Последний тост. Аннотация

Сергей Бурлаченко
                АННОТАЦИЯ


        Прошлое нашей страны - предмет раздражительный. Настоящее - всегда проблематичный. И только будущее прекрасно. Так мы устроены, это наш национальный эксклюзив. Утопия или антиутопия - всё-таки они являются изобретением западной культуры. А мы просто великолепные фантасты, образованные, начитанные, технически и гуманитарно подкованные. Рассказывая о будущем, наш человек всегда рассказывает о своей мечте, которая не может не быть прекрасной. Даже если она примитивна, несмотря на пышную наукообразную терминологию. 

        Итак - прекрасная наивность. Но это только одна часть нашей фантастики, обещающей и нам и всем людям земное счастье. Вторая - точное знание, что тень кровавой истории человечества легла на земной шар, придавила его и навсегда вывихнула это ожидаемое счастье.   На какие бы научные, социальные, технократические и культурологические высоты мы не забрались, каких бы супергородов и сверхгосударств не настроили, разлом и обрушение цивилизации в небытие, чудовищная катастрофа и апокалипсис таятся рядом.

        То есть житель идеального будущего никогда не сможет преодолеть кошмара прошлого.   Главный герой рассказа Александра Куприна «Тост», председатель на юбилейном собрании в канун 2906 года, говорит о мосте из человеческих трупов и кровавой реке, образовавшихся в результате революций. Они соединили прошлое и будущее. Поэтому слава погибшим героям, боровшихся за свободу и счастье человечества!

        Но мысль писателя коварна. Отказать ей в прозорливости нельзя. Такой мост не может вести в светлое будущее, потому что он -  вечно страшное настоящее. И описанный Куприным техногенный и социальный рай - ложь.
       
        Бесчеловечное не может служить на благо человеку.
Отсюда - третья часть художественной «фантастической» конструкции, которой мы хотим дополнить рассказ Куприна. Вот она.  Если не думать серьёзно о нашем настоящем, не улучшать его, не жить сегодняшней проблематикой, не мотивировать людей и не думать о них, то прошлое и будущее разорвутся, замрут, не соединённые во времени, навечно. То есть материализуется глобальная катастрофа, апокалипсис, небытие. И тогда прошлое так и останется очагом раздражения. А будущее - всего лишь прекрасной и недостижимой фантастикой. 


                СИНОПСИС


        Рассказ Александра Куприна «Тост» - двусмысленно лаконичен. На планете Земля заканчивается 2905 год, уже 200 лет жизнь землян представляет собой технократический и социальный рай. Северный и Южный полюса стали центрами цивилизации, соединёнными кабелем в несколько миллионов километров, который обеспечивает электроэнергией эти центры. Земля - катушка, на которую намотан энергонесущий кабель. Люди - прекрасны и счастливы.  Инопланетные цивилизации с завистью смотрят на Землю, легко и красиво летящую по своей орбите в Солнечной системе.
         
                Фильм начинается с титра:
                «Последний тост»
                по рассказу Александра Куприна

        Северный Центр встречает Новый год. Главный инженер - председатель собрания - произносит долгий праздничный тост: о великом творце счастья -Человеке, о том, какой тварью он был до тех пор, пока революционеры не вышли на улицы и площади, не увлекли всех людей борьбой за светлое будущее, и в результате этой борьбы, через горы трупов и реки крови, люди достигли сегодняшнего счастья… Речь председателя сопровождается на огромном экране хроникой - и это наша сегодняшняя хроника: война, голодные африканские деревни, толпы бастующих в европейский городах, полицейские облавы, теракты… Но с Южного полюса за всем происходящим на экране наблюдают несколько странных мужчин. Они серьёзны и немногословны. Один из них отдаёт команды по электронной связи, и по коротким ответам, топоту сапог и лязгу оружия становится понятно, что на Севере творится что-то отнюдь не праздничное. Ясно, что серьёзные мужчины готовят захват Северного центра именно в этот праздничный день. В тот момент, когда председатель собрания на Севере призывает всех поднять бокалы и выпить за мучеников, отдавших жизни за торжество разума и правды, начинается самый страшный акт - расстрел южанами собравшихся на праздник северян. Этот ужас будет передан только дикой какафонией звуков: криками, стрельбой, грохотом разбитого стекла. И видеохаосом на экране, от которого не отрывают глаз серьёзные мужчины из Южного центра. 

         Потом останутся только пятна крови, брызнувшие на экран. А по электронной связи прозвучит короткий доклад, что задача выполнена.   Зазвучат аплодисменты южан, странно откликающиеся на речь председателя Севера, погибшего в этой бойне.

         А умирающая красивая женщина на экране прошепчет, как бы она хотела вернуться в то время, когда на Земле ещё жили те, кто творил революции ради общего счастья. Автоматная очередь за кадром поставит точку в её короткой речи.
               
         Планета Земля так и будет лететь по своей орбите. Из космоса не заметно, сколько крови и убитых прибавилось к мрачному земному мартирологу. Всё хорошо. Вселенский порядок нерушим. Трагедия погибшей цивилизации так и останется лишь маленькой, едва различимой космической царапиной, нанесённой запутавшимися в своей истории людьми.