Грушевский Петр священник села Мирного

Владимир Пузиков
ГРУШЕВСКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ
- СВЯЩЕННИК СЕЛА МИРНОГО

Грушевский Петр Васильевич родился 1 октября 1878 года в селе Журавском (Журавке) Александровского уезда Ставропольской губернии. Его отец – Грушевский Василий, уроженец села Грушевского этого же уезда, служил псаломщиком в Михайло-Архангельском храме села Журавского. Умер в 1909 году.

Михайло-Архангельская (Архангельская) церковь впервые упоминается в архивных документах за 1843 год. В 1850 году была построена новая деревянная церковь с колокольней. 12 марта 1867 года здание церкви сгорело. Служителям церкви и прихожанам удалось спасти церковную утварь. Новая каменная церковь в селе Журавском была заложена 26 августа 1868 года. Средства на ее строительство вносили всем миром, строили два года, затем отделывали и расписывали, осветили 26 октября 1872 года.

Петр Грушевский окончил церковно-приходскую школу при храме, поступил в Ставропольское духовное училище, которое окончил в 1894 году. Остался жить в городе Ставрополе, работал в аптеке. С 10 февраля 1901 года служил псаломщиком в храмах Ставропольской губернии.

В 1915 году, в возрасте тридцати шести лет, Петра мобилизовали в царскую Армию. Служил в городе Кутаис ратником второго разряда в 15 запасном полку, затем был переведен в город Батум в Кубанскую дружину. За хорошую службу его направили в город Тифлис в школу прапорщиков.

Петр, окончив школу с присвоением низшего офицерского звания, получил назначение на должность прапорщика в Самарскую дружину. В сентябре 1917 года уехал в отпуск на родину в село Журавское. Дома Петр заболел. А в это время в России произошла Октябрьская революция, поэтому он к месту службы не вернулся, остался дома. В декабре 1917 года получил место псаломщика в селе Султанском Александровского уезда.

Молитвенный дом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Султанском (Султан) построен в 1867 году на средства прихожан. Постройка была простой: здание из самана, крыто камышом. Колокола размещались рядом со зданием на деревянных столбах. В 1880 году в селе построили деревянную пятиглавую церковь на каменном фундаменте с трехъярусной колокольней. В 1902 году крестьяне пожертвовали в храм икону Преподобного Серафима Саровского в киоте.

В январе 1918 года на Ставрополье была провозглашена Советская власть. С весны возникло яростное противостояние белых и красных, началась кровопролитная, братоубийственная гражданская война. Советам церковные служители мешали строить новую жизнь, началось на них гонение.

Священник Иван Карагачев в сентябре 1918 года Петру Грушевскому сказал:
- Вы знаете, большевики нас собираются убить! Давайте отсюда убегать.

Как раз в эти дни, 8 сентября в селе Благодарном открылся, а 9 сентября в селе Новоселицком продолжил свою работу съезд по созданию регулярных Красных войск Ставропольской губернии. Город Ставрополь с 21 июля 1918 года по новому стилю находился в руках Добровольческой армии.

Псаломщик Петр Грушевский, у которого в роду отец, дядя, двоюродный брат служили в храмах Ставропольской губернии, долго не раздумывая, принял предложение Карагачева. Он лишь уточнил:
- А куда пойдем?
- Нам дорога одна… К генералу Деникину, в Добровольческую!

На том и порешили. На рассвете вышли из Султанского в направлении на город Ставрополь. В районе немецкой колонии на занятой белыми территории беглецы были задержаны казачьим конным разъездом. В штабе белых с ними долго не разбирались, так как священника Карагачева хорошо знали в губернском городе. Тут же им нашлась служба. Петра Грушевского назначили священником в Корниловский конный полк. Довелось ему поучаствовать в боях с красными на Кубани и Северном Кавказе, выбивать Таманскую армию из города Ставрополя.

Белый генерал П. Н. Врангель в своих воспоминаниях о гражданской войне в книге «Записки» писал: «…14 ноября по новому стилю Корниловский конный, 1-й Уманский и 1-й Запорожский полки овладели Ставрополем. 19 ноября – бои у села Михайловки. Захвачен обоз и 1000 красных пленено. 20 ноября – бои у Дубовки».
После боев, изрядно поредевший Корниловский конный полк вывели на отдых и пополнение в город Краснодар (Екатеринодар).

Когда в феврале 1919 года Северный Кавказ был полностью занят белыми, Петр Грушевский из Добровольческой армии демобилизовался и вернулся в село Султанское, продолжил служить псаломщиком в местном храме. С января 1920 года по направлению Епархии служил псаломщиком в селе Мирном Благодарненского уезда.

Село Мирное, основанное по решению Ставропольского губернского присутствия в декабре 1905 года, в 2015 году отмечает свою 110-ю годовщину. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мирном, деревянный, с колоколами на каменных столбах, был построен на средства прихожан в 1906 году, освещен в 1907 году.
В феврале 1920 года белых со Ставрополья изгнали, в уездах и селах начала восстанавливаться Советская власть.

18 июня 1923 года Петр Грушевский получил сан священника и направлен к месту, в Покровскую церковь села Казгулак Благодарненского уезда.

Покровский молитвенный дом в селе Казгулак, деревянный, на каменном фундаменте, с колокольней, был построен в 1868 году. В 1891 году прихожане собрали средства на постройку нового каменного здания. Строительство храма шло два года, но, неожиданно, в ночь с 3 на 4 мая 1893 года недостроенное здание обрушилось. И только в августе 1900 года строительство возобновилось. Из описания храма: «…Церковь девятиглавая, каменная, за исключением главного купола, сделанного из строевого соснового леса и обитого изнутри и снаружи листовым железом. К церкви пристроена колокольня с двумя пролетами». 26 сентября 1905 года храм осветили и в нем начали проводить богослужения.

В 1924 году органы ОГПУ священника Петра Грушевского арестовали, обвинили в участии в гражданской войне на стороне белых, в контрреволюционной деятельности против Советов в 1918 году. Приговор был достаточно мягок – три года ссылки. Но Грушевский воспользовался слабым надзором за осужденными гражданами, из ссылки бежал в город Ставрополь, служил в одном из храмов. В 1927 году его вновь арестовали, осудили на шесть месяцев лишения свободы.

С 1928 года Петр Грушевский служил священником в храме Николая Чудотворца в селе Летней Ставке Туркменского района, с марта 1930 года вновь – в селе Мирном. Затем, в октябре 1931 года, новое назначение – священником в Михайло-Архангельскую церковь села Сотниковского.

В селе Сотниковском в 1849 году был построен Михайло-Архангельский молитвенный дом. Колокола размещались на каменных столбах. В 1878 году началось строительство нового каменного храма с колокольней. 28 ноября 1878 году храм освятили. В 1905 году в селе Сотниковском построили каменный Николаевский храм. Из истории церкви известно, что предметы церковной утвари приобретали прихожане на свои средства.

 В селе Сотниковском Петр Грушевский проживал с женой – Прасковьей Никитичной и племянницей жены – Якименко Анной Васильевной. Жена занималась домашним хозяйством, а племянница работала в Прикумском хлопкосовхозе. Хлопок на Ставрополье созревать не успевал, ему не хватало солнечных дней. Поэтому, не раскрывшиеся коробочки, низкокачественное сырье убирали в ноябре-декабре, в холодную погоду, морось и при заморозках. За два осенне-зимних сезона Анна, не имея хорошей обуви и теплой одежды, получила серьезное заболевание – ревматизм рук и ног.

1932-й год оказался на Северном Кавказе засушливым, неурожайным. Население голодало два года подряд. В 1932 году в голод умерла мать Петра Грушевского, проживавшая в селе Николина Балка Петровского района.

***

В июне 1933 года священник Грушевский вернулся в село Мирное. В эти годы Советы активно проводили массовую коллективизацию, рушили храмы.

Церковнослужители и верующие прихожане с болью в душе и сердце переносили трагические дни для православия. Естественно, среди населения действия власти осуждались. В свою очередь Советы и комитеты ВКП(б) искали виновников голода и неудач в осуществлении своих экономических, социальных и политических мероприятий, проводили репрессии против бывших белогвардейцев, казаков, кулаков, священнослужителей.

22 декабря 1934 года группа оперативных сотрудников Благодарненского районного отдела НКВД арестовала священника села Мирного Грушевского Петра Васильевича. Он обвинялся в антисоветской деятельности. В этот же день его лично допросил начальник райотдела НКВД М. А. Половнев.

Начальник поинтересовался:
- Гражданин Грушевский! На какие доходы живете Вы и ваша семья?

- Средств от церкви я не получаю. Семья моя существует на помощь верующих прихожан. Других источников доходов у нас нет, - ответил Петр Васильевич. Помолчав, добавил: - Как дальше будет решаться оплата труда церковных служителей, я не знаю. Храмы повсеместно рушат, занимают под клубы, зернохранилища, машинно-тракторные станции.

- Но Вы еще и племянницу каким-то образом кормите?
- Племянница жены живет с нами. Анна сирота, но не на моем иждивении, обходится своими доходами. По причине болезни в сырую погоду она работать не в состоянии. А вот весной, летом, осенью зарабатывает в колхозе и у единоличников на полевых работах. Бывает, что нанимается на поденную работу в дома зажиточных крестьян. Но таких хозяев становится все меньше. Да это и опасно, нанимать батраков, власть признает тебя кулаком и сошлет в спецзону.

- Вы знаете служителей культа Григорьева и Карагачева?
- Да, я этих священников хорошо знаю.
- Они признали себя членами контрреволюционной, антисоветской организации по Александровскому району, - сообщил подследственному Половнев.

- Я в 1920 года из Александровского района, тогда еще уезда, выехал. Служил в Благодарненском, Петровском, Туркменском районах. Ни в каких организациях не состою.

- А вот протокол допроса попа Карагачева. Он дает показания на Вас, как на активного члена подполья. Вы признаете это?
- Нет, не признаю. Это ложь, оговор, - ответил Грушевский.
- Поп Григорьев также указывает на Вас. Вы в списках активных, непримиримых контрреволюционеров.
Подследственный уверенно отрицал свое участие в контрреволюционной деятельности.

- Раз так, гражданин Грушевский, будем проводить очные ставки, - решил начальник райотдела НКВД Половнев.

Затем он полистал одно из дел, которых более десятка лежало у него на столе, и сказал:
- Гражданин Грушевский! Вы и против колхозного строя вели пропаганду. Вот в седьмом томе следствия на листах 301, 303, 305 и 313 члены контрреволюционной организации дали на Вас показания. Зачитываю: «…Священник Грушевский вел систематическую контрреволюционную агитацию, призывал единоличников не вступать в колхозы, внедрял в окружающую среду изуверские взгляды об антихристовой сущности колхозов». Что Вы на это скажете в свое оправдание?
Грушевский молчал.

Половнев, назвав несколько фамилий свидетелей, проходивших по делу, продолжил:
- Полагаю, Вы этих людей хорошо знаете. Они дали показания, что священник Грушевский «…распространял контрреволюционные слухи и будировал население против мероприятий Советской власти».

Восемь месяцев Петр Грушевский находился под следствием, в конечном итоге свою вину в преступлении, предусмотренном Статьей 58 по пунктам 10 и 11 Уголовного Кодекса СССР, признал.

31 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР рассмотрело дело № 5837 о священнике Грушевском Петре Васильевиче, 1878 года рождения, офицере, служившем у белых, ранее судимом. Совещание постановило: Грушевского Петра Васильевича за участие в контрреволюционной организации – сослать в Красноярский край сроком на пять лет, считая срок с 22 декабря 1934 года.

ИСТОЧНИКИ:
Грушевский Петр Васильевич. Следственное дело. 1934-1935 годы.
Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.) г. Ставрополь, 2012.
Врангель П. Н. Записки. Книга первая (ноябрь 1916 – март 1920 гг.) Военная литература.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
19 ноября 2015 г.