Новое время. часть 7. Неисчерпаемая козлиная тема

Елена Пытьева
Неисчерпаемая «козлиная тема..»

Козы- народ «ОЧЕНЬ» своеобразный. Обладают характером упрямым, вольнодумным и непредсказуемым.
Когда сарай построили ,и там поселились мои первые обитатели-козы, все изменилось. Козы были первыми..Потом появилась первая корова Доча, за ней -вторая, потом свиньи..Все Они были куплены с разных дворов. Общество было «разношерстным».ВСЕ с «терпеливым недоумением» смотрели друг на друга. Так как корова, например, никогда не видела коз. Мои козы- коров. И уж никто не видел оказавшейся в их « общежитии» свиньи. Свинья –тоже не видела никого из выше перечисленных .
Ваня, по-хозяйски, распределил «жилплощадь»,сделал кормушки. Но хозяйство росло. Жилплощади не прибавлялось, и получалось, что вся моя «Гвардия млекопитающих» «стояла строем».
Был даже момент, когда свинья отгрызла молодой телке ухо. Просто –поднялась на задние лапы -и откусила кусок уха. А та-«даже ухом не повела».Да и «сдачи не могла сдать» из-за тесноты. Ситуация была-«не побалуешь».Жить- живи, а вот особого простора для движений – лишних движений- не было.
Но все-таки вернемся к козам. Действительно, на своей территории у каждой козы было свое место. И своя кормушка. Причем, козы брезгливы. и ,если. выпадал кусок сена из кормушки им под ноги, его уже никто не ел.
Это все было потом. А сначала -нелегко давалась моя затея с живностью. Все продвигалось « с боем».
Мой муж, будучи последовательным в своем нежелании делать лишние движения, если можно их не делать, наотрез отказался косить для коз сено.
Я еще в Сибири столкнулась с такой постановкой вопроса. Деревенский тип отношений. Из меня прямо «вышибали» заложенную природой женственность и нежность.
То есть, твои козы -вот и коси.
А то, что куча детей -не волновало.
 В деревне я часто сталкивалась с отвратительно-жестоким отношением к женщине. Это настолько меня обижало, это настолько меня поражало, доставляя мне неимоверные страдания.
 Я с детства была воспитана на абсолютно противоположном отношении к женщине.
Мой дед «боготворил» бабушку. А уж какие-то «побои»..Я никогда ничего подобного в нашей семье не видела..Я не слышала «мата»,хоть дед был из «простых»..Я НИКОГДА не слышала от него бранного слова. В связи с этим хочется сказать, что ИНТЕЛЛЕКТ-качество, безусловно, ВРОЖДЕННОЕ.Дело не в деревне или городе.
Мой дед, будучи «сыном кухарки», как я потом прочитала в его автобиографии, был самым талантливым в нашей семье. Образование ему дали Господа, у которых «служила» моя прабабушка Маша. Так как они видели, что мальчик «исключительно талантлив».Впоследствии дед стал профессором, преподавал он в Самарском авиационном институте.До этого-заместителем председателя Совнархоза.Имел своего водителя,к которому относился очень уважительно.стараясь ни в коем случае не задержать его без необходимости.Ведь он устает, и у него-семья.. Дедушка был заслуженным изобретателем и персональным пенсионером. Он умел все. Он с удовольствие строил, занимался садоводством, огородничеством .Он прекрасно рисовал..Кстати, первую свою «докторскую»,он «забыл», то есть оставил на лавочке ,в скверике. И при этом , это был -скромнейший человек.
Я никогда не слышала какого-то бахвальства, я не видела у него какой-то особой гордости за его достижения. Для него все это было «обычным» делом, которым он с увлечением занимался..И чем бы он ни занимался-занимался всегда увлеченно.
Поэтому, есть два понятия ,которые я считаю «ОСОБО» ценными в человеке. Это ИНТЕЛЛЕКТ и ДУХОВНОСТЬ.
И эти качества не зависят от «ПРОИСХОЖДЕНИЯ», места жительства и ОБРАЗОВАНИЯ!!!
Безусловно,  такой дар Божий, как ЛЮБОВЬ и ДОБРОТУ, я ставлю ПРЕВЫШЕ ВСЕГО.
Поэтому,живя на даче,перед которой простиралось "необъятное "поле,мне не часто приходилось сталкиваться с жителями поселка.Да и дачники в ту пору,мои ближайшие соседи, были замечательными.
А общение с природой и с моими животными, мне доставляло, пожалуй, больше радости и удовольствия, нежели общение c представителями высокоразвитого homo sapiens.
Ну, если говорить поэтапно, то первая трудность, с которой мы столкнулись при уже существующих козах- отсутствие сена.
Мы- это я и мои дети. Но в нас столько было оптимизма, что мы начали траву в поле рвать руками, складывать в мешки, ссыпать в кучи. Даже установили себе «норму»-«столько-то мешков в день.
Мы собирали им подсолнухи, веточки, хвойник…Это было грандиозное НАЧАЛО. И самое интересное- мы не уставали.
Козы доились легко. Но, когда ты их доишь, не забывай ,что они- очень ревнивые животные.
Первый раз я столкнулась с этим, когда  ,начав доить одну из коз, ласково стала с ней «ворковать».И неожиданно почувствовала резкий удар сзади.
Это была другая питомица, чье сердце не смогло "выдержать" тех нежных слов, обращенных не к ней. Она разбежалась и ,как следует, боднула меня. Мол, а мне? А я?
За козами нужно постоянно следить..Они ОЧЕНЬ любопытны и наблюдательны.
Сколько раз мне за них попадало от соседей!
Казалось бы, поставила их пастись возле стога свежескошенного сена. Чего не хватает?
Оказалось, что когда их выгоняли на выпас, одна подметила у соседа растущую свеклу или капусту.
Я раз выглянула посмотреть -где козы -пасутся спокойно возле стога. Буквально через пару минут- ИХ НЕТ!!
Стремглав бросаюсь искать- а они возвращаются уже с соседского огорода. Ладно бы «съели»,так-«понадкусали»!!!
Или, когда уже дачи пустели –«ломанулись» к соседям, »пообгладали» кору с молодых яблонь..
Козы- вечные «бедокуры»!Сколько раз Ваня торжествующе звал меня:
-Иди, вон..Там сосед пришел..»Твои» козы капусту у него поели.
И слышу уже разъяренный голос раскрасневшегося от злости соседа-милиционера с соседнего села:
-Ваши козы? Еще раз увижу- перестреляю! Я для них,что-ли ,сажал?
Пыл его несколько поутих, увидев, что я не «оказываю  сопротивления» и готова отдать весь имеющийся у меня урожай. А урожаи у меня были -знатные)
-Развели, так и следить надо!
А был случай, когда в воскресенье рано поутру, слышу-крик какой-то с поля.
Только выгнала свое "потомство" на клочек поля, который прямо примыкал к даче.
Вижу: стоит такой коренастенький мужичок-« с ноготок»,»слюной брызжет" от ярости..Скотина приуныла. А он. увидев меня,»показательно»,чтоб «впредь было неповадно», ножом режет ремни у привязанных коров и коз.
-Что Вы делаете?
-Еще раз увижу твое стадо на своем поле -перестреляю!!
-Да это ж маленький клочок..Дальше они не ходят!!
-Мое ПОЛЕ…У меня 600 голов..
-Давайте я этот клочек арендую!
-Не дам! Вон, паси по краю поля..Но ежели хоть одна коза заступит за край- стрелять буду!!
Вот мы с детьми и в дождь проливной, и в жару «паслись» вместе со скотинкой..Я-с Псалтирью, дети-с книжками..
Когда совхозные коровы «непременно» заходили на только что сделанные, засеянные грядки, разворотив все..И так было каждый год..Хоть их и пастухи пасли..
Если только? «извиняй, хозяйка» -услышишь..Я не грозила..Обидно..Но это же коровы..
Да..Козы..Времена..НРАВЫ…