К рассказу Л. Н. Толстого Зайцы

Виктор Федорович
  Рассказ замечательный.
Читаешь, так и видишь перепуганного зайца, который только и делает, что мечется,
прядает ушами, прислушивается и убегает от звука. Приведу последний абзац рассказа.
  "Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится."
Л.Н. слишком оглупил зайца. Заяц за ночь набегает и наследит не один километр. Все его следы можно разделить на две основные группы. Одна группа следов связана с поисками корма и на самой кормежке. Этих следов охотники не разбирают.
После кормежки заяц уходит на лежку. Но прежде чем залечь, каждый заяц оставляет, скажем так, некоторую ритуальную группу следов, своего рода заградительный щит зайца.
Таких следов сравнительно немного. В этих следах есть некоторая закономерность, некоторый шаблон. Вот эти - то следы и адресованы охотникам, чтобы их озадачить, ввести в заблуждение.

На рисунке я показываю сравнительно простой вариант "ритуальных" следов. Заяц явился на лёжку с левой стороны, совершил свой ритуал и залег под кустом, в точке 5 (т.5). Представленная картина следов, если принять версию
"заяц убегает от звуков", объяснилась бы так. Заяц прошёл по данной траектории именно потому, что из точек А,В,С,D поочередно доносились звуки. В пункте 1 заяц повернул назад, потому что в А залаяла собака; в 2 - метнулся в сторону, потому что в В затарахтел трактор; в 3 - повернул назад, потому что в С раздался стук топора, а в 4 - метнулся в сторону, потому что в D заревела корова. Порешив, что он окружён, и спасаясь от звуков, заяц спрятался под кустом 5.
Подобные объяснения, конечно, несусветная чепуха.

Сдвоенные следы и прыжки в сторону (скидки около 2 метров) не имеют никакого отношения к звукам.
Да и откуда может взяться упорядоченная система звуков в далёком заснеженном поле? Всё, что делает заяц, прежде чем залечь, он творит преднамеренно, сознательно.

Заяц очень умен и хитер. Когда заяц возвращается из т.1 в т.2, из т.3 в т.4, он делает те же махи, ступает на те же следы. Для прыжка в сторону выбирает подходящее место. Прыгает или на чёрную кочку или на травку. На рыхлом снегу оставляет едва заметную ямку. Найти место скидки и продолжение следа порой бывает нелегко.
Но вот следы распутаны. Охотник подходит к т.5. Лёжка пуста. От неё идут свежие длинные махи. Заяц ушел восвояси по следу охотника.

При виде охотника заяц не будет безрассудно вскакивать сломя голову, чтобы "удрать". Он начинает всё оценивать, взвешивать, рассчитывать. Или остаться на месте незамеченным или незаметно уйти. Заяц берёт под контроль каждое движение охотника и направление его взгляда. Охотник отвел взгляд, посмотрел себе под ноги - развязались шнурки на ботинках - заяц поднялся, ушёл. Охотник поскользнулся, балансирует, чтобы не упасть. Заяц поднимается, уходит. Мне доводилось видеть ползущего зайца. Он выполз из лёжки по траве. Прополз метра два и скрылся за муравьиной кочкой. Пока я удивлялся, заяц ушёл.

Расскажу ещё две истории.

  Прошёл сильный снегопад. Идти на охоту после такого снегопада бесполезно. Заячьих следов не найдешь. Заяц залёг. Выжидает, пока не наследят другие: лисы, собаки, люди. Пошёл дня через два. Снег глубокий, сухой, пушистый.
Быстро нашёл и "взял" нужный след. Стал тропить, причитая, "не наступай на заячий след, чаще оглядывайся назад".
Миновал сдвоенные следы, скидки, две фальшивых лёжки. Подхожу к "последней точке". Снег потревожен.
Из-под снега торчит прядь старой травы. Обратного следа нет. Скидок в сторону нет. Крыльев у зайца нет. Значит он тут. Стою с минуту. Никаких движений. Отвожу правую ногу и буквально выбиваю зайца из-под снега ногой. Заяц выкатился. Присел. Уставился на меня. Не скажу, что он нашёл во мне. Я же увидел в его глазах страх, растерянность, недоумение. Он не мог сообразить: всё это сон или явь. Я не заметил, чтобы заяц дрожал, его трясло от страха. Правда, наше общение с глазу на глаз длилось не более секунды.

  Я возвращался с охоты по снегу. С зайцем. Шёл по бугру. Внизу простиралась лощина. В своё время её покосили и она выделялась своей белезной. По лощине, на удалении одного километра, тянулась лесополоса.
Я не заметил, откуда и когда поднялся заяц. Он шёл по косогору вниз. Я стал наблюдать. Заяц пошёл по лощине к лесополосе. Время от времени он останавливался и оглядывался назад. Пересёк лесополосу, пробежал метров пятьдесят и сел. Как повёл себя заяц дальше - меня обескуражило. Он стал метаться из стороны в сторону, делать пробежки.
Первая, явившаяся мне мысль, была: с зайчем что-то произошло, он сошёл с ума. Действие продолжалось минут 5-7. Затем заяц скрылся в снегу.  И только тут я понял: он запутывал свои следы, чтобы залечь.
И еще понял: смотреть на следы это одно. А видеть живого действующего зайца, запутывающего свои следы - это совсем другое зрелище.
 Писать (рассказывать) о мудрости и хитрости зайца можно много (долго).
Ныне заяц переживает трудные времена. Зайца преследуют на машинах разных марках. По зайцу стреляют из оружия разных систем.

Помоги, Господи, зайцу! Спаси и сохрани его!



Л.Н. Толстой для детей. Зайцы. М.,1961,с.50