Рекогносцировка

Валерий Иванов-Смоленский
 Рекогносцировка

Где можно завязать знакомство, прежде всего? По земным понятиям – в питейном заведении.
Крутнувшись перед зеркалом, я сделал вывод, что выгляжу в тему, на что сам себе подмигнул. КрасавЕц. К любой дамочке можно подкатиться и завязать соответствующие шашни. Тут я немного взгрустнул. Будучи долгое время лишенным общения с прекрасным полом, я испытывал определенное томление. Однако хозяин гостиницы только глаза вылупил на мой вопрос о приличном борделе. Из недолгого обмена мнениями по этому поводу выходило, что продажной любви, как таковой, здесь не существовало – в здешнем обществе царила высокая мораль.
Зато питейных заведений хватало вполне и на все вкусы. Поколебавшись, я начал с не очень респектабельного. Все же нужно демонстрировать дворянские манеры, а есть ли они у меня, я пока не знал. Нужен был повод для знакомства. И я мучительно размышлял, как его найти. Не подкатишься же к первому попавшемуся тье и не скажешь: давай-ка подружимся – мол, вкусы у нас схожие и вообще выпить с тобой хочется. Могут посчитать за голубого, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Время было предвечернее и желающих выпить в зале было немного. Мое внимание привлек человек, сидевший одиноко в далеком темном углу. Перед ним стояла бутылка вина, по внешнему виду которой не скажешь, что напиток был дорогим. Она была почти опустошена, причем закуска на столе отсутствовала. Значит, человек был или горьким пьяницей или сильно стеснен в средствах. Судя по одежде и выражению лица, возможно, было верным и то и другое.
Вместе с тем, он еще не опустился до употребления   дрянного бочкового вина или дешевого светлого эля.
Одет незнакомец был в видавший виды камзол с изрядно потертой родовой эмблемой на рукаве. Зверь на гербе выглядел не очень устрашающе, что-то вроде взъерошенного койота с лисьей мордой, приподнявшегося на задних лапах. Я уже знал из книг, что наиболее древние и знатные роды империи имели на гербах изображения драконов и тварей, похожих на земных звероящеров, проживавших в глубокой древности.
Лицо его, прикрытое полями шляпы, хранило оттенок благородства, но уже подернулось преждевременными морщинами, свидетельствовавшими о приверженности к каждодневному пьянству. Торчащие когда-то лихо вверх усы заметно пообвисли. Словом, было видно, что его обладатель знавал и лучшие времена.
Кроме того, даже незначительные жесты незнакомца свидетельствовали о военной выправке. Для начала объект был вполне подходящим, и я прямиком двинулся к его столику.
- Вы позволите составить вам компанию? – по-моему, учтивее сказать было невозможно.
- Столиков в зале хватает, - буркнул человек, смерив меня взглядом, далеким от дружелюбности.
- Просто мне показалось знакомым ваше лицо, - сказал я, не реагируя на грубость.
- Впервые вас вижу, - тон не изменился, а мутноватый взор скользнул по моему рукаву с гербом и уткнулся в бутылку.
- Мы служили вместе в одном гарнизоне, - настаивал я, - и мне хотелось угостить старого товарища и вспомнить добрые былые времена.
При слове «угостить» в его глазах зажегся огонек некоторого интереса. Он внимательно всмотрелся в мое лицо и отрицательно покачал головой.
- Не помню, - в его голосе прозвучало раздражение.
- Может, это был ваш брат?
- Мой брат недавно погиб.
- О, извините. Примите мои соболезнования. Наверное, это был он, очень похожее лицо.
- А где вы служили?
- В Тальенском гарнизоне.
- Где это?
- Провинция Навакрия, - уверенно произнес я, поскольку по моей легенде я прибыл в столицу именно из этой окраиной области.
- Нет, мы с братом служили вместе в столичном гарнизоне, а потом попали в экспедиционный корпус. Он погиб при штурме Вургама…
Я понятия не имел, ни о каком экспедиционном корпусе и Вургаме, однако кивнул головой и сделал скорбный вид.
- Мы могли бы почтить его память. Позвольте, я закажу еще вина.
- Валяйте, - он махнул рукой, - помянуть и в самом деле следовало бы…
Брякнув ножнами об пол, я привлек внимание хозяина ресторанчика и заказал две бутылки вина.
- Только самого лучшего! – бросил я ему вслед и лишь после этого присел за столик.
Вино оказалось действительно неплохим, и, главное развязало язык моего собеседника.
- Т`Амьерг, - представился он, слегка приподнимая шляпу.
- Т`Егор, - я решил оставаться под своим именем.
Пора начинать выуживать необходимую информацию. Как я позже убедился, дворяне говорили, в основном, только правду. Это считалось отличительной чертой сословия и почиталось за хороший тон. Можно было умалчивать о каких-то обстоятельствах, не грех было прихвастнуть по чисто бытовым вопросам, но ложь в чем-то большом или принципиальном не допускалась. А уж честное слово, данное тье, вообще считалось незыблемой клятвой и исполнялось в любом случае, даже ценой своей жизни.
Итак, джентльмену верят на слово. Пусть это прозвучит цинично, но тем проще мне будет вписаться в окружающую действительность. Ведь, в отличие от других, я не был связан обетом честности.
Я и начал с того, что прибыл из дальней провинции, куда слухи доходят нечасто и, большей частью, недостоверные или сильно искаженные. Что документы и приказы о боевых действиях являются секретными, в этом я был уверен на все сто – любая армия хранит свои секреты, поэтому до нас не доходят. И, что мы там, конечно, наслышаны о подвигах наших боевых офицеров, но хотелось бы узнать об этом из первых уст и более подробно.
- Судя по вашему лицу, - льстиво произнес я, - вы многое повидали и могли бы порассказать об этом.
Этим я полностью расположил к себе своего нового знакомого.  Т`Амьерг бережно извлек из своего кармана завернутую в тряпицу серебряную медаль и показал ее мне.
«Командиру манипулы t`Амьергу – за личное мужество и героизм» - было выбито на одной ее стороне витиеватым полукругом, обрамляющим родовой герб t`Амьергов. А на другой – герб империи.
- Именной знак отличия, - с гордостью сказал он, - не многие в армии могут похвастать именными знаками. А я не имею права его даже носить…
- Почему?
- Армейские знаки носят только на мундирах, а я из армии уволен.
- За что?
- Да, ни за что! – с досадой воскликнул t`Амьерг, - а, в связи с тем, что я остался единственным наследником в нашем роду. Брата моего убили, а нас в семье было только двое. Ну, ты же знаешь этот дурацкий закон, по которому единственный наследник в роду не может служить в армии. Его тоже могут убить и тогда род прервется. Будто он не может погибнуть вне армии. Скажем, на дуэли. Да, любой кирпич на голову упадет и…
Я слышал об этом впервые, но сочувственно покачал головой.
- Поэтому меня и вышвырнули со службы, а это был единственный источник моего существования. И чем мне теперь заниматься? Поместья у меня нет, капиталов не нажил. Пансиона только и хватает на комнату в гостинице, да на дешевое пойло. Вот воевать я умел и любил, а платили неплохо. Армия – моя профессия, а война – мое ремесло. Поверь, это было золотое времечко, когда лучшие вина лились рекой, а пылкие женщины сразу раскрывали мне свои страстнве объятья.
- Но пансион-то хоть пожизненный?
- Да. Это заслуга Первого министра Двора, который и сам, в молодости, немало повоевал и даже дважды командовал экспедиционными корпусами. Именно он подготовил соответствующий императорский эдикт о выплате пенсии отставным военным, уволенным со службы не по причинам отрицательного свойства, и лично уговорил императора сразу же его подписать. Иные проекты эдиктов пылятся долгими периодами.
- Говорят, он, как никто, достоин своей должности, - бросил я пробный камень.
- О, да! Если бы не он – не знаю, что творилось бы в империи, все бы перемешалось, наступил бы хаос. Потому что императорский двор полон проходимцев и никчемных людей, ухвативших свои теплые местечки по наследству. Император умен и мудр, однако у него совершенно нет времени на государственные дела. Всякие придворные мероприятия отнимают все его время. И даже в военных делах, где он числится верховным главнокомандующим, фактически верховодит Первый министр.
- А   ты где  воевал? - неосторожно задал я вопрос.
- Как где? – удивлению собеседника не было предела, - где и все. В экспедиционном корпусе против герцога Ардонье. Будто ты не знаешь!
Вот оно что. Оказывается, империя вела войну с герцогством Ардоньерским. То-то я не понял из справочников статус этого герцогства.
- Я имею в виду, где конкретно, - попытался я исправить свою оплошность, - на каком участке фронта?
Здесь хозяин принес нам еще две бутылки вина, заказанные мной дополнительно, и накал страстей был залит солидными порциями хмельного напитка.
- Нет там никаких участков, - t`Амьерг пренебрежительно взмахнул рукой, - захватим два-три города, потом поднакопит герцог сил и берет эти города в осаду. Припасы заканчиваются и драпаем назад к транспорталу.
- К транспорталу?
- Ну да. Ждем там смены, закопавшись в землю и отстреливаясь из арбалетов. Каждый раз теряем пару сотен хорошо обученных солдат и офицеров.
Выходит Ардоньерское герцогство находится на другом ярусе? Как это выведать осторожненько, ведь такие вещи должен знать даже провинциальный тье, вроде меня. Начнем издалека.
- И долго уже длится эта война?
- Все время, - не удивившись вопросу, ответил t`Амьерг, - и отец мой воевал, и дед, и прадед.
- Герцог имеет такую сильную армию?
- Да, какая у него там армия… Сплошные ополченцы. Вот мы их и бьем поначалу. Но что с пятью сотнями солдат сделаешь?
Пять когорт по сотне солдат в каждой, вспомнил я куцые сведения о структуре армии, полученные из справочников. Каждая когорта состоит из десяти манипул по десять арбалетчиков в каждой манипуле. Артиллерии здесь не знали. Конницы тоже почему-то нет. Странно…
Но странности, связанные с боевыми действиями против герцогских войск, развеял сам t`Амьерг.
- Я не понимаю, - запальчиво произнес он, - и никто в армии не понимает, почему транспортал можно использовать всего лишь раз в период. Вот и влазит туда всего пять когорт, а с такими силами нечего и думать завоевать все герцогство. Так всю жизнь и будем воевать, только людей теряем. И брат мой там погиб, тоже манипулой арбалетчиков командовал.
- А что же, император? Ему не докладывают о существующих трудностях?
- Да, знает он об этом. Только от него здесь ничего не зависит. Транспорталами ведают фиолетовые.
Так я впервые услышал о фиолетовых и очень удивился.
- Какие еще фиолетовые?
Т`Амьерг глянул на меня с недоумением:
- Да вы что там в своей глухомани совсем ничего не знаете?
- Я же говорю, слухи до нас доходят, но в каком виде. Все перевернуто с ног на голову. К тому же все засекречено. Не знаешь,   чему и верить. Про фиолетовых я слышал, конечно, но считал, что это выдумки, просто страшилки.
Я говорил наобум, полагая, что уж раз император тут бессилен, то фиолетовые – это какая-то особая каста, вроде всесильных жрецов в Древнем Египте.
- Честно говоря, - t`Амьерг потупился, - я сам о них толком ничего не знаю. Говорят из них состоит Тайный Совет при императоре, он и решает главные вопросы империи.
-А кто они такие, высшая придворная знать что ли?
- Ко двору императора фиолетовые не имеют никакого отношения. Никто не знает, кто они такие и откуда взялись. Якобы, когда-то давно, они образовали монашеский орден, для того, чтобы спасти планету. И спасли ценой своей гибели. А оставшиеся в живых образовали Тайный Совет и правят государством вместе с императором.
Он неожиданно огляделся по сторонам, нагнулся к моему уху и прошептал:
- А вообще я слышал, что фактически империей управляют они. И иногда пожирают людей со всеми потрохами…
Ну, это уж чересчур! Что он такое несет? Бред какой-то. Перепил, наверное, мой новый приятель…
Но он глянул на меня неожиданно протрезвевшими глазами и быстро произнес:
- Клянусь тебе, это правда. Люди, от которых я это слышал врать, не станут.
- Они что – действительно фиолетового цвета? – машинально спросил я оглушенный всей этой неожиданной информацией.
- Никто их не видел. Они носят закрытые полностью плащи  фиолетового цвета с капюшонами, в которых нет даже прорезей для глаз.
- Как же они видят?
- Никто этого не знает.
Детство какое-то. Никто не видел, никто не знает, едят людей и ставят себя выше самого императора. Точно алкогольный бред. Допился дружок до белой горячки. На сегодня нужно заканчивать. Я брякнул ножнами меча об пол, призывая хозяина.
- Сколько с нас?
Он пошевелил губами, озирая наш, уставленный бутылками стол, и потребовал восемь ларгов.
- Что-то многовато, - подумал я, но спорить не стал, хотелось поскорее покончить на сегодня с обществом  t`Амьерга. К тому же вино оказалось действительно хорошим.
Когда мы прощались с ним, хлопая друг друга по плечам, он добавил еще хорошенькую порцию бредятины:
- Фиолетовые дьяволы бессмертны. Их нельзя убить. И живут они отдельно в высокой черной башне без окон и без дверей.
Да, наклюкался бедолага до синих петухов. И все же я был благодарен ему за полученные сведения о войне, о службе в армии и прочие. А фиолетовые дьяволы? Что ж, кому что чудится в пьяном бреду. Я читал и о случаях похлеще.
- Встретимся послезавтра здесь же, - шепнул он на прощание, - я принесу тебе одну занятную книгу, доставшуюся мне как трофей в баталиях при последней моей экспедиции  в мятежное герцогство. Планета была такой не всегда…
А вот это меня заинтересовало, и я согласно пожал руку своего нового знакомого.
  Продолжение следует.
   Полностью книга находится по адресу:
http://samlib.ru/i/iwanow_w_g/ivg2002-100.shtml