Ожившие полотна, взгляд на художника изнутри

Дина Иванова 2
ОЖИВШИЕ ПОЛОТНА,
взгляд  на художника изнутри.


Началось всё с игры.
Собираясь на выставку, приятельница протестировала нас.

   - Я говорю ВАН ГОГ. Реакцию на имя выдавать не задумываясь.

По школярски все поспешили с ответами.

   - Великий голландец.
   - Трагическая личность.
   - Обнажённое сердце.
   - Мастер красок жизни.

После такого лёгкого мозгового штурма песней «полились» воспоминая о первой встрече с Мастером.
Чтобы окончательно не отвлечься от главного, приведу только один рассказ.

---
 Мне было лет шесть. Заболело ухо. Поили, кололи. Утром мама пытается сделать мне на ухо компресс. Отчаянно реву и сопротивляюсь. Выходит папа с большой книжкой и показывает картинку.
   - Смотри, большой дядя с компрессом. У него вообще ухо почти отрезали.
Мама в ужасе.
   - Не пугай ребёнка.
   - Папа, ему так больно, а он терпит, - перестав сопротивляться и реветь, пропищала, - а как его звали?
   - Ван Гог, - папа гордо посмотрел на маму.
---

Направляемся в необычное выставочное пространство «ЦЕХ».
Ваг Гог – «Ожившие полотна».

Для начала  необходимо отбросить привычные представления о том, что такое выставка.
Не надо ждать столпившуюся публику вокруг известных полотен Великого Винсента.

Это уникальный мультимедийный вернисаж.
Как таковых картин на выставке нет.

На территории более 1500 кв. метров, используя современные технологии, организаторы предъявляют на экраны, через десятки  кинопроекторов высокого разрешения, более трёхсот картин  Ван Гога.
Они на каждом экране в разных масштабах, под разным ракурсом и зритель получает возможность рассмотреть элементы картины, которые при знакомстве с оригиналом  оставались незамеченными.
 
Сначала как бы видишь наброски, и они на твоих глазах мазками мастера наполняются красками; и ты движешься за кистью мастера через аллеи парка, сады с цветущими деревьями…

И меняется настроение.
Кисть художника заполняет всё пространство плотными яркими  мазками, ощущаешь энергию и нервозность, и в себе улавливаешь отчаяние и восторг.

… «Для меня всегда производит глубокое впечатление драма бурной природы, столь похожая на скорбную драму жизни»…

Мир, который воспринимал художник, совершенно реально оживает, завораживает, и уходишь в себя, находя созвучие.

Открываются новые, скрытые до этого грани творчества мастера.
Мало того, что  оказываешься внутри картины, ты ещё проникаешь в сложную духовную жизнь этого удивительного, не умещающегося в привычные рамки человека.

На экране, очень ненавязчиво высвечиваются выдержки из переписки Ван Гога с братом Тео.
Кто знаком с книгой «Письма  к брату Тео»*, тот вспомнит, сколь глубоки и поразительны они  в своей человеческой глубине, какой интуицией и проникновением в характеры, в таинства природы обладал художник.

Выдержки из этой переписки на фоне картин позволяют проследить, как, повышая требовательность к себе, преодолевая невероятные трудности, Ван Гог  шаг за шагом обогащал свои картины духовным содержанием.

… «Что я такое в глазах большинства? Ноль, чудак, неприятный человек, некто, у кого нет и никогда не будет положения в обществе. – словом, ничтожество из ничтожеств. Ну, что ж, допустим, что всё это так. Так вот, я хотел бы своей работой показать, что таится в сердце этого чудака. Этого ничтожества» …

Каждый  кадр, каждое живое полотно раскрывают то, что таилось  в душе этого  Человека.
И чем темнее становилось всё вокруг, чем сильнее усиливаются его сложные взаимоотношения с миром, тем всё ярче и ярче становились картины.

Портретная галерея тружеников показывает насколько художник понимает и разделяет тяжесть, а подчас и отчаяние этих людей. 
Зритель улавливает и нежно-чуткое отношения Ван Гога к ним.

… «Я чувствую, что нет искусства более правдивого, чем любовь к людям» …

Одной из особенностей творчества мастера, как мы уже подмечали, является  игра с цветом.
Задерживаемся у проекции картины «Спальня в Арле».
Около неё особо ощущаешь, как художник крупными мазками и богатой палитрой красок одухотворяет неживые предметы.
Вот, что он сам пишет брату об этой картине.

… «Это просто моя спальня… Стены – бледно-фиолетового цвета; пол – красными квадратами. Деревянная кровать и стулья цвета свежего коровьего масла; одеяла и подушки – лимонно-желтые и зеленые, очень светлые; ярко-красное покрывало и зеленое окно. Размером мебели я хотел  особо  подчеркнуть несокрушимый покой…» …

Но темпераментные мазки не вызывают ощущение покоя.
Это написано человеком в нервном, порывистом состоянии.

Настал самый тяжелый и драматический период в жизни художника.
Однако, несмотря на ухудшение здоровья, повторяющие тяжелые припадки, даже находясь в больнице для душевнобольных, Винсент за последний, самый тяжелый  период, пишет 150 картин, более 100 рисунков и акварелей.

… «Уверяю тебя, что дни, проведенные мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жить» …

Многие критики апогеем творчества Ван Гога считают картину «Звездная ночь».
Невозможно отойти от этой проекции.
Здесь необъятность Вселенной. Величие и загадочность звёздного неба.
Картина написана в 1889 году после известных событий, связанных с ухом.
Звёздное небо художника  не реальная картина природы. Это его видение, его философия.
И такая красота, такая глубина.

Именно около этих кадров, передающих движение в необъятной Галактике, ощущаешь всю мелочность земной суеты…

Весь осмотр сопровождает классическая музыка Петра Чайковского, Ференца Листа, Дебюсси, Эрика Сати, Шуберта, Вивальди.

Не избежать на выставке и скорбных ощущений.
Винсент Ван Гог прожил всего тридцать семь лет…

Возможно, некстати, а возможно как раз, кстати, вспомнился маленький эпизод.
Соседский мальчуган вернулся из школьной экскурсии  в художественный музей.
Встречая его, родитель спрашивает, – «Ну, что вынес из музея?»
Реакция мгновенная, – «Ты, что не знаешь из музея нельзя ничего выносить».

А нам удалось вынести.
Напутствие Великого Мастера и Человека.

… «Если только мы постараемся жить честно и правдиво, нам будет хорошо даже при неизбежных и глубоких горестях и разочарованиях; мы, вероятно, не избегнем тяжких заблуждений и дурных поступков, но, несомненно, лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным. Нужно любить – любить как можно больше…» …

---
*Ван Гог – «Письма к брагу Тео». СПб 2007.
---
P.S.
Не уходит из памяти посещение выставки "Ожившие полотна" Ван Гог.
Мой верный друг - Наталья Стрелкина опубликовала свои впечатления,
раскрыв, как нелегко иногда даётся поиск, да и просто дорога к прекрасному.
В конце она приводит интервью с организаторами.
Приглашаю друзей ещё раз пережить с нами
этот пир души, который и есть...жизнь!!
http://www.proza.ru/2015/11/25/1320