Эдвард Пейсон. Царь Христос

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЦАРЬ ХРИСТОС
Эдвард Пейсон (1821)

А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.  Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои
1 Кор.15.24-25

Ничто в общем не может дать нам столь сильное и возвышенное представление о Христе, чем анализ различных имен, названий и символов, с помощью которых Он описан в Слове Божием. Эти имена и титулы, которых более двухсот, включают в себя все то, что является великим и славным, добрым и превосходным для человечества. Будет нелегко, да в данном случае в этом и нет нужды. перечислить их все, но мы хотим обратить ваше внимание прежде всего на один из Его титулов, а именно Правителя или Царя. Именно под этим титулом Он очень часто описывается в Ветхом и Новом Завете. В соответствии с этим титулом было предсказано, что Он будет делать, явившись в мир, за много веков до Его воплощения. Пророк говорит: "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира". Похожее предсказание было произнесено Гавриилом Деве Марии при Его рождении. Господь, говорит он, даст Ему трон Его отца Давида; и будет царствовать над домом Иакова во веки; и Царству Его не будет конца. Многочисленные пророчества об этом разбросаны по всему Ветхому Завету, особенно в псалмах Давида, а также у Исайи и Даниила. В полном соответствии с этими пророчествами мы видим Спасителя нашего на земле осуществляющим царскую власть и явно говорящим об этом. Своим двенадцати ученикам Он говорит: "Отец Мой предназначил Мне Царство". Аналогичным образом Он выражается, будучи приведен в суд Пилата, хотя и знает, что после этого Его осудят на смерть. Царство Мое, говорит Он, не от мира сего. Пилат спросил Его: тогда Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; для этого Я родился, и по этой причине пришел в мир. Тому же Он учил апостолов после Своего воскресения и вознесения на небо. Они знали, что Он воссел ныне одесную Бога, держа все словом силы Своей, и  действуя в качестве Главы над всем ради Своей Церкви. Именно об этом и слова нашего текста. Это, по общему признанию, очень важный и поучительный, но также очень трудный отрывок. В попытках объяснить его мы должны избежать искушения мудрствовать сверх того, что написано. Нашей целью здесь будет описать, насколько Писание дает нам такую возможность, происхождение, возрастание и завершение этого Царства, которое Христос, как сказано здесь, должен будет предать Отцу.
1. Говоря с должным уважением о природе этого Царства, мы должны отметить, что это не царство временное или земное. Здесь была заложена большая ошибка у евреев.  Пророчества Ветхого Завета учили их, что обещанный Мессия должен быть Царем; и так как они не могли составить себе представление о духовном Царстве, они наивно предполагали, что Он явится на земле как земной монарх, и не только избавит их от римского ига, но подчинит весь мир их власти. Даже ученики Христа впали в это заблуждение и продолжали настаивать на нем и после Его Воскресения: "Не в сие ли время, Господи, Ты восстанавливаешь Царство Израилю?". И так было до тех пор, пока Святой Дух, Который должен был наставлять их на всякую истину, излился на них в день Пятидесятницы, так что они начали формировать более достойные понятия о Царстве, которое пришел установить их Учитель. Затем они узнали, что Его Царство должно было быть построено в сердцах людей; что оно состоит в праведности, мире и радости в Духе Святом, и что Он помазан быть Царем и Спасителем, чтобы даровать покаяние и прощение грехов Своему народу и избавить его уже не от временного, но от духовного рабства.
Царство, которое Христос должен здесь предать Отцу, не то, которым Он изначально обладал, как Бог. Вам не надо доказывать,  что Он есть Бог и человек в одном Лице, и что, как Бог, Он равен Отцу и разделяет с Ним ту вечную, безраздельную и неограниченную власть, которую Он осуществляет во всех делах рук Своих. В этом отношении Он и Его Отец одно и обладают одним и тем же Царством, и это Царство Он не может передать никому, хотя Он может на время приостановить осуществление Своей Божественной власти.
Что же это за Царство, о котором сказано, что Христос должен предать его Отцу? Я отвечаю, что это Царство Посредника или Царство благодати, в котором Он правит как Богочеловек, и которое Он получил от Своего Отца в качестве Посредника. Чтобы сформировать четкие понятия о природе этого Царства, мы должны рассмотреть, как оно возникло.
2. Скажем о происхождении и замысле этого Царства. Апостол говорит нам, что в начале, то есть прежде, чем был сформирован мир, замысел искупления был у Слова, Которое было у Бога, и Слово было Бог. Слово обитало в лоне Отца, разделяя с Ним трон вселенной. Как выражается апостол, Слово или Сын был образом Божиим, и "не почитал хищением" быть равным Богу. Бог был тогда всем во всем. Имена Отца, Сына и Духа не были известны, хотя то таинственный различие, на котором основана эти имена, всегда существовало в Божественной природе. Еще не было Посредника между Богом и Его творениями; изначально все твари были святыми, и, следовательно, не нуждались в посреднике, который стоял бы между ними и Богом; в таковом нуждаются только грешники. Святые люди могут приблизиться к Богу от своего имени и умолять Его от себя. Но когда человек согрешил, и был сформирован замысел искупления, Посредник стал необходимым*. Это служение Слово взяло на Себя, и впоследствии стало плотью. Отец создал человеческую душу, которую Слово взяло в союз с Самим Собой, и, таким образом, человек стал Сыном Бога. В союзе с человеческой душой Сын вошел в подготовленное Им тело человека и, таким образом, стал Сыном человеческим. Таким образом, хотя Он  Бог и изначально был равен Богу, но Он смирился и добровольно лишил Себя величия,  приняв образ раба и оказавшись в подобии плоти греховной. Эти и другие подобные выражения, кажется, подразумевают, что, когда Слово приняло дело Посредника, Сын приостановил на время осуществление Своих Божественных совершенств, отложил Свое равенство с Отцом, и опустошил Себя от всей этой бесконечной полноты, которой Он первоначально обладал, и стал рабом Отца, отказавшись от всей Своей власти и авторитета. Одним словом, Он снизошел поставить Себя в такое состояние, из которого пал Адам, состояние пробы и испытательного срока, чтобы стать, как он, Главой и Представителем Своего народа, чтобы сделать все, что было необходимо для достижения спасения людей, и утвердить честь закона, который они нарушили. Он не делал ничего, что Отец не раскрыл Ему, не творил никаких чудес, которые бы не Отец побудил Его совершить; Он не имел Своей воли, но сделал Своей пищей и питием исполнить волю Отца и совершить до конца задуманное Им. Надлежащее рассмотрение тех вещей, которые подразумеваются в том, что Христос смирил и опустошил Себя, позволит нам понять те места, в которых Христос говорит о Себе, как пребывающем ниже Отца, как о рабе Отца, не делающем ничего от Себя и не знающем ни дня, ни часа суда; ибо, хотя, как Бог Он был равен Отцу, но, как Посредник, Он был ниже его, и ничего не мог сделать без Него. Должное внимание к этим наблюдениям также позволит нам ответить на те возражения против Божественности нашего Спасителя, которые взяты из того, что Ему был дан Дух Божий. Мы читаем, что Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым и силою, что Он дает Духа Ему не мерою, и что благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. Отсюда может быть задан вопрос: если Христос есть Бог, почему Он нуждался в помощи Святого Духа? Или как Бог мог дать Ему Духа, если Он уже благоволил, чтобы в Нем обитала всякая полнота? Но если мы считаем, что Христос , как это в действительности и было, отложил Свою Божественность и опустошил Себя от Своей бесконечной полноты, мы видим, что Он по-прежнему нуждался в исполнении полнотой Отца, и дар Святого Духа помогал Ему в этом;  и если мы считаем, что Он действовал как слуга Отца, мы увидим, что для Него было правильным молиться, чтобы получить все, что Ему требовалось,  чтобы творить чудеса, и чтобы отдать Свою жизнь и опять принять ее.
Далее, если мы считаем, что его человеческая природа была в состоянии испытательного срока, как у Адама, мы увидим, почему Он подвергался искушениям, и почему Он, как сказано, навык послушанию и был сделан совершенным через страдания. Если бы он мог упасть во время судебного разбирательства, как и Адам, Его народ никогда не был бы спасен, и Его человеческая природа тоже должна была бы погибнуть. Но это в принципе невозможно. Он преодолел искусителя, Он был стоек до конца, и, наконец, стал послушным даже до смерти, и смерти крестной.  И в  качестве награды за Его страдания, послушание и смерть, Отец дал Ему это посредническое Царство, которое упоминается в нашем тексте. Это Царство включает в себя все существа, которых мы знаем на небесах, на земле и в аду, ибо сказано, что Бог покорил Ему все, и что Ему дана вся власть на небесах и на земле,  что Он Царь царей и Господь господствующих, и что по этой причине Он и умер и воскрес, чтобы Он мог владычествовать и над мертвыми и над живыми. Следовательно, апостол сообщает нам, что, поскольку он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, Бог превознес Его, и поставил одесную Себя на небесах, намного выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства , и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и дал Ему быть превыше всего, Главою Своей Церкви. Одним словом, Бог предал Ему все правление вселенной и дал Ему власть производить  суд, так что теперь Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. Эту неограниченную власть и авторитет Бог даровал Своему Сыну, чтобы дать Ему исполнить великое служение Посредника между Ним и Его мятежными творениями, и чтобы Он мог вызволить из сетей дьявола тех, кого тот пленил в свою волю, изгнать сильного с оружием из его дворца в сердце, и спасти до конца всех, кто приходит к Богу через Сына Его.
Законы этого великого Царства описаны в Евангелии. Те, кто подвластен ему, могут быть разделены на два великих класса - на тех, кто послушен, и тех, кто упрям.  Первый класс состоит из хороших людей и ангелов; второй - из злых людей и бесов. Первые служат Христу охотно и радостно; Он правит ими с золотым скипетром любви; Его закон написан в их сердцах, они считают Его иго благим и бремя легким, и привычно исполняют Его волю. Все светлые воинства небесные, ангелов и архангелов, которые выделяются в силе, как Его слуги, есть посланники любви, служащие наследникам спасения, или посланники гнева, совершающие мщение Его врагам. Но тех, кто послушен Ему, можно найти не только на небесах. В этом мятежном мире также поднято знамя Креста, знамя Его любви,  и тысячи и миллионы людей, которые когда-то были Его врагами, пленены ею и покорены под ноги Его, радостно признали его своим Учителем и Господом, и приведены к присяге на верность Ему, как Главе и Вождю их спасения. И Его власть не менее абсолютна над вторым классом Его подданных, которые все еще пребывают в своем бунте. И напрасно они говорят: не хотим, чтобы Он царствовал над нами! Он правит ими жезлом железным, обращает даже их гнев во славу Свою и делает их невольными инструментами исполнения Своих великих замыслов. Он держит в цепях всех адских духов, правит завоевателями, царями и вельможами земли, и что бы они ни делали от своей гордости, Он по-прежнему пребывает над ними. Никто   не слишком мал, чтобы избежать Его внимания, никто не слишком велик, чтобы не быть под Его властью. Напрасна ярость людская; напрасно множество царей и правителей Земли "совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его, говоря: разобьем Его узы, и порвем Его оковы. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника". Но это ведет нас к тому, чтобы рассмотреть:
3. Развитие посреднического Царства Мессии. Под развитием этого Царства мы не имеем в виду возрастание Его силы, ибо, как мы только что видели, она является неограниченной и универсальной, но мы имеем в виду распространение Евангелия, и увеличение числа тех, кто послушен Христу. В этом отношении, прогресс Его Царства был до сих пор сравнительно малым; ибо, хотя тысячи и миллионы пребывают в Его руках, пока многие миллионы по-прежнему в руках Его врага и против Него. Сатана все еще, видимо, царит как князь и бог этого разрушенного мира. Тьма все еще покрывает землю, и мрак - народы; и, безусловно, большая часть нашей расы по-прежнему находится в несчастном плену идолопоклонства, порока и суеверия. Но так не будет всегда, и так не должно быть. Обетование Того, Кто не может лгать, заверяет нас, что так не будет. Его слово изобилует ныне наиболее явно, и есть множество предсказаний будущего распространения и приближающейся славы царствования Мессии. Камень, который царь Вавилонский видел во сне, вырезанный из горы без помощи рук, должен нестись все дальше, и Царство должно наполнить землю. В дни царей, то есть,  римских императоров, говорит пророк Даниил, излагая эту мечту, Бог небесный должен установить Царство, которое вовеки не разрушится; оно никогда не должно быть передано другому народу, но сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно. Выполнение этих предсказаний пророк описывает в другом месте. "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан.7.13-14). В дополнение к этому, пророчества Исаии и малых пророков заполнены  предсказаниями такого же рода. Мы можем быть уверены, что в последние дни гора дома Господня будет поставлена на вершине горы, и все народы потекут к ней; что знание Господа наполнит землю; что Эфиопия должна протянуть руки к Богу, и что евреи должны быть привлечены вместе с полнотой язычников.
Именно в перспективе этих предсказаний наш текст настаивает, что Христос будет царствовать, пока все враги не будут положены под ноги Его; и в другом месте нам сообщается, что Господь клянется Самим Собою, что каждое колено преклонится пред Иисусом, и всякий язык исповедует, что Он есть Господь. Напрасно кто-либо будет стремиться предотвратить это. Те, кто откажутся с радостью подчиниться Ему, будут вынуждены сделать это невольно; тех, кто не преклонится сам, Он вынужден будет согнуть, ибо Бог говорит, что грядет Тот, Кому дано владычество,  и что все царства мира сего станут царствами нашего Господа и Христа Его. Не придется ждать долго, пока эти предсказания будут исполнены. Уже развернуто знамя Креста Христова. Солдаты Христа уже вышли покорить народы, с оружием, сильным, чтобы снести все твердыни. Их голос, который начинает быть слышным   во всем мире, говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Уже взошел Христос на колесницу его спасения, и едет вперед, завоевывая и побеждая, облеченный в кротость и правду, в то время как Бог опрокидывает и сокрушает народы, которые выступают против Него, разбивает их на куски, как сосуд горшечника. Уже из Азии и Африки слышится зов: приди и помоги нам, и скоро Эфиопия снова протянет руки к Богу, и острова Южного океана услышат Его. Скоро, скоро мы услышим клич: Аллилуйя, ибо воцарился Господь Бог Вседержитель! Тот, Кто сидит на троне, восклицает: вот, Я творю все новое; Я творю новое небо и новую землю. Вот, Господь Бог выступает с сильной рукой, награда Его с ним, и дела Его пред Ним. Приготовьтесь поэтому путь Господу, прямыми сделайте в пустыне стези Богу нашему! И какой язык может описать счастье, которое приближается? Кто может нарисовать славу царствования Мессии? В Его дни праведники процветают, и пользуются обилием мира, пока пребывает луна. Его имя пребудет до тех пор, пока светит солнце, и люди будут благословлены в Нем, и все народы назовут Его благословенным. Сухая земля возрадуется, и пустыня возвеселится и зацветет как роза. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся; тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь. Тогда не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова, и медведь будут пастись; детеныши их будут лежать вместе. Таким образом райское состояние, которое было уничтожено в первом Адаме, должно быть восстановлено с помощью Адама Второго; и любовь, мир и счастье, которые грех изгнал из мира, еще вернутся под кротким правлением Того, Кто действительно есть Князь мира. Как можно, думая о столь славных перспективах, не восклицать: "О, начнется долгожданный день, рассвет в этом мире смерти и греха! Приди, великий день, славный час!".
Перейдем теперь, как это было предложено, к тому, чтобы рассмотреть:
4. Окончание посреднического Царства Христа. Как долго это будет продолжаться Царство на земле, до его окончания, мы не можем сказать. Нам действительно говорится в Писании, что Он будет царствовать на земле со Своим народом в течение тысяч лет, но в пророческом языке, день может считаться за год,  и если мы поймем это предсказание таким образом, Его правление продлится 365 000 лет. В пользу этого предположения уже приводились разные причины, но правильны эти гипотезы или нет, не является ни возможным, ни необходимым определить. Очевидно, однако, что после истечения этого периода, силы тьмы сделают еще одну, последнюю попытку уничтожить Царство Христа на земле; что состоится большое отступничество, и что Церковь вновь окажется в опасности. Но именно тогда совершится явление Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных. Судный день придет внезапно на мир, праведники взойдут на небо, а нечестивые будут низвергнуты в ад. Этот суд  будет последним актом посреднического правления Мессии. Все враги будут низвергнуты тогда к Его ногам. Сама смерть будет уничтожена, или, как выражается апостол, будет брошена в озеро огненное, вместе с боязливыми, неверующими, скверными и всеми любящими и делающими неправду. Тогда не будет Посредника между Богом и человеком, ибо в Нем больше не будет необходимости. В Нем не будет необходимости для нечестивых людей и бесов, ибо время благодати пройдет и больше не будет предложения спасения; никто из нечестивых больше не сможет приблизиться к Богу.  Народ Божий также больше не будет нуждаться в Посреднике, ибо он будет полностью свят и больше не будет иметь ни одного греха, нуждающегося в прощении, но все святые сами будут царями и священниками Богу и будут жить и царствовать со Христом вечно. Именно тогда наступит конец посреднического Царства. Тогда Христос предаст это Царство Отцу, вместе со всеми порученными в нем полномочиями и властью, и вновь примет на Себя Свою истинную и вечную Божественность, бесконечная полнота которой была на время отложена Им.
Если спросят, как это согласуется с представлением ст.28, где нам говорится, что все будет покорено Сыну, то я отвечаю, что на языке Писания вещи часто описываются существующими так, как это представляется явно. Таким образом, говорится в одном месте, что один Господь будет высок в тот день.  Но мы знаем, что Господь столько же возвышен и теперь, как Он может быть возвышен в любой будущий день. Смысл этого выражения, следовательно, должен быть таков, что в тот день Господь будет возвышен более явно, чем в настоящее время. Таким образом, в этом случае, когда говорится, что Сыну покорится все, и все будет положено под ноги Его, это означает, что Христос будет очевидным образом осуществлять посредническое Царство, порученное Ему Отцом, и действовать как Слуга Отчий. Но однажды Бог будет все во всем, то есть Он прекратит править Своим творением через Посредника, и Его правление станет более явным, чем ныне.
Что я могу сказать в заключение, друзья мои, чтобы на основании всего изложенного поощрить вас принять Христа как своего Господа и Учителя, и быть готовыми покориться Его Царству? Спросите ли вы, каким образом можно это сделать? Я спрашиваю, в свою очередь: вы любите заповеди Христа? Вы примирились с Его правлением? Его друзья - это ваши друзья? Его враги - это ваши враги? Ждете ли вы всеобщего распространения Его Царства и молитесь ли за это? Если это так, то вы готовы стать Его подданными, и, осмелюсь сказать, через вас Господь царствует, и Он будет царствовать над всеми Своими врагами, пока все ваши враги не будут положены под ноги Его. Кто же тогда может быть против вас? Приходите же тогда, и возобновите свою клятву верности у Его стола! Участвуйте с новой силой и мужеством в вашей христианской войне. Потрудитесь пленить всякую свою мысль в послушание Христу. Потрудитесь также привести других в Его Царство. В вашей власти исполнять Его великие законы и заповеди. Идите  проповедовать Евангелие всей твари. Горячо молитесь, чтобы Господь жатвы выслал делателей на жатву Свою. Но не довольствуйтесь только молитвой. Исполняйте с радостью все, что повелит вам Господь. Все цари заставляют своих подданных платить налоги. Но дань, которую требует Христос - это добровольное приношение. Спешите принести ее, ибо пока вы пируете от богатых плодов, предоставленных Его щедротами, следует вспомнить и о тех, кто погибает из-за недостатка хлеба жизни.
Для тех же из вас, кто отказывается подчиниться Христу, это ужасающая и тревожная тема. Вы враги Тому, Чьи враги должны погибнуть. Вы боретесь со Всемогущим. Вы по сути говорите, что Он не должен господствовать над вами, хотя Он назначен Богом править всей вселенной. Но вы по-прежнему можете выбрать, будет ли для вас Царь царей врагом или другом, будете ли вы служить Ему добровольно или принужденно. Так или иначе вы должны будете послужить Ему. Бог поклялся Самим Собою, что вы сделаете это. Но разве не лучше послужить Ему добровольно и быть вознагражденным, чем послужить невольно и в результате погибнуть? А кто из вас готов сказать, что мы готовы служить ему? Мы готовы искренне принять его как нашего Господа и Учителя? Тогда мы должны показать свою искренность, служа Ему. Отнеситесь же к Нему как к своему Царю. Отнеситесь так, как вы хотите, чтобы ваши дети относятся к вам, и все будет хорошо. Но если вы отказываетесь от Его благости или пренебрегаете ею, если вы упорно игнорируете Его заповеди, то по сути вы говорите: не хотим, чтобы Он царствовал над нами!

*Мы не разделяем этот взгляд (т.н. низкое понимание благодати). Бог не допускает грех и совершает спасение, а совершает спасение и для его большей славы позволяет грех (см.: Хуксема Г. Се скиния Бога с человеками).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn