Июльские бои 1942 года над Землянском

Валентин Котюх
В годы Великой Отечественной войны воронежское небо вместе с другими воздушными армиями защищала 1-я истребительная воздушная армия под командованием генерал-майора Евгения Михайловича Белецкого и полкового комиссара Алексея Сергеевича Виноградова.

Первая ИВА вступила в бой 5 июля 1942 года. В нее входили 284 бомбардировочная, 225 штурмовая и 286 истребительная авиационные дивизии. Задача армии – ударами с воздуха по моторизированным механизированным частям противника истреблять танковые, автомобильные колонны, живую силу врага, стремящиеся к Воронежу и Ельцу. Не давать фашистам бомбить советские войска, находящиеся на левом крыле Брянского фронта и содействовать наступлению 5-й танковой армии генерал- майора Александра Лизюкова.

За неполный месяц боев армия произвела 3827 боевых вылетов. Летчики провели 206 воздушных боев, с превосходящими силами врага, в которых сбили 108 самолетов противника. Наши бомбардировщики и штурмовики сожгли на земле около 180 танков и автомашин, шесть самолетов, десятки полевых и зенитных орудий. Ими уничтожено и рассеяно более 3000 вражеских солдат и офицеров.

В сводке Совинформбюро за 14 июля 1942 года говорилось: «…За последние три дня летчики части, которой командует тов. Белецкий, в воздушных боях сбили 40 немецких самолетов».

Сражаясь в воздухе, советские пилоты теряли боевых друзей и самолеты. Потери на 21 июля 1942 года составили 110 самолетов. В боях части воздушной армии потеряли 34 бомбардировщика, 27 штурмовиков и 47 истребителей.

Для 284-й бомбардировочной дивизии, которую возглавлял полковник кавалер трех орденов Красного Знамени Федор Степанович Пушкарев самыми трудными стали первые три дня июльских боев. В дивизию входили 32-й, 507-й, 778-й и 279-й бомбардировочные полки. На вооружении этих частей находились скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2.

Дивизия вступила в бой 6 июля 1942 года, когда фашисты форсировали реку Дон и вышли к западной окраине города Воронежа. Вражеские бронетанковые войска, артиллерия и пехота сосредотачивались для удара на столицу Черноземья в районе Латное, Девица и Землянска.

Первыми вылетели на бомбардировку противника пилоты32-го Забайкальского бомбардировочного полка. Летчики отдельными группами, состоящими из 3-6 Пе-2, прикрываемые истребителями, с высоты три с половиной тысячи метров в горизонтальном полете уничтожали танки, транспорт, артиллерию и живую силу фашистов. За двенадцать боевых вылетов на немцев сброшено четыре тонны смертоносного груза. В районе Землянска наши летчики наблюдали несколько очагов пожара и на воздух взлетел склад боеприпасов.

В завязавшимся воздушном бою пилоты дрались с двенадцатью «мессершмиттами». Отстреливаясь от наседающего врага, экипаж лейтенанта Ивана Васильевича Меркулова – штурман лейтенант Анатолий Дмитриевич Васильев, стрелок-радист младший лейтенант Валентин Федорович Пономарев – открыл полковой счет сбитых немецких истребителей. Фашистам удалось подбить бомбардировщик экипажа старшего лейтенанта Эдвина Эмильевича Межак (штурман-бомбардир Потаник и воздушный стрелок-радист старший сержант Бубнов). Сбросив бомбы, летчик перетянул горящую машину через линию фронта и посадил ее на своей территории.

На «пешку», так любовно называли в войсках Пе-2, старшего сержанта пилота Георгия Мелитоновича Бригадзе (штурман лейтенант Сергиенко, стрелок-радист младший лейтенант Логинов) напали вражеские истребители. Экипаж мужественно отбивался от наседавших немецких стервятников. Фашисты в крылатой машине пробили два бензобака, масляный бак и радиатор. Языки пламени начали лизать самолет, но летчик сумел сбить пламя и посадил бомбардировщик на Липецком аэродроме. Через пять дней силами экипажа он был восстановлен и продолжал бить фашистов.

При возвращении домой, над линией фронта, советские самолеты подверглись атаке шести вражеских истребителей. В воздушном бою погиб экипаж младшего лейтенанта Дмитрия Васильевича Широкова (штурман лейтенант Алексей Иосифович Сизов, воздушный стрелок-радист сержант Валентин Иванович Серединцев).

7 июля в бой вступают 778-й и 507-й бомбардировочные полки. Капитан Пётр Михайлович Будник, штурман 507-го авиационного полка, вёл группу составе девяти самолётов, чтобы нанести бомбардировочный удар по противнику. В районе станции Латное и села Девица летчики обнаружили до 400 танков врага и сбросили на них бомбы с высоты 1100 метров.

Другая группа бомбардировщиков в районе Землянск бомбит скопление танков и пехоты противника. Головной бомбардировщик командира второй авиационной эскадрильи 507-го авиаполка капитана Василия Ивановича Новикова (штурман капитан Хузат Ярулин ,стрелок-радист, начальник связи эскадрильи, старшина Архип Владимирович Неклюдов) точно наносил удары в составе семёрки Пе-2 по скоплению танков.

На подлете к цели машину командира звена лейтенанта Ивана Андреевича Чуканова атаковали два истребителя противника. Умело маневрируя огнём и самолётом, пилот перешел в пикирование и сбросил бомбы по цели с высоты сто метров. Несмотря на сильное противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации, штурманы-бомбардиры сбросили бомбы и уничтожили более 10 танков и несколько десятков фашистов. От разрывов бомб возникло три больших очага пожара.

В воздушном бою фашисты подбили три наших бомбардировщика. Пилоты младший лейтенант Афанасьев, старшина Клабуков и младший лейтенант Михайлов сумели посадить раненные птицы на своей территории. Отбивая атаки вражеских стервятников, летчики сбили шесть ХЕ-113 и один МЕ-109. Стрелки-радисты Лукин, старший сержант Анатолий Петрович Жогалев и сержант Павел Никитович Ушаков сожгли по одному, а стрелок-радист Новиков уничтожил два самолета врага. Ведомый из звена лейтенанта Мельникова сбил еще один вражеский истребитель. На головы и технику врага летчики высыпали более десять тонн бомб.

Выполнившие задание самолеты возвращались на свой аэродром, но их догнали шесть немецких истребителей. Они применили свою излюбленную тактику. Часть фашистов завязали бой с истребителями сопровождения, а другая свора бросилась на не защищенные истребителями «пешки». Фашистские летчики заходили с хвоста самолетов, пытались атаковать сбоку, но все три вражеские атаки были отбиты стрелками радистами.

Восьмого июля на левом фланге Брянского фронта шлит яжелые оборонительные бои. Линия фронта проходила от села Зароща Орловской области до села Старая Ивановка, а оттуда – на Каменку (сейчас – Липецкая область), Перекоповку, Большую Верейку (сейчас – Семилукский район) на северную окраину деревни Гнездилово (сейчас – Рамонский район).

Постоянно, сменяясь друг с другом, в воздухе одновременно висели до 15 «мессершмиттов», которые прикрывали немецкие части, противодействуя нашим бомбардировщикам. Летчики 32-го, 507-го, 788-го полков шли в бой группами по 5-10 самолетов. За день они совершили 21 самолетовылет. Над аэродромами у сел Бабарыкино и Лобаново к ним присоединялись истребители прикрытия 286-й истребительной дивизии. В течение дня пилоты уничтожали танки и пехоту противника в районах Озерок, Голая Снова, Большая Верейка, Ломово и Землянска. С их помощью танковые бригады 5 танковой армии освободили от врага села Перекоповку и Каменку.

Командир 1-й эскадрильи 507- го БАП старший лейтенант Иван Фёдорович Сергиенко водил девятку «пешек» на уничтожение скопления танков врага у Землянска. С земли по ним била зенитная артиллерия, пытаясь заставить самолеты свернуть с выбранного курса. На подлете к цели их атаковали пятнадцать истребителей противника. Фашистам удалось обмануть неопытных наших истребителей и завязать частью сил с ними бой.

Оставшиеся без защиты бомбардировщики упрямо шли на цель. Немцы атаковали наши бомбардировщики с хвоста, снизу, сбоку. Начальник связи эскадрильи лейтенант Михаил Алексеевич Белов, который вылетел стрелком-радистом, на боевые задания обеспечил бесперебойную связь между самолётами воздухе и с землёй. Работала бесперебойно внутренняя связь между самолёты, давая возможность командованию управлять группой.

Белов, отражая пулеметным огнем атаки врага, не дал возможности подойти самолётам противника к фламандскому кораблю. Фашисты непрерывно атаковали. Им удалось над целью подбить самолет экипажа пилота старшины Николая Ивановича Замотаева (штурман младший лейтенант Борис Максимович Каныгин, стрелок-радист сержант Илья Иванович Лазебный). Подбитый, горящий самолет летчик Замотаев повел к своим, но он упал в районе Воронежа. Из экипажа выжил старшина Замотаев, который попал в плен, уничтожив документы. В плену летчик правильно назвал только свое имя и место рождения.
 

Из второй горящей машины, потерявшей управление, выпрыгнул и вернулся в часть только летчик старший сержант Михаил Степанович Капелюха. Стрелок бомбардир младший лейтенант Николай Егорович Ефименко и стрелок-радист сержант Алексей Кузьмич Петрук навсегда остались со своим самолетом.

Самолет старшего сержанта Александра Дмитриевича Листопада (штурман младший лейтенант Виктор Андреевич Бабкин, стрелок-радист старший сержант Анатолий Петрович Жогалев) на подлете к цели был атакован истребителями противника и подбит. Несмотря на численное превосходство истребителей и тяжелую обстановку летчик, искусно маневрируя самолётом, охваченным пламенем, вывел его точно на цель. А младший лейтенант Бабкин сбросил бомбовый груз и успел сбить обнаглевший«мессершмитт».

Разъярённые фашисты пытались добить самолет, но их атаки отбивал раненый стрелок-радист Жогалев. Одна из его посланных очередей сбила другой фашистский стервятник. Экипаж, сохраняя общее спокойствие, привёл горящий самолёт на свою территорию и только тогда покинул его, выпрыгнув с парашютом.

«Пешка» командира звена пилота лейтенанта Ивана Андреевича Чуканова (штурман старший лейтенант Ковалёв, стрелок-радист сержант Пивоваров) в бою с истребителями противника была подбита. Ранение в лицо получил командир, вражеская пуля попала в ногу стрелку- радисту. Раненый летчик сумел перетянуть самолёт на свою территорию. Из горящего самолёта экипаж выбросился на парашютах. Несмотря на ранения, командир и штурман доставили раненого стрелка радиста в санчасть.

Еще один подбитый немцами самолет упал в районе хутора Овсянников Семилукского района. В нем погибли штурман лейтенант Иван Алексеевич Сироткин и стрелок-радист старший сержант Евгений Иванович Новиков. Пилоту старшему лейтенанту Георгию Илларионовичу Мельникову удалось спастись, он вернулся в часть. Однако 25 августа 1942 года не вернулся с боевого задания из района Касторная.

Из экипажа увековечен в селе Новосильское стрелок-радист Евгений Иванович Новиков. Нам удалось восстановить короткую биографию штурмана.

Иван Сироткин родился в 1919 году в Горьковской области Краснобоковском районе в селе Перехватка. В 1940 году он окончил Краснодарское военное училище летчиков.
 

Служил в 312 разведывательном авиационном полку в городе Рига. Здесь его и застала война. Полк с боями отступает к Москве. Осенью 1941 года часть переформировывают в 312 штурмовой авиаполк. Штурмовики, находящиеся на аэродроме «Тушино», защищают небо Москвы.

В начале 1942 года Иван Алексеевич становится летчиком 507-го бомбардировочного полка, который переформировывается на аэродроме у села Добрынское, в двадцати трех километрах от города Владимира, после боев на Крымском и Закавказском фронтах. Здесь штурман осваивает самолет Пе-2.


 
Лейтенант Иван Алексеевич Сироткин во время службы в 312 РАП. 1940 год, Рига
Мама штурмана, Александра Степановна, всю жизнь искала могилу сына. Внучатая племянница Вера Анатольевна Шакирова, которая в этом году весь свой отпуск посвятила поискам захоронения Ивана Алексеевича Сироткина, написала нам: «Посылаю фото Сироткина Ивана, к сожалению, это всё, что сохранилось. И спросить уже не у кого. Сама деревня Перехватка уже не существует, осталось 4 полуразрушенных дома (один из них Сироткиных). В прошлом году ездили в дом, с металлоискателем. Что-то хотели найти, не знаю что- просто память. Нашли только (на чердаке, на оставшихся у края потолочных досках, остальные все выпилены) тетрадь по физике Сироткина Ивана и книгу стихов».
 

Шестым не вернувшимся с боевого задания в этот день был экипаж младшего лейтенанта армянина Артюши Огаджановича Оганджаняна (штурман младший лейтенант одеесит Матвей Григорьевич Мугерман, в других источниках – Мучерман, и стрелок-радист сержант ленинградец Иван Алексеевич Михайлов).

В наградном листе, представляя летчика к ордену Ленина, командир полка майор Василий Иванович Пинаев написал: «…7-8 июля 1942 года произвёл два успешных боевых вылета по скоплению танков и пехоте противника Западнее Воронежа в районе Землянск. При выполнении боевого задания 8 июля над целью был подожжен истребителями противника. Самолёт был охвачен пламенем, но мужественный искренний патриот Родины принял решение лучше умереть героем, чем сдаваться в плен. Товарищ Оганджанян не воспользовался парашютом, не выпрыгнул из горящего самолёта, а перевёл его в пикирование и врезал свой самолёт с бомбами в скопления танков противника. Так погиб гордый сокол нашей Родины, который интересы Родины ставил выше своей жизни».

Артюша родился в апреле 1917 года в городе Карс. Его мама, Даша Григорьевна, проживала в городе Ереване, на улице Суреймяна, дом № 27. Со студенческой скамьи в 1939 году он ушел в школу лётчиков. В июне 1940 года Оганджанян вступает в ряды ВКП(б). Это все, что известно о командире самолета. За подвиг Артюша награжден орденом Красного Знамени, другие члены экипажа наград не получили. В честь героического сына армянского народа, празднуя 100-летний юбилей образования Военно-воздушных сил,  Воронеже установили памятную доску в микрорайоне Придонской, на улице, названной в честь летчика.

На свой аэродром невредимым возвратился экипаж младшего лейтенанта Владимира Владимировича Кирюшкина (штурман младший лейтенант Тимофей Трофимович Зыбин). Воздушный стрелок самолета Архип Владимирович Неклюдов, «отражая вражеские истребители, проявил храбрость и геройство. Вражеская пуля разбила пулемёт Неклюдова, но он не растерялся и взял бортовой пулемёт. Пробил им отверстия в фюзеляже и продолжал вести огонь по стервятникам, чем заставил последних отказаться от атаки. А один из них, подожженный Неклюдовым, пошел вниз в беспорядочном падении».

В продолжающихся боях с врагом 507-й полк терял боевых товарищей. Сгорел вместе с самолетом южнее 30 километров от города Рамонь младший сержант стрелок-радист Матвеев Василий Степанович.

Не вернулись из разведки 22 июля 1942 года из района Касторное, Курбатово, Землянск члены экипажа старшины Листопад – штурман младший лейтенант Белостоцкий Михаил Семенович и стрелок радист сержант Пелогейкин Израил Аншелович. Сам летчик возвратился в часть.

23 июля в результате воздушного боя в районе Верейские Выселки погиб командира звена старший лейтенант Калинин Василий Иванович, вместе с ним и стрелок радист сержант Лукин Кузьма Прокофьевич.

6 августа 1942 года при выполнении задания командования в 20 километрах от Липецка, у села Елизаветино, на Пе-2 напали три истребителя. Пилот младший лейтенант Кирюшкин Владимир Владимирович и стрелок-радист сержант Загробский Станислав Петрович погибли, самолет – сгорел. Вернулся в часть штурман Зыбин.

15 сентября погиб штурман лейтенант Соловьев Сергей Дмитриевич. Вернувшийся в полк стрелок-радист лейтенант Белов доложил: «Самолет южнее Воронежа обстрелян зенитной артиллерией и атакован истребителями. Передняя часть фюзеляжа была пробита, убит штурман Соловьев, и ранен в голову старший лейтенант Сергиенко. Самолет был подожжен и, горящий, посажен летчиком на «живот» в районе Новая Усмань. После посадки через три минуты он взорвался».

В этот же день на аэродроме у села Старое Ракитино Липецкой области погиб самолет №15107, управляемый пилотом сержантом Голубем Василием Мартыновичем, штурманом старшим сержантом Мамбергером Евгением Григорьевичем и стрелком-радистом сержантом Черкашиным Петром Прокофьевичем. В боевом журнале дивизии записано: «При взлете на боевое задание сорвался в штопор по причине разрушения правого мотора. Летчик не справился с управлением, т.к. разрушение произошло мгновенно. Самолет, имея большую скорость, перевернулся на спину и перешел в пике. Ударившись о землю, он сгорел. Экипаж погиб».
Восьмого октября на этом аэродроме, у села Старое Ракитино, при перегоне самолета разбились командир эскадрильи капитан Новиков Василий Иванович, штурман капитан Ведюнин Яков Алексеевич и стрелки-радисты сержанты Жегалев Анатолий Петрович и Черкашин Петр Прокофьевич.

Память о большинстве из защитников нашей родины до сих пор не увековечена. Не учтены их братские могилы. Может, кто из читателей  поможет найти могилы летчиков.

На снимке Лейтенант Иван Алексеевич Сироткин во время службы в 312 РАП. 1940 год, Рига