Страница 5-я Всевышний над нами

Джебраил Халиди
«Кубинка», так назывался рынок в центре города Баку, где можно было купить всё, что душе угодно. Однажды дед Гейдар, купив там тюк ткани, в приподнятом настроении шёл в сторону своего дома. В Старом городе, возле так называемого Дворца Ширваншахов, откуда ни возьмись, мальчик лет пятнадцати-шестнадцати выхватил у него этот тюк и побежал вдоль узеньких улиц. Несмотря на свой преклонный возраст, а ему тогда было около восьмидесяти лет, дед бросился догонять мальчика. Двое молодых людей, увидев старого человека, преследовавшего мальчика с тюком, помогли ему в поимке вора. И вскоре тот был пойман.




В то, послевоенное, время за мародерство и кражу, по приказу тогдашнего руководителя Азербайджана Мир Джафара Багирова, милиция имела право расстреливать воров на месте преступления. Словом, мальчику грозил расстрел или же большой срок отбывания наказания.
В отделении милиции, куда доставили вора и пригласили деда, как пострадавшего, сразу же состоялся суд. На суде выяснилось, что мальчик единственный сын родителей – потомственных нефтяников. Когда же слово предоставили деду Гейдару, то он удивил всех, обратившись к начальнику милиции: – Я не понимаю, к чему это представление? Этого мальчика я сам попросил нести мой груз. У нас в Иране вот такие парни, как этот, всегда помогают пожилым людям. А здесь, я вижу, хотят учинить суд над этим беднягой. Мальчик, я ведь сам тебя попросил о помощи, не так ли?
      



Мальчик поднял голову, посмотрел на моего деда и понял: старик хочет его спасти.
– Да, – сквозь слёзы произнёс он, опустив голову.
– Вот видите, а вы гонялись за ним...
– А почему он бежал? – спросили в один голос парни, которые поймали мальчика. Дед и на этот раз нашёлся: – Если бы за вами бежали такие здоровые парни как вы, что бы тогда вы сделали на его месте?!
– Дедушка, а Вы не хотите подать заявление о краже? – спросил его начальник милиции.
– Я, по-вашему, вообще писать не умею. А вы, по моему – на фарси. Даже если бы умел, не написал бы. Из-за ошибок чужих людей, зачем губить невинного мальчика? Прошу освободить его. И отдайте мне мою ткань, дома меня уже заждались...
Под шумное ликование зала милиционеры освободили мальчика. Его отец с глубоким почтением глядел на деда, словно на Спасителя, спустившегося с небес. Он подошёл к нему, взял его под руку: – Чем я могу отблагодарить Вас, дедушка?
Дед Гейдар, пронзительно посмотрел в лицо этого человека, затем на его мозолистые руки, и лишь сказал: – Сделай из этого мальчика настоящего человека, а не вора с большой дороги!
    



После того случая дед был желанным гостем в их семье.  А много-много лет спустя, когда тот мальчик, уже став солидным человеком – одним из руководителей нефтедобывающего управления Азербайджана – как-то спросил деда:                – Скажите, дедушка Гейдар, почему Вы тогда пожалели меня, оступившегося?!
В ответ услышал: – Сынок, если ты увидишь рыбу, которая барахтается на берегу, возьми и брось её в море. Рыба этого не поймёт, а Всевышний над нами, Он всё видит, Он поймёт, что ты сделал добро и воздаст тебе за благое дело!
Позднее дед познакомил меня с той семьёй. Воистину, мир тесен. По воле случая, сын того человека, которого дед Гейдар когда-то спас от явной смерти, учился со мной на одном курсе в Бакинском институте искусств.  Много воды утекло с тех времён, прошла целая вечность, но голос деда часто звучит в моей памяти: «Всевышний над нами, Он воздаст за благое дело!..»