Рыцари наживы

Дарья Федуллова
Первый день стажировки. Семь утра. Линчевская полуявь. Кофе густой, почти упругий.

- Ты медитируешь? – интересуется моя соседка по квартире.

- Нет. Смотрю, как стынет.

Вопрос выдёрнул меня наружу себя. Проверяю, что со временем – до выхода на 5 минут меньше. Успеваю прочесть пол главы из ведической психологии. Захлопываю книгу - время вдруг ускоряется, почти летит кувырком. Я на периферии его завихрения: окружность механических часов; круглый значок интернет-браузера; колесо троллейбуса. Выхожу из транспорта не там где надо. Теперь до офиса придётся бежать сломя голову. Опаздываю на минуту. На три минуты. Меньше пяти не в счёт – не должны заметить.

- Вы такая-то?

- Да.

- Подождите здесь. Руководство скоро освободится.

Меня провожают в помещение, где ждут своей очереди ещё трое: парень в аирмаксах, девушка в сиреневом пальто и помадой цвета фукси, третьего кандидата разглядеть не удаётся - поднимает взгляд стоит на него посмотреть.
На шкафу в самом углу у стены застыл увесистый, но будто ощущающий свою неуместность и от того какой-то пристыженный орёл. Под ним импровизированное острие скалы с крупной надписью "Кавказ".Полкой ниже - индийские слоны, пасхальный заяц, два дерева из бисера, пара ангелочков и блестящий жёлтый павлин. Во всём этом сумбурном нагромождении я ищу хоть какую-то подсказку – чего здесь можно ждать?

Наконец, нас зовут. Девушка Галя должна нам всё показать и рассказать. Мы выходим из здания и идём к остановке. У Гали длинные светлые волосы, чёлка, сама она маленькая с серым лицом. Отдельные выпавшие волосинки прилипли к пальто у неё на спине. С нами девушка в сиреневом – высокие сапоги, короткая чёрная юбка. Я выше их обеих, причём намного. Садимся в автобус. Город остался где-то позади, будто навис над той низиной, в которую спустила нас маршрутка. Вокруг частные дома, заборы, ларьки. Богом забытое место. Наконец, Галя просит притормозить за поворотом.

Мы вышли. Я тут мини бос – говорит Галя. Мы, тут, говорит, пашем. Все свои.

В магазинчике выпросила, чтобы им кофе из пакетиков кипятком залили. Я смотрю на всё это, и уже не выдерживая всей этой непонятной текучки, давай спрашивать всё по работе. Оказалось кредитки Тенькоф распространяют. Шестьсот пятьдесят рублей с заполненной по всем правилам анкеты. Надо, чтобы человеку исполнилось двадцать четыре, работать не менее полугода на одном месте, ну и паспорт чтоб был. Галя, чтобы проиллюстрировать свои слова, привязалась к продавщице этого же магазина.

- Здавствуйте, мы из банка. Можно мы с девчонками к вам попристаём? – спрашивает Галя и суёт ей брошюрку с описанием услуг банка. - Это - Галя делает паузу для важности - платиновая карта. В сбербанке стоимость годового обслуживания такой знаете какая? Десять тысяч. А здесь всего пятьсот девяносто рублей в год. Пятьдесят пять дней вообще без комиссии.

- Я не хочу брать у вас карту.

- А мы вам и не собирались её давать! Мы можем помочь вам заявку оформить, чтобы банк её одобрил. Карта действует три года. Вы можете активировать её сразу, или, скажем через год – тогда на неё придут деньги. А до тех пор пусть лежит. А что? Карман не тянет, есть не просит. Будет вам финансовая подстраховка. Вот у вас есть действующий кредит?

- Ну, есть..

Выражение лица полной коротко стриженной продавщицы на секунду сделалось испуганным, она оглянулась так, будто собиралась что-то украсть. Спустя ещё минуту Галя заполняла с её слов нехитрую анкету:

- Средний доход на семью.

- Ну, тысяч тридцать.

Обработав продавщицу, мы отправились в парикмахерскую, ещё один продуктовый и магазин замороженных пельменей и котлет. К счастью, сотрудников этих маркетов подписать на кредитку не удалось. Поэтому, Галя, а следом за ней и мы проникли в автомастерскую, что располагалась по близости.

- Как думаешь, какому количеству людей в течение дня мы успеваем сделать презентацию?- обратилась ко мне Галя.

- Человек пятьдесят - прикинула я.

- Да, где-то так. Из них от пяти до десяти удаётся впарить кредитки. Вот и считай. А я на одного ребёнка, чтобы в школу собрать 10 тысяч истратила. А их двое у меня.
Мы подошли к группе мужчин, обступивших Газель, поглощённых своей работой.

- Пенькоф? – переспросил автомеханик Галю, когда она вся такая:«А мы из банка!».

- Тенькоф!

- Ааааа, Тенёк! Я с ними не связываюсь. Мне не нужна карта.

- Ну, если не нужна, будете снег с машины счищать ею. Ведь активировать карту вы сможете в течение трёх лет. А знаете сколько берёт банк за годовое обслуживание?

Снова неудача. У меня появилось какое-то тяжёлое чувство – хотелось, чтобы эти женщины среднего возраста не соглашались. Я радовалась неудачам Гали, например, когда она уже заполнила анкету, а паспорт спросить забыла. Я думала: вроде ведь мы ничего плохого не делаем, просто предлагаем – кто хочет соглашается. Объясняем, что через банкомат снимать деньги не выгодно, и что кредитка требует правильного грамотного обращения, но мне казалось, будто мы раздаём детям спички, инструктируя как с ними лучше обращаться. Дети слушают, кто-то из них и правда будет всё делать правильно, а кто-то… всё равно обожжётся, попадёт на деньги. Они ведь дети, эти полные с короткой стрижкой продавщицы продуктовых и парикмахерши. У них и образование-то среднее наверное. В общем беззащитны они.

- Я – пас –говорю, когда мы вышли из магазина.

- Ты боишься к людям подходить? У меня тоже сначала не получалось!

- Нет. Здесь… - я не могла подобрать подходящих слов своему плохому чувству – ответственность такая… Не хочу вступать в сделку с совестью.

- Материальной ответственности здесь нет.

- И всё же я пойду, пожалуй. Удачи тебе. Может успею ещё обзвонить другие объявления.

- Хорошо. Тебе тоже удачи.

Я шла к остановке, и с каждым шагом на душе делалось легче. День был ясный. По клумбам и по тротуару ползали божьи коровки. Я старалась случайно не наступить на них.

- Повыползали ,глупые...