барон  обеднел. Говорят, только одна серебреная монета у него и осталась. Та, что висит у него на шее.