Храни нас, талисман... Десятая глава

Светлана Никифорова 2
В небольшой церкви собрались все, кто любил и знал Катажину при жизни. Ольга окинула внимательным взглядом присутствующих. Иржи, Ева, Агнесса и Стефан стояли у роскошного гроба из красного дерева и принимали соболезнования. На них были одежды чёрного цвета, только Агнесса немного отступила от правила: серая юбка и жакет такого же цвета никак не подходили для скорбной церемонии. Сегодня на Еве и Агнессе не блестели заманчивым блеском драгоценности. Ева, принимая соболезнования, изредка промокала платочком  глаза, показывая, как она страдает.

 Она мельком взглянула на Ольгу, задержала взгляд на гранатовых украшениях и отвернулась. Но Ольга успела заметить в её глазах огонёк зависти, Ева прекрасно разбиралась в украшениях и сумела их сразу оценить. Агнесса с братом стояли рядом и о чём-то тихо переговаривались. Время от времени Агнесса кидала загадочный взгляд куда-то в сторону, затем снова что-то говорила Стефану. Было видно невооружённым взглядом, что ей невыносимо скучно и всё надоело – такое страдальческое было выражение её лица.

Ольга поглядела туда, куда смотрела Агнесса и увидела среди собравшихся проводить Катажину в последний путь людей, Максима. Он был в чёрном костюме и отрешённо стоял, задумчиво рассматривая иконы в церкви. Ольга безуспешно пыталась привлечь его внимание. Он только безучастно взглянул на неё и отвёл глаза, словно видел незнакомого человека.

После службы собравшиеся мужчины и женщины, все в чёрном одеянии, стали подходить и прощаться с Катажиной. Яцек склонился к гробу и заплакал, не стесняясь присутствия посторонних. К нему подошёл Иржи, мягко обнял за плечи и усадил на стул.

- Отец, посиди, отдохни, - стал он успокаивать Яцека, - маму не вернёшь, но она всегда будет в наших сердцах. И потом, ты же сам всегда говорил, что хоронят только тело, а дух остаётся с нами, на земле. Так что мама сейчас находится рядом с тобой, просто мы её не видим...
- Я всё это знаю, сын, - уже успокоившись, ответил Яцек, - но так трудно потерять любимого человека, прожив с ним много лет душа в душу! Мне так больно! Сердце горит огнём, тяжело дышать...
- Отец! – встревожился Иржи. – Тебе нельзя сильно волноваться, у тебя больное сердце. Лекарство у тебя здесь или мне послать кого-нибудь за ним?
- Здесь, - похлопал себя по карману, Яцек, - оно всегда со мной! Позови Максима и Ольгу, пусть попрощаются с Катажиной.
 
Иржи отправился выполнять поручение отца и привёл Максима и Ольгу. Ева окинула их колючим взглядом и что-то пробормотала вполголоса, Стефан отвёл глаза, а Агнесса вообще отвернулась. Ольга сделала вид, что ничего не заметила и подошла к гробу. Она никогда не видела Катажину, но знала о ней по рассказам Максима и Антонины Григорьевны. Девушке было искренне жаль эту женщину, страдавшую, но не сломленную духом, сумевшую оказать им помощь даже перед своей смертью.
- Прощай, Катажина, мы будем всегда помнить о тебе, - тихонько сказала Ольга и взглянула на Максима. Юноша стоял всё также отрешённо, словно не понимал, где он находится. Затем, словно кто-то ему приказал, Максим подошёл к гробу и поцеловал Катажину в лоб. И не успела Ольга его остановить, как он стремительно отбежал от гроба и затерялся в толпе.

Ольга, понимая, что сейчас не самый лучший момент для разговора, подошла к сидевшему на стуле Яцеку, возле которого хлопотал Иржи, и взволнованно спросила:
- Как вы себя чувствуете?
- Всё хорошо... – ответил Яцек, вставая. – Всё уже хорошо...
- Мне очень надо с вами поговорить... – начала Ольга, - не сейчас, конечно, а потом... Вы сможете уделить мне время? Это очень важно!
- Сейчас мне тяжело вам что-либо обещать, - ответил Яцек. Чувствовалось, что он находится на грани, хотя он и говорил спокойным тоном, но бледное лицо и покрасневшие глаза выдавали его состояние. – Как только я немного приду в себя, то сейчас же выберу время для разговора...
- Конечно, конечно... – виновато сказала Ольга, - просто я хотела бы поговорить о Максиме... Это очень важно!
- Для меня сейчас важны похороны моей жены, - сухо ответил Яцек, - я не могу думать ни о чём другом, даже о Максиме.
- Простите  меня, Яцек! – окончательно растерялась Ольга.
- Вы же ни в чём не виноваты, - ответил, уходя Яцек, - мне не за что вас прощать.

Он подошёл к гробу, долго не отрываясь, смотрел на Катажину, затем нежно поцеловал её в лоб и, поддерживаемый под руки, Иржи, отошёл. Гроб закрыли крышкой, четверо мужчин, одетые в чёрные костюмы с такого же цвета накидками и в белых перчатках, подняли его и вынесли из каплицы. У входа часовни их ждала специальная карета с подставками для гроба. Туда мужчины и переложили гроб с телом. Из каплицы вышел ксёндз со свитой, и пошёл вслед за тронувшейся каретой. Семья Ковальских, в полном составе отправилась за ним. Иржи поддерживал отца, который шел, держась рукой за сердце. За ними шли остальные провожающие, в руках у них были цветы. Карета медленно продвигалась вперед, и ксёндз произнёс много слов памяти об усопшей. Идти пришлось недолго, так как кладбище находилось недалеко, за замком. Идя в толпе молчаливых людей, Ольга всё время искала взглядом Максима, но найти его не смогла.
 
«Что такое с ним творится? – с тревогой думала девушка. Какой-то он другой стал, как подменили его! Словно чужой человек!»

Она так задумалась, что не заметила, как они подошли к склепу. Семейное кладбище Ковальских впечатляло своим размахом. Видимо, здесь покоились многие поколения этой семьи. Над ровными рядами могил склонялись грустные ангелы и девушки с охапками цветов в руках, выполненные из камня столь реалистично, что казалось ещё мгновение – и они оживут. Над некоторыми могилами стояли огромные мраморные кресты, покрывшиеся от времени трещинами и уже начинающие постепенно разваливаться. А над другими могилами стояли только плиты, с выбитой датой смерти и строки. Ольга попыталась разобрать надписи, но не смогла, она знала польский язык, но читать на нём не умела, тем более что надписи от времени почти стёрлись. На кладбище было тихо и веяло запущенностью и умиротворённостью, и Ольге стало невыразимо грустно, так грустно, что на глазах навернулись слёзы. Она вновь поискала взглядом Максима и нашла его. Он помогал молчаливым мужчинам заносить гроб с телом Катажины в склеп. Рядом со склепом стоял мужчина с трубой и время от времени наигрывал  грустные мелодии. В склеп заходили небольшими группами и почти сразу же выходили. Ольга, зайдя в склеп, сначала огляделась. Помещение было просторным и вмещало массивные горизонтальные полки, на которых находилось много гробов. Все стали подходить и прощаться с Катажиной, Ольга тоже подошла, взглянула на Катажину и увидела, что в уголках глаз женщины застыли слезинки. Словно Катажина даже после смерти продолжала страдать.  Ольга очень удивилась, но медлить было нельзя, так как Максим, который немного постоял около гроба, вышел из склепа и быстрым шагом отправился вглубь кладбища. Гроб закрыли крышкой и положили на полку к остальным гробам, затем помощники ксёндза собрали у всех присутствующих цветы и положили на гроб, а сам ксёндз объявил о приглашении в замок на памятную вечеру. Все потянулись к выходу из кладбища, а Ольга побежала вслед за Максимом. Она нагнала его только через несколько метров и схватила его за руку.

- Максим! Что с тобой случилось? С тобой всё хорошо? – с тревогой спросила она. - Я за тебя волнуюсь.
- Со мной всё просто прекрасно, нечего обо мне беспокоиться, - глядя на девушку пустыми глазами и делая попытку обойти её, ответил Максим.
- А где ты ночью спал? Тебя не было в своём номере. Я пришла вечером, чтобы пожелать тебе спокойной ночи, а тебя нет. Ты у кого-то был в гостях?
- Я не помню... Но сны мне снились прекрасные... Мне было так хорошо, как никогда!
- Максим, что с тобой происходит? Ты стал каким-то другим...
- Со мной всё хорошо, - монотонным голосом, лишённым всякого выражения, ответил юноша и вырвал свою руку из руки Ольги. – Дай мне пройти...
- Максим!
- Я прошу, оставь меня в покое, ты мне только мешаешь.
- Но...
- Не мешай мне, иначе пожалеешь, - не своим голосом сказал юноша и отправился дальше по дороге, оставив Ольгу в растерянности стоять посреди кладбища.
 
Девушка уже хотела возвращаться к склепу, решив сначала поговорить с Яцеком, но тут она почувствовала такое мощное излучение третьего камня – сапфира, что ей стало плохо. От неожиданности девушка прислонилась к мраморному кресту, стоявшему над местом последнего успокоения какого-то предка Ковальских, и оглянулась. В нескольких метрах от неё сидел белоснежный кот и невозмутимо умывался. Камень звал Ольгу с непреодолимой силой и она, наконец, смогла понять с какой стороны идёт его излучение. Когда она поняла, в каком направлении надо искать камень, его излучение неожиданно пропало. Ольга оглянулась, ища взглядом белоснежного кота, но его уже не было. Кот так внезапно появился и неожиданно исчез, что это не было простым совпадением. Кот явно указал, где искать последний камень. Девушка немного приободрилась, и хотя её силы были на исходе, она медленно побрела назад.

- Значит, ты этот камень спрятал где-то близко, - вслух сказала она, обращаясь к невидимому Стефану Ковальскому,  незримое присутствие которого девушка чувствовала уже давно. – Ты долго его скрывал, но я всё равно найду его, этот последний камень. Я уже знаю, где его искать, ты мне не помешаешь. Я его найду! – крикнула она в пустоту, но тишина ей была ответом, только внезапный порыв ветра зашелестел листвой деревьев.
- Ты здесь, я знаю, - продолжала Ольга, - и ты пытаешься завладеть Максимом, но я этого не позволю! Я остановлю тебя! Я не позволю тебе завладеть Максимом!

Она выкрикивала эти слова, но никто и ничто не пыталось ей ответить. Наконец она замолчала и побрела назад, к склепу. Там уже никого не было, только Яцек, склонив голову и не сдерживая слёз, катившихся из глаз, стоял рядом с полкой, на которой находился гроб с Катажиной... Гроб был весь усыпан цветами, и посреди них лежала фотография улыбающейся Катажины.
- Вот и нет её, моей голубки... – не скрывая слёз, проговорил Яцек. - Как мне теперь жить без неё? Как?
Ольга стояла рядом и молчала. Ей нужно было задать несколько вопросов Яцеку, но она не знала, как начать разговор. Но тут мужчина повернулся к ней и  спросил:
- Вы хотели со мной поговорить?
- Да... – осторожно начала Ольга.
- Я в вашем распоряжении, все отправились в замок, помянуть мою жену, а я не смог. Я решил немного постоять здесь, возле последнего места её успокоения. Здесь тихо и спокойно, и думается лучше. Так что задавайте свои вопросы.
- Мне нужно знать... – замялась Ольга.
- Ну, ну, смелее... – подбодрил Яцек.
- Скажите, что находится в той стороне, за замком, - наконец решилась Ольга.
 
Около стены замка она снова увидела кота и сразу же почувствовала притяжение сапфира, он звал её с непреодолимой силой, его кроваво-красный луч исходил из основания огромной скалы и притягивал её.

Сказать, что Яцек не удивился, это ничего не сказать. Он удивлённо посмотрел на Ольгу, но удержался от вопроса, и ответил:
- В этой скале, на которую вы показываете, Ольга, находится грот под названием «Локетка». О нём ходит много легенд, если хотите, я могу вам рассказать одну из них.
- Мне очень интересно, - не скрывая заинтересованности, сказала Ольга.
- Это было очень давно, - начал своё повествование Яцек, - в те года нашу страну разрывали распри и вражда. В стране шли частые междоусобные войны, многие князья претендовали на престол. Между королём Владиславом Локетеком и Вацлавом вторым  чешским вспыхнула борьба за трон. Армия Вацлава была сильнее и после нескольких кровавых стычек, Владислав Локетек с горсткой верных дружинников, отступил. Чехи преследовали их по пятам, и поражение было неизбежно, верных соратников князя убили бы, а его самого ждал плен. Однажды враги застали отряд  Владислава врасплох. Локетек собирался сражаться до конца, но его дружинники настояли на отступлении. На усталых конях им не удалось далеко уйти, и они уже слышали за собой шум погони. Они попробовали скрыться в роще, недалеко отсюда, но уже не успевали туда дойти. Тогда Владислав Локетек преклонил колени и стал молиться, прося помощи у Господа. И Господь услышал его. В одной из скал открылся проход в пещеру, там Локетек и его верные соратники нашли убежище. А этот грот с тех пор так и стали называть – «Локетка». Вы хотите на него посмотреть?
- Да, очень, - призналась Ольга. Белоснежный кот снова исчез, и кроваво-красный луч камня пропал, так что девушка почувствовала внезапное облегчение, словно тяжёлый груз упал с её плеч.
- Мы можем пойти сейчас, - предложил Яцек, - я только захвачу фонарик. Всё-таки этот грот имеет протяжённость четыреста пятьдесят метров, и там очень темно.
- А как же поминки? – спросила Ольга. – Вас не хватятся?
- Про меня уже все забыли, - усмехнулся Яцек, - Ева уж точно! И потом, все эти наигранные соболезнования, уверения и обещания... Мне этого ничего не нужно. Только несколько истинных друзей сейчас скорбят вместе со мной. А остальные... остальные только притворяются. Я не могу видеть фальши в глазах, поэтому мне вдвойне труднее. Мне сейчас совершенно не хочется никого видеть, мне нужно чем-то занять себя, чтобы не думать о моей голубке и не разрывать себе сердце... так что поход в грот «Локетка» немного успокоит меня, да и вам, я вижу, это необходимо...
- А Иржи? Разве он о вас не будет беспокоиться? Он же сын Катажины, он тоже страдает.
- А Иржи, как обычно, успокаивает Еву! Про меня он вспомнит немного попозже, так что пойдёмте. Сам я посетил эту пещеру несколько месяцев назад, но мне хотелось бы ещё раз её осмотреть. Правда, совсем недавно мне сказали, что в гроте произошли какие-то перемены, очень странные... И ещё...
- Что?
- Мне говорили, что после посещения этого грота люди начинали сильно болеть, но я в это совсем не верю... Мы пойдём туда и всё увидим своими глазами. Как у вас говорится в одной поговорке: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, верно?
- Да! - подтвердила Ольга.

Они постояли ещё немного у гроба Катажины, вышли из склепа и отправились в путь.


- Мы идём уже полчаса, а эта гора всё так же далека от нас, - запыхавшись, проговорила Ольга. Она еле успевала за идущим быстрым шагом Яцеком. Казалось, мужчина ничуть не устал, хотя за спиной у него находился рюкзак с необходимыми в горах вещами. И лет Яцеку было вдвое больше, чем Ольге, но он шёл лёгким пружинистым шагом, изредка оборачиваясь, чтобы удостовериться, что девушка идёт за ним. Перед этой лёгкой прогулкой, как сказал Яцек, и Ольга  ему поверила, он ненадолго скрылся в замке и вернулся уже с рюкзаком и переодетый в спортивный костюм. Ольге Яцек вручил пакет, в котором аккуратно свёрнутый, лежал спортивный костюм и кроссовки. Понимая, что это необходимо, девушка нашла укромное местечко и переоделась. С размерами Яцек угадал точно – и спортивный костюм и кроссовки сидели на ней как влитые. Сначала она хотела снять гранатовые украшения, но что-то словно остановило её. Пакет с платьем и туфлями она положила на землю, немного прикрыв ветками, чтобы он не бросался в глаза. Она надеялась сразу найти пакет, после того как они вернутся с прогулки и думала что идти придётся совсем недалеко. Но действительность превзошла все её ожидания. Они прошли довольно большое расстояние,  и от этой «лёгкой прогулки» у девушки гудели ноги, и каждый шаг доставался ей с большим трудом. Она уже не шла, а плелась за Яцеком.
- Ольга, присядьте вот тут,  на травке,- с отеческой заботой проговорил Яцек, останавливаясь.

- Спасибо, - тихо ответила Ольга, присаживаясь. – Сколько нам ещё идти до грота?
- Осталось немного, сейчас спустимся к мосту, пройдём его и будет пещера.
- Как долго! – не сумела скрыть своего разочарования, Ольга, и рукой отёрла пот на лбу.
- Пить хотите? Я захватил воду.
- Ой, пожалуйста! – ответила Ольга, чувствуя, как моментально пересохло в горле, стоило ей только вспомнить о воде.

Яцек, словно волшебник, извлёк из рюкзака бутылку газированной воды, бутерброды с колбасой и сухое печенье.
- Я знал, что вам захочется есть и пить, - пояснил он, наблюдая как Ольга жуёт бутерброд, запивая его водой.
- Спасибо! – благодарно произнесла Ольга, удивляясь предусмотрительности Яцека. – А вы... вы будете есть?
- Нет, я не хочу, так что доедайте все бутерброды, чтобы не мешались в рюкзаке...
- Я, пожалуй, съем ещё один, - проговорила Ольга, чувствуя, что ещё не наелась. – И потом мы отправимся дальше...

Она стала задумчиво жевать бутерброд, затем оглянулась на замок и восхищённо ахнула. День близился к вечеру, и заходящее солнце освещало своими лучами замок. Под этими лучами замок заискрился и заиграл ослепительно алым цветом.

- Что это? Разве так бывает? – восторженно закричала она. – Какая красота!
- Не зря наш замок называют Алым, - улыбнулся Яцек.
- Алый замок?
- Нашу крепость издавна называют Алым замком, - пояснил Яцек, - когда солнце садится, всегда наблюдается такой эффект. Не знаю, почему так происходит, в своё время Катажину очень заинтересовало это явление, и она пригласила к нам учёных, но никто из них не смог объяснить этот феномен.
- А давно он так сияет? – поинтересовалась Ольга.
- Уже многие века.
- И так никто и не догадался, почему?
- Нет. Может быть те, кому ранее принадлежал замок и смогли бы объяснить... Конечно, не те  кому принадлежал этот замок раньше, а их потомки.
- А с какого времени ваши предки владеют замком?
- С 1377 года.
- Ого! – воскликнула Ольга.
- В 1377 году наш род получил этот замок от короля Людвига Венгерского в качестве компенсации за оскорбление, нанесённое члену семьи одним из королевских солдат. В шестнадцатом веке Иероним Ковальский, секретарь короля Сигизмунда Старого, перестроил прежние деревянные укрепления – работы длились почти сорок лет. Он был уже дряхлым старцем, но продолжал перестраивать замок. Так появился наш дворец, не уступающий голландским и итальянским образцам. Наш замок не без основания, считают самым красивым в Польше и называют малым Вавелем, - не без гордости, произнёс Яцек.
- Вавель?  А что это?
- Вавель, это название холма в Кракове. Он знаменит многими архитектурными старинными памятниками, королевским замком с готическим залом и интерьерами в стиле ренессанса и барокко и многими другими достопримечательностями. Так было написано в энциклопедии, я специально изучил этот раздел, а потом сравнил Вавель с нашим Алым замком. И знаете что?
- Что? – с интересом спросила Ольга.
- Я почти не нашёл различий! Наш Алый замок намного красивее и стариннее. А наш готический зал намного превосходит своей красотой и убранством залы королевского замка на холме Вавеля в Кракове! – с чувством гордости и превосходства, сказал Яцек.
- Максиму было бы очень интересно изучить историю своего рода, ведь он учится на историческом  факультете, - сказала Ольга, и грустно добавила: но сейчас это невозможно...
- А что случилось с Максимом? – спросил Яцек. – Он же был на кладбище, вёл себя адекватно и спокойно, что с ним могло произойти?
- А он вам ничего не говорил?
- Сказал, что вы что-то ищете, что-то, что поможет его матери, потом мне позвонили, разговор был очень важным и Максим сказал, что пойдёт отдыхать, а поговорить мы сможем потом. Вот, собственно, и всё. А сегодня, как вы понимаете, мне было не до разговоров.
- Значит, Максим вам ничего не рассказал, - задумчиво проговорила Ольга. – Я уже отдохнула, - сменила она тему разговора, легко вскочив на ноги, - пойдёмте скорее, а то уже темнеет...

После того как девушка немного отдохнула и подкрепилась, идти ей стало значительно легче и через некоторое время они подошли к скале, где чернел вход в пещеру. Яцек включил фонарик, они зашли в грот, и темнота поглотила их.

               

Они шли по тёмному гроту, узкий луч фонаря выхватывал то высокие своды пещеры, то сталактиты, свисающие сосульками вниз, то наросты, поднимающиеся снизу, образовывающие колонны. Тишина обволакивала их, слышались только осторожные шаги двух людей, да иногда тихое восклицание Ольги, которая не могла удержаться при виде столь величественной красоты пещеры. Яцек шёл впереди и освещал фонариком дорогу, с интересом осматриваясь вокруг.

- Я понял, что вы не ради любопытства попросили меня проводить вас в грот, - внезапно сказал он, поворачиваясь к Ольге. – Вам что-то нужно здесь, что-то важное, то, что позвало вас в дорогу... И вы с упорством, достойным восхищения, двигаетесь к намеченной цели. Я прав?
- Как вы догадались? – удивлённо спросила девушка.
- Моя Катажина, моя бедная голубка мне многое рассказывала, но я не хотел верить – думал, что от болезни у неё начался бред, поэтому просто соглашался с ней во всём. А ведь она говорила правду...
- Как вы это поняли?
- У вас ваши гранатовые украшения светятся зелёным светом. Они вас окутывают, словно коконом...
- Вы это видите? – удивилась Ольга.
- Как только мы зашли в пещеру, вас сразу охватило зелёное сиянье. Что вы ищете здесь, Ольга?
- Если вы слушали Катажину, значит, знаете, что я ищу, верно?
- Камни. Катажина  говорила мне про какие-то драгоценные камни, которые, якобы, спрятал мой дед, Стефан Ковальский. Она ещё говорила, что он ей является и угрожает, но эти её слова я вообще не принял в расчёт. Мой дед к тому времени уже был мёртв и похоронен. Правда, тела его мы не нашли, но постарались соблюсти все обычаи...
- Как не нашли? - вскричала Ольга. Вы же сказали, что ваш дед мёртв! Она вспомнила про подслушанный разговор Евы с дочерью, но не придала значения её словам о смерти Стефана Ковальского. А теперь уже и Яцек утверждает, что тела его прадеда не нашли. - Значит, вы не знаете точно - умер ваш дед или нет? - уточнила она. А зачем вы тогда всем говорите, что он похоронен?
- Ну, это так сказать, для всеобщего успокоения, - пробормотал Яцек, - Стефана Ковальского искали очень долго, но так и не нашли. Поэтому в гроб положили его любимую рубашку и фрак и стали считать, что он умер...
- Как же так? А если бы он вернулся? - спросила Ольга.
- Если бы он был жив, он бы давно вернулся бы, - резонно возразил Яцек.
- А где находится гроб Стефана Ковальского? - поинтересовалась Ольга. - Ну... то есть, не он сам, а его вещи?
- Я понял... - ответил Яцек, - там же, в семейном склепе, полкой выше, - и  он грустно продолжал: значит, бедная моя голубка пыталась меня предостеречь, а я ей не верил...
- Катажина вам говорила правду, она помогла вашему внуку и за это поплатилась своей жизнью. Но это очень долгий разговор, сейчас мне нужно найти последний камень, я его чувствую – он где-то здесь. И я очень надеюсь, что ваш дедушка, который, неизвестно: жив или мёртв, в этот раз не будет мне мешать. Простите меня, Яцек, за такие слова. Я почитаю и уважаю мёртвых, но Стефан Ковальский перевернул все мои представления о мире умерших.
- Я что-то вас не понимаю... – настороженно произнёс Яцек, - что вы хотите сказать?
- Я не могу вам сейчас всего объяснить, - сказала Ольга, чувствуя непреодолимую тягу сапфира из одного из тоннелей, появившихся на их пути, - но, как только я найду камень и возьму его, сумею снять порчу, вот тогда я вам всё и расскажу. А теперь посветите мне, пожалуйста, вон в тот тоннель. Нам нужно идти туда.
 
- Хорошо, - кивнул Яцек, - потом я жду ваших объяснений. И, кстати, вам совершенно не нужен фонарик, ваши украшения стали так интенсивно светиться, что видно всю пещеру.

И действительно, Ольгу окружало ровное изумрудное сияние, которое освещало дорогу далеко вокруг. Они зашли в тоннель, прошли немного по нему и вышли в ещё одну пещеру. От первой пещеры её отличало небольшое подземное озеро, посередине которого возвышалось каменное изваяние, злобно улыбающееся пришедшим людям, а в единственной его глазнице сиял багрово - красным пламенем сапфир. А на голове изваяния неподвижно лежал ослепительно белоснежный кот. Казалось что это не живое существо, а ещё одно изваяние – так спокойно и неподвижно лежал кот. Но Ольга была совершенно уверена, что кот ей помогает и это он указал ей направление в поисках камня. То, что кот живой говорили и его изумрудные глаза – изредка он ими мигал, словно подбадривал мужчину и девушку, стоявших у озера.

- Матка Боска! Что это? – изумлённо произнёс Яцек и остановился у озера, разглядывая изваяние. – Откуда здесь это?
- Это какой-то идол, и в глазнице у него тот самый камень, который я искала, - терпеливо пояснила Ольга.
- Я вижу всё это своими глазами, - воскликнул Яцек, - но я не пойму – откуда здесь этот идол?
- Как откуда? Наверное, кто-нибудь его сделал. Какие-нибудь древние люди...
- Но здесь не было никакого идола! Этот грот постоянно посещают спелеологи, сюда приводят людей на экскурсии, я сам недавно здесь был, но никакого идола в этом озере не было и в помине! Так вот о каких переменах мне говорили!
- Может быть, кто-то решил так пошутить, - неуверенно предположила Ольга, а сама подумала, что Стефан Ковальский уж слишком далеко зашёл.
- Пошутить!??? -  рассмеялся Яцек, и его смех гулко разнёсся под сводами пещеры, а на озере появилась рябь, словно какое-то живое существо плавало в его водах. – Пошутить? – продолжал смеяться Яцек. – Какой же шутник сумел принести сюда этого каменного, весящего не одну тонну, идола, чтобы только пошутить? И он не надорвался? А кот? Как он-то здесь оказался?
- Думаю, что нет, - спокойно сказала Ольга, - идол-то стоит, а шутников поблизости нет. А кот мне помогает, и не спрашивайте - как. Я потом вам объясню.  А сейчас, Яцек, мне нужен этот камень! Ради него я сюда пришла, мне необходимо его достать. Иначе маме Максима, да и ему самому придётся очень плохо... Вы мне поможете? Пожалуйста, я очень рассчитываю на вашу помощь.
- Конечно! Я сейчас доплыву до идола и достану камень. Ждите меня здесь. И Яцек стал снимать спортивный костюм.
- Нет, нет, - испугалась Ольга, - камень могу взять только я, другие люди могут погибнуть, если возьмут камень в руки... Мы вместе переплывём озеро, а затем вы мне поможете подняться на этого идола.
- Хорошо, - согласно кивнул Яцек, - вы готовы?
- Да! – бодро произнесла Ольга, заходя в озеро. Она не стала снимать спортивный костюм, решив плыть в нём. – Бр-р-р, какая холодная вода! Ну, ничего, сейчас я привыкну к ней, и мне не будет холодно.

Но не успела девушка глубоко зайти в озеро, как на неё набросилось громадное существо с множеством острых зубов,  и стало рвать костюм, пытаясь добраться до тела.
- О Господи, что это? – с испугом закричала Ольга, сумев вырваться  и выскочить на берег. Её забил озноб от страха, а может от того, что одежда у неё была вся мокрая, девушку и трясло. Яцек подскочил к Ольге, проверил, что с ней всё в порядке и, порывшись в рюкзаке, достал ещё один спортивный костюм.
- Одевайтесь, - приказал он. – Скорее, иначе простудитесь. И видя, что Ольга стесняется, продолжил: не волнуйтесь, я отвернусь.
- С-с-спасибо, - поблагодарила девушка, у которой от холода зуб на зуб не попадал.

 Одевшись, Ольга постепенно стала согреваться и решилась вновь подойти к озеру. Существо плавало рядом с берегом, изредка показывая из воды огромную голову с множеством острых зубов.
- Он охраняет камень, - заключила Ольга, - значит, по воде мне к нему не добраться. Что же делать?
- Может быть, я смогу помочь? – спросил Яцек.
- Как? – с горечью воскликнула девушка. – У вас есть другие варианты?
- Никогда нельзя сдаваться! – твёрдо произнёс Яцек и снова подошёл к рюкзаку.
Ольга с интересом за ним наблюдала – что на этот раз Яцек достанет из волшебного рюкзака, какую необходимую вещь он взял с собой и как она, эта вещь, может им пригодиться? Через несколько секунд её любопытство было удовлетворено – мужчина вытащил из рюкзака большой моток верёвки, молоток и специальные колышки.
- Это я взял на всякий случай, - сказал он, - почему-то подумал, что они нам понадобятся...
- И вы не ошиблись. Только как нам всем этим воспользоваться?
- Я, конечно, не особый знаток альпинизма, но пару раз я поднимался с друзьями в горы, с помощью этих нехитрых вещей, поэтому сейчас я попробую воспроизвести, то что помню.
- А когда вы с друзьями поднимались в горы?
- О, это было очень давно, - ответил Яцек, разматывая верёвку, которая оказалась не такой уж и короткой, как подумалось вначале Ольге. – Я был молодой и горячий, мне хотелось подвигов и восхищения. И особенно мне хотелось, чтобы одна, очень красивая и умная молодая особа, заметила меня и полюбила. На какие только ухищрения я не шёл ради одной её улыбки, что только я не вытворял, чтобы услышать её звонкий смех... Именно из-за этой девушки я попал в отряд, хотя не любил и сейчас не люблю альпинизм. Она была единственной девушкой в нашем отряде, её внимания добивались многие, но она со всеми была ровна и спокойна. Она с детства занималась экстремальными видами спорта и говорила, что спокойная жизнь не для неё. Поэтому все кто её знал, относились к ней как к другу, надёжному товарищу, а не как к красивой девушке...
- А что потом с ней стало? – с любопытством спросила Ольга.
- Она вышла замуж...
- Замуж? Она же не хотела спокойной жизни, отчего же она передумала?
- Она полюбила. И эта любовь за многие годы не померкла, а только засияла ярче.
- И где сейчас эта девушка? Что с ней случилось?
- Она умерла...
- Это Катажина? – догадалась Ольга.
- Да, это моя Катажина... И я до сих пор горжусь тем, что из всех достойных юношей она выбрала меня, который и не надеялся на её внимание. А сейчас я попробую накинуть петлю на голову идола, - сменил тему Яцек, - а другой конец верёвки мы закрепим на стене пещеры. Так можно будет добраться до камня.
- Но я не умею ходить и ползти по верёвке! – воскликнула Ольга.
- А вам и не придётся. За камнем отправлюсь я.
- Но вам туда нельзя! Камень вас может убить!
- Значит, придётся рискнуть, - спокойно сказал Яцек, прицеливаясь и точно накидывая петлю на голову идола. Белоснежный кот при этом  даже не пошевелился. Он всё также неподвижно лежал на голове изваяния и больше не мигал, так что Ольге стало казаться, что это не живой кот, а тоже изваяние.
- Вам может стать очень плохо, - вновь попыталась предупредить Ольга, но Яцек уже вбивал колышки в стену пещеры. Он затянул верёвку, так чтобы она не провисала, проверил её на прочность и посмотрел на Ольгу.
- Ну, вот и настал момент истины! – весело усмехнулся он. – Сейчас я попробую сделать то, что никогда не делал! Он достал из рюкзака какую-то странную конструкцию и прикрепил к верёвке.
- Что это? – спросила Ольга.
- Я не знаю, как эта штука называется, - ответил Яцек, - но она вполне может выдержать вес моего тела и не сломаться. Видите этот моторчик? Он включается и приводит в движение эту штуку, а она свободно перемещается по канату. Нам остаётся только прикрепить её к моему костюму, и я вознесусь над озером!
Он засмеялся, а Ольге было совсем не до смеха. Она тревожно смотрела на Яцека и молчала.
- Не волнуйтесь, Ольга, - преувеличенно бодрым голосом сказал Яцек, - у нас всё получится!
- А вы умеете этим пользоваться? – наконец смогла произнести девушка.
- Нет! – всё также бодро отвечал Яцек. – Но я видел, как это делается! Эта штука осталась у меня с тех пор, как я пытался покорять вершины. И хотя прошло много лет, я всё прекрасно помню. Сейчас я надену специальные крепления на свой костюм, и вы мне поможете соединить их с этой штукой. Вы сумеете?
- Хорошо, - согласилась девушка, понимая, что не сможет уговорить Яцека отказаться от опасной затеи, - я попробую.

Наконец, все манипуляции были произведены, и мужчина, включив мотор, тихо стал двигаться по верёвке к изваянию. Существо, охраняющее камень, заволновалось, попыталось выпрыгнуть из озера, чтобы достать человека, но не сумело и плюхнулось в воду, подняв огромное количество брызг. Оно разочарованно плеснуло хвостом, ушло под воду и больше не появлялось.

 Ольга с замирающим сердцем смотрела, как Яцек потихоньку приближается к изваянию. Наконец мужчина приблизился вплотную к голове идола, где кроваво-красным пламенем сиял сапфир.

- Я попробую его вынуть, - сказал он негромко, но отголосок его голоса эхом разнёсся по пещере, и затих только через несколько минут. Всё это время Ольга напряжённо смотрела на камень. Ей показалось или на самом деле камень становился всё ярче и ярче и его кровавый луч пронизывал Яцека насквозь? Она пригляделась - и действительно, камень полыхал всё сильнее.
- Яцек, я прошу вас, скорее берите камень и возвращайтесь, - умоляюще попросила она.
- Да, да, сейчас... -  произнёс Яцек, но не спешил. Его действия стали замедленные, он словно спал с открытыми глазами.
- Яцек! – окликнула его Ольга.
- Да, да, сейчас, - повторил мужчина и потерял сознание. Кроваво-красное сияние сапфира окутало его тело полностью.
- Яцек! – отчаянно закричала Ольга, но мужчина не отвечал. - Яцек, пожалуйста, очнитесь!

Внезапно белоснежный кот спрыгнул на плечи мужчины. Яцек пришёл в себя, а камень потускнел и его сияние уменьшилось. Кот неподвижно сидел на плечах мужчины и только изредка мигал изумрудными глазами.
- Скорее берите камень и возвращайтесь, - снова закричала Ольга. Она видела, как потускневший сапфир медленно, с перерывами, снова начинает испускать смертоносный луч. – Берите же его, наконец! – подстегнула она мужчину, и от её крика он окончательно очнулся и сумел, дотянувшись, вынуть из глазницы идола, сапфир.
- Ого! Да он горячий, - удивился Яцек, перекатывая камень с ладони на ладонь.
- Бросайте его на берег, - крикнула Ольга, - скорее же!

Яцек размахнулся и с силой кинул камень, который  уже сиял непрерывным багровым цветом, а сам начал спуск с невозмутимо сидящим на его плечах белоснежным котом. Сапфир упал на землю, его тут же схватила Ольга и подняла камень над головой. Гранатовые ожерелье, кулон и кольцо засияли нестерпимым изумрудным светом, окутавшим девушку сияньем, не пропускавшим багровый луч сапфира. Девушка начала вполголоса произносить слова, и смертоносное излучение камня становилось всё слабее и слабее, пока камень не засиял чистым голубым цветом. Ольга устало опустила руки и без сил упала на землю. Яцек, к тому времени уже благополучно приземлившийся, с котом на плечах, отцепил крепления и подбежал к ней. Белый кот спрыгнул с его плеч, сел на землю и стал спокойно умываться, изредка поглядывая на людей.

- Как вы? – с тревогой спросил Яцек.
- Всё уже хорошо, - слабым голосом ответила Ольга.
- Вы меня напугали. Это так камень подействовал?
- А вы не почувствовали его влияния, когда были рядом с ним?
- Он меня сковал, проник в мой мозг, я словно спал наяву...
- А могли и совсем не проснуться. Вы могли бы погибнуть, если бы вот этот белый кот вам не помог. Но теперь со смертоносными лучами камня покончено, и он больше не будет убивать! Избавить его от проклятья было очень трудно, это стоило всех моих сил, но я сумела! Яцек, помогите мне подняться.

Мужчина помог Ольге подняться с земли, и она сначала медленно, затем всё более увереннее, шаг за шагом стала идти вперёд. Яцек предложил понести её, но Ольга отказалась.
- Вы сами чуть не погибли, - сказала она, - вам тяжело идти, а вы предлагаете нести меня...
- Мне уже намного лучше, - стал сопротивляться Яцек, не признаваясь, что до сих пор чувствует влияние камня.

Они собрали и положили все вещи в рюкзак, только верёвку Яцек не стал убирать – у него просто не осталось сил для этого. Собравшись, они потихоньку отправились к выходу. Белоснежный кот подбежал к Ольге и стал тереться об её ноги.
- Мой хороший! – улыбнулась Ольга. – Конечно, ты пойдёшь с нами, куда же я теперь без тебя! Ты же пойдёшь с нами?
- Мяу! – кот мигнул изумрудными глазами и явственно кивнул.
- Этот кот только что кивнул головой! – удивился Яцек. – Он что, понял ваш вопрос?
- Этот кот очень умный, - улыбнулась Ольга, - Дома у Максима живут чёрный и рыжий коты, это наши ангелы-хранители... Эти коты очень помогли нам и спасли нас...
- Коты ваши ангелы-хранители? – ещё больше удивился Яцек. - Разве такое возможно?
- Вы же видели, что произошло, неужели вам ещё нужны объяснения?
- Да... Действительно... Сегодня столько произошло странного, что умному коту можно уже и не удивляться. Ну, что пошли домой, дружок?
- Снежок! Я назову его Снежком! - сказала Ольга. - Ты такой ослепительно белый, без единого пятнышка... Ты согласен на это имя?
- Мяу! - снова кивнул кот головой и побежал к выходу.
- Невероятно! - засмеялся Яцек. - Кот согласился с выбранным именем и одобрил его! Ну и ну!

Смеясь, они с Ольгой выбрались из пещеры и отправились к замку. Кот бежал впереди, задрав трубой хвост и изредка оглядываясь, проверяя - идут за ним или нет. А в оставленной людьми пещере раздался ужасающий грохот. Это рушилось на куски изваяние и с шумом падало в озеро. Когда последний камень скатился в воду, послышалось какое-то странное завывание. Словно кто-то метался и не мог выбраться из ловушки, поэтому и издавал стонущие звуки. Они эхом отдавались от стен пещеры, становясь всё тише и тише. И, наконец, затихли. Через некоторое время в пещере стало тихо и спокойно, только воды озера иногда подёргивались рябью, словно там проплывало какое-то большое существо.