Петушиное слово

Петр Лобузнов
 Осень в этом году выдалась без дождей: земля высохла до такой степени, что появились трещины; листва на деревьях засыхала и сворачивалась в трубочки, которые потом с шелестом осыпались на землю. О чудесной, золотой осени с ее яркими красками, похоже, надо было забыть. Однако человеческое сердце продолжает надеяться и тогда, когда, кажется, и надежды самой не осталось. Недаром же говорят: "надежда умирает последней".
 Последней надеждой для меня были осенние туманы, которые всегда в это время опускались на город, окутывали его так, что дома с деревьями, улицы с прохожими практически не просматривались. Но туманов все не было и не было. Я тоскливо смотрел в окно на затянутое мутной дымкой небо и ждал чуда. И оно произошло!
 Мне показалось, что наконец-то пошел дождик! Не веря своим глазам, я вышел на балкон и вытянул руки вперед, но ничего не почувствовал. Тем не менее я ощутил мельчайшую морось, которая была предвестником дождя. Захватив с собою небольшую корзинку для грибов,- просто так, на всякий случай, я вышел из дома и направился за город, в небольшой лесок, прогуляться.
 Через полчаса я уже входил в лес. Пройдя Бобровое Озеро, где было изрядно повалено деревьев, я остановился у ручья вытекающего из озера, чтобы обдумать свой дальнейший маршрут. Тем временем  морось прекратилась, над водою стали появляться клочья тумана, который мало-помалу стал сгущаться, и скоро вокруг меня поплыли белесые волны, порой превращаясь в причудливые фигурки  зверей, птиц..
 -Неправда  ли, красиво?- вдруг я услышал скрипучий голос откуда -то неподалеку.
 Я огляделся, но никого не увидел.
 "Послышалось, наверное",- вполголоса проговорил я  и собрался уже отправиться  вниз по ручью, надеясь поискать грибы в "потных", влажных от ручья местах.
 -Совсем плохой стал!- опять послышалось скрипение,- я что-то никак не возьму в толк: или ты совсем уже ничего не видишь и не слышишь, или прикидываешься!?
 Рядом с поваленным деревом, на небольшом пенечке сидел махонький, не  более четверти  старичок. На голове у него была аккуратная шляпа из разрезанной поперек кедровой шишки, борода -из светло- голубого мха, курточка, словно кольчужка, -из кусочков сосновой коры, а на ногах -настоящие лапоточки.
 -Слава Богу,  разглядел!- проворчал он и проворно спрыгнув с пенечка, подошел ко мне и протянул руку:
 -Леша!
 Я пригнулся к нему для приветствия:
 -Тёзки, значит, я тоже - Лёша!
 -Никакие мы с тобой не тёзки, это ты Лёша, а я - Леша!- недовольно сморщился старичок.
 И уже более  миролюбиво повторил свой вопрос, показывая на стелющийся 
туман:
 -правда, красиво?
Я немного уже пришел в себя, и постарался ответить как можно естественней:
 -очень! А вот эта фигурка с длинными пушистыми ушами напоминает...
 -Точно!- не дав мне договорить, воскликнул старичок,- это - Цызя!
 -Цы... кто? - недоуменно  спросил я.
 -Не Цыкто, а Цызя, неужели непонятно,- начал нервничать старичок.
 -Ну да это- Заяц,- согласился я.
 -И я говорю: это -Цызя!
 -А как же тогда называть маленьких зайчиков, его деток? -включился я в игру.
 -Какой же ты бестолковый! А ведь уже в годах, поди и внуки есть? Цы- зе- нят-ки!
 -Не такой уж я и старый, а тем более бестолковый!-попробовал я обидеться,- а внучка, действительно, есть, между прочим, большая фантазерка! Она недавно обратила внимание на качающийся электрический шнур и сказала, что он похож на пингвина...
 -На Пи... кого?
 -Не на Пикого, а на Пин-гви- на!- обрадовался я возможности отыграться.
 -Н-да.. как- то неопределенно хмыкнул старичок, замолчав на некоторое время.
 Видимо он  так и этак прокручивал в своей  голове  непонятное ему слово, но оно не получало никакого отклика в  его лесной душе. Махнув своей сухонькой ручкой, мой собеседник, похоже, быстро забыл о нем, и,  сменив тему, спросил:
 -А как ты думаешь, сколько мне лет?
 -Ну, я не знаю.. неуверенно начал я,- судя по седой бороде... лет под семьдесят, наверное..
 -Гы-гы! - довольно засмеялся скрипучим смехом  лесной житель,- семьдесят! Издеваешься, что ли!? Да я твоего деда, Алексея, в честь кого тебя назвали, еще водил на наши грибные  места. Ох, и любитель был до боровиков и груздей!
 -Ты  помнишь моего деда Лёшу!? Не может быть, я его почти совсем не помню..
 Старичок покатился со смеху:
 -Он не помнит! Откуда тебе помнить-то сердешному, когда ты еще в люльке своей кувыркался! Ладно, не обижайся!- примирительно сказал старичок. Заглянув ко мне в корзину и увидев там несколько высохших опят, пригласил за собой: пойдем вниз по ручью, поведу тебя туда, куда деда твоего водил, а ты примечай, примечай местечки-то!
 Странное дело!- через несколько минут мы оказались в каком-то удивительном месте, густо заросшим изумрудным папоротником, хвощом, плауном, словно осени не было и в помине.
 -А ты запоминай, запоминай! Вот этому дубу, почитай, лет триста с гаком будет, а я его помню, когда он с меня был ростом! Вот и прикинь, сколько мне лет!
 -Как же тебе... вам, -поправился я, уважая его почтенный возраст,- удается сохранить в такой чистоте и свежести вашу одежду, а , главное, лапоточки?
 -Тебе понравились мои лапоточки? -довольно спросил он, это еще что, вот у муравьев, живущих на Урале, про которых писал П. Бажов, были лапоточки золотые! Не читал "Малахитовую шкатулку"? Непременно почитай! И смотри под ноги, приспело времечко дарам осенним!
 Я так увлекся сбором грибов, которых было великое множество, что совсем забыл про старичка.
 -Ай-яй- яй! -сокрушенно проговорил я громко, -как же так, я же не поблагодарил моего лесного благодетеля. Я бросился в одну сторону, другую, пытаясь его найти, но все было тщетно. "Не отходи далеко от ручья, не отходи!" -слышались мне его слова.
 Вскоре с полной корзинкой грибов я вышел к Бобровому Озеру и чуть было не наступил на пробегающего мимо ежа.
 "Как же старичок его называл!? -старался я вспомнить, -кажется, Жёик, точно, Жёик! Какой забавный!"
 Я проводил ежика глазами до ближайших кустов калины и только сейчас  стал осознавать сказочность случившегося со мной.
 "А был ли вообще этот старичок, не показалось ли мне?" -спрашивал я себя и не находил ответа. С одной стороны было настоящим чудом в разгар сухой осени собрать полную корзинку боровиков, а с другой -ведь, кто-то же мне рассказал про  Цызю, Жёика, не я же их выдумал, в конце концов.
 Тем не менее настроение мое заметно улучшилось, и, хотя, солнышка по прежнему не было, от моей грусти и следа не осталось.
 -Дедушка пришел! дедушка пришел!- встретила меня в прихожей внучка,- ух, ты, каких ты, дед, грибов набрал, толстеньких, красивых! Хитрый, а, ведь, говорил, что их не будет, потому меня с собой и не взял!- обиженно произнесла она.
 -Да я и сам, признаться не ожидал, видимо все дело в "петушином слове".
 -Каком еще "петушином слове"? - недоверчиво спросила внучка.
 -Когда я пришел в лес и увидел, что никаких грибов нет, то очень расстроился, но потом вспомнил про "петушиное слово", встал на пенечек и заголосил: ку-ка-ре-ку! Спрятавшимся под листьями грибам стало очень интересно узнать: кто же это так в лесу кричит, -они, ведь, никогда не слышали пение петуха,- только они показались, а я тут, как тут, и вот, как видишь, набрал!
 -Опять ты, дедушка, шутишь! - рассмеялась внучка.