Рецензия на фильм Персонаж, 2006 г

Василий Макаров
Фильм Марка Форстера «Персонаж» снят в жанре трагикомедии. Юмор и некоторая гротескность персонажей сочетается с глубокими проблемами и важными философскими вопросами, поднятыми в фильме.

Сюжет построен вокруг фантастического события, когда реальный человек Гарольд Крик вдруг становится персонажем литературного произведения. С Гарольдом происходит всё, что пишет про него автор романа Карэн Эйфелл. Карэн как бы видит и комментирует авторским текстом жизнь Гарольда, а сам Гарольд необъяснимым образом слышит её голос.

За внешним комедийным видом, в этом фильме, как в хорошем торте, есть несколько разных по вкусу слоёв.

               Корж - основа

Гарольд Крик - ничем не примечательный человек. Человек без привязанностей и увлечений, он настолько не интересен окружающим, что выглядит как машина. Коллеги по работе пользуются им как калькулятором. Единственный приятель Гарольда Дэйв и сам выглядит как человек не вписавшийся в социум.

Гарольд ведёт размеренную, но в тоже время пустую и не интересную жизнь. Он настолько занят числами и работой, что не замечает бессмысленности своего существования. Он ходит по белым полоскам пешеходного перехода, тщательно избегая всего опасного или просто неизвестного.

В таком виде Гарольд не вызывает никаких симпатий зрителя. И правда, человек смирившийся с рутиной и пустотой своей жизни не вызывает сочувствия и сопереживания. Никому не хотелось бы оказаться на его месте.

Единственное, что может вывести его из этой машиноподобной жизни, это известие о его скорой смерти. Какую бы жизнь человек не вёл, ему свойственно цепляться за неё сколько есть сил.

               Кремовая прослойка

И вот, оказавшись в роли персонажа чужой истории, Гарольд неожиданно для себя начинает делать несвойственные ему вещи. Он начинает жить. В таких фильмах, как «Красота по американски», уже встречалась тема близости настоящей жизни и настоящей смерти. Но в этом фильме только убедившись в серьёзности проблемы, главный герой решается в корне изменить свою жизнь.

В качестве помощника выступает профессор литературы Джулс Хилберт. Он объясняет Гарольду как можно различать жанры произведений. От этого часто и зависит судьба главного героя повествования. Не особо приятно оказаться героем комедии, чтобы вызывать смех публики. Но оказаться героем трагедии и погибнуть намного хуже.

В этот момент Гарольд решается на борьбу с Автором за свою жизнь. Вообще, борьба за независимость часто является движителем многих сюжетов американских авторов. Сказывается специфика становления государственности США.

Очень показательным является противоречие между изо всех сил правильным Гарольдом и внутренне бунтарской Анной Паскаль. Внутренний бунт и несогласие является естественной реакцией на зарегулированность жизни людей. «Закон и Порядок» приходит в их жизнь насильственным способом и, конечно, многим это не нравится. Особенно подчёркивает это контингент магазинчика Анны. Туда приходят самые харизматичные и нестандартно выглядящие панки и тому подобный андеграунд.

Союз Гарольда и Анны в символическом виде показывает нам, что Порядок без Хаоса безжизненнен и пуст. А Хаос без порядка слаб и обречён оставаться на задворках общества. Их сила в единстве, как бы это не показалось странным. Именно объединение таких сложно совместимых вещей позволяет решать самые сложные задачи. За день до своей смерти Гарольд объясняет Анне, как ей нужно себя вести и что делать, чтобы не стать очередной заключённой со слишком вольным образом мыслей. Государство очень быстро и жёстко расправляется с излишним хаосом.

              Вишенка на торте

Гарольд за полтора часа сюжета проходит весьма сильную метаморфозу. Из недочеловека полу-машины, он становится полноценным человеком любящим и ценящим свою жизнь. Следующий шаг он делает, когда принимает свою смерть, не бежит и не прячется о неё. Только человеку свойственно ценить что-то в жизни больше чем саму жизнь. Тут вспоминается и Жанна д’Арк, и персонаж Мела Гибсона из фильма «Храброе сердце», да и сам Христос даёт нам весьма однозначный пример самопожертвования.

Этот поступок переводит Гарольда в весьма небольшой круг «сверх» людей, которые не просто принимают свою жизнь, но и сама смерть не является для них преградой.

«Если человек знает, что умрёт, но делает это осознанно, значит он достоин того, чтобы оставить его в живых», - именно так сказала Карэн, поняв всю глубину собственного персонажа. Автор романа, понимает, что Гарольд сильнее и достойнее её. Она убила восемь хороших людей в своих романах. Она и сама высказывалась о своих сюжетах словами, что «убивать интереснее». До сих пор её спасало лишь то, что она считала их вымышленными. Но любой автор влияет на действительность. Для кого-то талантливая книга будет призывом к действию, и от автора будет зависеть изменит ли это действие мир к лучшему, или наоборот.

В данном фильме ответственность автора поставлена в крайнюю, если так можно выразиться, терминальную стадию. Он движения клавиш на пишущей машинке Карэн зависит жизнь и смерть реального живого человека. Таким способом создатели фильма акцентируют внимание на вопросе ответственности творческого человека.

               Вместо заключения

Больничная палата Гарольда Крика находится на уровне небоскрёбов. В этот момент нам приходится волей или не волей приподниматься от быта и обыденности, чтобы с высоты взглянуть на героев и на происходившие действия.

Автор романа Карэн за время фильма сильно изменилась. Пусть её новый роман стал не таким шедевром, как мог бы быть. Зато сильно изменилось её отношение к жизни и смерти. Теперь автор будет расти в другом направлении и искать другие сюжеты для своего талантливого пера.

Гарольд получил гораздо больше, чем мог бы расчитывать. Он не просто «познал» жизнь, он прошёл через сознательную смерть и всё ещё остался с нами. Такие люди встречаются крайне редко, а вдали от тибетских вершин, возможно, вообще не водятся.

Профессор Хилберт остался при своих. Он, как искренний поклонник творчества Карэн Эйфелл, не разглядел за красотой смерти героев реальной трагедии жизни. Из него не получилось «спасителя», каким вначале воспринимал его Гарольд.

А что получит зритель фильма, зависит только от его внимательности.