Противоречия Гуманизма 2015

Михаил Пастушков
Мы будем бороться за мир так,
что не останется камня на камне.
(Из фольклора пропаганды)

Глядя на теракты в Париже и другие ужасные события недалекого прошлого, я думаю у значительной части человечества есть внутренняя проблема, и именно она проявляет себя тут и там.

С одной стороны появляются общества декларирующие гуманизм в той или иной форме. Люди переросли состояние когда жестокость необходима для жизненного процесса. Например, для взаимного проживания в отдельно-взятом городе Лос Гатос в Калифорнии (подставьте название своего места пребывания) жителям совершенно незачем носить с собой заряженный автомат Калашникова.

Следуя простой интуиции, незачем убивать и воровать. И вовсе не потому что это запрещают древние мифологии и небесные друзья, а просто так. Культура без дополнительных заклинаний и страха наказания образует очередь за булками вместо толпы “кто вперед”. Практическая логика останавливает машины на перекрестке когда горит красный свет. Люди ценят ум и творчество поверх физической силы. Люди ценят любую жизнь других людей. Назовем это гуманизм. И даже не только людей но и зверюшек разнообразных, но про это отдельно и в другой раз.

Ясное дело, не все такие. Приходится делить людей на своих (№1) и чужих (№2). Переход из второй категории в первую весьма непростой. А из первой во вторую вообще не предусмотрен. Люди-номер-два конечно то-же люди: у них два глаза, они умеют ходить и говорить, в голове у них точно такие-же нейроны как и у людей-номер-один. Однако, что-бы попасть на территории согласно границам, которые по большому счету сложились намного раньше гуманизма, людям-номер-два надо получать соизволение системы созданной людьми-номер-один, их правителей и бюрократов. Короче говоря, некий гуманизм за отдельно-построенной стеной.

Чем дальше мы отодвигаем от себя людей из группы два, тем более странным (с нашей точки зрения, естественно) и скорее всего болезненным и даже опасным будет их смешение с группой номер один. А оно неизбежно. Мы можем называть его вторжением, нашествием, завоеванием и прочими лестными атрибутами. Глазами людей группы два картина видится нисколько не веселее.

Противоречие в том что декларируя светлые идеи, например гуманизм, практически одновременно, хотя и неявно, декларируется их отрицание. Мы сами по сути отказываемся им следовать. А следовать идее наполовину нельзя. Обмануть себя конечно можно. Можно даже поверить в свой обман. Окружить собственностью, придумать правила ее защиты и оправдания привилегированного положения в мире, заслуженного трудами предков, живших в гео-координатах неподалеку.

Замечу что даже за стеной совершенно не обязательно следуют идеалам. Даже наполовину. Частенько дело не идет дальше декларации в политических целях на следующие четыре года, подобно “демократии” с непрямым голосованием из двух вариантов или национальных (!) интересах за тридевять земель.

Государство и военно-промышленный комплекс многих так называемых развитых стран постоянно хотят кого-то “освободить”, таким образ установив их правду, которую часто называют демократией, правилами закона и другими красивыми словами. Это обычно сопровождается очередной войной с бомбами и солдатами. Иногда не обходится и без достаточно прямых ссылок на Иудо-Христианскую доктрину, правда это в последнее время не модно делать открыто. Безусловно не все люди верящие в христианство, демократию и абсолютный закон собственного государства именно такие.

С другой стороны, как ни крути, братья-мусульмане постоянно хотят кого-то взорвать или разбомбить, таким образом установив их правду - например по одной из разновидностей трактовки Исламского учения. Безусловно, они - далеко не однородная масса, и очень много брожения внутри. Нам трудно их понять, и может быть до конца не удастся это сделать. Но по сути дела, они создают некие группы “свои” и “чужие”, очень похожие на наши. По другим критериям, другими методами. Безусловно не все люди верящие в Аллаха именно такие.

Часто данные столкновения называют глубоким расколом между Востоком и Западом, доходящим до военных конфликтов, но мне думается это не первоисточник, не причина сама по себе, а некое следствие. Говорить о том что биологически люди на Востоке и Западе настолько разные что война сидит в их гена бессмысленно. Ну или придется отменять биологию как мы ее знаем сегодня. Попытки безусловно были, и иногда даже успешные. Отменялась так-же геология, физика вращения Земли вокруг солнца и собственной оси, логика времени и многое другое, принятое человечеством как объективная реальность, та о которой мы говорить в одинаковых терминах - словах. Клиенты психбольницы не в счет.

Не уходя в философские дебри замечу лишь, что объективность эта не более чем наше, общечеловеческое взаимное согласие. Есть много разногласий, но они в более мелких деталях. Мы соглашаемся, например, что брошенный камень летит в сторону земли, вода жидкая при определенных температурах а равно и то что жить лучше чем не жить.

При этом мы может спорить как “правильно” соблюдать традиции предыдущих поколений, какие книги читать или не читать, как измерять линейкой длину (например в дюймах или сантиметрах), как воспитывать детей и вообще надо-ли их воспитывать, сжечь все топливо сейчас или поберечь на пару-тройку будущих поколений, на каких принципах устроить общество. Пить или не пить, вот в чём вопрос, в конце концов!

На чем-то мы все-же можем сходится. Это нисколько не противоречит нашей общей биологической природе. Что мешает расширить эти понятия до осознания “мы” за пределами собственной социальной группы?

Пирамида подчинения. Исторически, большие социальные группы которые мы называем странами, были гораздо меньше и территориально и по численности. Их существование и рост были необходимы по простой причине выживания индивидуумов. Мы эволюционировали как социальные животные, коими и сейчас являемся. Так было проще поддерживать цикл регенерации поколений, и выживания до времени когда новые поколения могут сами регенерировать, и так далее. Для функционирования пирамиды воля одних людей перекрывала волю других. Ницше называл это “волей к власти”.

Пирамиды росли и для поддержания их целостности уже не хватало дубины. Требовалось контролировать сознание подчиненных изнутри, возможно для их-же собственного блага в целях выживания и продолжения регенерации поколений. К тому-же тут и там появлялись соседние пирамиды конкурирующие за ресурсы на большой но все-же ограниченной территории. Контролировать сознание нужно было не только для того что-бы “правильно” питаться и плодиться, но и защищаться от конкурентов, которые в принципе ни чем не отличались.

Религия. Поскольку верхняя часть пирамиды подчинения биологически ничем не отличалась от нижней, был необходим кто-то третий, даже если не совсем настоящий - дух, бог или какие-то другие абстракции наделенные вселенскими полномочиями, для собственного удобства делегирующие часть таковых верхушке пирамиды.

Я рассматриваю религию в самом общем смысле, как некий механизм контроля сознания изнутри. В дополнение к традиционным монотеизмам как Иудейство, Христианство и Ислам, в моем понимании Коммунизм и Потребительство (религия денег) - формы религии, обладающие всеми или почти всеми атрибутами традиционных институтов. Главное, выполняющие точно такие-же функции контроля. Все они наполняют “смыслом” простую и банальную суть цикла регенерации: родиться - развиться - расплодиться - помочь новому поколению сделать то-же самое - уйти в небытие с чувством выполненного долга (и даже иногда с ожиданиями лучшей жизни где-то в других краях).

Демонизация. Прямой результат религиозного помутнения - демонизация “противоположной стороны”. Гораздо проще представлять другую пирамиду подчинения как изначально дьявольскую, неподдающуюся пониманию. Гораздо проще даже не пытаться понять мотивы и причины, смотреть на мир и каждую его отдельную ситуацию глазами другой стороны. Гораздо проще декларировать свое мнение (точнее, доминирующее мнение в своей пирамиде) как абсолютное, вселенское, и применимое ко всем и вся. Демоны, ясное дело, должны быть стерты с лица земли силой, даже если при это пострадают массы людей проживающие по соседству. Наверное, проще их демонизировать только потому что “там все такие”. Да и вообще “лес рубят - щепки летят”, ничего не поделаешь.

Однако, праведники выглядят в глазах демонов нисколько не лучше. У демонов есть своя пирамида, свои правила и свои методы борьбы. Для них демоны - мы. Они нас не собираются понимать, как видится. Аллах Акбар да и все тут. Их пирамиды тесно связаны с их религией, для них все мы - Западный Мир, изначально враждебный. Но чем принципиально наша “правильная” позиция отличается от их - кроме перемены сторон, названий идеалов и методов? Я не нахожу удовлетворительного ответа гт в речах политиков западных страны ни в высказываниях деятелей мусульманского мира, не обязательно формальных. По сути, каждая сторона смотрит в зеркало, но видит там не себя а противника, который смотрит в свое зеркало.

Как ни странно, но при всей демонизации другой стороны, рассуждения и выводы о ней делаются исключительно в рамках собственных понятий. Так, оценка деятельности групп исламских террористов, часто ошибочно называемых “арабами” идет в терминах материальной выгоды, финансирования политических течений, военного или территориального превосходства, властных полномочий и лидеров. Это зеркало, не более. Скорее всего с другой стороны происходит нечто подобное - неправильные служители неправильного Аллаха подчиняются неправильным муллам (так, например, во времена войны в Ираке американского президента называли “Мулла Джордж” и вовсе не в смысле сатиры). Это их зеркало.

Сторон больше чем две. Тот-же мусульманский мир воюет внутри за правильное понимания Ислама. Шииты и Сунниты, всего-лишь по разному трактующие малозначительные факты собственной мифологии, готовы убивать и умирать. Западный мир то-же неоднородный. Вооруженных конфликтов между разными фракциями этого мира в прошлом веке хоть отбавляй. Вместо версий Аллаха - материальная выгода, христианские ценности и коммунистические идеалы. Ради них казалось-бы вполне здравомыслящие в других отношения люди, убивали друг-друга миллионами, ведомые пирамидами подчинения. Убивали совершенно напрасно, ничего не изменив ни в устройстве жизни, ни в пирамидах ни даже в такой банальной вещи как географические границы контроля пирамид - государства.

Что поменялось? Вроде-бы войны, правители и религии были всегда. Но в данную эпоху что-то по другому. Мир стал глобальным. И если ранее можно было запросто контролировать умы одной религией и физические действия людей одним забором, то в 21 веке это практически невозможно. Наш собственный коллективный интеллект привел нас к возможности общения через континенты и временные зоны, перелетам в физическом мире в любою точку, пониманию ценностей созданных народами к которым мы не имеем никакого отношения. При всем при этом способы управления пирамидой поменялись лишь незначительно. Нет новой концепции совместного существования в глобальном мире. Это возможно одна их самых фундаментальных проблем, и следствий из нее хоть отбавляй.

Каждая пирамида в отдельности провозглашает и поддерживает свои ценности, принимая их за абсолютные. Внутри, безусловно, гораздо легче ограничивать состояние умов. Пропаганда, медиа, ТВ, церковь, денежные потоки а то и прямое насилие - все это средства одного порядка.  При этом порядке пирамиды ничего более умного не могут предложить чем постоянная драка с другими такими-же. Постоянная война. Все как-бы за мир, и уже давно. Но только по разному. А в результате взрывы, дроны, убийства, армии поглощающие огромные экономические и людские ресурсы, подготовка к еще более ожесточенным новым схваткам.

Кому это все надо? Я не верю ни какие злобные теории заговоров и конспираций. Однако верхушки пирамид самые прямые заинтересованные лица в процессе. Это не обязательно президенты, сенаторы или религиозные лидеры - это некий класс людей, практически универсальный в разных местностях в отношение контроля умов. Чем больше хаоса и безобразия, тем больше он становится нужен. На мой взгляд это неосознанное коллективное поведение.

Я далек от мысли что теракты - тщательно спланированные акции правителей стран где они случаются (хотя и такое не исключено, например Московские взрывы в конце 90-х). По большому счету мир и так создает достаточно шума из событий и течений, который, если “правильным” образом отфильтровать, даст желаемую картину происходящего.

Без терроризма трудно объяснить, а тем более оправдать, усиление властных полномочий. Тотальную слежку за гражданами это только проявление, реакция системы. Есть и другие. Основная движущая сила терроризма (и анти-терроризма) военно-индустриальный комплекс.

И совсем не обязательно планомерно создавать терроризм. Это некрасиво и противоречит другим “ценностям”. Можно устроить войну за благие цели и демократию против отвратительных диктаторов, примерно зная чем она закончится (точнее, зная что долго не закончится, если вообще) обеспечив таким образом уровень событийного шума. Последствия с точностью до влетевшего в башню самолета или взрыва на улице предсказать трудно, однако тренд как суммарное последствие может не увидеть только слепой. 

С другой стороны, без вторжения извне в жизнь мусульманских государств, трудно сподвигнуть тамошних людей на сумасшествия требующие самоубийств с бомбами в людных местах. Тут одного Аллаха не хватит. Хотя с ним безусловно проще это сделать. 

--

Мы люди. Из этого простого факта следует что мы в принципе не может чувствовать мотивации и даже логику действий организаций типа  Исламского Государства или Отдела Безопасности США. Как например мы не можем чувствовать мотивации земного притяжения и солнечного света. Мы можем про них говорить, одинаково (или нет) понимать, но чувствовать не можем в принципе. Однако, нам доступна сфера чувствительности других людей. Мы можем со-чувствовать, в смысле “чувствовать так-же”. И даже когда мы полностью отвергаем и проклинаем мотивы поступков других людей, они все еще находятся в нашей чувственной и мыслительной системе координат. Просто потому что они то-же люди.