Круиз

Дмитрий Шаховский
Действующие лица:
Муж
Жена
Жених
Невеста

Столик в обеденной зале круизного теплохода. Столик сервирован на четверых. С одной стороны супружеская пара — обоим лет 45-50. Женщина очень полная. Муж не спеша ест, поглядывая на пассажиров за соседними столиками. Жена дремлет. К столику приближается молодая пара.

Жених. Наверно, вот этот наш. (Обращаясь к сидящим.) Добрый вечер. Приятного аппетита.

Усаживаются. Мужчина за столиком с большим интересом разглядывает новичков.

Муж. Спасибо. И вам. (В сторону.) Девчонка не дурна собою. (Толкает Жену в бок.) Дорогая, поздоровайся с нашими соседями по столику.
Жена. Добрый вечер. Очень рада.

Все едят. Молодые несколько зажаты. Некоторое время слышна только работа столовых приборов.

Муж. (В сторону.) М-м-м, нимфа. Как потупила взор. А парень, видать, тютя. (Молодым.) Вы уже плавали?
Жених. Нет, мы в первый раз.
Муж. Ну как вам?
Жених. Еще не очень поняли. Такое ретро. Что-то в этом есть. (Своей спутнице.) Да?
Невеста.  (Утвердительное мычание.)
Жених. О! Даже шампанское.
Жена. Только не торопитесь его выпить. Капитан будет произносить приветственный тост.
Муж. Почему решили отдохнуть таким образом?
Жених. Ну… Мы долго думали, куда поехать в свадебное путешествие; в самых красивых крепостях мы уже были, хотелось чего-то необычного; слышали очень хорошие отзывы про эти круизы; вот решились на такую экзотику.
Муж. Так вы только что поженились?
Жених. Нет. Мы решили во время круиза пожениться.
Муж (В сторону.) Невеста! (Молодым.) О! Вы не пожалеете.
Жена. Это так мило. Я каждый раз плачу. Церемонию проводит капитан. У него для этих случаев всегда особый мундир. Самый-самый, невероятный просто. Я восхищаюсь его стилистами, ведь свадьбы почти каждый раз, и это каждый раз надо что-то новое, сногсшибательное придумать.
Жених. А вы часто плаваете?
Муж. Раз в год обязательно. Это, считай, традиция у нас. Я так просто обожаю это дело. Совершенно серьезно.
Жена. По правде, я его восторгов не разделяю. Меня так сильно укачивает, мне так плохо, что я почти все время в лежку лежу в каюте. Но он так радуется этому круизу, как ребенок, что я ради него терплю. В итоге он со мной сидит, еле-еле удается его прогнать, чтобы он сходил развлечься. А то что тогда за веселье от этого круиза.
Муж. Ну что ты. Для меня рядом с тобой самый лучший отдых. Во-первых, это просто хороший отель: хорошие каюты, хорошая кухня, прекрасная винотека. Во-вторых: со вкусом составленная развлекательная программа. Да, может быть, не совсем та, какую хотелось бы таким молодым людям, как вы, но… И вода, конечно. Вода очень успокаивает; чувствуешь, как само течение жизни становится плавнее. Постоянно меняется пейзаж за окном; и он всегда великолепен; и даже одни и те же места всегда как-будто разные. Мне, как человеку имеющему некоторое отношение к визуальному искусству, это немаловажно.

Тем временем Жена снова задремала.

Жених. А чем вы занимаетесь?
Муж. Я фэшн-фотограф.
Жених. О! Как интересно. (Невесте) Да, милая?
Невеста. (Утвердительное мычание.)
Жених. Я тоже последнее время сильно увлекаюсь фотографией…
Муж. Ну, понятно, кто сегодня не фотограф.
Жених. У меня неплохо получается. (Невесте) Да, милая?
Невеста. (Утвердительное мычание.)
Муж. Понимаете, для меня вот это все: «тоже увлекаюсь», «неплохо получается» - как плевок в лицо. Сейчас каждый может позволить себе хорошую технику, но это не делает его фотографом.
Жених. Нет, конечно, я даже не сравниваю…
Муж. Так, без лишних слов: двадцать восемь эксклюзивных фэшн-сессий только в этом году. (Многозначительная пауза.) О! Смотрите, выходим из крепости. Все, теперь вокруг только дикое поле. Такой не видели ее никогда? Впечатляет, да?
Жених. (Восхищенно.) Да.
Муж. Что — да! Ты же фотограф. Беги скорей за камерой. Помогу тебе сделать настоящие фотографии.
Жених. Точно. Я сейчас. (Спешно уходит.)
Муж. Да не суетись. Успеешь. Собери там все, проверь как следует, чтобы здесь не сучить ручками потом. (В сторону.) Глядишь, заиграется —  да и позабудет вернуться.
Жених. (Возвращается.) А какую камеру взять?
Муж. У тебя их много?
Жених. Ну как… Пленочный и обычный.
Муж. О! Узнаю настоящего ценителя.
Жених. Мне кажется, что лучше пленочный.
Муж. Конечно. Неси. Пленку перезаряди, на всякий случай. Я всегда прямо перед съемкой новую заряжаю. Для уверенности.
Жених. Ага. (Уходит.)
Муж. Давай. Свет не забудь выключить. (Обращается к Невесте.)
Жених. (Возвращается.) А какую пленку?
Муж. Цветную.
Жених. Я имел ввиду чувствительность.
Муж. Четыреста.
Жених. Я все таки заряжу черно-белую.
Муж. Как угодно.

Жених уходит. Муж снова оборачивается к Невесте.

Жених. (Возвращается.) А какой объектив?
Муж. Какие есть?
Жених. (Открывает рот, чтобы перечислять.)
Муж. Второй.
Жених. Ага.

Жених уходит. Муж несколько секунд смотрит ему вслед. Решив, наконец, что на этот раз тот ушел, обращается к Невесте.

Жених. (Возвращается и садится.) Ничего не выйдет. Я только сейчас понял, что мы забыли дома фотоаппарат.
Муж. (В сторону.) Да что б тебя, гад. Издевается, что ли. (Толкает Жену в бок.) Представляешь, дорогая, молодой человек тоже фотограф.
Жена. Как  здорово. Тебе будет с кем поболтать.
Муж. Да. Но он умудрился забыть дома камеру.
Жена. Ну что же, как же вы так?
Жених. (Пожимает плечами.) По-дурацки получилось. Я все сложил, приготовил…
Жена. Вы тоже фэшн-фотограф?
Жених. Нет-нет. Фотография для меня — дополнительный предмет творчества, возможность выразить себя в чем-то еще.
Жена. Конечно, ведь для цивилизованного человека это самое главное.
Муж. И у него неплохо получается. Ты почему почти ничего не скушала?
Жена. Я боюсь мне станет нехорошо. Кажется, меня уже немного укачало.
Муж. Но ты же совсем ничего не съела. Так нельзя. Не хочу, чтобы ты осталась голодной. (Жениху.) Если не секрет, а основной какой?
Жених. Что?
Муж. Основной предмет творчества.
Жених. У нас небольшая кофейня. Горячий кофе с собой - что может быть лучше, чтобы зарядиться энергией для новых свершений каждый день.
Муж. Только два пальца в розетку. (Сам пошутил — сам посмеялся.)
Жена. Ну что ты как дикарь.
Муж. Извините меня, не удержался. Просто я каждый день прохожу мимо - ну, наверно, - сотни всяких таких кофеен. Дырка в стене из которой тебе протягивают дымящееся мерзкое пойло. И каждый мнит себя уже ресторатором. Да. Но у вас-то, я уверен, - совсем другое дело. (Тихо Жене.) Ну я прошу тебя, покушай. (Пытается покормить Жену сам, но она все равно отказывается.)
Жених. О! Вы правы: это какой-то ужас. Я не понимаю, кто решается это пить. Наш кофе — это кофе, каким он должен быть, на все сто. К нам можно зайти, посидеть. У нас великолепный авторский интерьер. Моя невеста дизайнер, это была ее дипломная работа, она получила за нее гран-при.
Муж. (Невесте.) Да вы что!
Невеста. (Утвердительное мычание.)
Жених. И у нас большой выбор эксклюзивных сэндвичей. Все я сам разработал, вы ни у кого таких больше не найдете.
Муж. (Как бы про себя, смеясь.) Да-да, сэндвичи эти тоже…
Жена. (Мужу.) Фу-фу-фу.
Муж. (Досмеиваясь.) Не обращайте на меня внимания. Ну что поделаешь! Ну что поделаешь, ну ведь я действительно дикарь.
Жена. Нашел чем гордиться.
Муж. Между прочим… Да-да. (Показывает в окно.) Видите вон там дома? Там я родился. О! Что это была за жизнь! Чем приходилось заниматься! Я был судовым механиком. Слышали когда-нибудь?

Жених и Невеста мотают головами.

Муж. Счастливые люди. На теплоходах обслуживал двигатели.
Жених. Значит, на нашем теплоходе тоже есть дикари?
Муж. Нет. Не волнуйтесь, на этих нет. Здесь все автоматизировано. Вот. Бывало и в крепость плавали. Посмотрел я тогда — и решил: так жить нельзя. Сам из себя цивилизованного человека сделал. Сам. С нуля. Лучше вам и не знать, через что мне пришлось пройти. (Опускает голову с выражением боли на лице.)
Жена. (Гладит Мужа по голове.) Маленький мой, что ты, что ты. Давно пора забыть это, как страшный сон.
Муж. Спасибо дорогая. (Целует ей руки.) Если бы не ты… Прошу, не расстраивай меня, покушай.
Жена. Правда, милый, я совсем не голодна.
Муж. Нет-нет. Я не буду спокоен. Давай. (Кормит Жену с вилки.) За п-а-а-а-почку… (Молодым.) Понимаете, я голодал - я просто не могу спокойно смотреть… (Ему явно тяжело вспоминать об этом.)

Жених и Невеста в смущении обмениваются взглядами, не зная как реагировать.

Жених. (Жене.) А вы в чем самореализуетесь?
Жена. (Говорит что-то неразборчиво с набитым ртом.)
Муж. (Продолжая кормить Жену.) Моя любезная супруга театральный критик. О! Капитан собирается произносить тост. Берите, берите бокалы. Давайте послушаем.
Жена. Даже не знаю, ты меня так накормил, еще и шампанское…
Муж. Т-с-с-с. (Всучивает ей бокал.)

Все слушают тост капитана, улыбаясь каким-то его шуткам и переглядываясь. Потом все чокаются.

Муж. За веселое приключение.

Все пьют. Муж «помогает» Жене допить до конца.

Муж. (Жене.) Покажи нашим друзьям свое искусство.
Жена. Сейчас? Но я совсем не готова.
Муж. Давай, не стесняйся. Мое любимое, из последнего.
Жена. Может быть, им совсем и не интересно.
Жених. Нет-нет, нам очень интересно. (Невесте.) Правда, милая?
Невеста. (Утвердительное мычание.)
Жена. Ну что же, слушайте ж меня: охриплый голос мой приличен тексту. Перед нами предстает культурфилософски, структуралистски осмысленный концептуальный символ параксизмов современной жизни. Потеря самоидентификации, multiple personality, каждая из которых по своему неполноценна, и объективные различия позиций которых порождают различные модальности использования категории современности, которые однако, стремятся к согласованности с общими топиками самопредставления. Следуя своему собственному нарративу, они обретают опыт объективации и самообъективации, не обладая при этом объективным знанием о самих себе и внешнем мире, к выходу в который они так стремятся. Как отдаленное эхо приближающейся эксплозии — булькающие, гортанно-урчащие, вздыхающие то гулко, то трагически, а то и иронично звуки. Самоэксплицирующий катарсический дискурс логично выливается в обильную рвоту. Здесь рвота — субстрат, сама ткань перформанса. Кропотливая работа по созданию образа выливается в поистине гениальную краткость двух-трех сочных срыгиваний. На наших глазах физиология становится метафизичной, внутри остается не просто пустота — метафизическая бездна континуально замкнутая на саму себя.

Благоговейное молчание.

Муж. (Аплодирует.) Браво! А? Каково? Неплохо, да? Который раз уже слушаю, и все еще пробирает, как в первый.
Жених. Потрясающе. А о каком это перформансе?
Жена. (В растерянности.) Это… Ну, это… Недавно прошел…
Муж. Нет, это возмутительно. Дикарь. Вы самый настоящий дикарь. До такой степени вести себя неприлично. (Жене.) Посмотри, посмотри: такое ощущение, что он даже не понимает… (Замечает, что с женой что-то не так: у нее выкатились глаза надулись щеки, она делает попытки встать.) Что такое? Сердце? (Жена отрицательно мотает головой.) Сейчас, сейчас. (Вскакивает и пытается помочь ей встать. Жениху.) Что же вы сидите? Неужели вы не видите, что мне одному не справится. Помогите мне отвести ее в каюту.

Жених тоже вскакивает. Вдвоем они уводят Жену под руки. Некоторое время за столом остается одна Невеста, она ест десерт.

Муж. (Вбегает и садится за стол. Скороговоркой.) Зачем вам этот убогий бездарный буфетчик? Вы красивы, талантливы; у вас может быть блестящее будущее. Станьте моей любовницей — вы узнаете, что такое настоящая страсть мужчины; с моей помощью, вашим креативным началом и восхитительным телом вы станете самой востребованной фэшн-моделью, я сделаю из вас звезду.

Откидывается и изучает ее реакцию. Невеста продолжает молча есть десерт. Входит Жених. Муж сползает со стула и шарит под столом.

Муж. Почему вы оставили ее там одну? Я же попросил вас побыть с ней. Никак не могу найти этот чертов ключ.
Жених. Не ищите: ключ нашелся у нее в кармане. Ее там вырвало…
Муж. (Убегает.) Бедная моя.
Жених. (Садится. Молча ковыряется вилкой в тарелке.) Аппетит пропал. Что я такого сказал, не понимаю. Чего он вообще ко мне цепляется? Все норовит поддеть как будто. Неприятный тип. (Пауза.) Тебе не кажется, что он какой-то неприятный?
Невеста. (Пожимает плечами. Отрицательное мычание.)
Жених. А по мне, так неприятный.
Муж. (Возвращается и садится.) Прогнала. Говорит: иди, доешь спокойно, успеешь еще со мной насидеться.
Жених. Я не успел извиниться перед вашей женой. Передайте ей, пожалуйста: мне очень жаль, что я так сильно расстроил ее.
Муж. Ее всего лишь укачало. Но вы, молодой человек, поражаете меня. Вам должно быть жаль, что вы такой серый. Вы, видимо, действительно не понимаете, что говорите. Творческий человек распинается перед вами, и тут… Своим вопросом вы показали, что совершенно не понимаете искусства. Причем тут этот перформанс? Какое кому вообще до него дело? На что там, на блевотину, что ли, смотреть.
Жених. Извините. (Невесте.) Ты поела? Я больше не хочу. Пойдем?

Оба встают.
Объявление. Дорогие путешественники, в нашем теплоходе что-то сломалось, он потерял управление, и течение увлекает его вперед, где вскоре он разобьется о шлюз и затонет. Мы все умрем. Просим всех собраться в обеденной зале. Наш блистательный капитан скажет вам что-нибудь ободряющее на прощание. Благодарим вас за выбор нашего круиза. До новых… А, нет, это не надо.

Жених. Что это такое? Что это значит?
Муж. Черт возьми, я надеюсь, это кто-то так самовыражается.
Жених. Это всегда так?
Муж. Конечно. Как с добрым утром.
Жених. А что потом?
Муж. Да вы что, совсем идиот, что ли? Я точно также ничего не понимаю.
Жена. (Входит. Запыхавшись.) Дорогой… Что… Что…
Муж. Ну зачем ты встала? Это, наверняка, шутка или художественная акция. Сейчас все разъяснится, давайте сядем и спокойно подождем.

Все напряженно садятся.

Муж. Капитан! Капитан!

Муж вскакивает, за ним остальные, и все устремляют взоры к Капитану.

Муж. (Кричит.) Что происходит?! Что все это значит? Ничего такого не было в программе. Моя жена больна, ей нельзя волноваться. Немедленно прекратите это…
Жена. (Пытается кричать одновременно с мужем, но у нее перехватывает дыхание.) Что… Что… Как… Это… Да это… Что…
Муж. (Всем вокруг, как будто это они кричали только что.) Тише, тише. Пусть говорит. Дайте ему сказать. Тише. Пусть скажет.
Жених. (Вдруг не сдержавшись.) Что за идиотские шутки!
Муж. Да тихо вы. Дикарь.

Все напряженно слушают.  Потом Муж спокойно садится за стол, то же делает и Жена.

Муж. Ну вот, видите: я же говорил, что волноваться нет причин. Сразу видно - настоящий капитан: как он держится, как спокоен, уверен в себе, голос твердый…
Жена. И одновременно мягкий, согревающий. Поразительно.
Муж. И эта уверенность — она передается всем окружающим.
Жена. Да, да. И стиль, безукоризненный стиль во всем. Вы обратили внимание, какой китель он выбрал для выступления? Это восхитительно. У меня нет слов. Просто нет слов. Он - настоящая икона стиля.
Жених. Послушайте, но он же сказал, что надежды нет.
Муж. Молодой человек, у нас есть уши. Вы думаете, вы лучше нас слышите? Нет. Смею вас уверить, проблем со слухом у нас нет. Да, надежды нет. Что же теперь? Ну нет надежды. Нет надежды, нет надежды, нет надежды… (и т. д. С ним случается истерика.)

Жена рыдает и руками набивает себе рот всем, что есть на столе. Невеста оседает на стул и издает протяжное тоскливое мычание.

Жених. (Мужу.) Прекратите истерику! (Трясет его за грудки.) Слышите меня?!
Муж. Что вам нужно? Идите к черту.
Жених. Вы же этот… Как его… Что-то там ремонтировали в этих штуках. Идите, скажите им. Может, у вас получится починить.
Муж. Да, да! (Порывается идти, но останавливается в нерешительности.)
Жених. (Снова трясет Мужа.) Что? Что такое?
Муж. (Грубо отстраняет Жениха и садится обратно.) Сам ты — этот.
Жених. Что? Не понимаю. (Короткая пауза, в течении которой он так и не получает разъяснений.) Вы обиделись? Простите. У меня, наверно, от волнения вылетело из головы название вашего… занятия. Ну пожалуйста. Возможно, осталось совсем мало времени. Пожалуйста, сходите посмотрите, что там сломалось. (Пауза. Орет.) Да в чем же дело?!
Муж. (С расстановкой.) Я — фэшн-фотограф. То, что я сообщил вам некоторые факты своей биографии, не дает вам право, бросать мне в лицо оскорбления.
Жених. Клянусь вам: я и не думал ничего такого бросать.
Муж. Да вы вообще, похоже, не думаете. Это все в прошлом, в прошлой жизни.
Жених. Но мы же погибнем!
Муж. Как вы не понимаете. Не может цивилизованный человек опускаться до дикаря.
Жених. По-моему, это вы не понимаете. Послушайте: скоро мы все погибнем.
Жена. (Мужу.) Милый, может быть, он прав?
Муж. Не могу я.
Жена. Всего ведь разочек, а? И мы забудем, мы никогда-никогда не будем об этом вспоминать.
Муж. Ну ты-то, ты-то как можешь? За что?
Жена. Прости, прости дуру старую. (Притягивает Мужа к себе, он разражается рыданиями у нее на груди.) Все, все, маленький мой, тихо, тихо.
Жених. Придурки. Хорошо, неужели здесь нет ни одного подходящего дикаря?
Муж. (Продолжая рыдать, мотает головой.) Я же вам говорил.
Жених. А где они есть?

Муж, продолжая рыдать, машет рукой в сторону окна.

Жених. Что? Где?
Муж. (Повторяя предыдущее действие.) На берегу.
Жених. Я поплыву на берег.
Жена. Вы с ума сошли!

Невеста вцепляется ему в руку и мычит еще более тоскливо.

Жених. (Невесте.) Не бойся, я не брошу тебя. Я приведу помощь. (Остальным.) Я неплохо плаваю. До берега не так далеко.
Жена. Да, но там же дикари.
Жених. Которые могут починить наш теплоход.
Жена. Но они же дикари.
Жених. Да что вы заладили: дикари, дикари. Не съедят же они меня.
Муж. (Перестает рыдать и отрывается от груди Жены.) Хуже. Вы можете стать одним из них.
Жених. (Такая перспектива его явно пугает. Он колеблется.) Нет, я уверен, что со мной такого произойти не может.
Муж. Я слышал в жизни подобное не раз. И ни один из тех, кто это говорил…
Жених. Я должен сделать все возможное, чтобы спасти своего близкого человека и остальных пассажиров. (Уходит.)
Муж. (После тягостного молчания. Невесте.) Должен вам сказать, милочка, что даже если он вернется, он уже не будет прежним. То, что он сделал, зная, что его ждет, это никакое не геройство. Настоящие герои - это те, кто ни при каких обстоятельствах, даже перед лицом гибели, не предает, не отступается от самого главного — от самого себя; кто никогда не сделает того, после чего он уже не сможет называться цивилизованным человеком.
Жена. (Встает. С увлажнившимися глазами и голосом.) Героям слава! (Садится, утирает слезы.)
Муж. Что отличает цивилизованного человека от дикаря? То, что он смог подняться над жизнью. (Встает и выходит из-за стола.) Дикарь вопрошает: «Зачем я живу?» И тешится надеждой, что дождется ответа. И самое страшное для дикаря — узнать, что вопрос он задает неверно; что узнай он правильный вопрос — это стало бы крахом всех его надежд. А правильный вопрос для дикаря: «Зачем меня живет?» Сказать: «Я живу», - имеет право только цивилизованный человек. Потому что он автор, постановщик и исполнитель перформанса жизни на сцене вселенной. И смерть — это его кульминация. Я чувствую, как всеми нами овладевает творческий экстаз. Такой невероятный сгусток творческой энергии должен взорваться величайшим перформансом. (Через него проходит взрывная волна от величайшего взрыва творческой энергии.) Сейчас я на глазах у всех буду совокупляться с этой юной девой.

Невеста стягивает со стола скатерть со всей посудой и ложится на стол, раздвинув ноги перед Мужем.

Жена. А я буду осенять вас своей рвотой.
Муж. (Жене.) Возможно, стоит еще подумать.

С торжественностью жреца, готовящегося к обряду, Муж разоблачается. Жена благоговейно принимает у него одежду. Он подступает к Невесте.

Жених. (Вбегает.) Я привел помощь!
Муж. (В сторону.) Нет, он точно издевается.
Жених. Что здесь происходит?
Муж. Здесь происходит художественная акция. Интересно, на что это еще по вашему похоже?
Жених. Художественная акция?
Невеста. (Утвердительное мычание.)
Жена. Перед нами предстает культурфилософски, структуралистски осмысленный концептуальный символ параксизмов современной жизни…
Жених. (Перебивает.) Да пошли вы со своими художественными акциями и перформансами. Я возвращаюсь на берег с дикарями.
Муж. Ну, что я вам говорил. Я сразу распознал в нем латентного дикаря. Уж я таких повидал на своем веку.
Жених. Они подобрали меня в воде. Они заметили, что с теплоходом что-то случилось и уже сами плыли к нам. Это прекрасные, добрые и отзывчивые люди. По утрам, когда они идут на свои рабочие места, я буду варить для них лучший в мире кофе, во время обеденного перерыва буду кормить их своими сэндвичами. Прощайте. (Уходит.)
Муж. Ну что, продолжим.
Невеста. (Отрицательное мычание. Встает и оправляется.)
Муж. Да что с вами? Неужели, то что нас спасли, такая ерунда помешает нашему творчеству?
Жена. Да как-то это не то уже, дорогой.
Муж. Такое веселье испортил, гад.

Санкт-Петербург
2015